Урок – проект по литературному чтению во 2 классе
Тема урока - проекта: Могут ли оживать шляпы?
Цели урока - проекта:
1. воспитывать и развивать ребенка через его познавательную деятельность;
2. реализовывать способности и замыслы ученика в продуктах его деятельности.
Задачи урока – проекта:
1. получить новые знания, применять их на практике;
2. формировать устойчивый познавательный интерес к чтению;
3. учить детей овладевать навыками ораторского искусства.
Этапы работы:
1. мотивационный;
2. планирующий;
3. информационно - операционный;
4. рефлексивно - оценочный.
Распределение учащихся по проектным группам:
1-ая группа – представление информации о Н. Н. Носове.
2-ая группа – подбор чистоговорок.
3-я группа – чтение в лицах отрывка произведения.
Оборудование:
1. выставка книг;
2. мультимедийный проектор;
3. учебник;
4. портрет Н. Н. Носова.
Литература:
1. Родная речь. Учеб. для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн. 1, Ч. 1 / Сост. М. В. Голованова и др. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – С. 197-202.
2. Кузнецова Н. И., Мещерикова М. И. Детские писатели (справочник для учителей и родителей) – М.: «Баллас», 1995.
3. Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс. К учебникам М. В. Головановой и Л. Ф. Климановой. М.: «ВАКО», 2005. – С. 127-130.
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведовой., М.: Рус. яз., 1989. – С. 244.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- На доске тема урока: Николай Николаевич Носов «Яавиж апялш» и портрет писателя.
II. Подготовка к восприятию.
(В класс забегает Незнайка).
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я - Незнайка! Вспомнили меня? Какие книжки вы про меня читали? А какие мультфильмы смотрели?
- Ответы детей.
- А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города?
- Это писатель Николай Николаевич Носов.
- Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.
- Посмотрите, сколько на выставке книг с его именем! Сегодня вы услышите, а затем и прочитаете интереснейшую историю, которая случилась однажды с настоящими мальчишками, а со мной вы еще встретитесь через несколько уроков. Пока, до встречи!
1. Слово учителя.
- Посмотрите внимательно на портреты. Как вы думаете, кто на них изображен?
- Николай Николаевич Носов.
- Как вы думаете, каким он был?
- Ответы детей.
Выступление учащихся 1 группы.
- Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. Писал он в то же время, когда писали К. И. Чуковский, А. Л. Барто, С. Я. Маршак и С. В. Михалков.
- Первый его рассказ «Затейники», был напечатан в журнале «Мурзилка», когда Носову было 30 лет.
- Николай Николаевич Носов писал много рассказов и повестей о таких ребятах, как мы.
- А, когда Николаю Николаевичу было 46 лет, вышла его книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появился «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».
- Но Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был рабочим, землекопом, возчиком бревен. Затем он учился в институте, где его научили снимать мультфильмы.
- Люди, которые снимают мультфильмы, называются мультипликаторы.
- Когда он был такой же как мы сейчас, он увлекался музыкой, пением и театром. А когда подрос, он интересовался химией, шахматами, электротехникой и фотографией.
- А потом появились рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Мишкина каша», «Фантазеры» и многие другие.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем читать и обсуждать рассказ Николая Николаевича Носова «Яавиж апялш».
- Кто из вас читал этот рассказ?
- Ответы детей.
- Что вы заметили и хотите мне сказать?
- Такого рассказа не существует. Это рассказ «Живая шляпа».
- Верно, мы будем читать рассказ «Живая шляпа».
IV. Первичное чтение текста и проверка восприятия.
- Сейчас я буду читать рассказ, а вы слушайте внимательно и постарайтесь ответить на вопрос: могут ли оживать шляпы?
Чтение рассказа учителем.
- Могут ли оживать шляпы?
Ответы детей.
- Почему же автор назвал рассказ «Живая шляпа»?
- Потому что шляпа накрыла кота и ползала по полу, как живая.
- Понравилась ли вам история?
Ответы детей.
- Что понравилось больше всего?
Ответы детей.
- Смешной она вам показалась или грустной?
Ответы детей.
- Кто главные герои рассказа?
- Кот Васька, Володя, Вадик.
- Чего испугались мальчики?
Ответы детей.
- Почему мы не испугались?
- Мы уже знаем, кто под шляпой.
- Как вы думаете, какие чувства испытал котенок?
Ответы детей.
V. Тренировка техники чтения.
- Подготовим язычок к чтению. Нам поможет 2 группа.
Выступление учащихся 2 группы.
ЧИСТОГОВОРКА
Ра-ра-ра – начинается (игра).
Ре-ре-ре – стоит домик на (горе).
Су-су-су – очень холодно в (лесу).
Жа-жа-жа – есть иголки у (ежа).
Аш-аш-аш – у Ирины (карандаш).
Ор-ор-ор - созрел красный (помидор).
Ир-ир-ир – мой папа (командир).
Арь-арь-арь – на стене висит (фонарь).
Ок-ок-ок – продолжаем наш (урок).
(Дети читают по слогам хором по указке учителя, затем плавно словами).
Плюх – ну – лось
Со – скольз – ну – ла
По – смот – ри
Под – прыг – нет
Рас – кра – ши – ва – ли
При – от – кры - ли
VI. Повторное чтение текста. Аналитико-синтетическая работа над содержанием текста.
- Подумайте, на сколько частей можно разделить текст?
- На 3 части.
1. Чтение текста по частям и словарная работа.
- Начинаем читать рассказ. (Первая часть)
- Какие слова в этой части вам кажутся непонятными?
- Комод.
- Кто знает, что такое комод?
- Комод – это мебель с большими ящиками.
- Какая главная мысль в этой части?
- Котенок попал под шляпу.
- Как можно озаглавить первую часть?
- Васька под шляпой.
- Читаем вторую часть.
- Какие слова в этой части вам непонятны?
- Кочерга.
- Кочерга – это толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
- Какая главная мысль во второй части?
- Мальчики испугались шляпы.
- Как можно озаглавить вторую часть?
- Мальчики испугались.
- Читаем третью часть.
- Какие слова в этой части вам непонятны?
- Ответы детей.
- Какая главная мысль в третьей части?
- Кота Ваську спасли.
- Как можно озаглавить эту часть?
- Кот Васька спасен.
2. Пересказ.
- Кто может кратко пересказ текст по пунктам плана?
- Пересказы двух учеников.
3. Беседа по иллюстрации.
- Какой эпизод из рассказа изображен на иллюстрации на странице 199?
- Найдите слова в тексте, которые соответствуют ей.
- Они раскрашивали картинки и не видели, как Васька попал под шляпу.
- А теперь найдите слова в тексте, которыми мы могли бы подписать картинку на странице 201.
- Вадик схватил Ваську и давай его обнимать.
4. Чтение в лицах.
- Перечислите главных героев рассказа.
- Володя, Вадик, кот Васька.
- Чтобы прочитать этот рассказ по ролям, сколько чтецов нам понадобится?
- Три.
- Перечислите их.
- Автор, Володя, Вадик.
- Почему вы не назвали кота Ваську?
- Коты не разговаривают.
- Как передать при чтении состояние мальчиков в начале рассказа?
- Дрожащий голос, шепот, крик, ужас в голосе.
- А в конце рассказа?
- Радостные возгласы, улыбки на лице.
(Выразительное чтение детей).
Выступление учащихся 3 группы.
VII. Повторительно - обобщающая беседа.
- Как звали котенка?
- Котенка звали Васька.
- Что Васька делал в начале рассказа?
- Сидел на комоде ловил мух.
- Как звали мальчиков?
- Мальчиков звали Володя и Вадик.
- Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой?
- Мальчики выдрали кочергу, лыжную палку, картошку.
- Какая пословица подходит для описания поведения мальчиков?
- У страха глаза велики.
VIII. Подведение итогов урока.
- С творчеством какого автора мы сегодня познакомились?
- Что вы уже знали?
- Что узнали нового?
- Что бы хотели еще узнать на следующем уроке?
- Какой рассказ мы читали?
- Понравился ли вам рассказ и чем?
Самооценка:
- У каждого из вас на партах лежат нарисованные шляпы с разными выражениями лица. Если вы очень довольны своей работой на уроке, покажите улыбающуюся шляпу. Если вы не довольны своей работой, покажите грустную шляпу.
IX. Домашнее задание.
- Подготовится к выразительному чтению рассказа «Живая шляпа».
|
На: Урок - проект по литературному чтению во 2 классе
Нина Владимировна, спасибо за проект. Как будто в детство вернулась. :) Н.Носов - детский писатель на все времена. Хотя много поучительного в его произведениях и для родителей. К сожалению, сегодня ребята больше знакомы с мультяшными героями - шреками и проч. Думаю, своим проектом Вы можете заинтересовать ребят чтением рассказов Н.Носова. И они обязательно увидят, что юмор может и должен быть добрым.
Успехов Вам! Спасибо.
На: Урок - проект по литературному чтению во 2 классе
Нина Владимировна! Прекрасный урок! Спасибо Вам! С произведениями Н. Носова мы знакомимся с первого класса. У вас проводится большая работа над текстом. Наши современные дети, к сожалению, мало читают.А Вы их заинтересовали на своём уроке. Интересную предложили самооценку. "Грустных" шляп, наверное, не было.
На: Урок - проект по литературному чтению во 2 классе
Нина Владимировна, спасибо за урок! Уверена, что дети на нём работали активно и с удовольствием. Я тоже работаю во 2 классе. Стараюсь приобщать детей к чтению. Ведь современные ученики живому общению с книгой предпочитают компьютер, просиживая за ним долгие часы. Сама неравнодушна к весёлым и поучительным рассказам Н. Носова. Часто с ребятами ходим в сельскую библиотеку, где совместно проводим внеклассное чтение, мероприятия, да и просто поменять книги. Желаю вам в дальнейшей работе творческих успехов!
На: Урок - проект по литературному чтению во 2 классе
Нина Владимировна, спасибо за урок! На мой взгляд, урок интересный, живой, познавательный. Думаю, у детей появится желание прочитать еще какое-нибудь произведение Н.Носова. Успехов Вам!
На: Урок - проект по литературному чтению во 2 классе
Нина Владимировна!
С благодарностью планирую воспользоваться Вашей разработкой для познавательных занятий с внучкой!
С уважением,
На: Урок - проект по литературному чтению во 2 классе
Работа разнообразная, на таком уроке не заскучаешь!
Валентина Ивановна Долгих
На: Урок - проект по литературному чтению во 2 классе
Уважаемая Нина Владимировна! Такие результативные формы работы по литературному чтению в начальной школе очень нужны! Такие уроки не только расширяют читательский кругозор, учат творчески мыслить, активизируют познавательность учеников, но главное повышают стремительно угасающий интерес к чтению художественной литературы. Нам, учителям-словесникам, так не хватает сегодня учеников- фантазеров, сочинителей. Спасибо Вам огромное! Успехов и новых открытий!
На: Урок - проект по литературному чтению во 2 классе
Нина Владимировна, спасибо за работу!
С уважением, Антонина Александровна