Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мезенская мастерская

Автор: 
Галина Николаевна Костина

 

 

 

 

 

Галина Николаевна Костина - мастер росписи по дереву, ведущий методист Областного центра русского фольклора и этнографии г. Новосибирска, педагог дополнительного образования, руководитель студии "Народные узоры". Имеет награды многих городских, региональных и международных выставок, среди которых выставки-ярмарки во Фрайбурге (Германия), Тулоне (Франция).

 

Художник и педагог Галина Костина работает в одном из малоизвестных направлений декоративно-прикладного жанра - росписи Русского Севера. Используя элементы мезенской, ракульской, пермогорской, борецкой, пучужской росписей, мастер и её ученики превращают предметы быта в уникальные произведения искусства.

 

В марте, на Сибирской ярмарке "Учсиб-2001" Галина Костина представила на конкурс учебно-методическое пособие с мультимедийной версией (автор О.А.Алейникова) "Мезенская мастерская", которое было отмечено Малой золотой медалью Сибирской ярмарки.

 

Лет десять назад, готовясь к очередному занятию с детьми, я просматривала альбомы по искусству, искала, чем бы увлечь моих любознательных второклассников. И вдруг наткнулась на изображение мезенской прялки. Что за чудо? Не могу оторвать взгляд и двинуться дальше. На первый взгляд примитивщина какая-то… Предельно простой геометрический рисунок выполнен всего лишь красной и чёрной краской. Фигурки животных как будто нарисованы неумелой рукой ребёнка. Откуда же силища взялась и держит меня, не отпускает? Может быть действует обилие глубокого красного цвета, всегда притягательного для русского сердца? Или бесконечные ряды ритмичных орнаментов, пульсирующих как кровь в жилах, как звёзды в небе? Почему тесные ряды оленей и коней пронизывает неуловимое движение? И почему у них такие странные тонкие ноги? Почему животные и птицы движутся только в одном направлении: слева - направо? Ещё многие "почему" привели к многолетним поискам ответов.

 

Мезенская роспись оказалась самой архаичной и малоизученной, уходящей корнями во второе тысячелетие до нашей эры. Она сохранилась в первозданном виде благодаря тому, что северные поселения на реке Мезень в Архангельской области во все времена были труднодоступны. Краткие сведения о древней росписи в научно-популярной литературе не удовлетворяли, пришлось обращаться к этнографии и археологии. Очень помогли мои занятия фольклором, так как в нём запечатлён опыт поколений в художественных музыкальных и изобразительных формах на основе образного метафорического мышления. Именно это качество фольклора таит большие возможности в работе с детьми

Материал о мезенской росписи, собранный из различных источников, а также результат собственных поисков и размышлений, помогли мне сделать эту древнейшую роспись доступной для преподавания.

 

Уже более десяти лет в Новосибирске работает "Мезенская мастерская" на основе учреждений дополнительного образования. Обучение проходят как взрослые, так и дети. Сложилась своеобразная программа формирования у детей основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, через вживание в народный календарь, а также развитие творческих способностей и задатков через освоение народной живописи Русского Севера.


Мезенская роспись - система знаний о мире, возникшая на основе образного метафорического мышления древнего человека; это детство человечества и поэтому она так интересна и доступна детям. Они чутко реагируют на красоту и информативность древней росписи, с лёгкостью проникают в самые глубинные пласты мировоззрения древних мастеров, без труда усваивают древнерусскую историю и культуру, открывают мир знаков и символов.

 

Мезенская роспись несёт огромную знаковую информацию. По содержательности мезенский декор вполне можно сравнить с древними письменами. О достоверности древних мотивов повествует прежде всего сам язык орнамента, в ряде значений полностью совпадающий с пиктографическим письмом древнего человека: то же изображение земли - горизонтальной прямой, воды - волнистой линией, солнца - кругом, огня - крестом. Мотивы и композиционное построение орнаментов показывают, что излюбленными числами были "три" и "четыре". Повсюду используются фигуры в виде треугольника, ромба, квадрата. Так изображали пространство дома, земли, поля, водоёма. По вертикали мир делился на три зоны: верх - небо, где обитают светила, облака, из которых изливается небесная вода, средний мир - земля со всем, что её населяет, а под землёй лежит подземный мир - место жизни умерших, которые, впрочем, могут попасть и на небо. Образ мира с семью главными делениями - тремя по вертикали и четырьмя по горизонтали, воплощался в строении вещей планировке домов; по такому же принципу создавалась мезенская прялка.

 

С незапамятных времён человек сделал прялку священным предметом, вложил в неё идею гармонично и мудро устроенной вселенной с её незыблемым ходом светил, с человеческой жизнью, похожей на нить, с гармонией природных явлений. Именно мезенская прялка стала нашим истинным учителем. Она сохранила в первозданном виде сложившиеся каноны древней росписи. На мезенской прялке лицевая, парадная сторона, обращённая к зрителям, расписывалась чётко по схеме, передаваемой из поколения в поколение. Несомненно, роспись носила ритуальный характер. Мастера опасались что-либо менять по своему усмотрению, чтобы не навлечь беды, хотя знания о смысле заклинаний уже утратились. "Так рисовали наши деды, и мы так рисуем", - говорят они. 

Многолетний опыт работы с детьми показал, что мезенская роспись - самая благоприятная из всех для пробуждения исторической памяти, для возникновения интереса к ремеслу росписи по дереву и ко всему народному творчеству в целом, потому что затрагивает все стороны человеческой деятельности.

Дети чувствуют себя исследователями, их волнуют тайны седой старины. Кроме того, цветовой лаконизм, простота графического изображения, схематичный контурный рисунок - создают благоприятные условия для освоения росписи, так называемую "ситуацию успеха", что даёт ребёнку уверенность в своих силах, вызывает устойчивый интерес к ремеслу росписи и мотивирует их на дальнейшее совершенствование мастерства. В прошедшем учебном году выпускники "Мезенской мастерской" выполнили много удачных работ в стиле древней росписи, участвовали в городских и областных конкурсах. Семилетняя Соня Бабаева заняла третье место в областном конкурсе "Край, в котором мы живём", представив работу "Символы Новосибирска", в которой творчески применила знания о мезенской росписи.

 

В новом учебном году предполагается научная апробация учебно-методического пособия "Мезенская мастерская". Научный коллектив Новосибирского института повышения квалификации и работников образования (НИПК и ПРО) и ДДиЮТ Центрального района г. Новосибирска обратились с заявкой на грант в Российский гуманитарный научный фонд. Планируется введение в учебный процесс мультимедийной версии учебного материала. 

В Новосибирске и в сибирском регионе уже есть несколько детских коллективов, успешно осваивающих тайны мезенской росписи. Задача состоит в том, чтобы таких коллективов стало больше. Мезенская роспись достойна широкого распространения среди поклонников русского прикладного творчества и того, чтобы встать в ряду таких знаменитых росписей, как Хохлома, Городец, Полхов-Майдан и многих других.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн