Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Всё на свете могут наши мамы, только не умеют не стареть»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Гатина Наиля Нигматулловна и Тохтарова Галина Григорьевна
Место работы, должность: 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №167 с углублённым изучением отдельных предметов» Советского района города Казани  учитель

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

:1. Учить писать сочинение-рассуждение

2. Находить авторскую позицию и приводить аргументы из читательского и жизненного опыта

3. Воспитывать чувство любви к родителям и желание заботиться о них

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учеников в классе: 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 

К.Г.Паустовский рассказ "Телеграмма"

Сахаров и Зинин "Русская литература" 10 класс

Используемая методическая литература: 

Т.О.Скиргайло "Развитие речи учащихся" 2001г.

Используемое оборудование: 

Портрет  Паустовского, тексты, рисунки, памятки, фрагменты из фильма.

 

Используемые ЦОР: 

Интерактивная доска

Краткое описание: 
<p> Урок предлагается проводить в 9-10 классах с целью подготовки учащихся к выпускным экзаменам&nbsp; в новой форме ГИА и ЕГЭ. Урок направлен на то, чтобы учить детей писать сочинение-рассуждение, находить авторскую позицию и приводить аргументы из читательского и жизненного опыта, воспитывать чувство любви к родителям и желание заботиться о них, что даёт возможность подготовиться к выполнению письменной работы на экзаменах&nbsp;</p>

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы будем учиться писать сочинение-рассуждение по фрагменту рассказа Паустовского «Телеграмма»

Тема: «Всё на свете могут наши мамы, только не умеют не стареть»

Эпиграф к уроку – слово из старинного украинского изречения «Любить человечество легче, чем сделать добро своей матери»

 

  1. Как вы понимаете смысл эпиграфа?

Кто такой Константин Георгиевич Паустовский?Это известный русский писатель, поднимающий в своих произведениях вопросы о смысле жизни, о взаимоотношениях людей, о природе, о взаимоотношении человека с природой

Какие его произведения вы знаете?(Паустовский является автором  книги «Золотая роза», рассказов «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Тёплый хлеб», «Телеграмма» и др.)

В своей книге  «Золотая роза» Паустовский писал:

«Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.

Жизненный материал… не изучают. Просто писатели живут, если так можно выразиться, внутри этого материала – живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметки и свои зарубки».

Одну их таких зарубок мы находим в его рассказе «Телеграмма»., который вы уже прочитали, просмотрели фильм по этому рассказу.

А сейчас я прочитаю вам этот текст.  Перед вами на партах фрагмент его рассказа.

Чтение текста учителем

 

Отрывок из рассказа К. Паустовского «Телеграмма»

1.     Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад.

 2.    Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до неё, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не мешать. Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана так тихо, что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух.

3.Писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца весёлый молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей. Он осторожно придерживал Катерину Петровну за руку, когда она расписывалась, чтобы не расписалась там, где не надо. Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были всё одни и те же: Столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо.

4. Катерина Петровна осторожно перебирала пухлые бумажки. От старости она забывала, что деньги эти вовсе  не те, какие были в руках у Насти, и ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами.

5.    Как то, в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже несколько лет калитку в глубине сада.

6.Катерина Петровна забеспокоилась, долго обвязывала голову тёплым платком, надела старый салоп, впервые за этот год вышла из дому. Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти.

Около калитки Катерина Петровна тихо спросила:

- Кто стучит?

Но за забором никто не ответил.

- Должно быть, почудилось, - сказала Катерина Петровна и побрела назад.

7.Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила давно, ещё девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.

8.Катерина Петровна пожалела клён, потрогала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо.

«Ненаглядная моя, -писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба, до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень совсем плохая.  Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

Мы уже с вами просмотрели фильм по этому рассказу. И вот девочки составили своё видение этой картины на рисунке.

Защита рисунков.

  1. Я обратила внимание на глаза Катерины Петровны. В них столько печали, тоски, страдания. По глазам можно судить о душе человека. «Глаза – зеркало души», - писал Л.Н.Толстой.
  2. На своём рисунке я изобразила старую женщину, потерявшую всякую надежду на встречу с дочерью. Она сидит у окошка в ожидании дочери.
  3. Я изобразила старый дом Катерины Петровны, комнату с убогой, старинной обстановкой.  А старый продавленный диван, пожелтевшая чашка, пыль и другие детали подчёркивают её одинокую старость. И в такой убогой обстановке доживала свой век главная героиня рассказа Катерина Петровна.
  4. На рисунке я показала дом со сломанными ставнями, обветшалым забором. А рядом стоит клён, облетевший, озябший. И эти детали говорят, что здесь отсутствует сильная здоровая рука.

           Итак, мы с вами представили героиню по рассказу, по фильму и по рисункам.

Теперь мы можем перейти к работе над сочинением.

РАБОТА С ПАМЯТКОЙ (памятка на столах или в тетрадях).

«Как писать сочинение-рассуждение»

Внимательно прочитать текст. О чём этот текст?

  • Определить проблему, поставленную автором.
  • Прокомментировать проблему.
  • Определить авторскую позицию и объяснить её.
  • Высказать собственное мнение об авторской позиции.
  • Привести примеры из читательского и жизненного опыта, доказывающие точку зрения автора
  • Сделать выводы. О чём заставляет задуматься этот текст? Чему он учит нас?

 

Работаем по памятке.

1. Какая проблема раскрывается в тексте?   Это взаимоотношения детей и родителей.

Дать комментарий к данной проблеме. Она актуальна?

Актуальна, потому что, пока существует род человеческий, она была, есть и будет существовать

Как трудно порой складывать взаимоотношения между детьми и родителями.

Каковы же они взаимоотношения матери и дочери в данном тексте. И вот теперь переходим к определению авторской позиции.

2. В чём выражается авторская позиция?

_Автор, раскрывая эту проблему, не выражает прямо свою позицию. Но её можно понять из подтекста.

Читайте внимательно «между строчек».

_ Фраза «Последний раз…», «редко писала…», старалась «лучше не мешать», главное для Катерины Петровны «не деньги, а дочь, её внимание…».

Автор старается объективно рассказать о ситуации, но мы понимаем, что Паустовский на стороне Катерины Петровны, сочувствует ей. Но он осуждает Настю за то, что она редко приезжает, не пишет письма, хотя не забыла о матери, только вспоминает о ней редко.

3. Следующий этап – это ваше мнение. Согласны ли вы с авторской точкой зрения?

_ Я полностью согласен с точкой зрения Паустовского, потому что мы часто сталкиваемся в нашем обществе с такими ситуациями, когда дети оставляют своих родителей на старости лет доживать свой век в одиночестве.

4.Какие аргументы вы можете привести из читательского опыта?

 В своём стихотворении Виктор Гин пишет:

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно — малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь.

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук —

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь.

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

Стихотворение призывает нас быть добрее к самому близкому человеку. И оно как нельзя лучше раскрывает мысли Паустовского. А повторы звучат словно крик души автора этого стихотворения.

Какие ещё аргументы можно привести? Вы знаете, что в сочинении должно быть не менее двух аргументов.

_ В рассказе А.Платонова «Третий сын» ярко представлено отношение детей к матери. Сыновья успели приехать на похороны. Но автор пишет, что они «понесли гроб закапывать». Хоронят – значит  хранить память. Именно слово «закапывать» подчёркивает, что дети вскоре забудут о ней.

_ В стихотворении С.Викулова «Мать» звучит призыв автора.

 

Поют гитар походных струны

в тайге, в горах, среди морей…

О сколько вас сегодня, юных,

живет вдали от матерей!

 

Вы, вечно юные, в дороге –

то там объявитесь, то тут…

А ваши матери в тревоге

вестей от вас все ждут и ждут.

 

Они считают дни, недели,

слова роняя невпопад…

Коль рано матери седеют –

не только возраст виноват.

 

И потому, служа солдатом

или скитаясь по морям,

почаще все-таки, ребята,

пишите письма матерям!

(беседа по стихотворению по вопросам)

 

_ Старинная украинская легенда гласит, как сын убил свою мать из-за капризов жены-красавицы. Она заставляет нас задуматься о том, что нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.

В.Сухомлинский пишет, что «Неблагодарный сын, неблагодарная дочь – в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков».

-Стихотворение Юлии Друниной  (читает ученик и делает краткий анализ)

 Как мы видим, Паустовский тоже осуждает Настю, что она забыла больную мать. Чтобы не было мучительно больно после потери близких нам людей, «спешите делать добрые дела».

 

Обсуждение выступлений

Чтение домашних заготовок

1) О писателе, проблема(взаимоотношения детей и родителей)

2) Комментарий

3) Авторская позиция (как автор относится к проблеме текста).

4) Аргументы (два аргумента из читательского опыта)

5) Выводы:  пока существуют дети и родители, эта проблема не утратит своей актуальности

 

Заключение

Зачитать сочинение-образец с последующим обсуждением.

Но вы, подрастающее поколение, не допустите подобных ошибок. И ещё один аргумент хотелось бы привести. Это стихотворение «Мама»  Троицкой Риммы Сергеевны

Мать состарилась, а мы и не заметили.

Всё дела, заботы и друзья.

И нечасто в гости  собираемся.

Сами приглашаем не всегда.

Может, это просто равнодушие.

Может, жизнь так сильно портит нас?

Чтобы навестить родную мамочку,

Не хватает времени подчас.

А она тревожится, хлопочет,

По субботам пироги печёт,

Чай заварит, сядет у окошка

И опять напрасно нас прождёт.

Повздыхает, будет оправдания

К каждому из нас искать:

Не было дороги, нет машины –

Потому что любит, потому что мать.

Время быстротечно и нещадно,

Нам ли с вами это не понять?

Снова будут праздники шальные,

Но никто не будет нас встречать.

И пока жива родная мама,

Дети, отложите все дела.

Поспешите к ней и попросите

Вас простить за все эти года.

Хорошие стихи? В них как нельзя лучше отражена мысль автора, полностью совпадающая с позицией Паустовского.

Значит, это ещё один аргумент к нашему сочинению.

Какие вопросы? Что кажется трудным? 

Домашнее задание.

  1. Написать сочинение-рассуждение
  2. Включить аргументы из читательского и жизненного опыта. 
Прикрепленный файл Size
Открытый урок. Паустовский.docx 31.72 KB

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн