Официальный сайт mixzona 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Безличные глаголы

Submitted by Ольга Петровна Андрюшкина on чт, 11/10/2012 - 23:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Авдюшкина Ольга Петровна
Место работы, должность: 
Студент-практикант
Регион: 
Республика Мордовия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

·         познавательные: дать понятие о безличных глаголах, их лексическом значении, форме употребления

·         практические: научить отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи, развитие речи.

·         развивающие: развивать у учеников умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2004. 

Используемое оборудование: 

 

Презентация к уроку по теме «Безличные глаголы».

Краткое описание: 
Урок состоит из нескольких этапов: синтаксической пятиминутки, объяснения и закрепления нового материала, применения знаний и умений. Методы и приемы обучения: опрос, беседа, работа с таблицей, анализ текста.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

План урока:

1.      Организационный момент – 1-2 мин.

2.      Повторение пройденного материала – 7 мин.

3.      Объяснение  и первичное закрепление нового материала – 25-30 мин.

4.      Подведение итогов – 2 мин.

5.      Оценка работы учащихся – 2 мин.

6.      Домашнее задание – 2 мин.

 

 

Ход урока:

 

Учитель: Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке мы с вами будем изучать новую, интереснейшую тему. Но прежде давайте освежим нашу память  и выполним с вами следующее упражнение. (К доске вызывается один ученик)

Обратите свое внимание на следующие предложения. (Слайд 2)

1.  Синтаксическая пятиминутка.

Учитель: Вы видите 5 предложений, с которыми мы совершим ряд действий.

-        Из предложения Мы любили встречать рассвет на речке мы возьмем дополнение. Ученик записывает на доске - рассвет.

-        Добавим сказуемое из  предложения Дождь застал нас врасплох. Ученик записывает на доске - застал.

-        Из следующего предложения (Туристы с трудом преодолели подъем) нужно выписать существительное, стоящее в именительном падеже и употребить его в родительном падеже множественного числа (туристов).

-        Из предложения На нашем пути лежало бревно взять обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом (на пути).

-        Из предложения Над рекой расстилался туман взять существительное, выступающее в роли обстоятельства места и употребить его в дательном падеже единственного числа с предлогом к (к реке).

Итак, какое у нас получилось предложение?

 

Ученик: Рассвет застал туристов на пути к реке.

Учитель: А теперь добавьте предложение, сделав его сложносочиненным. Каждый должен придумать свой вариант. (Просим зачитать получившиеся предложения).

Ребята, а как вы думаете, какой корень можно выделить в слове застал? Давайте попробуем подобрать однокоренные слова: стать, заставать, восстать.

Какой общий корень вы можете выделить в этих словах?

Ученики: Корень  -ста-.

Учитель: Верно. Это корень, который не употребляется отдельно, а встречается только в соединении с приставкой. Давайте запомним его.

 

2. Объяснение нового материала.

Учитель: Послушайте диалог, который происходил между знакомыми мне бабушкой и внучкой.

Бабушка заболела.
- Что-то целый день меня знобит, - пожаловалась она.

- Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовалась внучка.

- Никто, просто знобит.

- А разве так может быть?

- В жизни не бывает, а в языке есть такие глаголы, которые нам представляют действие так, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и поэтому используем безличные глаголы.

 

Я думаю, вы поняли, что тема нашего сегодняшнего урока – безличные глаголы. Мы должны с вами научиться отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи.

Запишем предложения:

Зимой быстро смеркается. К вечеру подморозит. Мне не спалось.

С этими предложениями выполните следующие задания:

1)      Определите время, род, лицо, число глаголов. (Опрашиваем несколько ребят).

Зимой быстро смеркается (н.вр., 3л., ед.ч ). К вечеру подморозит (буд. вр., 3 л., ед.ч.). Мне не спалось (прош.вр., ср.р., ед.ч.).

2)      Подчеркните грамматические основы предложений. (Опрашиваем одного ребенка).

Совсем рассвело. Не сидится дома. Мне не спалось.

Учитель: Чего не хватает в этом предложении?

Ученики: Подлежащего.

Учитель: А можно ли добавить в это предложение подлежащее?

Ученики: Нельзя.

Учитель: А кто же тогда осуществляет это действие? Давайте вспомним историю с бабушкой.

Ученики: Действие происходит само по себе.

Учитель: Молодцы! Из этого можно сделать вывод, что безличные глаголы не имеют лица. Ещё раз посмотрите на записанные предложения. Что обозначают наши глаголы?

Ученики: Явления природы, состояние человека.

Учитель: Давайте обратимся к параграфу № 87 «Безличные глаголы» и прочитаем материал.(Минута). А теперь ответьте на вопросы:

- В каких наклонениях употребляются безличные глаголы? (В изъявительном и условном)

- В какой форме они употребляются в настоящем и будущем времени? (Только в форме 3 лица единственного числа)

- В каком роде они употребляются, если стоят в прошедшем времени? (Только в среднем роде).

- В какой ещё форме употребляются безличные глаголы? (В форме инфинитива)

 

Учитель: Давайте начертим таблицу и заполним её (Слайд 4).

Возьмем два глагола в неопределенной форме  - подморозить и смеркаться.

Наст. вр.: смеркается, подморозить не употребляется в этом времени (не позволяет значение).

Прош. вр.: смеркалось, подморозило.

Буд. вр.: будет смеркаться, подморозит.

Условное наклонение: смеркалось бы, подморозило бы.

 

Учитель: Часто происходит так, что безличные глаголы путают с личными глаголами. Их различие состоит в том, что личные глаголы обозначают действия, производимые действующим лицом (предметом), а безличные – действия, происходящие сами по себе.

 

Давайте посмотрим на экран. (Слайд 5).  В какой колонке в предложениях употреблены личные, а в какой – безличные глаголы? Почему? (В первой – личные, во второй - безличные).

 

Нужно добавить, что безличными могут быть не только глаголы, но и предложения. И это взаимосвязано. Безличные предложения – это предложения, в которых нет подлежащего, а сказуемое выражено безличным глаголом.

 

Физкультминутка.

 

3. Закрепление нового материала.

1) Упражнение 511, выполняется коллективно. Схема выполнения: чтение предложений;

нахождение в них грамматических основ; запись безличных глаголов в тетрадь, определение того, что обозначают безличные глаголы; указание на наклонение безличных глаголов, род или лицо.

Например, не дышится – безл. гл., состояние человека, изъяв. накл., 3 л.

 

2) Записываем под диктовку предложения, расставляем знаки препинания, составляем схемы.

Лужи затянуло сизым ледком, и люди начали прятаться от холода по домам.

Ребёнку не сидится на месте, и вот он уже рисует каракули на обоях.

 

4. Подведение итогов.

Учитель: Сегодня мы с вами узнали, что такое безличные глаголы, в каких формах они употребляются, что обозначают. Я надеюсь, вы сможете теперь отличать в предложениях безличные глаголы от личных.

 

5. Домашнее задание: упражнение 512, или составить рассказ из 5 безличных предложений, употребив в них все возможные формы безличных глаголов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
безл.ppt 1.7 MB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн