Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мастер-класс 2. Роль портрета в литературе и живописи

Выберите действие:

Фото пользователя Светлана Владимировна Федотова
Submitted by Светлана Владимировна Федотова on Fri, 29/06/2012 - 09:40

Класс:  9

 

ФИО ведущих мастер-класса:

Александрова Галина Николаевна

Капустина Светлана Николаевна

Павлова Надежда Сергеевна.

 

Цель: развитиеэмоционального восприятия произведения искусства, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры.

 

Задачи:

– формирование начального понятия портрета и его роли в художественном произведении;

– совершенствование умения чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;

– воспитание средствами искусства нравственных и эстетических чувств у учащихся.

 

Ожидаемые результаты: в результате изучения темы у учащихся должно сформироваться представление о роли портрета в литературе и живописи, его особенностях.

 

1.      Ввод в тему:  чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Портрет». (ссылка 1)

 

2.      Слово учителя: Понятие красоты относится к категории вечных ценностей. Но для каждой эпохи и для каждого народа оно свое. О том, как менялось  представление о красоте в целом и красоте человека в частности, мы можем судить по портрету в произведениях литературы и живописи. Давайте вспомним, что означает слово «портрет».

 

3.      Словарь: в  академическом «Словаре русского языка» портрет -– 

1) изображение определенного человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии;

 

2) описание внешности персонажа в литературном произведении; общая характеристика, характерные черты кого-либо.

 

В «Словаре литературоведческих терминов» понятие портрета следующее: описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, одно из средств создания художественного образа.

 

4.      Задание для разминки:

·       Создайте синквейн к слову портрет на основе данных определений.

·       Используя следующие характеристики, составьте антонимичные пары и сделайте вывод об эволюции портрета в искусстве:

1)      статичный                                                  5) динамический

2)      экспозиционный                                      6) психологический

3)      социально-типический                          7) индивидуально-неповторимый

4)      нормативно-заданный, условный       8) ситуативный

 

5.      Ролевая игра (участники заранее разделены на группы на основе свободного выбора)

Задание:

Писатели: используя предложенные для работы фрагменты художественных произведений, назовите особенности портрета в литературе, объясните, для чего нужен портрет героя в художественном произведении. (ссылка 2)

 

Художники: используя предложенные для работы репродукции картин, назовите особенности портрета в живописи, объясните, что может рассказать  о герое портрет. (ссылка 3)

 

Искусствоведы: сравнив предложенный фрагмент из художественного произведения с иллюстрацией к нему, сделайте вывод об общих и отличительных особенностях портрета и его роли в литературе и живописи. (ссылка 4)

 

6.  Сформулируйте общий вывод о роли портрета в произведениях литературы и живописи.

 

7.      Оценивание полученных результатов.

Проанализируйте свою работу и оцените ее по  следующим параметрам и критериям:

 

Тему занятия усвоил - "отлично "- "хорошо" - "удовлетворительно"

 

Предложенные задания выполнил - "отлично" - "хорошо" - "удовлетворительно"

 

В группе чувствовал себя  - "отлично" - "хорошо" - "удовлетврительно"

Прикрепленный файл Size
Ссылка 1.docx 51.56 KB
Писатели.docx 18.12 KB
Художники.docx 353.52 KB
Искусствоведы.docx 61.65 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

На: Мастер-класс 2. Роль портрета в литературе и живописи


Познакомившись с мастер-классом, я пришла к некоторым выводам: наглядность – это не цель, а средство обучения, развитие мышления учащихся. Возможно  использовать наглядность не только в качестве иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемной ситуации, но нужно следить, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношения причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.
Живопись обладает исключительно сильным воспитательным потенциалом. Она учит чувствовать другого человека,  сердцем воспринимать тончайшее движение его души. Желаю дальнейших успехов.
Жарова Е.Е.,  Бритвина Н.Н., Шестакова М.Р. Думенко В.Н., Чернова Т.В., Терехова Л.В.
 




Фото пользователя Ирина Ивановна Ермоленко

Жукова Е. С., Козлова Л. В., Ермоленко И. И.


Ответ на задание №4:

Портрет,

Психологический, индивидуально-неповторимый.

Характеризует, знакомит, радует.

Неча на зеркало пенять.......

Образ.

 

Ответ на задание №5:

Особенности портрета в литературе:

  • Знакомство с внешностью героя,
  • знакомство с внутренним миром

Особенности портрета в живописи:

  • Внешность
  • Знакомство с эпохой,
  • Указание на социальную принадлежность,
  • Способы времяпрепровождения изображенного,

 

Общее для портрета в живописи и литературе:

  • Знакомство с внешностью,
  • Социальная принадлежность героев.

Различие особенностей портрета в живописи и литературе:

  • Живопись не может отобразить внутренний мир героя во всех его проявлениях.

 

Ответ на  вопрос №6:

Портрет  в литературе и в живописи позволяет подробно познакомиться с внешностью,

эпохой и социальной принадлежностью героя. Но живопись, в отличие от литературы, не

дает полного представления о внутреннем мире персонажа.

Ирина Ермоленко 



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн