Официальный сайт ufa-check 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок по русскому языку "Значения суффиксов" 2 класс УМК "Начальная школа "XXI век"

Submitted by Людмила Вячеславовна Мазурова on Fri, 29/06/2012 - 16:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мазурова Людмила Вячеславовна
Место работы, должность: 
ГБОУ лицей №265 учитель начальных классов
Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по русскому языку (1 часть, автор С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.);
-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по литературному чтению(1 часть, автор Л.А.Ефросинина);
-справочник по литературному чтению «Книгочей»;

Используемая методическая литература: 

Иванов "Методика преподавания русского языка . 2 класс"

Используемое оборудование: 

-ноутбук, проектор, презентация к уроку;
-карточки для индивидуальной работы и работы в парах;
-таблицы с суффиксами и значениями суффиксов

Используемые ЦОР: 

-презентация "Значения суффиксов"

Краткое описание: 
Урок по русскому языку во 2 классе по теме "Значения суффиксов" (УМК "Начальная школа XXI век").

 

I.

 

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Организационный момент.
- Прозвенел уже звонок,
  Нам пора начать урок.
- Проверьте готовность к уроку.
-Что особенного приготовили к уроку? (карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в паре)

-Вспомните правила работы в паре.

Сообщение темы и задач урока.

-На предыдущем уроке мы начали изучение темы «Суффикс» и на сегодняшнем  уроке мы продолжим изучение этой темы. Сегодня мы узнаем о новых значениях суффиксов и научимся находить суффиксы  в словах, используя алгоритм (на доске таблица с задачами) (слайд №1)

 

Чистописание.
1)-Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной букв И,  и  и соединений с этими буквами. (Слайд №2)

Ии  ии  ие  ик  ил  ищ  ит (возможны варианты безотрывного письма и письма с отрывом)

- Найдите сочетания, которые могут быть суффиксами.
2) Игра с суффиксами.
-Кто это? (кот) (Слайд №3)
- Если посмотреть на него через увеличительное стекло мы увидим, что это не кот, а ….. котище.
-Как кот превратился в котище?
-Какое значение придал суффикс –ищ- слову?
- А как превратить  в  маленького кота?          Котик  (Слайд №4)

-Какое  значение придал суффикс –ик- этому слову?

Аналогично разбираются слова домик-дом-домище
-Запишите слова и выделите суффиксы.

 

Закрепление знаний о суффиксе.

-Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое.

-Найдите верные утверждения и подчеркните их.  (Слайд №5)

(задание на индивидуальных карточках)

 

1)      Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова..

2)      Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

3)      Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

4)      Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.

 

Проверка выполнения задания (поставить +, если верно).

-Какой информации о суффиксе не хватает? Что можно сделать?  (обратиться к правилу на стр.101) (как обозначается в слове)

-Обобщите все предложения и прочитайте правило, что такое суффикс.

-Расскажите правило друг другу (работа в парах).

После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначу  уголком
Называю …(суффиксом).
-Подведём итог. Что сейчас делали? Эти знания помогут нам в дальнейшей работе.

 

Работа над новым материалом.

1.Откройте учебники и найдите урок №48 (стр.103-106)

2. Найдите упражнение №1. Прочитайте задание. (Слайд №6)
-Прежде чем читать  это произведение,  давайте вспомним, что такое басня. Кому трудно, обратитесь к справочной литературе или к учебнику по литературному чтению.

-Найдите в литературном справочнике «Книгочей» или в учебнике по литературному чтению  определение, что такое басня?

-Как работать со справочником? (работа в парах) (Слайд №7)

-Прочитайте баню.

-Почему это произведение можно назвать басней? Докажите.

-Чему учит эта басня? (обсуждение сначала с соседом, затем в классе).

-Обратите внимание на текст.  Что необычного заметили?  (выделенные слова)
-Выпишите эти слова в столбик.

- Подумайте, от каких слов образовались выделенные слова?

-Какое значение приобретают слова с суффиксом –еньк-?

- Запишите еще 2-3 слова с таким же суффиксом.

3.Кластер. Выведение алгоритма нахождения суффикса в словах.

 

-Всё на свете из чего-либо состоит. Облако – из капель воды.  Лес – из деревьев.
Наша речь состоит из …. (предложений), предложения состоят из … (слов). А слова имеют свой строительный материал. -Вспомните из каких частей состоят  слова.

Заполнение кластера. (Слайд №8)

 

 

                                                      Части слова

 

       
   
 
 

Корень                                       Суффикс                                Окончание

 

           
     
 

Общая часть                        для образования                   для изменения

родственных слов             новых слов                              формы слова

 

-Посмотрите на схему и подумайте как найти суффикс в слове? Давайте попробуем вывести алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове. (Слайд №9)

Ветерок - ?

1. Найти окончание(изменить слово). Изменим слово – ветерки, ветерка, ветерку. Значит в слове ветерок нулевое окончание.

2. Найти корень (подобрать родственные слова). Ветер, ветреный, ветрище. Значит в слове ветерок корень ветер.

3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием). Значит в слове ветерок суффикс

 –ок-.

- Работа в парах.  Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах .  (Слайд №10)

-Проверка на доске
-Какую из поставленных на уроке задач мы выполнили?

Физкультминутка(зарядка для пальцев и глаз). (Слайд №11, 12, 13)

 

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

1. Найдите упражнение №3. Прочитайте задание. Обратите внимание на подсказку. С помощью каких суффиксов  можно образовать ласковые формы имён.
-От первых трёх имён образуйте ласковую форму.

 Проверка.
-К какой категории значений суффиксов мы можем отнести эти суффиксы? (к уменьшительно-ласкательным)

2.Давай подумаем. (Слайд №14)

Серёжа написал:»Лидачка» и обозначил суффикс –чк-, так как слово образовано от слова Лида;»Алёшинька», потому что сочетания  жи –ши надо писать через и. Учитель назвал такие ответы ошибочными. Почему?

3. Образование отчеств.
-Рассмотрите схему образования отчеств.  (Слайд №15)
-Можно ли образовать отчества от женских имён? Почему?

-Какие суффиксы используют для образования мужских отчеств, а какие для женских? (добавить новые суффиксы на доску).
-Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы (работа в группах): (слайд №16)
Андрей -
Роман -
Кузьма –

-Проверка.

-Запиши своё отчество, выделите суффикс.

-Какое значение имеют суффиксы –евн-, -овн-. –ич-, --евич-, -ович-, иничн-.
-Выполнили ли мы вторую задачу на уроке?

 

Итог урока.

-Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?
-На карточках у вас есть таблица. Определите, что вы понимаете, знаете и умеете. Если ответ «да» поставьте в кружке галочку. (Слайд №17)
-Понимаю, что такое суффикс.
-Умею находить суффикс в слове.

-Знаю три значения, которые может иметь суффикс.
-Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов.
-Положите карточки в папку по русскому языку. И следующий урок русского языка мы начнем с разбора трудностей возникших на сегодняшнем  уроке.

Домашнее задание.
Стр.107 упражнение №2.

 

 

Положительный настрой на урок.
Сравнение.
Способы взаимодействия.

 

 

Целеполагание (постановка учебных задач)

 

 

Сравнение и анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждение.

 

 

 

 

 

 

 

Поиск информации,

анализ,  обобщение.
Умение работать в паре.

 

 

 

 

 

Подведение промежуточного итога.
Оценка.

 

Поиск необходимой информации (умение пользоваться справочной литературой), анализ, умения выражать свои мысли и объяснять свой выбор.

 

 

 

Прогнозирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение.

 

 

 

Планирование учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

Контроль.

Сравнение и анализ.

 

Сравнение, установление аналогий.

 

 

 

Рассуждение

 

 

 

 

Контроль.

 

 

 

Оценка.

 

 

 

Умение оценивать свои знания в соответствии с поставленной целью.

 



Фото пользователя Елена Савельева

На: Урок по русскому языку "Значения суффиксов" 2 класс УМК "Нач


Большое спасибо за урок.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн