Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Информатизация образования

 

Информатизация образования Информатизация образования как деятельность (задачи и проблемы)ермин ;информация» из журналистского превратился в один из наиболее часто употребляемых в настоящее время терминов в науке, технике и быту. Это обусловлено, в частности, тем, что понятия «информация» и «знания» очень близки, а знания, осведомленность играют сегодня очень важную роль в жизни как отдельного человека так и общества в целом. Быстрое увеличение объема циркулирующей в обществе информации ставит современного человека перед проблемой умения работать с ней. Умения работать с информацией предполагает знание основных закономерностей протекания информационных процессов, которое, в свою очередь, основывается на философском осмыслении феномена информации.

Истоком интереса к феномену информации послужил кризис европейской науки, которая первоначально исходила из положения, что материя есть пассивное, инертное начало, которое можно беспрепятственно изучать и преобразовывать. Со временем стало ясно, что преобразовательская деятельность, даже при достаточном количестве энергии, имеет свои ограничения. После взрыва атомной бомбы человечество особенно серьезно задумалось о том, что его действия могут иметь непредсказуемые последствия. Постепенно пришло научное осознание факта (который на уровне религиозных воззрений был известен в глубокой древности), что каждый предмет, явление, событие имеет какой вполне определенный смысл в общей картине мироздания. Поэтому одной из главных задач современной науки стало выяснение смысловых или, иначе говоря, семантических свойств материи. Причем, большинство ученых склоняются к мысли, что в наибольшей степени семантическое свойство материи отождествляется с информацией. Другими словами, информация как философская категория отражает семантические свойства материи наряду с его энергетическим свойством.Одна из жизненных целей человека – получить как можно больше знаний, приобщиться к культуре разных народов, то есть, в конечном счете, освоить как можно больше информации. Обращение к сути объектов, в частности, в период обучения, не прихоть, не дань традиции, а безальтернативный способ удержать цивилизацию от разрушения. И чем скорее это будет осознано, тем с меньшими потерями будет достигнуто.

Слова французского дипломата Э. Талейрана «Кто владеет информацией ; владеет миром» стали сегодня не только политическим, но в большей мере экономическим, социально-образовательным лозунгом.Исторический процесс информатизации общества точно описывается с помощью последовательности информационных революций, связанных с появлением новых, для своего времени, технологий.Информационная революция заключается в изменении способов и инструментов сбора, обработки, хранения и передачи информации, приводящим к увеличению объёма информации, доступной активной части населения. Таких революций шесть. Первая информационная революция заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи. Вторая информационная революция связана с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленной человеческим обществом информации, но и повысить её достоверность, создать условия для более широкого, чем ранее, распространения информации. Третья информационная революция порождена изобретением в XV веке книгопечатания, которое многие считают одной из первых информационных технологий. Появление и развитие печатных средств массовой информации, таких как газеты и журналы, явилось результатом третьей информационной революции. Четвертая информационная революция началась в ХIХ веке. Тогда были изобретены такие средства передачи и распространения информации как телеграф, телефон, радио и телевидение. Пятая информационная революция произошла в середине XX века, когда человечество стало активно использовать вычислительную технику. Применение ЭВМ для обработки научной информации кардинальным образом изменило возможности человека по активной и эффективной обработке информации. Впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для повышения производительности интеллектуального труда. Сегодня мы являемся свидетелями шестой информационной революции, связанной с появлением глобальных телекоммуникационных компьютерных сетей и их интеграцией с технологиями мультимедиа и виртуальной реальности. <Шесть революций изменили общество. Налицо развитие и распространение информации и информационных технологий, что позволяет говорить о наличии процессов информатизации. Информатизация оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей.Очевидный прогресс в области информационных технологий повлек за собой появление в научных и научно-популярных изданиях термина «информационное общество». Некоторые ученые под информационным понимают общество, в котором главным продуктом производства являются знания. Использование такого показателя как количество накопленных человечеством знаний в качестве критерия для присвоения обществу статуса информационного общества оправдано, поскольку по некоторым оценкам, с начала нашей эры первое удвоение накопленных человечеством знаний произошло к 1750 году, второе – к началу ХХ века, третье – уже к 1950 году. Начиная с 1950 года, общий объем знаний в мире удваивался каждые 10 лет, с 1970 года – каждые 5 лет, а с 1991 года – ежегодно. Это означает, что на сегодняшний день объем знаний в мире увеличился более чем в 250 тысяч раз.История формирования информационного общества содержит в себе историю зарождения и развития новых видов человеческой деятельности, связанных с информатизацией. За последние годы в обществе появились специализированные профессиональные группы людей, связанные с обслуживанием компьютерной техники и процессов обработки информации (операторы, программисты, системные аналитики, проектировщики и т.п.), оказанием консультативных, научно-информационных и других услуг подобного рода. Очевидно, что возникновение новых научных и профессиональных направлений требует специализированной системы подготовки кадров, в которой не только содержание, но и методы и средства обучения должны соответствовать реалиям соответствующего этапа информатизации общества. адачам информатизации общества и всех его сфер, к числу которых относится и образование, уделяется повышенное внимание государства. Необходимость системного государственного подхода к процессу развития информатизации общества начало осознаваться в начале 90-х годов прошлого века.Относительно широкое определение понятия «информатизация» дал в своих публикациях академик А.П. Ершов. Он писал, что «информатизация – это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности». При этом А.П. Ершов подчеркивал, что информация становится «стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию». В то же время, по заключению ЮНЕСКО, информатизация – это широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития.Очевидно, что с одной стороны оба указанных определения не противоречат друг другу, и, с другой стороны, определяют, в том числе и информатизацию сферы образования, являющейся одной из областей деятельности человека.Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер. При этом важно понимать, что информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Вторая – в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.Исторически информатизация образования осуществляется по двум основным направлениям: управляемому и неуправляемому.Управляемая информатизация образования имеет характер организованного процесса и поддерживается материальными ресурсами. В ее основе лежат обоснованные общепризнанные концепции и программы.

Неуправляемая информатизация образования реализуется снизу по инициативе работников системы образования и охватывает наиболее актуальные сферы образовательной деятельности и предметные области.Как известно, министерством образования и науки Республики Казахстан ведется работа по компьютеризации школ, подключению их к Интернету и телефонизации. В настоящее время обеспеченность компьютерной техникой организаций среднего общего образования составляет 21 учащийся на 1 компьютер с учетом мультимедийных кабинетов, в сельской школе – 20. К сети Интернет подключено 96% общеобразовательных школ, в том числе сельских Послании Президента народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» подчеркнуто: «Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов. ...Развивать практику обучения в режиме он-лайн..., предусмотреть создание системы специальных классов естественно-научного профиля».

С 2007 года в учебный процесс организаций образования внедряется система «он-лайн обучения». Программа представляет собой комплекс из пяти интерактивных предметных кабинетов, два из которых являются универсальными. В них могут проводиться уроки математики, истории, географии, астрономии, а также три предметных кабинета естественно-научного цикла по физике, химии и биологии. Они оснащены специальным компьютеризированным лабораторным оборудованием, позволяющим проводить эксперименты и демонстрации по программе средней школы, получать и обрабатывать их результаты в цифровом виде на компьютере учителя. Мобильный компьютерный класс представляет собой «класс на колесах», оборудованный компьютером учителя, 14-ю компьютерами учеников и точкой беспроводного доступа, что позволяет быстро и легко разворачиваться в любом помещении в локальную беспроводную сеть.

Вместе с тем, надо иметь в виду, что информатизация – это не только компьютеры и все, что с ними связано! Это насыщение образования информацией, источниками и информационными технологиями. В этих понятиях компьютеры не фигурируют! Поступление новых бумажных книг в библиотеку школы – это тоже информатизация. Поэтому и средства не всегда компьютерные. В слове информатизация не «зашито» компьютеризация. Информатизация – шире. Во-вторых, большая ошибка считать информатизацию образования только лишь процессом. Процесс может идти и стихийно, и не всегда приводить к цели. Процессу невозможно научить. Правильнее под информатизацией понимать деятельность человека, целенаправленную деятельность, т.е. придерживаться вышеприведенного нами определение информатизации образования. Тогда ей можно учить педагогов. Люди должны быть частью такой деятельности и от них все зависит.

Существует две основные проблемы, тормозящие информатизацию: неготовность педагогов к работе с использованием средств информатизации и низкое качество содержательного наполнения, несвязность, несоответствие методическим системам обучения образовательных информационных ресурсов. Обратите внимание, что отсутствие компьютеров, Интернета и т.п. – это не проблема на самом деле. Выделят деньги и компьютеры купятся, проблема будет решена. Но сколько случаев, когда компьютеры и сети есть, а с ними не знают что делать (не умеют и нет ресурсов). Речь идет не о том, что не умеют «кнопки нажимать» – этому научиться несложно – курсы, книги и т.п. А вот как учить с использованием средств информатизации, чтобы эффективность обучения повышалась – вот это проблема! Этого почти никто из педагогов не знает, хотя пользоваться компьютером могут.

Информатизации образования как деятельности надо учить и настоящих, и будущих педагогов. Все, без исключения, студенты педагогических вузов (математики, информатики, историки, литераторы и др.) должны пройти подготовку в области информатизации образования. В педвузах! Как учат методике, так надо учить и информатизации образования.

Информатизация образования – это не только информатизация обучения. Это информатизация учебной деятельности, контроля и измерения результатов обучения, внеучебной деятельности и процессов воспитания, научно-исследовательской и научно-методической деятельности, а также организационно-управленческой деятельности. Все это должно информатизироваться взаимосвязано и параллельно, без перекосов.

Ресурсы и технологии должны проходить комплексную экспертизу качества. Их использование должно быть не по принципу – чем больше, тем лучше, а в ответ на потребности системы образования, там, где они на самом деле дадут эффект. Не должно быть как сейчас – разрабатывается ресурс, а никто не задумывается, где и как он будет использоваться, нужен ли он. Нате вам ресурс, и сами придумывайте как им пользоваться. Надо сначала построить или понять методическую систему обучения школьников, в том числе методику обучения, потом выявить потребности в ресурсах, потом только делать эти ресурсы с учетом всего перечисленного.

Производство и накопление различных информационных ресурсов и технологий для учебных заведений порождает целый ряд проблем педагогического характера. Прежде всего, следует отметить очевидное отсутствие какой-либо системы в разработке, накоплении и практическом использовании разрозненных информационных ресурсов педагогического назначения. Как правило, подобные средства никак не связаны между собой и неоправданно дублируют одну и ту же информацию, что очень часто приводит к содержательным и методологическим коллизиям. Средства информатизации, используемые в рамках одного учебного заведения, требуют принципиально различных методических и технологических подходов, накладывают существенные требования на знания и умения обучаемых, что отрицательно сказывается на эффективности учебного процесса.

Еще одной проблемой, связанной с хаотичностью разработки и использования информационных технологий и ресурсов в учебном заведении, является практическая невозможность универсальной подготовки педагогических кадров, способных комплексно использовать преимущества информационных технологий в учебной, внеучебной и организационно-педагогической деятельности.

Эти и другие проблемы характерны для любого учебного заведения. В этой связи Казахский национальный педагогический университет имени Абая не является исключением. В связи с этим в КазНПУ им. Абая создается Концепция, на основании положений которой можно было бы объединить в одну унифицированную систему информационные ресурсы и технологии, используемые во всех сферах деятельности университета. В Концепции отражаются теоретико-педагогические и методологические аспекты построения и использования информационной образовательной среды университета, имеющие особое значение в связи с необходимостью формирования у каждого будущего специалиста определенного уровня информационной культуры, адекватного требованиям современного информационного общества. Кроме этого, Концепция должна отражать компонентный состав, теоретические подходы и системы требований к информационной образовательной среде КазНПУ им.Абая, описывать возможные пути интеграции и унификации информационных ресурсов, включаемых в состав такой среды, затрагивать вопросы их соответствия методическим системам обучения в университете, а также вопросы дальнейшего вхождения информационной образовательной среды КазНПУ им.Абая в состав общеказахстанского информационного образовательного пространства.

Нельзя не отметить, что в большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность обучения школьников и студентов. В то же время любой опытный педагог подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование средств информатизации никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект.

Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно. Кроме того, обучение корректному и оправданному использованию средств информационных и телекоммуникационных технологий должно войти в содержание подготовки педагогов в области информатизации образования.

Основными целями подготовки педагогов в области информатизации образования должны стать:

·         ознакомление с положительными и отрицательными аспектами использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании;

·         формирование представления о роли и месте информатизации образования в информационном обществе, видовом составе и областях эффективного применения средств информатизации образования, технологий обработки, представления, хранения и передачи информации;

·         ознакомление с общими методами информатизации, адекватными потребностям учебного процесса, контроля и измерения результатов обучения, внеучебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности учебных заведений;

·         формирование знаний о требованиях, предъявляемых к средствам информатизации образования, основных принципах оценки их качества, обучение педагогов стратегии практического использования средств информатизации в сфере образования;

·         предоставление дополнительной возможности пояснить обучаемым роль и место информационных технологий в современной мире;

·         обучение формирующемуся языку информатизации образования (с параллельной фиксацией и систематизацией терминологии).

В качестве основных направлений, систематизирующих содержание подготовки, должны быть отобраны сущность, цели и особенности информатизации образования, технические средства и технологии информатизации образования, методы информатизации образовательной деятельности, основы формирования информационных образовательных сред и информационного образовательного пространства, вопросы формирования готовности педагогических кадров к профессиональному использованию информационных технологий.

По поводу стандарта учебного предмета «информатика».

Проведение научного анализа функционирования предметного стандарта 2002 года и обоснование необходимых изменений, предполагаемых при разработке новых стандартов переходного периода немыслимо без учета исторически совместного развития до 90 годов, даже до второй половины 90 годов, прошлого века образовательного процесса вместе со всеми странами СНГ, входящими в СССР.

При этом надо обратить внимание на следующее:

·         Развитие методической системы обучения информатике для Республики Казахстан должен характеризоваться наряду с усилением общеобразовательной значимости фундаментализацией обучения школьной информатике.

·         При разработке стандартов начального, базового и профильного образования по информатике необходимо соблюдение целостности.

·         Несмотря на существование учебников по информатике для раннего обучения, необходимо еще раз пересмотреть их в соответствии новому стандарту начального общего образования, отбор содержания для обучения информатике в начальной школе в рамках учебного модуля «Информатика».

·         Следует особо отметить при создании Госстандарта по информатике и при разработке методической системы обучения не учитываются особенности Республики Казахстан, то есть не соблюден дидактический принцип культуросообразности, т.е. максимально возможное использование в обучении и воспитании учащихся элементов национальной культуры РК. Обучение информатике, с учетом сказанного, будет способствовать формированию национального самосознания школьников, осознанию самобытности нации, пониманию ее места в мировом культурном сообществе нации и народов.

·         Необходимо строго следить за систематизацией имеющихся и формированием новых, а также единством терминов по школьной информатике на государственном языке.

·         В связи с введением профильного обучения на старшей ступени школы в настоящее время разработано достаточно много программ профильных и элективных курсов по информатике и основанных на них учебников. В рамках этих разработок, как правило, основной упор делается лишь на углублении знаний в области информационных технологий, обеспечение прикладных профильных курсов информатики, направленных на подготовку к практической деятельности. Необходима дальнейшая разработка фундаментальных профильных курсов по информатике.

·         Очень важно в новых стандартах переименовать название курса «информатика» на «информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», что точно и четко характеризует суть этого курса.

·         Изучить опыт разработки стандартов нового поколения России и других стран СНГ и практиковать привлечение соответствующих специалистов из стран СНГ для разработки нашего стандарта.

·         Изучить и использовать различные теоретико-методологические подходы и методы к разработке образовательных стандартов в мировом масштабе.

Тенденция такова, что количество государственноязычных школ (6000 казахский язык и смешанных из всех 8000 школ РК) стало больше чем русскоязычных и увеличивается быстрыми темпами. А это требует не только казахификацию, если так можно выразиться, компьютеров (уровень и масштабы которой не должно быть не ниже русифицирования компьютеров!) и локализацию, по крайней мере, учебных программных средств на государственный язык. А еще требуется разработка методической системы обучения информатики и информатизации образования для школ и учебных заведений с государственным языком обучения. Но это ни в коем случае не означает нарушение единства образовательного пространства, например, с Россией, если бы они не были разными и не было бы вопроса об единстве образовательного пространства. Надо понимать: разные государства – возможны разные подходы, а цель одна. Не все придется точь в точь перекопировать или перевести методы обучения информатике и информатизации образования.

В компьютерной сфере казахификация— то же, что локализация, но применительно к казахскому языку: приспособление программного и аппаратного обеспечения к отображению и вводу знаков казахской письменности, создание казахскоязычного интерфейса и т. п. А локализация (англ. localization) — перевод и адаптация элементов интерфейса, вспомогательных файлов и документации.

Задача локализации не исчерпывается только переводом, более того, перевод как таковой обычно занимает скромное место в процессе локализации программного обеспечения. Типичными задачами адаптации являются использование национальных символов письменности, применение принятых национальных форматов, а также правил алфавитной сортировки текстов и т.д. А дизайн и разработка программного обеспечения должны учитывать соображения локализации самым серьезным образом. Отметим, что обеспечение корректности лексики в соответствии с правилами целевого, в нашем случае казахского языка, является требующей решения задачей в процессе локализации.

Все это, а также существующая практика обучения информатике и информатизации образования в нашей республике говорят о непременной необходимости усиления и ускорения локализации программных средств для образовательных целей.

Что такое информатизация образования?

Особенности развития современного общества

Современное состояние общества характеризуется кардинальными изменениями в научно-технической, политической, экономической, социальной и культурной сферах, вызванными быстрым распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это проникновение ИКТ в различные сферы человеческой деятельности называют информатизацией.

Информатизация – это одна из важнейших идей, порожденных особенностями развития современной цивилизации, которая прочно стала достоянием массового сознания.

Информатизация привела к возникновению «общества глобальной компетентности», характерными особенностями которого являются:

·  объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые два-три года;

·  ежедневно в мире публикуется 7000 научных и технических статей;

·  объем информации, пересылаемой через искусственные спутники Земли в течение двух недель, достаточен для заполнения 19 миллионов томов;

·  в индустриально развитых странах учащиеся к моменту окончания средней школы получают больше информации, чем их бабушки и дедушки за всю жизнь;

·  в последующие три десятилетия произойдет столько же изменений, сколько их было за последние три века.

Новый социальный заказ системе образования

Изменения в экономике влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки выпускника школы. На первый план выходят умения:

·  коммуникативные,

·  критическое и системное мышление,

·  умение работать в команде,

·  постановка и решение задач, проектное мышление,

·  социальная ответственность и адаптируемость,

·  саморазвитие и самореализация,

·  творческий потенциал и любознательность,

·  информационные и мультимедийные умения.

Приоритетом деятельности современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и использования ИКТ, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.

Этот процесс инициирует:

·  совершенствование и создание новых технологий управления системой образования;

·  совершенствование хранения и распространения педагогического общества;

·  создание и внедрение новых методических систем обучения;

·  совершенствование отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания;

·  создание и использование новых методик контроля и оценки уровня знаний;

·  создание глобальной системы открытого образования.

Информатизация как техническое оснащение

Выделим несколько основных направлений информатизации образования.

Информатизация как техническое оснащение. Для данного направления информатизация образования – это процесс оснащения учреждений системы образования компьютерной техникой, программным обеспечением и средствами телекоммуникаций с целью обеспечения доступа к современным ИКТ всем участникам образовательного процесса: учащимся, педагогам, и родителям.

Минимальное типовое пространство образовательного учреждения (ОУ) должно включать следующие цифровые зоны (Рис. 1).


 

Рис. 1. Цифровые зоны ОУ

Цифровые зоны образовательного учреждения

Зона предметного изучения ИКТ (компьютерный класс). Первая зона представляет собой учебную аудиторию, состоящую из 13 – 15 компьютеров и сервера, интегрированных в локальную сеть ОУ. Она необходима для проведения учебных занятий и внеклассной работы учащихся и педагогов.

Зона информационных технологий обучения. Учебная аудитория, в которой должны присутствовать: современный компьютер, подключенный к локальной сети школы и имеющий доступ к глобальным информационным ресурсам, мультимедийный проектор, подключаемый к компьютеру. В данной аудитории можно проводить уроки по различным предметам с использованием ИКТ, не загружая компьютерный класс.

Административная зона. Эта зона предназначена для эффективного использования ИКТ в управленческой деятельности. У каждого сотрудника администрации автоматизированное рабочее место (АРМ) укомплектовано компьютером, средствами доступа к ресурсам глобальных сетей и унифицированным программным обеспечением, позволяющим осуществлять оперативное управление, использовать в работе общую базу данных и выводить любые формы отчетности.

Информационно-коммуникативная зона. Эта зона охватывает:

·  Медиатеку. Медиатека это библиотека электронных учебных изданий, методических материалов учителей, творческих работ учащихся ОУ. Выделение в самостоятельное структурное подразделение позволит проводить занятия кружков, факультативов, творческих лабораторий.

·  Учительскую. Учительская оснащена как минимум одним компьютером, позволяющим получать оперативную управленческую информацию и осуществлять ввод первичных данных.

·  Информационный терминал. Одно или несколько компьютерных мест в специальном кабинете для родителей. На компьютеры выводится информация по школе в целом и по ученикам, обеспечивается возможность заочных консультаций с учителями и администрацией школы.

Все эти компоненты должны быть объединены в локальную компьютерную сеть ОУ, и иметь возможность обмена данными с глобальными компьютерными сетями.

Информатизация как создание информационного образовательного пространства

Информатизация как создание единого информационного образовательного пространства. В данном случае информатизация образования – это процесс объединения при помощи глобальной сети Интернет учреждений и структур системы образования с целью обеспечения для всех участников образовательных процессов равных возможностей:

·  в доступе к образовательной информации;

·  в получении образовательных услуг.

Пути создания условий единого информационного пространства:

·  обеспечение информационной целостности и совместимости всех данных;

·  обеспечение совместимости с современным программным обеспечением;

·  создание единого информационного пространства в каждом образовательном учреждении путем объединения персональных компьютеров в локальную сеть.

Под информационным пространством ОУ понимают специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающихсистемную интеграцию ИКТ в образовательный процесс с целью повышения его эффективности.

Единое информационное пространство ОУ выполняет несколько функций.

Информационная функция выполняется за счет наличия единой базы данных, содержащей учебный план, сведения об учениках, сведения об учителях, расписание, электронный журнал, разнообразные отчеты и другие аспекты учебно-воспитательного процесса.

Образовательная функция выполняется за счет использования в учебном процессе цифровых учебных курсов, представленных на CD, в Интернете, экранных наглядных материалов, курсов собственной разработки.

Коммуникативная функция выполняется за счет возможности общения с учениками, родителями, коллегами посредством сайта образовательного учреждения, электронной почты, электронной доски объявлений и др.

Школьный сайт как средство построения информационного образовательного пространства

Сайт школы является важным звеном информационного пространства ОУ.

Web-сайт – группа Web-страниц, связанных вместе единой темой, общим стилем оформления и взаимными гипертекстовыми ссылками.

Web-страница документ во «Всемирной паутине», содержащий:

·  форматированный текст;

·  мультимедийные объекты (графику, звук, видеоклипы);

·  ссылки на другие Web-страницы или другие ресурсы сети Интернет;

·  активные компоненты, способные выполнять работу на компьютере клиента по заложенной в них программе.

Определим, основные цели школьного сайта.

1.  Сайт как координационная точка внутришкольного взаимодействия. В этом случае сайт будет обслуживать внутренние потребности ОУ, и его структура и информационное наполнение будут отличаться от сайта, размещенного во всемирной сети. Содержание сайта в большей степени будет интересно участникам образовательного процесса только данной школы. Появляется возможность больше места на сайте отводить внутренней учебной и административной жизни школы.

2.  Сайт как визитка школы. Такой сайт:

§  выполняет функцию визитной карточки школы – со своим уникальным стилем и характерной для данной школы формой подачи материала;

§  отражает своеобразие педагогической системы школы, специфику реализуемых в школе образовательных программ;

§  устанавливает контакты с образовательными и деловыми кругами.

3.  Школьный сайт как элемент более глобальной образовательной интернет-системы. В таком качестве сайт может работать одним из информационных субъектов, комплекс которых может отражать динамически меняющуюся образовательную картину в рамках района, города, региона.

Школьный сайт должен обеспечивать функционирование следующих ресурсов:

·  ftp-сервер как электронное хранилище образовательных ресурсов (CD, презентации, тесты, иллюстративный материал, музыка, видео, …);

·  форумы как способы решения (обсуждения) педагогических, методических и других проблем, инициатив;

·  World Wide Web как средство получения необходимой информации из любой точки Интернета;

·  E-mail как способ оперативного обмена электронной документацией.

Структура сайта образовательного учреждения

В среднем, хороший школьный сайт:

·  содержит справочную информацию, интересующую родителей при поступлении ребенка в школу (в том числе об учителях, учебных программах, традициях);

·  отражает происходящие в школах события (праздники, конференции, конкурсы);

·  отражает в развитии постоянно действующие направления в работе школы (школьный музей, участие в проектах и др.);

·  предоставляет возможность ученикам и учителям размещать свои творческие работы и материалы;

·  содержит элементы дистанционной поддержки обучения (например, виртуальный консультационный пункт);

·  представляет учреждение международному сообществу;

·  Поддерживает личные страницы учеников, учителей.

Информатизация Образования

в широком смысле — комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; в узком — внедрение в учреждения системы образования информац. средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информац. продукции и пед. технологий, базирующихся на этих средствах (см. Компьютеризация обучения).
И. о.— часть процесса информатизации общества, которую можно рассматривать как один из определяющих факторов поворота к высокоорганизов. стадии цивилизации. Информатизацию общества принято связывать с чинформац. взрывом» (С. Лем), сущность к-рого состоит в экс-потенциальном нарастании кол-ва социально значимой информации (науч., технол., культурной и др.). Это явление наметилось в кон. 18 в., когда переработка всей новой информации стала практически непосильной для одного человека. Наиб, широкие масштабы этот процесс принял в 20 в. Социально-экон. предпосылкой «информац. взрыва» является быстрое развитие производит, сил, к-рое, с одной стороны, приводит к увеличению информац. потоков для осуществления более эффективного управления экономикой, с другой — связанный с развитием производит, сил рост производительности труда влечёт за собой высвобождение людей из сферы пром. и с.-х. произ-ва и создаёт основу для расширения сферы информац. произ-ва. Возникает повышенная потребность в развитии произ-ва ин-формац. средств для создания, передачи, хранения, обработки, тиражирования информации и автоматизации информац. процессов. Такая потребность обусловила' возникновение наряду с традиционными информац. технологиями, базирующимися в основном на «бумажном» (книги, газеты и т. п.) и «плёночном» (фото, кино) представлении информации, новых информац. технологий (НИТ), в основе к-рых лежат электронные средства информации. Среди последних особую роль сыграли ЭВМ (компьютеры) и аудиовизуальные электронные средства (телевидение, видео и др.). Термин «новые информац. технологии» всё чаще связывается с использованием ЭВМ в сочетании с разнообразными «периферийными» устройствами (дисплей, принтер, устройства для преобразования данных из графич. и звуковой форм представления информации в числовую и обратно и др.).
Новые информац. технологии не вытесняют традиционные — кол-во «бумажной» и «плёночной» информации продолжает нарастать, поэтому процесс информатизации не сводится только к внедрению НИТ. Постепенно складывается многоуровневая система представления информации на разл. носителях и в разл. знаковых системах, в к-рой тесно взаимодействуют традиционные и НИТ.
Наряду с развитием информац. структур происходит процесс «семиотиза-ции» общества — появление и развитие многочисл. знаковых систем, благодаря к-рым образуется многокомпонентное «информац. поле», представляющее собой специфич. информац. окружение человека (сочетание текстов, графич. изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений и др.). Возникает проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в обществе.
Теоретич. основой информатизации общества является информатика. Этот термин трижды вводился в рус. науч. лексикон. В 60-е гг. 20 в.— для обозначения науч. дисциплины об организации поиска и накопления науч.-техн. информации. Другое его значение было привнесено из франц. яз. (informatique—информац. автоматика) и определяло науку об автоматизир. процессах передачи, обработки, хранения информации на базе ЭВМ. Такое пониманиетермина близко к англ. Computer science («компьютерные науки»). С 80-х гг. происходит качеств, изменение в понимании термина «информатика», связанное с осмыслением понятия «информатизация», к-рое стало «одной из активных точек роста философской науки последних десятилетий» (А. П. Ершов). Под информатикой понимается система знаний, относящихся к произ-ву, переработке, хранению, поиску и распространению информации в самых разнообразных её аспектах в природе, обществе, техносфере.
Среди специфич. социально-пед. проблем центр, место занимает противоречие между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Попытки разрешить это противоречие приводят к отказу от абс. образоват. идеала («всесторонне развитой личности») и замещения его социально-детерминиров. образоват. идеалом — макс, развития способностей человека к самореализации. Необходимо при этом обеспечить человеку право выбора направлений образования, что обусловливает введение достаточно ранней дифференциации обучения и создание систем непрерывного образования. Реализовать идею непрерывного образования возможно, лишь подготовив необходимые условия для самообразования: создание организац. и правовой основы для доступа к разл. источникам информации, формирование и развитие у человека способностей, связанных с её поиском, обработкой, восприятием, пониманием, использованием. Человек, не владеющий информац. технологиями, лишается одного из адаптац. механизмов в динамично развивающемся социуме. Информац. средства и технология становятся своего рода информац.органами, «продолжениями» человека (X. М. Мак-Люэн). Возникает проблема формирования и развития информац. культуры индивида (см. Ме-диа-образован ие).
В СССР термин «И. о.» в сер. 80-х гг. употреблялся в узком смысле. В 1988 группой учёных под руководством акад. А. П. Ершова была разработана первая отеч. концепция: И. о., в к-рой выделен ряд направлений: формирование компьютерной грамотности как элемента общеобразоват. подготовки человека; обучение проф. использованию НИТ; развитие содержания и методов обучения на основе НИТ; использование НИТ в качестве орудий труда; НИТ и спец. педагогика; досуговое применение ЭВМ; ЭВМ в управлении образованием. Были намечены осн. этапы И.о.: первоначальное ознакомление выпускников ср. и высш. уч. заведений и педагогов с возможностями ЭВМ; развёртывание комплекса исследований форм и методов использования ЭВМ в уч. процессе; отработка организац. и техн. вопросов создания пед. программных средств и др.; в 90-х гг.— широкое распространение форм творческой работы учителей и учащихся с использованием вычислит, техники; организация массового эксперимента по применению ЭВМ в обучении, создание систем компьютерной связи между учреждениями образования и др. В дальнейшем предполагался массовый переход к изучению общеобразоват. дисциплин с использованием вычислит, техники на всех ступенях образования; ввод в действие общедоступных баз данных для поддержки систем заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации; создание интегрированной компьютерной системы управления учреждениями образования и др. Концепция зафиксировала сложившийся к кон. 80-х гг. уровень представлений о процессе И. о., компьютеризации обучения и информац.-техн. и организац. аспектах, оставив в стороне психол., социальные и др.
В 1990 была создана уточнённая концепция И. о. (Б. Е. Алгинин, Б. Г. Киселёв, С. К. Ландо, И. С. Орешков, В. В. Рубцов, Б. Г. Семянинов, А. Ю. Уваров, Д. С. Черешнин и др.), отражавшая более общее понимание процесса И.о., его связь с информатизацией общества. Выделялись перспективные для целей образования компоненты НИТ: компьютерные лаборатории, средства телекоммуникаций (компьютерных, аудиовизуальных и др.), оперативной полиграфии, системы интерактивного видео и др. Авторы иначе трактовали и ближайшие этапы И. о., не уточняя их временных границ: массовое освоение новых информац. технологий, развёртывание исследо-ват. работы по их пед. внедрению; активное освоение и фрагментарное введение средств НИТ и на их основе — новых методов и организац. форм уч. работы в традиц. уч. дисциплины; изменение структуры содержания образования на всех его ступенях и метод, аппарата обучения на основе НИТ. Предусматривались неск. направлений изменения содержания образования, разработка качественно новой модели подготовки члена «информац. общества» —развитие способностей к коммуникации, творческой деятельности и др. Поворот к более широкому пониманию И.о. стимулировал исследования закономерностей этого процесса. Было установлено, что разл. звенья структуры ср. уч. заведений неодинаково «предрасположены» к разл. компонентам И. о. Наиб, потребность в компьютеризации испытывают структуры поддержки уч.-воспитат. процесса: системы управления уч. заведениями, информац.-пед. служба (библиотеки, медиа-теки), пед. и мед. службы. Интенсивное включение аудиовизуальных средств в процесс обучения более успешно проходит в рамках предметов гуманитарного цикла и биологии. Учителя принимают в основном три направления применения ЭВМ: компьютер как информац. средство для подготовки к занятиям (поиск, отбор, создание, тиражирование информации); средство диагностики, тренинга, коррекции знаний, умений и навыков учащихся; средство возможного облегчения работы с пед. документацией. Функции обучения учитель оставляет за собой.
Практика информатизации ср. школ поставила ряд проблем. Одной из наиб, острых (помимо материальных и организационных) является проблема «сопротивления учителей»-внедрению НИТ в процесс обучения, вызванная противоречием между коллективными формами обучения, характерными для классно-урочной системы, и индивидуализацией обучения, стимулируемой персональными ЭВМ. Др. проблема — вероятное уменьшение межличностных контактов за счёт расширения обращения к обезличенной информации. Эта проблема, в частности, связана с феноменом «хакерства» — появлением категории людей, стремящихся погрузиться в иллюзорный мир на экране компьютера, активно взаимодействующих с ним, но оторванных от реального мира. Важный круг проблем связан с правовыми основами распространения информации в системе образования: права учащихся на получение информации, защита от использования информации об учащихся др. лицами ему во вред и от несанкциониров. доступа к шк. базам данных; авторское право, и, в частности, использование в образоват. целях информации, на к-рую наложен запрет на бесплатное распространение; защита информации от преднамеренной и непреднамеренной порчи (особенно актуальная в связи с появлением компьютерных «вирусов») и др.
Лит.: Коренной А. А., Информация и коммуникация, К., 1986; Суханов А. П., Мир информации. История и перспективы, М., 1986; его же, Информация и прогресс, Новосиб., 1988; Ершов А., Шк. информатика в СССР: от грамотности к культуре, «Информатика и образование», 1987, № 6; В о p о б ь е в Г. Г., Твоя информац. культура, М., 1988; Концепция информатизации образования, под ред. А. Ершова, М., 1988; Семенюк Э. П., Информатика: достижения, перспективы, возможности, M., 1988; Грищенко В., Д о в-гяло А., Пути развития информатизации образования, «Информатика и образование», 1989, № 6; Компьютеры в шк. образовании социалистич, стран: состояние и перспективы, М., 1989; Шатров А., Ц е-венков Ю., Проблемы информатизации образования, «Информатика и образование»,
1989. № 5; Информатика и культура, Ново-сиб., 1990; Концепция информатизации образования, «Информатика и образование»,
1990. № 1; Рейзема Я. В., Информатика социального отражения, М., 1990; Уваров А., Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра, «Информатика и образование», 1990, № 4; Информац. технология в университетском образовании, М., 1991; Наука и технология в образовании 1990-х гг.: сов. и амер. перспективы, М., 1991; Сергеева Т., Новые информац. технологии и содержание обучения (на примере предметов естеств.-науч. цикла), «Информатика и образование», 1991, № 1.
А. В. Шариков.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн