Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



МОБУ «ООШ с.Краснохолма г.Оренбурга» Исследовательская работа по самообразованию. Тема: Формирование навыка выразительного чтения на основе современных образовательных технологий

Submitted by Татьяна Николаевна Антонова on чт, 27/09/2012 - 17:07

 

        

МОБУ «ООШ с.Краснохолма г.Оренбурга»

 

Исследовательская работа по самообразованию.

 

 

 

 

Тема: Формирование навыка выразительного чтения на основе

современных образовательных технологий

 

 

 

 

 

Учитель Антонова Т.Н.

категория первая

 

2012

 


 

 

         В.А Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь.

          В начальных классах чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное – развития личности младшего школьника.

         Уроки чтения должны развивать  интерес к книге, любовь к чтению, прививать полезные для  жизни и дальнейшей учёбы  умения и навыки.

         Чтение-основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В ходе проведения игры или специально организованных упражнений можно прививать  учащимся любовь к книге, формировать у них  навыки осознанного чтения и  умения самостоятельно работать с текстом.

       Чтобы учащиеся  правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приёмами чтения, совершенствовали навыки осознанного  чтения, им необходимо дать определённые ориентиры, составить «памятки», «правила».

                  Методика работы над выразительным чтением

         Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

          Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения выразительному чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения.

          Навык чтения является синтетическим явлением, состоящим из четырех компонентов: правильности, осознанности, беглости, выразительности. В тоже время выработка навыка выразительного чтения у детей способствует формированию правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает их речь ярче и образнее. В результате формирования навыка выразительного чтения у детей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения.

          Являясь эффективным и доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, формирования умений творческой работы, выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения, превращая этот процесс в сопереживание.

          Развитие навыка выразительного чтения в конечном итоге - результат более качественной социализации учащихся. Учитель на уроке чтения может развивать навык выразительного чтения в качестве составляющей в общей работе по развитию навыка чтения у школьников.

          Актуальность исследования обусловлена с одной стороны тем, что необходимость обучения детей правильному, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач школьного обучения, а с другой стороны выразительное чтение предполагает выработку у учащихся определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи.

          Научно - методическая актуальность обусловлена тем, что в обширной научно-педагогической и методической литературе встречаются разнообразные методики работы над выразительным чтением

          Проблемы исследования определили тему исследования «Методика работы над выразительным чтением».

          Исходя из вышесказанного, цель  работы - определить наиболее эффективные методы работы, способствующие развитию навыков выразительного чтения.

          Объект исследования - процесс овладения выразительной стороной чтения учащимися. В качестве предмета исследования избираются методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения.

 

Основные характеристики процесса выразительного чтения

         Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала.

Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением  Для развития техники речи необходимо проводить специальные упражнения (Приложение 1).

         Хорошо воспринимаются детьми чистоговорки, скороговорки, пословицы и поговорки. Чтение скороговорок и чистоговорок способствует увеличению подвижности речевого аппарата, помогает развитию дикционных умений. Чистоговорки сначала предлагает детям учитель, а затем можно дать задание самим придумать чистоговорки. Скороговорки следует брать короткие, а потом по- степенно их усложнять. Работа на первом этапе идёт медленно, но при постоянном и многократном повторении одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе чтения. Работа с поговорками и скороговорками проводится разными способами (Приложение 2).

 

Процесс выразительного чтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую.

         В техническую сторону входят: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая включает выразительность и понимание (сознательность).

         Техническая сторона подчиняется и обслуживает первую. Но, чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать для достижения навыка в этом процессе, т. е. умения, доведенного до автоматизма. (Ребенок, читающий по слогам, хуже понимает прочитанное, чем быстро читающий сверстник).

         Рассмотрим цепочку становления технической стороны навыка чтения.     Способ чтения - скорость чтения - динамика чтения.

         Психологами и педагогами была установлена взаимосвязь между способом чтения и скоростью, скоростью и динамикой. Сейчас дети приходят в школу уже читающими, но способы чтения у них разные. Одни читают слоговым способом, другие – по слогам и целыми словами; третьи – целыми словами, а отдельные, трудные слова – по слогам, четвертые обладают навыком чтения. целыми словами и группами слов.

         Таким образом, дети находятся на разных этапах овладения техникой чтения. И чем несовершеннее способ, тем медленнее читает ребенок. А в школе происходит следующее: ребенок читает по слогам, а ему предлагают читать текст, не соответствующий по сложности его технике, да еще фиксируют скорость. Сейчас невозможно набрать учащихся, одинаковых по уровню подготовки. Значит, необходимо работать с ребенком на соответствующем его возможностям этапе.

Например, если ребенок читает слоговым способом, то с ним нужно начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов, тексты читать в небольшом объеме. Если ребенок читает по слогам и целыми словами, то с ним нужно начитывать слова с простой и сложной слоговой структурой. Объем текстов можно увеличить. Понемногу ребенок начинает читать целые слова и группы слов. Дальнейшая задача – сделать этот способ устойчивым, т. е. добиться навыка чтения.

         Схематично его можно представить следующим образом:

1. Слог+слог

2. Слог+слово

3. Слово+слог

4. Целое слово (группы слов).

         Дети по-разному справляются с этой задачей: кто быстро, а кто-то медленно, задерживаясь на каждом этапе. Но ни один из них не может перескочить через одну ступеньку, все проходят эти уровни.

         Постепенно ребенок читает все лучше и быстрее, его успехи фиксируются учителем, который следит за динамикой чтения, сравнивая показатели скорости чтения за какой-либо промежуток времени. Психологами доказано, что скорость чтения и ее динамика связаны между собой: у детей, которые читали со скоростью 20 слов в мин. и меньше, скорость чтения увеличивалась медленнее, чем у детей, которые читали 70 слов  в мин.

         Далее будет представлена диаграмма, в которой отражены показатели скорости чтения в динамике

 

Скорость чтения учеников 4-го класса в середине 1-ой четверти

 

 

 

Скорость чтения учеников 4-го класса в конце 2-й четверти

 

 

 

Скорость чтения учеников 4-го класса в конце 3-й четверти

 

Скорость чтения учеников 4-го класса в конце 4-й четверти

 

 

 

         Из диаграмм видно, как повышается к концу 4-го класса скорость чтения учащихся.

 

 

         Как уже было указано, в техническую сторону входит и правильность чтения. Правильное чтение – это чтение без ошибок: пропусков, замены, искажений. Это качество необходимо формировать на всех этапах овладения навыком чтения, так как на каждом этапе ребенок допускает ошибки.

         На слоговом этапе ошибки могут возникнуть из-за неточных представлений об образах букв. Это легко обнаружить, так как при чтении слогов (слов) с этими буквами ребенок делает паузу перед прочтением слога. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует букве.

         На втором этапе (слог+слово) могут быть ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Это обусловлено недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью. Кроме того, ребенок читает орфографическим способом (как пишется). Но уже необходимо вводить в практику и орфоэпическое чтение: просить ребенка произнести слово так, как оно произносится.

         На третьем этапе (слово+слог) необходимо преодолевать орфографическое чтение. Ребенку легче справиться с этой проблемой, так как он уже читает целыми словами с достаточной скоростью, позволяющей угадывать последующее слово (слог) по смыслу и произносить правильно. Доказано, что, начиная читать орфоэпическим способом, ребенок увеличивает скорость, чтение становится плавным, появляется интерес к смысловому содержанию, желание читать больше.

В основе этого желания лежит способность ребенка хорошо понимать то, что он читает, т. е. такая сторона, как осознанность.

         Этому компоненту принадлежит ведущая роль, так как чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключенную в тексте, осознать ее смысл, понять содержание.

         Понимание прочитанного подразумевает осознание учеником значения всех слов. А это требует соответствующего словарного запаса, умения правильно строить предложения, уяснения смысловой связи между ними. Получается, что осознанность определяется не только технической стороной навыка (способом, которым читает ребенок), но и уровнем развития речи. Это взаимосвязанный процесс: чем больше читает ребенок, тем лучше развита у него речь, и наоборот, чем лучше развита речь, тем легче понимание и глубже осознание прочитанного.

Следовательно, работая над сознательностью, надо особое внимание уделять развитию речи. Следует отметить, что глубина осознанности зависит от возрастных запросов и возможностей читателя, круга его интересов и потребностей, жизненного опыта и запаса наблюдений. Поэтому одно и то же произведение может быть понято и осознано по разному взрослым и ребенком, а также людьми одного возраста. С этой точки зрения понимание прочитанного не имеет границ.

 

Результаты проверки правильности чтения

учеников  4го класса

Кол-во  ошибок

1-ая четверть

2-ая четверть

3-я четверть

4-ая четверть

 

 0 ош

Демченко А - 0

 

Демченко А-0

Чикризова О - 0

Демченко А-0

Ким Д-0

Демченко А-0

Малчев В-0

Хан В-0

 

1-2 ош

Недоводеев К-2

Ильин С-1

Куйшибаев А-2

Малчев В-2

Федечко Н-2

Вороченко Д-1

Климонтова Ю-1

Кораблева В-2

Малчев В-1

Недоводеев К-2

Рустамов К-2

Федечко Н-2

Хан В-2

Вороченко Д-2

Ильин С-1

Ким В-1

Рустамов К-2

Федечко Н-1

Чикризова О-2

 

3-4 ош

Воробченко Д-4

Ильин С-3

Малчев В-4

Рустамов К-4

Хан В-4

Чикризова О-3

Горбунов Д-4

Воробченко Д-3

Ким В-4

Недоводеев К-4

Рустамов К-4

Ушакова Н-4

Хан В-4

Горбунов Д-3

Ильин С-3

Куйшибаев А-4

Усмонова В-4

Чикризова О-3

Ушакова Н-4

Климонтова Ю-4
Куйшибаев А-4

Недоводеев К-4

 

5-6 ош

Ким Вова -6

Куйшибаев – 6

Ушакова Н-6

Федечко Н-5

Усмонова В-6

 

Горбунов Д-5

Кораблева Л-6

Усмонова В-6

Ушакова Н-5

 

> 6 ош

Климонтова Ю-7

Кораблева Л-7

Усмонова В-7

Горбунов Д-7

Климонтова Ю-7

Корбалева Л-7

 

 

 

                   Результатом работы над правильностью чтения (с помощью специальных упражнений, приведенных в работе) явилось увеличение числа учеников с безошибочным чтением,  так же с небольшим количеством ошибок при проверке техники чтения к концу года.

 

 

 

         Особую роль в понимании прочитанного играет выразительность. Чтобы научить читать выразительно, нужно автоматизировать технику чтения. Однако и на начальных этапах следует не только обращать внимание учеников на необходимость использования пауз, постановки логического ударения, но и находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания. Нужно показать ученикам, как одну и ту же фразу можно произнести по-разному.

Перенос логического ударения с одного слова на другое может полностью изменить смысл (известная фраза «Казнить нельзя помиловать» из мультфильма). С этого и необходимо начинать разговор о выразительности. Существуют специальные требования, предъявляемые к выразительности в каждом классе.

 

2. Методика работы над выразительным чтением

2.1 Формирование навыка выразительного чтения у учащихся

         Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения.

         Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Например:

         1. На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения:

  • Дети завтра пойдут в кино?
  • Дети завтра пойдут в кино?
  • Дети завтра пойдут в кино?
  • Дети завтра пойдут в кино?

         Учитель спрашивает, с какой интонацией следует прочитать предложения. Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения каждого предложения учитель просит сказать, о чем спрашивается в предложении. После прочтения предложений и данных учащимися четырех возможных вариантов ответа учитель просит ребят предположить, почему значение предложения меняется, несмотря на одинаковые слова и знак препинания в конце. Затем учитель еще раз просит прочитать эти предложения и проследить за тем, как голосом выделяется заданное слово. Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса .

         2. На доске записано предложение:

  • Скоро наступит жаркое лето.

         Учитель предлагает учащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.

3. Учитель последовательно и выразительно читает два-три предложения. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение.

  • Серебряный туман пал на окрестность.
  • Я награжу тебя.
  • Ручьи слез покатились по бледному лицу.

         4. На доске или на карточках записаны пословицы, тематика которых подбирается в соответствии с изучаемым художественным произведением. Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения (слова выделены другим цветом или шрифтом), и объяснить смысл пословиц.

  • Родина – мать, умей за нее постоять.
  • Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
  • Жить – Родине служить.
  • Тот герой, кто за Родину горой.
  • Честный труд – наше богатство.
  • Больше дела – меньше слов.
  • Упустишь минуту – потеряешь часы.

         5. Учитель просит учащихся прочитать записанные на доске или на карточках предложения, поочередно самостоятельно делая логические ударения то на одном, то на другом слове, и объяснить, какой новый смысловой оттенок получается в каждом случае.

         Например, чтение данного предложения предполагает такое размещение в нем логического ударения:

  • Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
  • Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
  • Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
  • Мы прочитали стихотворение Лермонтова.

         6. На доске записано предложение: «Сегодня учащиеся читали повесть Пушкина». Учитель предлагает прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка, зависящие от перемещения логического ударения в нем. Для этой цели учитель задает следующие вопросы:

  • Когда читали учащиеся повесть Пушкина?
  • Кто читал сегодня повесть Пушкина?
  • Что делали сегодня учащиеся?
  • Что читали учащиеся сегодня
  • Чью повесть читали учащиеся сегодня?

         7. Учитель раздает учащимся карточки, на которых написан текст из нескольких предложений, либо предлагает уже прочитанный отрывок из изучаемого произведения.

         Учащиеся должны самостоятельно расставить логические ударения и приготовиться к выразительному чтению с соблюдением этих ударений.

Более слабым учащимся дается меньшее количество предложений или уже указываются слова для логического ударения. После прочтения предложений учеником класс обсуждает, правильно ли расставлены логические ударения, можно ли было сделать по-другому, если можно, то как.

         Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими.          Художественные паузы – это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.

         Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных художественных произведений.      Учитель выразительно читает отрывок произведения, затем идет совместный с учащимися разбор прочитанного: где сделаны паузы; почему; что получится, если мы не сделаем здесь паузу и т.п. После чего под руководством учителя школьниками делается вывод, что в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаются перед словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность. Например:

         1. Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных

  • Как обрадовали | его успехи отца!
  • Как обрадовали | его успехи | отца!
  • Недавно | побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
  • Недавно побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
  • Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.
  • Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.
  • Я остановился в недоумении, | оглянулся.
  • Я остановился, | в недоумении оглянулся.

         2. Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.

.

  • Один в поле | не воин.
  • Доброе братство | лучше богатства.
  • Согласье | крепче каменных стен.
  • Одна пчела | не много меду натаскает.

         3. Учитель раздает учащимся карточки с написанными на них пословицами.          Учащиеся внимательно прочитывают про себя пословицы, выделяют карандашом слова, на которых нужно сделать логическое ударение и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы. По вызову учителя выразительно прочитывают пословицу, объясняя ее смысл.

  • Правда светлее солнца.
  • Правда дороже золота.
  • За правое дело стой смело.

         Значение интонации, повышения и понижения голоса при обучении выразительному чтению

         Существенную роль в выразительном чтении играет интонация. Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.

         Интонационные речевые средства выбираются в зависимости от задачи чтения. Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания.

         Основные компоненты интонации – логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска.

         1. Логическое ударение– выделение наиболее важного по смыслу слова. Благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов выразительность чтения очень повышается. Недопустимо резкое усиление на слове, отсутствие при нем паузы. Это ведет к выкрикиванию, нарушает благозвучие речи.

         2. Логические и психологические паузы. Логические делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед ним или после него. Психологические паузы нужны для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию.

         3. Темп и ритм чтения. Темп чтения – степень быстроты произношения текста. Он также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения – соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое чтение, как и чересчур медленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп может меняться, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.

Ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или плавность, напевность) зависит от размера, которым написано стихотворение, т.е. чередования ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом конкретном случае исходить из содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется, иначе при чтении могут возникать ошибки.

         4. Мелодика речи (повышение и понижение тона голоса). Иногда называется интонацией в узком смысле. Голос понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх, а затем резко падает на месте тире. Но, кроме этих синтаксически обусловленных изменений высоты тона, есть еще и интонация смысловая или психологическая, которая определяется содержанием и нашим к нему отношением.

         5. Основная эмоциональная окраска (тембр). Вопрос об эмоциональной окраске обычно ставится после полного или частичного анализа произведения. Недопустимо директивное указание тона: читать весело или грустно. Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда мы сможет разбудить в ученике стремление передать свое понимание прочитанного. А это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа.

         Для формирования выразительного чтения ученики должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.

         Из ряда умений, связанных с анализом текста, выделяют следующие: умение разбираться в эмоциональном настрое произведения, а также его героев, автора; умение представлять в своем воображении картины, события, лица на основе так называемых «словесных картин»; умение постигать смысл описанных событий и фактов, создавать о них свои суждения и выражать к ним свое определенное от- ношение; умение определять задачу своего чтения – что сообщается слушателям, какие мысли и чувства возникли у героев и читателя.

         Выявление задачи чтения связано с пониманием подтекста. Умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения (например, стихотворения) или понять состояние героя включает в себя определенные микроумения: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя, определять это состояние, соотносить героя с его поступками, проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к нему, т. е. умение определять свое отношение к герою, отношение к нему автора, а затем решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух.

         Выразительность чтения в результате осознания его задачи значительно повышается, так как ученик стремится донести до слушателей то, что понимает и чувствует сам, что наиболее интересно и важно в тексте с его точки зрения. Поскольку умение осознавать задачу чтения для учащихся начальной школы сложно, процесс овладения им в начальных классах не завершается.

         Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие творческое, воссоздающее воображение детей. Эти умения формируются с помощью такого приема, как словесное рисование картин на основе прочитанного текста («видение текста»), и развития у учеников определенного отношения к прочитанному. Необходимо учить давать оценку героям, их поступкам, событиям, что возможно лишь в том случае, если дети понимают текст и улавливают подтекст.

         Так, чтобы «нарисовать» словесную картину, необходимо понять содержание текста, уметь выбрать в соответствии с предлагаемой темой отрывок текста, определить объекты (что будет нарисовано), найти слова, с помощью которых картина будет воссоздана (определить «краски»), представить ее мысленно, затем сверить с текстом (проверяя себя) и, наконец, нарисовать ее словами. Словесное рисование опирается на предшествующий анализ текста. Задания могут выполняться как коллективно, так и самостоятельно.

         В обучении выразительному чтению можно использовать памятку, которая создается самими учащимися (Приложение 3).

         Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные. Например:

         а) Упражнение «Прыжок»:

 

 

         Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться (рисунок 1).

        

         б) Упражнение «Поход»

         Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Учитель говорит школьникам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх:

         По тропинке узкой горной

         Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,

         За горой нас солнце ждет,

         Наш подъем все выше, круче,

         Вот шагаем мы по тучам,

         За последним перевалом

         Нам навстречу солнце встало.

         в) Упражнение «Пещера»

         Упражнение способствует развитию гибкости голоса, умению повышать и понижать голос. Учащиеся удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры. Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.

Выразительному чтению можно и нужно обучать школьников не только в начальной и средней школе. В старших классах работа над выразительным чтением необходима как для более глубокого понимания художественного произведения, так и для лучшего усвоения правил синтаксиса и пунктуации. Проводимая параллельно на уроках чтения и письма работа над выразительной речью и чтением способствует правильному и более легкому осмыслению целого ряда правил синтаксиса и пунктуации, развитию навыков выразительной речи, развитию речевого слуха

        

         Техника чтения: Выразительность. 4-й класс.

Уровни

Начало года( %)

        Конец года(%)   

Высокий (выше среднего)

19%

32%

Средний (ниже среднего)

44%

43%

Низкий (ниже среднего)

37%

25%

 

         Виды работ над текстом на уроках чтения в начальной школе.

         Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя: создать благоприятное условие для работы над содержанием, разбором подчинять уроки чтения урокам русского языка, природоведения, развитие речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

         Виды работы над текстом:

 1. Чтение всего текста (по заданию учителя)

 2. Чтение, деление на части. Составление плана.

 3. Чтение с сокращением текста (убрать слова или предложения, которые можно опустить).

 4. Чтение цепочкой по предложению.

 5. Чтение цепочкой по образцу.

 6. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

 7. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворения.

 8. Чтение выше нормы.

 9. Чтение отрывка к которому можно подобрать пословицу.

 10. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено для сказки.

 11. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

 12. Чтение, составленное сценария к диафильму (кратко, подробно).

 13. Чтение по ролям.

 14. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

 15. «Живая картинка» (1 уч-к читает, 2 уч-к мимикой лица показыва)

 16. Нахождения предложения (отрывки), которые мог бы прочитать вот этот человечек.

17. Нахождение отрывка, которые надо прочитать презрительно, строго,  с возмущением, насмешкой, весело, печально и т.д.

 18. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

 19. Чтение, пометка непонятных слов.

 20. Комбинированное чтение.

         Благодаря использованию на уроках чтения описанных выше видов работы над текстом, достигаются значительные успехи в усовершенствовании техники чтения.

Осознанность – это самая высокая ступень сформированности навыка чтения

4-й класс

Уровень

Начало года %

Середина %

Конец  %

В (в/с)

25%

31%

49%

С (н/с)

30%

38%

35%

Н (н/с)

45%

31%

16%

 

         Приёмы подготовки учащихся к  восприятию  художественного текста.

         1. Активное слушание рассказа учителя с последующим  ответом на вопросы, заданные перед началом чтения.

- Внимание! Послушайте рассказ о писателе, запомните даты его жизни, где он жил, учился и работал.

         а) Вопросы записаны на доске.

         б) Записать ответы по ходу рассказа в тетрадь.

         2. Подготовка рассказа о писателе.

- Используя энциклопедии, Интернет, вступления к книгам, составьте краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

         а) Подготовьтесь рассказать в начале следующего урока.

          б) Запишите свой рассказ и красиво оформите его.

         3. Рассматривание иллюстраций к тексту перед чтением, предугадывание содержания. 

          Работа коллективная или парная.

         4. Активное участие в беседе по теме, которая будет раскрыта  в тексте.

         5. Прослушивание музыки перед чтением  произведений о природе, исторических текстов, стихотворений с целью эмоционального настроя. Обсуждение чувств,  эмоций и  представлений, которые рождает музыка или поэзия.

         6. Работа над заданиями цифрового диктанта (в вербальном формате или в виде рисунков с ошибками).

         7. Разгадывание загадок о героях произведения.

-Угадайте, кто сегодня будет героем сказки?

         В подполье, в каморке живёт она в норке.

         Серая малышка. Кто же это? (Мышка.)

- Правильно! Сегодня мы будем читать «Сказку о глупом мышонке» С. Я. Маршака.

         8. Расшифровка имени писателя или названия произведения, темы.

          а) Способом перестановки букв.

-Разгадайте имена и скажите, что их объединяет?

    Бодныяр Киничти, Шалёа Почивоп, Ияль Румоцем. (Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец – герои русских былин).

         б) Способом чтения через слог.

- Расшифруй фамилии, имена и отчества русских поэтов, с творчеством которых ты будешь знакомиться на уроках чтения.

  ФЁ – НОВИЧ – ДОР – ТЮТ – ИВА – ЧЕВ

  АЛЕК – ТИНО – СЕЙ – ВИЧ – КОН – ТОЛ – СТАН – СТОЙ

  АФА – ФА – НА – НАСЬ – СИЙ – ЕВИЧ – А –ФЕТ

         в) Способом сопоставления таблиц.

         Пример:  2 класс. Н. Носов «Находчивость».

- Отгадайте название рассказа, который мы будем сегодня читать.

1

8

7

6

2

12

9

11

3

10

5

4

                             

Н

В

И

Ч

А

Ь

О

Т

Х

С

Д

О

       

 


 

         9. Соотнесение названия произведения с фамилией автора.

- Соедините стрелками и раскрасьте одним цветом прямоугольники с фамилией автора и   названием произведения.

 

 

Н. Носов

Моя Вообразилия.

 

И. Пивоварова

Как Муравьишка домой спешил.

 

В. Бианки

Фантазёры

 

Б. Заходер.

Про  мимозу.

 

С Михалков

Вкусные ботинки

 

Приёмы, направленные на формирование у детей  техники чтения, правильности  произношения.

         1. Чтение трудных слов по слогам хором.

- Научись читать трудные слова  из сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». Сначала читай по слогам, а потом плавно, целым словом: курочка при-го-ва-ри-ва-ет – приговаривает,  пе-ре-пу-га-лась – перепугалась.  Петушок то-ро-пил-ся – торопился, по-да-вил-ся – подавился.

         2. Чтение скороговорок, с постепенным увеличением темпа чтения.

- Эта скороговорка поможет тебе управлять своим дыханием. Глубоко вдохни после двоеточия и перечисляй Егорок, пока хватит дыхания. Попробуй досчитать до 33!

         Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка……

         3. Расшифруй и  запиши скороговорки по правилам русского языка. Нарисуй к ним иллюстрации. Научись произносить их правильно и быстро.

  • Икшубзи ирт зереч икжучип ирт тятел.
  • Ылларок ларку ыралк у лрак.

         Ответ: Летят три пичужки через три избушки. Карл у Клары украл кораллы.

         4. Чтение слов с заменой некоторых букв. 2 класс. Стихи Д. Хармса. 

- Различай слова: дрожки-дорожки, лошадка-ладошка.

         5. «Наращивание слов».  2 класс. Э Успенский «Чебурашка».

- Читай целыми словами: фрукт-фруктовый   зверь-зверёк-звериный

                                            груз-погрузили     город-городской

                                            брак-бракованный             стол- столик-столовая                          

         6. Расстановка логических ударений. 2 класс.  Осеева «Волшебное слово».

 -Подчеркни слово, на которое должно падать логическое ударение, чтобы ответ соответствовал вопросу.

  • Брат завтра  поедет ловить рыбу на лодке? – Да, завтра.
  • Брат завтра  поедет ловить рыбу на лодке?- Нет, не поедет.
  • Брат завтра  поедет ловить рыбу на лодке?- Нет, папа.
  • Брат завтра  поедет ловить рыбу на лодке?- Да, ловить рыбу.
  • Брат завтра  поедет ловить рыбу на лодке?- Да, на лодке.

         7. Чтение столбика  слов.

- Поочерёдно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать  всё большее количество раз этот столбик.

         8. Звуковая разминка.

-Написать буквы и прочитать их:   А-о-у-ч-и-э;    а-у,    а-о,    ы-и,    э-а,    и-э;   аоуиэ   аоуыи   с-з-ж   ш-з-с   жа-ча-ща  жба-жбэ  и т.д.

         9. Игра  «Фотоглаз».

- Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым. Ответить на вопрос: есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне слов, или нет.

         10. Нахождение нужной строки в тексте. (Упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).

         11. Сравнение скорости  чтения известного текста и неизвестного.

В том числе и  трёхкратное чтение одного и того же отрывка  за 1, 2 или 3 минуты с фиксацией результатов чтения. Каждый раз ставится точка, как только учитель говорит «Стоп!». Дети сравнивают, на сколько больше прочли по сравнению с прошлым разом. (Считать слова каждый раз не обязательно).

        

         Словарная работа учащихся на уроках чтения.

         1. Нахождение непонятных слов по ходу чтения. Запись значения новых слов в тетрадь при объяснении учителя.

         2. Нахождение толкования слов.

Индивидуально в толковых словарях.

В группах в толковых словарях.

Индивидуально из  различных источников (энциклопедии, словари, Интернет)

В группах из  различных источников (энциклопедии, словари, Интернет).

         3. Игра «Найди соответствие».

Пример к рассказу «Золотые слова» М. Зощенко.

Слово.

Его толкование.

Факт

Тёмное смолистое вещество, добываемое путём сухой перегонки дерева, торфа, угля.

Соблазн

Нелепость, бессмыслица.

Дёготь

Действительное событие, явление, то, что произошло в действительности.

Абсурд

Искушение, приманка, нечто влекущее.

 

Формы и приёмы работы учащихся на этапе первичного восприятия текста.

         1. Чтение «про себя» с последующим ответом на записанные на доске вопросы.

         2. Вопросы по фактическому содержанию. (К рассказу  В. Осеевой «Синие листья»):

- Как зовут героев?

- В каком классе учились девочки?

- О чём просила Лена Катю? И т. д.

         3. Вопросы, ведущие к обобщениям и выводам:

- Была ли Катя настоящей подругой Лене? Докажите.

- Какими чертами характера обладала Катя?

- Кто прав в рассказе, а кто нет?

- Почему рассказ так назван?

         4. «Жужжащее чтение» (с теми же заданиями, что и в №3).

         5. Чтение детьми вслух «по цепочке» по 1-2 предложения или по абзацу (с теми же заданиями, что и в №3).

         6. Комбинированное чтение (наиболее трудные для чтения отрывки читает учитель).

         7. «Разночтение» (прослушивание стихотворения в разном исполнении и сравнение звучания).

         8. Активное слушание с заданием: придумать вопросы за время  чтения к тексту.

         9. Ответы учащихся на эмоционально-оценочные вопросы учителя.

- Понравился ли вам рассказ (стихотворение)? Почему?

- Какое чувство вызвал у вас рассказ?

- Что особенно взволновало вас в этом рассказе?

- Что особенно запомнилось?

- Какие картины нарисовали себе, слушая это стихотворение (рассказ)?

         10. Выбор слов-эмоций, слов-настроений с объяснением.

- Какие из слов лучше выражают настроение героя стихотворения Э. Мошковской, обидевшего маму? Подчеркни их.

    Грусть, скука, обида, отчаянье, надежда, горе, огорчение.

 

Формы и приёмы работы учащихся по анализу прочитанного произведения.

         1. Коллективный поиск ответов (фронтально).

         2. Поиск ответов в группе (в паре).

         3. Индивидуальный поиск ответов.

         4. Ответы на вопросы (устно) по фактическому содержанию.

Пример: «Летописи» 4 класс.

- О каком князе  идёт речь в этом отрывке?

- Какую смерть предсказали волхвы князю?

- Как поступил князь Олег со своим конём, чтобы избежать смерти?

         5. Ответы на вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи (почему, что было причиной и т.д.)

         6. Ответы на вопросы, связывающие жизнь детей и  произведение:

«Саша-дразнилка», 1 класс.

- А как вы общаетесь со своими друзьями? Не обижаете ли вы их?

- Часто ли вы обижаетесь на своих друзей? За что?

         7. Ответы на вопросы, ведущие к оценкам, выводам и обобщениям.

- О каких человеческих качествах заставляют задуматься рассказы В. Осеевой?

         8. Постановка учащимися вопросов к тексту.

         9. Составление плана произведения.

а) восстановите порядок событий с опорой на  готовые иллюстрации;

б) разделите текст на части и нарисуйте иллюстрации к  каждой части;

в) разделите текст на части и озаглавьте каждую часть.

         10. Пересказ прочитанного текста.

- по плану;

- краткий пересказ;

- выборочный пересказ;

 Подробный пересказ с употреблением обязательного списка слов и выражений (активизация словаря)

         11. Характеристика героев произведения.

а) Выбор характеристик героев: В. Сутеев «Мешок яблок». 2 класс.

-Что можно сказать о характере  Зайца? Выберите из списка  слова, описывающие его характер:

Злой, добрый, доверчивый, щедрый, жадный, заботливый, добродушный, скромный, хвастливый, трусливый, смелый, находчивый, хитрый.

б) Поиск и чтение примеров для подтверждения характеристики героя.

         12. Подбор пословиц к произведению.

- Выбор одной из нескольких предложенных пословиц.

- Первоначальное восстановление пословиц.

-Соедини начало и конец пословицы. Подчеркни пословицу, которая подходит к сказке «У страха глаза велики»

Где ум,                                             что можно сделать сегодня.

У страха                                          есть доля правды.

Кто вчера солгал,                                    и тень страшит.

Мир освещается солнцем,                       там и толк.

Робкого                                          тому и завтра не поверят.

Не откладывай на завтра то,             ачеловек знанием.

В каждой шутке                                 глаза велики.

        

Творческие работы по прочитанным текстам. (Формируют интерес к чтению).

         1. Творческий пересказ (пересказ от другого лица, пересказ с продолжением).

         2. Чтение по ролям.

         3. Инсценировки.

         4. Разгадывание кроссвордов, тестов (индивидуально).

-Доскажи слово, запиши его в клеточки кроссворда. Имя какого героя сказок С.Маршака зашифровано в выделенных клеточках.

1). Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на……..

2). Не хотел котёнок мыться – опрокинул он корытце. И в углу за сундуком моет лапку…..

3). Не было в доме мышей, а было много……

4). Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзинку, картонку и   маленькую………..

5). Пробирается медведь сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, и расцвёл ……

6). Вместо шапки на ходу он надел …………..

7). Но только раздался звонок, удрал из вагона…………..

(Ответы: ремне, языком, карандашей, собачонку, подснежник, сковороду, щенок.)

         5. Составление кроссвордов, тестов (в качестве домашнего задания).

         6. Написание стихов, сочинений.

         7. Реклама книг (устно и письменно).

         8. Придумать к рассказу свой конец, сравнить его с авторским.

         9. Составить вопросы к тексту.

         10. Постановка проблемного вопроса, с предложением найти ответ в тексте.

          Все вышеперечисленные упражнения, применяемые на уроках чтения систематически позволяют успешно добиваться формирования хорошего навыка выразительного чтения . А чтение,в начальной школе, да и в жизни ребенка, является основополагающим навыком в освоении всех школьных наук.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн