Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сказкотерапия как социально-педагогическое средство развития и воспитания личности школьника

Фото пользователя Марина Валентиновна Зайчикова
Submitted by Марина Валентиновна Зайчикова on вс, 27/05/2012 - 17:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Зайчикова М.В.
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 1 г. Покров, педагог - психолог

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> Применение сказкотерапии в работе классного руководителя на всех этапах обучения ребенка.</p>

Сказкотерапия как социально-педагогическое средство развития и воспитания личности школьника

 

Только через метафору раскрывается материя, ибо нет бытия вне сравнения, ибо само бытие есть сравнение

(О. Мандельштам)

Использование сказки в учебно-воспитательном процессе органично вписывается в воспитательную систему школы. Функции воспитательной системы школы:

  • Смыслообразование – определяет смысл существования и деятельности в социокультурной среде учителей, учащихся, родителей;
  • Коммуникация – определяет характер отношений в этой среде;
  • Актуализация человеческого качества всех субъектов образовательного процесса;
  • Защита индивидуальности – обеспечивает сохранение и развитие индивидуальности учителей, учащихся, родителей;
  • Регулирование – регулирует влияния внешней среды всех субъектов образовательного процесса;
  • Разрешение противоречий между учителями, учащимися, и родителями;
  • Интеграция учителей, учащихся, родителей в единый субъект воспитания.

Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи образования, она развивается и в настоящее время.

Если спросить наших соотечественников, в чем они нуждаются более всего, часто можно услышать ответ — в деньгах. Удовлетворение этой потребности порождает особый стиль жизни, оставляя в ней все меньше места сказочному. И кажется, что сегодня уж точно «не до сказок». Думая так, мы можем действительно забыть о том, что об этой ситуации есть немало сказочных историй… Однако подобный стиль жизни и взаимоотношений несообразен внутренней природе человека и поэтому приводит к стрессу. Неудача, потеря, разочарование либо озлобляют человека, либо заставляют задуматься о том, чему раньше уделялось лишь незначительное внимание. И здесь на помощь взрослому и подростку приходит психотерапевтическая сказка. Она несет в себе живое человеческое УЧАСТИЕ и МУДРОСТЬ. И это то, в чем на самом деле больше всего нуждается человек.

Как строится процесс сказкотерапии в данном случае? Читая сказку, размышляя о ней, человек, пока на бессознательно-символическом уровне, «запускает» собственные созидательные процессы. Пройдет некоторое время (у каждого в свой срок), и начнет положительно меняться состояние, отношение к себе и окружающему миру; актуализируются творческие возможности и силы, конструктивно изменяющие жизнь.

Сказкотерапия как направление современной практической психологии

Есть еще немало людей, у которых термин «сказкотерапия» вызывает улыбку и отношение как несерьезному, «детскому» методу. Но сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.

Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывалось у ребенка благополучно (заботливые родители и педагоги читали, рассказывали сказочные истории, совместно их обсуждали), то в бессознательном маленького человека формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций. То есть набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве Мира и пр. Если сказочные и мифологические истории не обсуждались с ребенком, а просто читались или рассказывались, этот «банк», эти знания находятся в ПАССИВНОМ состоянии. Это тоже прекрасно, ибо РЕСУРС успешной социализации в любом случае у ребенка имеется.

Если же взрослые нашли в себе силы и мудрость обсуждать с ребенком сказочные истории, осмыслять ЖИЗНЕННЫЕ УРОКИ, ища параллели с реальными явлениями, то «банк» знаний о Мире переходит в АКТИВНОЕ состояние. Что это значит? Ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями; размышляет о своем ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ, исследуя собственные способности и возможности; осознанно и неосознанно проявляет созидательные ипостаси души.

Сказочное восприятие мира характеризуется ощущением гармонии и радости, которое вспоминает человек, когда ему удается «вырваться на природу». И только неся в себе энергию этого ощущения, человек может проявить себя как созидатель и творец.

Эти соображения дают основания определить предмет сказкотерапии как процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Сегодня сказкотерапию признали как особое явление в человеческой культуре, как мультидисциплинарную систему, как носителя важнейшей информации. Сказкотерапия – это не просто направление психологии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

Особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие с учеником на ценностном уровне. Психологические, культуральные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы. Ведущими идеями сказкотерапии являются:

  • осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
  • понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
  • познание разных стилей мироощущения;
  • осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
  • внутреннее ощущение силы и гармонии.

Дети младшего возраста, путешествуя по сказке, «мудреют», познают жизнь, приобретают социальные навыки.

У подростковсте активно «включается» левое полушарие, поэтому  аура «сказочности» при работе с подростками и взрослыми должна быть «дозированной».

Для подростков и взрослых особенно важны когнитивный и творческий аспекты сказкотерапии. Анализ сказок (когнитивный аспект) позволит изменить или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации, соприкоснуться с духовными ценностями. Сочинение, рисование, изготовление кукол, драматизации сказок (творческий аспект) позволят высвободить творческую энергию воображения. Все это силы, которые помогут подростку и взрослому конструктивно изменять свою жизнь.

Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно еще и тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Не выявлено ограничений и по шкале «нормальное — отклоняющееся развитие»: сказкотерапия «работает» и с «нормально развивающимися», и с «альтернативно развивающимися» людьми (имеются в виду особенности интеллектуального, психофизического и сенсорного развития). Однако имеются особенности применения сказкотерапии в области дефектологии. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но… в каждом случае свои комбинации, акценты, «посылы».

Современная сказкотерапия «трехлика»:

-  «лик» диагностический (арсенал проективных методик для исследования человека);

-  «лик» воздействующий

-  «лик» профилактический (или развивающий).

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных.

И еще один секрет метода состоит в следующем: в сказкотерапии важно действие, но еще более важно ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующий развитие ребенка. Развитие, не зависящее от психолога или педагога. Собственное РАЗВИТИЕ.

Как работать с авторскими психотерапевтическими сказками

Психотерапевтические сказки, к которым относятся авторские сказки, библейские и суфийские притчи и другие истории, особенно полезны, если есть необходимость:

Функции психотерапевтических сказок:

— Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории ребенка и дополняет ее общечеловеческой информацией.

— Сказка позволяет актуализировать вытесняемые учеником моменты личной истории.

— Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.

— Сказка отображает внутренний конфликт человека и дает возможность размышлять над ним.

— Сказка является символическим «буфером» между учеником  и педагогом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление.

— Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.

— Сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).

При использовании психотерапевтических сказок важно помнить о трех вещах:

— уместность:

— искренность:

— дозированность

Рассказывание психотерапевтической сказки — это всегда сокращение «дистанции» с учеником. Следовательно, от сказкотерапевта требуется проявление открытости и искренности.

Особенности  работы со сказкой:

  1. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.(пример: психологические сказки для детей начальной школы)
  2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала (в начальной школе применяется)
  3. Проигрывание эпизодов сказки. Постановка сказки в классе, проигрывание тех или иных эпизодов дает каждому ученику возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и отреагировать накопившиеся эмоции. (пример: классный час, проведенный мною в 9 «А» классе по формированию представлений о жизненных идеалах (сказка «Пять ступенек счастья»))
  4. Использование сказки как притчи-нравоучения, которая с помощью метафоры подсказывают человеку вариант решения проблемы.
  5. Творческая работа по мотивам сказки:

А) Анализ. ( О чем сказка? Кто из героев больше всего понравился и почему? Почему герои совершили те или иные поступки? Что произошло бы с героями, если бы они не совершили тех поступков, которые описаны в сказке? и т.д.)

Б) Рассказывание сказки. (развитие фантазии, воображения, способности к децентрации).

В) Переписывание сказки (если ребенку что-то не нравится в сюжете, событиях, ситуации, конец сказки)

Г) Сочинение сказки. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета.  Главный герой появляется в доме (семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, птправляясь в путешестие. Во время странстий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло, возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития его личности. Сюжеты сказок должны содержать возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соответствующего решения. Характеры положительных и отрицательных героев должны представлять собой сильные и слабые стороны личности человека.

Психотерапевтические сказки побуждают к размышлению. Часто это процесс длительный. Поэтому нельзя «перегружать» ребенка сказками, чтобы он не утратил к ним чувствительность.

 В заключении напомним о спецефическом действии сказки: сказка способствует повышению уверенности в себе и в своем будущем, поскольку позволяет становаться на позицию героя произведения и преодолевать стояцие на его пути препятствия, выбирая наиболее подходящие пути и способы из множества выборов.

Ушинский К.Д. писал «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, остованных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.»

Доктор Балу (Андрей Владимирович Гнездилов) —доктор медицинских наук, профессор, почитаемый учеными разных стран. Андрей Гнездилов — подвижник и общественный деятель, организовавший первый хоспис. Андрей Гнездилов — неутомимый исследователь и «генератор» новых методов в психотерапии: сказкотерапии, имидж-терапии, терапии колокольным звоном и пр.

Психотерапевтическая сказка Андрея Гнездилова — это бережное прикосновение к Душе человека, поддержка его на Пути, мягкая форма приобщения к духовному знанию. Взгляд Сказочника — это взгляд человека, способного понять и принять тайные стороны внутренних процессов, поддержать в добрых и духовных поисках, разделить боль и подарить радость.

 


Скачать + смотреть онлайн

видео 2022