Официальный сайт panajotov 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по обществознанию 6 класс

Размещено: Павел Александрович Ивкин - пт, 31/08/2012 - 12:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ивкин Павел Александрович
Место работы, должность: 

МБОУ ДСОШ №2 учитель истории и обществознания 

Регион: 
Красноярский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
учебно-тематический план
Краткое описание ресурса: 
<p> Рабочая программа по обществознанию в 6 классе на основе авторской программы А.И. Кравченко.&nbsp;</p>

 

 

Пояснительная записка

к рабочей программе по обществознанию 6 класс

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.

Цель программы – содействие выработке системы жизненных ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей уча­щихся отроческого (подросткового) возраста, рабочая программа призвана решать следующие задачи:

  • создать содержательные и организационно-педагоги­ческие условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опы­та практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
  • способствовать усвоению на информационном, прак­тическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
  • помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отно­шения к правилам общежития, трудового и учебного вза­имодействия, способствовать личностному самоопределе­нию;
  • содействовать освоению на информационном и эм­пирическом уровне основных социальных ролей в преде­лах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, соб­ственник, потребитель, гражданин);
  • обеспечить практическое владение способами полу­чения адаптированной социальной информации из раз­личных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
  • предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него ос­новных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориенти­ровки в социальной информации;
  • помочь формированию осведомленности и практи­ческому освоению конструктивных способов учебной и со­циальной коммуникации, при котором достигается толе­рантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

Распределение учебной нагрузки Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов по 1 часу в неделю в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение обществознания по базисному учебному плану в 6 классе.

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Раздел 1. Общество и человек

7

3

Раздел 2. Экономическая сфера общества

6

4

Раздел 3. Социальная сфера общества

3

5

Раздел 4. Политика и право

7

6

Раздел 5. Духовная сфера общества

3

7

Раздел 6. Ребенок в обществе

4

8

Контрольные работы

4

 

Итого

35

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 6 класс. – М.: Русское слово, 2011г.

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальная; - групповая; - фронтальная.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

·         устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по задан­ной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование);

·         письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата, тестирование).

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания ученик 6 класса должен знать/понимать:

  • сущность общества, его происхождение и развитие, исторические ступени, которые прошло человечество;
  • взаимосвязи человека, общества и природы;
  • сущность и основные проявления четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;
  • место ребенка в современном обществе, его взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

Уметь:

·      получать социальную информацию из разнообразных источников;

·      решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

·      давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.

3.      Учебно-тематический план

Наименование раздела

Кол-во часов

Контр. работы

Введение

1

 

Раздел 1. Общество и человек

7

1

Раздел 2. Экономическая сфера общества

6

1

Раздел 3. Социальная сфера общества

3

 

Раздел 4. Политика и право

7

1

Раздел 5. Духовная сфера общества

3

 

Раздел 6. Ребенок в обществе

4

 

Резерв

4

1

Итого

35

 

4.      Содержание учебного курса предмета

     Раздел IОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

      Тема 1. Что такое общество?Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Обще­ственная жизнь. Роль общества и общественной жизни в станов­лении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество». Общество — целостный социальный организм. Четыре глав­ные сферы общественной жизни: экономическая, политиче­ская, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер обще­ственной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.

Тема 2. Происхождение и развитие человекаСпособность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении челове­ка из животного мира, его превращении в существо обществен­ное, социальное. Человек — биосоциальное существо. Совершенствование орудий труда. Появление речи. Разви­тие мышления человека. Изменение форм объединения древ­них людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека

Тема 3. Исторические ступени развития обществаВыделение ступеней развития общества по способу добыва­ния средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как пере­ходная форма хозяйствования от добывания готовых природ­ных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Об­щество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Инду­стриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.

Тема 4. Современное обществоСовременное производство. Научно-техническая револю­ция. Современные средства транспорта и связи. Информа­ционная революция. Глобальная компьютерная сеть — Интер­нет. Состав современного общества. Мегаполисы — символы нашего времени. Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

Тема 5. Человечество как сумма поколенийПоколение. Взаимоотношение поколений в разные истори­ческие эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная куль­тура. Культурное наследие.

Тема 6. Человек, общество, природаВзаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и при­роды в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.

Раздел IIЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 7. Что такое экономика?Происхождение понятия «экономика». Сущность экономи­ки. Экономика как главное условие и основной источник обес­печения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ре­сурсы. Экономика как способ рациональной организации хо­зяйственной деятельности. Организация производства. Затра­ты производства. Производитель. Потребитель.

Тема 8. РынокРынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произве­денных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости раз­личных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.

Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес?Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его раз­новидности: производственный, финансовый, страховой; круп­ный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы ор­ганизации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.

Тема 10. Домашнее хозяйствоДомашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семей­ный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейно­го бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбаланси­рованный семейный бюджет. Дефицит бюджета. Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Ма­лоимущие семьи и государственная социальная помощь.

Тема 11. Экономическая деятельность подростковТруд детей в разные исторические эпохи. Современная «мо­лодежная экономика». Российское законодательство об эконо­мической деятельности несовершеннолетних. Распростране­ние ответственности родителей за действия своих несовершен­нолетних детей в экономической сфере. Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.

Тема 12. Труд с точки зрения законаПраво на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безрабо­тицы. Гарантии государства защиты от безработицы. Регулятор трудовой деятельности — Трудовой кодекс Рос­сийской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовер­шеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работ­ника и работодателя. Условия расторжения трудового дого­вора. Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст. Особенности правового регулирования труда несовершен­нолетних.

Раздел IIIСОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 13. Социальная структура обществаОбщество как система. Социальные группы: малые и боль­шие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность — нищета.

Тема 14. СемьяСемья — малая социальная группа. Функции семьи в обще­стве. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обще­ством. Законодательная охрана брака и семьи. Двухпоколенные и многопоколенные семьи.

Тема 15. Правила и нормы поведения в обществеСоциальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Мане­ры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.

Раздел IVПОЛИТИКА И ПРАВО

Тема 16. Государство и гражданеГосударство — фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних госу­дарств. Развитие государств в различные исторические эпохи. Демократические и недемократические государства. Мо­нархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство. Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государ­ственный флаг; Государственный гимн. Государственные сим-„ волы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.

Тема 17. Право на службе человекаПраво. Различные источники выражения права. Норматив­ные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановле­ния. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.

Тема 18. Конституция — Основной закон страныКонституция как главный закон государства. История воз­никновения и развития Конституции. Конституция Россий­ской Федерации 1993 года. Конституция — закон прямого дей­ствия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ — глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) — Парламент России. Депутаты. Прави­тельство Российской Федерации — высший орган системы ис­полнительной власти. Принцип разделения властей (законода­тельной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.

Тема 19. Право и правопорядокЗаконность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы вну­тренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.

Тема 20. Как защититься от несправедливостиСуд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, го­родские или областные, мировые). Арбитражные суды. Кон­ституционный суд. Способы защиты от несправедливости. За­прещение самосуда.

Раздел VДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 21. Наука и образованиеСущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образова­ние, его значение в жизни людей. Функции образования. Само­образование. Самовоспитание. Право на получение образова­ния как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.

Тема 22. МоральМораль как норма, регулирующая поведение человека в об­ществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нрав­ственность человека.

Тема 23. Идеал и ценностиИдеал как образец, высшая цель стремлений. Материали­сты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт цен­ностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совер­шает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.

Раздел VIРЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ

Тема 24. Ребенок в семьеДетство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отно­шение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.

Тема 25. Взаимоотношения детей и родителей

Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре ос­новных метода воспитания — решения принимаются: 1) исклю­чительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то деть­ми, а иногда совместно. Конфликты между детьми и родителями: причины, пути ре­шения.

Тема 26. Ребенок в школеИстория школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее обра­зование, основное общее образование, среднее (полное) обра­зование. Общедоступность и бесплатность получения гражда­нами России общего среднего образования. Обязательность по­лучения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.

Тема 27. Друзья и ровесники  Дружба. Отношения дружбы. Верность

  1. График контрольных работ

Четверть

Дата по плану

Дата факт.

Тема

1

 

 

Контрольная работа № 1: «Общество и человек»

2

 

 

Контрольная работа № 2: «Экономическая сфера общества»

3

 

 

Контрольная работа № 3: «Политическая сфера общества»

4

 

 

Итоговая контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


№ п/п

Тема и подтема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки

учащихся

Дата проведения

План

Факт

1.

Что такое общество?

1

Вводный

урок

Знать: понятия «общество»,«страна», «государство»; сферы общества (эко­номическая, по­литическая, духовная, соци­альная), их характеристику; что такое сооб­щество, органи­зации, трудовые коллективы, се­мья, школа

 

 

2.

Общество

1

Урок изучения нового материала

 

 

3.

Происхождение и развитие человека

1

Комбини-

рованный

урок

Знать: определения «прогресс», «орудия труда», «соци­альный про­гресс», «техни­ческий прогресс»; измене­ние образа жиз­ни людей, совершенствование орудий труда

 

 

4.

Исторические ступени развития общества

1

Комбини-

рованный

урок

Знать об основных заняти­ях человека в первобытном обществе

 

 

5.

Современное общество

1

Урок беседа

Знать, что такое современ­ное производст­во, его отличи­тельные черты

 

 

6.

Человечество как сумма поколений

1

Комбини-

рованный

урок

Знать процесс роста населения на Земле, поня­тия «человечест­во», «культурное наследие»

 

 

7.

Поколения вещей

1

Урок изучения нового материала

Знать процесс роста населения на Земле, поня­тия «человечест­во», «культурное наследие»

 

 

8.

Человек, общество, природа

1

Комбини-

рованный

урок

Уметь объяснять взаимо­связь природы и общества; ха­рактеризовать экологические проблемы. Знать способы защиты природы, организа­ции, реализую­щие эти задачи. Знать понятия и термины

 

 

9.

Контрольная работа № 1: «Общество и человек»

1

Повт.-обобщ.

урок

Знать материал темы «Человек

и общество»

 

 

10.

Что такое экономика?

1

Комбини-

рованный

урок

Знать, кто такие производители, потреби­тели, предпри­ниматели, ме­неджеры; опре­деления эконо­мики

 

 

11.

Рынок

1

Комбини-

рованный

урок

Знать, что такое товары и услуги, рынок, договор купли-продажи, деньги и операции с деньгами

 

 

12.

Что такое предпринимательство и бизнес?

1

Урок-

практикум

Знать основные определения

урока, стадии развития капи­тализма

 

 

13.

Домашнее хозяйство

1

Комбини-

рованный

урок

Знать основные определения урока; знать, как формируются и распределяются налоги; возмож­ности организа­ции труда ре­бенка

 

 

14.

Экономическая деятельность подростков

1

Комбини-

рованный

урок

Знать, что такое молодежная экономика, кар­манные деньги, возможные спо­собы подрост­ковых заработ­ков

 

 

15.

Труд с точки зрения закона

1

Урок-

практикум

Знать, как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового пра­ва; особенности труда несовер­шеннолетних, труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей, обязан­ности граждан

 

 

16.

Контрольная работа № 2: «Экономическая сфера общества»

1

Повт.-обобщ.

урок

Знать материал темы «Эконо­мическая сфера»

 

 

17.

Социальная структура общества

1

Урок практикум

Уметь характе­ризовать соци­альные отноше­ния, социальные группы. Знать понятия и термины

 

 

18.

Семья

1

Урок-беседа

Уметь характе­ризовать основ­ные нормы пра­вовых основ брака; называть основные нормы этики семейных отношений; ха­рактеризовать семью как ма­лую группу. Знать понятия

и термины

 

 

19.

Правила и нормы поведения в обществе

1

Комбини-

рованный урок

Урок проверки знаний

Знать основные правила и нор­мы поведения в обществе, меры ответственности за нарушение

общественных норм, методы борьбы с общественно-опасными явле­ниями, способы формирования здорового об­раза жизни

 

 

20.

Государство и граждане

1

Комбини-

рованный урок

Знать историю понятия «граж­данин»; опреде­ления гражда­нина и граждан­ства; что такое закон «О граж­данстве»; отли­чительные чер­ты Российского государства

 

 

21.

22

Право на службе человека

2

Комбини-

рованный урок

Урок практикум

Знать понятия: право, источники права, их от­личительные черты; историю зарождения пра­ва, права и обя­занности несо­вершеннолет­них, право на собственность, право на обра­зование, поня­тия ответствен­ности, преступ­ления и уголов­ной ответствен­ности

 

 

23.

Конституция – основной закон страны

1

Комбини-

рованный урок

Знать понятие «конституция» и значение кон­ституции в го­сударстве, историю создания Конституции РФ, порядок принятия и из­менения Кон­ституции. Знать содержание и форму основ­ного закона РФ; что такое власть по Конституции РФ, разделение властей, Прези­дент, Совет Фе­дерации, Госу­дарственная ду­ма, местное самоуправление

 

 

24.

Право и правопорядок

1

Урок-игра

Знать понятия:правопорядок, законность, правоохрани­тельные органы (и их функции), судебные орга­ны, юридическая защита; знать, в чем состоит необходимость установления и сохранения порядка и законности в стране, роль граждан в сохранении правопорядка

 

 

25.

Как защититься от несправедливости?

1

Комбини­рованный урок

Знать различ­ные источники нарушения прав граждан, спосо­бы защиты прав, принципы и по­рядок деятель­ности судов в РФ

 

 

26.

Как можно защититься от несправедливости?

1

Урок-игра

Знать различ­ные источники нарушения прав граждан, спосо­бы защиты прав, принципы и по­рядок деятель­ности судов в РФ

 

 

27.

Контрольная работа № 3: «Политическая сфера общества»

1

Повт.-обобщ.

урок

Знать материал темы «Политика и право

 

 

28.

Наука и образование

1

Комбини­рованный урок

Знать, что та­кое наука и на­учные знания, система наук, естественные науки, общест­венные науки, опрос, наблюде­ние, экспери­мент, измерения

 

 

29.

Мораль

1

Комбини­рованный урок

Знать, что такое мораль, об­щественное мне­ние, его влияние на человека; сходства и от­личия морали и права, представ­ления о добре и зле в разные исторические эпо­хи, соотношение права и добра

 

 

30.

Идеал и ценности

1

Комбини­рованный урок

Знать определения: идеал, идеалист, идеа­лизация, герой; что такое веч­ные идеалы, конкретные идеалы, опреде­ление ценно­стей; что такое вечные ценно­сти, ценности семейной жиз­ни, конфликт ценностей, нравственная дилемма. Знать ценности подростков, три этапа нравствен­ного развития

 

 

31.

Ребенок в семье

1

Урок-беседа

Знать опреде­ления: «детст­во», «мир детст­ва», отличие взрослых и де­тей, три стадии детства, их ха­рактеристику

 

 

32.

Взаимоотношения детей и родителей

1

Урок - игра

Знать основные обязанности ро­дителей; знать о том, как влия­ют семья и ро­дители на ре­бенка

 

 

33.

Ребенок в школе

1

Урок-

диспут

Знать принципы обучения, роль школы в информацион­ном обществе, основные про­блемы в школе, причины про­блем и пути их разрешения

 

 

34.

Друзья и ровесники

1

Урок-беседа

Знать о роли дружбы и това­рищества на всех этапах жизни че­ловека, чем отли­чается дружба от товарищества и приятельства

 

 

35.

Итоговая контрольная работа

«Курс обществознания 6 класс»

1

Обобщ. урок

Знать материал темы «Общество и его сферы»

 

 

 

 

                                                                                                           


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн