Программа элективного курса «Проектная деятельность в предпринимательстве» для учащихся 8 класса предпрофильного социально-экономического направлени .
Автор: Николаева Л.С. -учитель технологии МАОУ "СОШ № 36" г. Владимира
Пояснительная записка
Элективный курс «Проектная деятельность в предпринимательстве» поддерживает авторскую программу «Технология предпринимательства» для учащихся 8-9 классов предпрофильного социально-экономического направления и ориентирован на учащихся 9 класса указанного предпрофильного направления. Учебный предмет «Технология» сам по себе является предметом с ведущим компонентом способы деятельности, а в программе «Технология предпринимательства» роль этого компонента значительно возрастает. В элективном курсе «Проектная деятельность в предпринимательстве» опора осуществляется на компонентопыт творческой деятельности. Курс рассчитан на 34 часа.
Основной целью элективного курса является увеличение объема знаний и умений, имеющих практическое значение, в том числе профессионально ориентированных; углубление и расширение приобретенных практико-ориентированных знаний и умений и практических навыков, основанных на внепредметных знаниях.
Основные задачи:
- формирование творческого подхода к применению знаний, в том числе и в нестандартных ситуациях;
- развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;
- овладение умениями самостоятельного выявления актуальных проблем;
- развитие умения использовать знания в практической деятельности;
- вовлечение учащихся в работу практико-ориентированной направленности.
Организация проектной деятельности по освоению учебного материала предполагает блочно-модульную структуру построения курса. Подобная логика изложения дает возможность увеличивать или уменьшать объем составляющих в зависимости от сложности выбранных проектов. Значимость курса определяется практической направленностью знаний и умений, способствующих развитию творческой личности, способной реализовать себя в разных сферах трудовой деятельности.
Само название программы уже указывает на форму обучения. Значительная часть учебного материала трансформируется в исследовательскую деятельность и в проектный метод. В процессе изучения курса учащиеся будут проектировать виртуальное предприятие, пройдя при этом все этапы от выработки предпринимательской идеи и маркетинговых исследований до опытно-конструкторской разработки и пробного выхода на рынок. Выбор объектов и заданий для практических исследований и проектной деятельности осуществляется с учетом интересов и склонностей учащихся, что является важным условием успешности проведения занятий данного элективного курса.
Структура курса позволяет осуществлять контроль достижений учащихся как текущий (семинары-обсуждения, защита практических работ), так и итоговый в виде защиты творческого проекта на Дне науки, экзамене, научно-практической конференции, олимпиаде или конкурсе. Универсальной формой отчетности учащихся по элективному курсу становится портфолио: для документов, работ и отзывов.
Планируемые результаты
В ходе учебного процесса школьники должны достигнуть следующих результатов:
1. Оценить собственные предпринимательские способности.
2. Овладеть системой поиска новых идей и способностью их анализа.
3. Исследовать возможности маркетинга.
4. Изучить структуру бизнес-плана.
5. Освоить тактику презентации проекта.
Содержание курса
Введение. (1 ч) Цели и задачи курса. История предпринимательства в России.
Тема 1. Четвертый фактор производства. (6 ч)
Предприимчивость и предпринимательство. Тест на оценку своих предпринимательских возможностей. Анкета выявления склонностей к занятию предпринимательской деятельностью..
Успех в бизнесе. Дееспособность малолетних и несовершеннолетних граждан в соответствии с Гражданским кодексом РФ (Часть 1). С комментариями. Примеры предпринимательских идей, которые можно реализовать в условиях учебных мастерских или дома. Выработка предпринимательской идеи. Первоначальная оценка идей, сетка принятия решений. Выбор формы организации бизнеса.
Практические работы:
1.Тестирование и анкетирование на выявление предпринимательских способностей.
2. Разработка предпринимательской идеи.
Тема 2. Дело начинается с маркетинга (8 ч)
Информация в деятельности предпринимателя. Основные источники информации. Компьютер и бизнес.
Понятие маркетинга. Эволюция маркетинга. Изучение потребностей и рынка. Составление анкеты изучения покупательского спроса, опрос потенциальных клиентов или покупателей, составление диаграмм по результатам анкетирования. Сегментирование рынка на основе диаграмм. Позиционирование будущего товара или услуги. Жизненный цикл товара.
Реклама-двигатель торговли. Из истории рекламы. Композиционно-графические приемы рекламы. Виды рекламной продукции. Группировка слоганов по различным признакам. Разработка товарного или фирменного знака.
Практические работы:
1. Разработка анкеты изучения покупательского спроса.
2. Составление диаграмм и выявление сегментов рынка.
3. Разработка этикеток, ярлыков, рекламных листовок и визиток.
4. Знакомство с профессией маркетолог.
Тема 3. Дизайн-проект (4 ч).
Дизайн как вид проектировочной деятельности. Эскиз, технический рисунок, чертеж. Единая система конструкторской документации (ЕСКД) Спецификация. Разработка конкретной конструкции изделия.
Практические работы:
- Разработка конструкции изделия. Составление эскиза его деталей, спецификации и технического рисунка.
Тема 4. Бизнес-план (12 ч).
Структура бизнес-плана. Значение планирования бизнеса. Уставной капитал. Источники финансирования предпринимательства. Организация производственного процесса. Менеджмент. Финансовый план. Прибыль, окупаемость, рентабельность. Ценообразование. Конкуренты. Международное предпринимательство. Фрайчайзинг. Новые профессии в сфере бизнеса (менеджер-логист, мерчендайзер, байер).
Практические работы.
1. Знакомство с «банком проектных работ».
2. Изучение структуры бизнес-плана. Работа с диском «Бизнес-план»,
/ Русобит-Паблишинг, г. Сергиев-Посад, 2005 г./
3. Овладение навыками делового общения. Знакомство с профессией
менеджера по продажам по диску; «Продажи на максимум», ООО
«Кордис-Медиа», г. Москва, 2005 г.
4.Освоение тонкостей телефонных разговоров по диску: «Заповеди
телефонного общения», г. Москва, 2005 г.
Тема 5. Презентация готового проекта (3 ч).
Обоснование выбора темы. Резюме проекта. Ведущая идея. Подготовка и проведение компьютерной презентации проекта. Новизна и актуальность темы.
Обоснование выбора оборудования, сырья, и способов обработки материалов. Окупаемость затрат. Проработка вопросов безопасности и экологии при изготовлении. Практическая и научная значимость проекта. Самооценка проекта учащимся.
Практические работы:
- Разработка компьютерных презентаций к проектам.
- Защита проекта.
Оценка знаний
Достижения учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:
- Защита проекта на экзамене.
- Участие в празднике: «День науки».
- Участие в семинарах, конкурсах, конференциях.
- Оформление портфолио.
- Текущие и тематические собеседования по разделам проекта.
Литература
- Павлова, М.Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учащихся /М.Б.Павлова, Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А Сасова, под ред. И.А.Сасовой – М.: Вентана - Графф, 2003 – 296 с
- Леонтьев, А. В. Технология предпринимательства, 9 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений, / А.В.Леонтьев - М.: Дрофа, 20000 – 192 с
- Федин, С.В. Предпринимательство: учебное пособие для 9 класса общеобразовательной школы /С.В.Федин, И.Б.Тесленко; - 2-е изд-во, перераб. М.:- МГУ, 2003 -208 с
- Бешенков, А.К. Технология. Методика обучения технологии, 5 - 9.:метод.пособие /А. К. Бешенков, А.В. Бычков, В. М. Казакевич, С. Э. Маркуцкая. -2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004 - 220 с
|