Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



методическая разработка "Использование игровых технологий на уроке специальности"

Submitted by Вероника Ларина on Sat, 29/09/2012 - 01:14
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ларина Вероника Владимировна
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Предмет(ы): 
Музыка
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> Систематическое применение традиционных обычных уроков со временем легко может превратиться в скучное однообразие. Использование игровых технологий на уроках специальности помогает переживать те или иные элементы учебного процесса в условно-игровом плане, повышает эффективность музыкально-образовательного процесса, позволяет педагогу постоянно поддерживать интерес ребенка к общению с музыкой.</p>

 

Методическая  разработка

Тема: «Использование игровых технологий на уроке специальности»

преподавателя МБОУ ДОД «ДМШ №24» г.Казани

Лариной Вероники Владимировны

Одним из необходимых условий процесса обучения является разнообразие организационных форм. Именно в этой сфере перед педагогом открывается широчайший простор для творчества. Но здесь важно, чтобы  в ходе всего учебно-воспитательного процесса нашли свое применение разнообразные методы и приемы обучения.

Систематическое применение традиционных, обычных уроков со временем может легко превратиться в скучное однообразие, а в педагогической деятельности важно заинтересовать.

Принцип формирования активности ребенка был и остается одним из основных. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельности учащегося, в некоторых эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести  игровые.

Как сказал Й.Хейзинга: «Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра».  Игра  наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

   Игру, как метод обучения,  способ передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. В современной школе делающей ставку на активизацию  и интенсивность учебного процесса, игровая деятельность используется как:

  • в качестве самостоятельной технологии
  • элемент технологии
  • в качестве урока или его части
  • как технология внеклассной работы

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью.

     Игра ведущий вид деятельности дошкольников. Использование же  педагогом игровых технологий  в младшем школьном возрасте помогает переживать те или иные элементы учебного процесса в условно-игровом плане. В педагогике начальной школы игровые педагогические технологии получили название – дидактических игр. Их основное назначение – создание проблемной ситуации, создание «полосы препятствий». Шаги ученика через эти препятствия и составляют процесс учения. Результативность таких игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

   В любой человеческой деятельности – в игре, труде или учебе – человеку постоянно нужны сообразительность, находчивость, догадка и умение рассуждать. Эти важные качества можно воспитать и развить решениями задач, рассчитанных на  применение первичных навыков смекалки и начальных логических действий. Всякое несложное игровое задание, рассчитанное на сообразительность, обычно содержит в себе забавную «изюминку», которую бывает приятно разгадать. Самыми распространёнными видами умственной гимнастики принято считать  ребусы и разного вида головоломки.

Правила для разгадывания ребусов.

  • правило запятой / запятая отнимает от названия изображённого предмета крайнюю букву, в зависимости от того, где стоит – справа или слева/
  • правило  зачёркнутой буквы/ означает исключение её из слова/
  • правило заменяемой буквы /  ненужная буква заменяется на  ту, которая нужна/
  • правило цифр возле рисунка / все буквы, составляющие название предмета, надо выстроить в данном порядке/
  • правило скрытых названий / иногда изображаются предметы, подразумевающие собой  обобщающие названия – имена, ноты, слова, цифры и т.д./
  • правило перевёрнутого рисунка / слово нужно прочитать наоборот, справаналево/

Для начинающих музыкантов очень сложен этап освоения азов  нотной грамоты. Поэтому  в форме игры этот процесс становится  более  интересным. (см. прил.)

Очень важный этап  в становлении начинающего музыканта  - постановка рук, развитие координации движения рук и пальцев. В этот период обучения можно использовать пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры – увлекательное и полезное  занятие. Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения  помогают убрать напряжение не только с  самих рук, но и  расслабить мышцы всего тела. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг  ребёнка и  мозговая деятельность активизируется. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает  разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Необходимо, чтобы у ребёнка создалось  впечатление  лёгкости и эмоционального подъёма, только тогда он будет исполнять задание с удовольствием.

Например,

  • В гости к пальчику большому               Выставляем вверх большие   пальцы.

Приходили прямо к дом.       Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук Указательный и средний            Поочередно  называемые пальцы, соединяем с           Безымянный  и последний                    большими на двух руках одновременно,

Сам мизинец-малышок                                                   пальцы сжаты в кулачок.

Постучался об порог                                         Кулачки стучатся  друг о дружку.

Вместе пальчики друзья                           Ритмичное сжатие пальцев обеих рук.

Друг без друга им нельзя.

 

  • Колечки

1-й вариант:

Под ритмический счет смыкаются большие пальцы  с указательными, средними, безымянными и мизинцами в колечки, затем продолжаем движение в противоположном направлении.

2-й вариант:

Под счет собираются колечки. По команде «Без среднего» продолжается перебор, пропуская средний палец и т.д. Темп можно ускорять.

3-й вариант:

Обратные колечки – левая рука смыкает указательный и большой палец, а правая - большой и мизинец. В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения. Затем наоборот.

    Игровые технологии в воспитании и обучении детей  способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физического отдыха.

     Как бы правильно не были организованы уроки юного музыканта, как и в другой любой деятельности, имеют место утомление и усталость. Только разумность в  чередовании труда и отдыха делает движения точными и уверенными и положительно  сказывается на результате занятий. Поэтому для эмоциональной разрядки во время урока,  педагог может использовать следующие музыкальные игры:

  • «Эхо» - педагог исполняет на инструменте простой мотив, а ученик отвечает на своем инструменте, подбирая по слуху. Как вариант – можно поменяться.

Игра развивает память, слух, творческое воображение.

  • «Жмурки» - ученику указываются определенные клавиши на инструменте. Педагог один из звуков и предлагает ученику найти. Первое время педагог может держать звук до тех пор, пока ученик не найдет его на своем инструменте. Можно поменяться: ученик - прячется, педагог - ищет.

     Можно включить в урок занимательные вопросы, но не надо ждать моментальных и правильных  ответов от учащегося. Цель вопросов – активизировать мыслительную деятельность ученика. 

Например, для закрепления слуховых представлений, можно задать следующие вопросы и задания:

«Человек поднимается в гору или спускается с горы?» - нисходящее или восходящее движение 

«Поезд приближается или удаляется?» - dim.  или crec.

«Девочка идет по дорожке или по лесенке?» - гаммообразное или скачкообразное движение.

Изобрази на инструменте: спящего человека, сигналы машин, чириканье птиц, разгон поезда и т.д.

        В каждом уроке должна быть «изюминка», интрига. Необходимо исключить из практики стереотипное объяснение и выполнение всех заданий максимально использовать разнообразные приемы и методы на занятиях, в целом повышая эффективность музыкально-образовательного процесса.

     Наличие в жизни ребенка ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых событий становится своеобразными стимуляторами творческой активности. Это то, что позволяет педагогу постоянно поддерживать эстетический  интерес ребенка  к процессу создания прекрасного, к общению с искусством.

 

Список литературы:

И.Г.Хадиуллин, А.Н. Ахметов «Практикум по педагогике» Магариф, 2002

О.Выленцева статья « Оптимизация обучения», Наука и школа.№2/2006

Г.Стативкин «Начальное обучение на готово-выборном баяне» Москва,1989

З.Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне» Москва,2007

Е.Черенкова «Развивающие игры с пальчиками» Москва,2007

И.Агапова, М.Давыдова «Лучшие ребусы и головоломки для детей» Москва, 2006

Е.Р.Новикова, Н.А. Новикова «Музыкальные ребусы, загадки, кроссворды» вып.1,Киров 2001

Иллюстрации:

Е.Р.Новикова, Н.А. Новикова «Музыкальные ребусы, загадки, кроссворды» вып.1,Киров 2001

Сайт www.allforchildren.ru

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн