Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Активные методы обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста»

 

«Активные методы обучения и воспитания детей

старшего дошкольного возраста»

 

В настоящее время педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Сущность современных педагогических технологий выражается в организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса, предложении новых форм и методов формирования и развития профессиональных знаний и умений педагога.

Сегодня я хотела бы привлечь внимание коллег к АМО – активным методам обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока. В других случаях, авторы сужают понятия АМО, относя к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи, как, например, в определении, размещенном в глоссарии федерального портала российское образование:

Активные методы обучения- методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Рассмотрим и другое определение АМО.

Активные методы обучения– это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.


Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности учащихся;
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулирование самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  • развитие универсальных навыков.

Применение АМО возможно и в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаю вам ознакомиться с АМО, которые я использую в своей педагогической практике.

 

Описание самостоятельного разработанного

активного метода обучения

1.

Предмет, на котором использован метод

Образовательная область «Коммуникация»

2.

Класс, в котором использован метод

Старший дошкольный возраст

3.

Этап образовательного мероприятия (урока)

Основная часть непосредственно организованной деятельности

4.

Название метода

 

«Бабочки на полянке»

5.

Цели использования метода

  1. Создание условий, способствующих проявлению самостоятельности в освоении умения правильно произносить звуки, называть слова с заданным звуком.
  2. Создание усло­вий, обеспечивающих возможность овладения умением определять место звука в слове для каждого ребёнка с учетом его учебных индивидуальных способностей.
  3. Развитие коммуникативных умений в отношениях: «воспитатель - ребёнок», «ребёнок - ребёнок», «ребёнок - воспитатель».
  4. Формирование мотивации к непосредственно организованной деятельности, создание ситуации успеха для каждого.

6.

Количество участников

Численность – вся группа

Группа - 2 чел.

7.

Технология проведения

Детям раздаются цветочки и бабочки. Каждая бабочка летит на полянку и находит свой цветочек (такого же цвета). Таким образом, ребята делятся на пары. Работа в парах:

Задание 1. Парам предлагается посоревноваться друг с другом: кто быстрее и чище проговорит скороговорку.

Задание 2. Цветочкам  предлагается назвать звук, а бабочкам слова, в которых есть заданный звук и определить место этого звука в слове.

Задание 3. Цветочки называют слово, а бабочки должны назвать слово на последний звук предыдущего.

8.

Продолжительность проведения

15  мин.

9.

Предварительная подготовка (если требуется)

Вырезать из цветной бумаги бабочки и цветочки соответствующих  цветов.

 

10.

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

-

11.

Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

После  деления  детей на пары педагогу необходимо проверить, чтобы в паре не оказалось двух детей с проблемами произношения отдельных звуков.

 

12.

Автор метода и источник, где описан метод (если Вы сами разработали метод, указывается Ваши ФИО)

Авторская разработка

Синельникова Яна Игоревна

 

Анализ и оценка педагогом  апробации АМО

на образовательном мероприятии

 

1

Использовали ли Вы ранее АМО в образовательном процессе?

Ранее я использовала АМО, но не так активно. После прохождения курса «Активные методы обучения» я сделала вывод, что эти методы могут работать и на дошкольниках.

2

Какие сложности возникли при подготовке и проведении АМО для данного Практического задания?

При проведении этого АМО небольшое затруднение вызывало то, что необходимо было  держать в поле зрения все пары, контролируя правильность выполнения заданий и оказание помощи.

3

Какие положительные эффекты использования данных АМО Вы отметили?

Использование такого АМО помогает индивидуализировать обучение, способствует проявлению самостоятельности детей в овладении умением называть слова с заданным звуком и определять его место в слове,обеспечивает возможность тренировки и закрепления знаний  для каждого ребенка.

4

Как отреагировали обучающиеся на применение данных АМО?

Ребята проявили большой интерес и желание поучаствовать в новой  игре.

5

Какие ощущения Вы испытали от использования данных методов?

После использования АМО я испытала радость и удовлетворение. К тому же новая форма обучения в игре вызвала у детей интерес, положительный настрой и большой эмоциональный отклик, а это отразилось на результативности непосредственно организованной деятельности.

6

Будете ли Вы использовать АМО в дальнейшем в своей работе?

Я обязательно буду использовать АМО в дальнейшем в своей работе, так как АМОспособствуют проявлению самостоятельности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков детей, стимулирует активность детей, развивает способность к управлению своей учебной деятельностью, поведением и развивает умения  работы в парах (группах).

 

Описание второго самостоятельного разработанного

активного метода обучения

1

Предмет, на котором использован метод

Образовательная область «Познание»

2

Класс, в котором использован метод

Старший дошкольный возраст

3.

Этап образовательного мероприятия

Основная часть непосредственно организованной деятельности

4.

Название метода

 

«Осенний листопад»

 

5.

Цели использования метода

  1. Активизирование имеющихся знаний детей об объектах живой природы (диких животных), освоение новых знаний в сотрудничестве.
  2. Предоставление возможностей каждому ребёнку оценить свой запас знаний об объектах окружающего мира.
  3. Создание положительной мотивации для самообразования через побуждение к расширению своего багажа знаний путём самостоятельного нахождения  информации об интересующих объектах в повседневной жизни (узнать у взрослых, посмотреть в книге, журнале и т.д.)

6.

Количество участников

Численность – вся группа

Группы – 4-5 чел.

7.

Технология проведения

На рабочих местах у детей лежат разноцветные треугольники (желтый, оранжевый, коричневый, зелёный). На ковре обручи, в центре которых находятся листья соответствующего цвета. Детям предлагается найти на ковре осенний лист такого же цвета, как и на своём рабочем месте,  стать рядом с ним. Таким образом, ребята  делятся на 4 подгруппы. Каждой подгруппе педагог загадывает загадку, отгадав которую, ребята узнают, о каком объекте (в данном случае диком животном) они будут делиться своими знаниями друг с другом.

На обратной стороне осеннего листа  прикрепляется картинка-отгадка с изображением дикого животного. Детям предлагается рассказать друг другу (товарищам своей подгруппы) всё, что они знают об этом животном.

В ходе обсуждений воспитатель подходит к каждой подгруппе и даёт дополнительные сведения об объекте  коллективной беседы.

 

8.

Продолжительность

 

15-20 мин.

9.

Предварительная подготовка

Вырезать треугольники желтого, оранжевого, коричневого, зелёного цветов, осенние листья (размером А 4) таких же цветов, с обратной стороны которых прикрепляется картинка предмета или объекта живой, неживой природы.

10.

Необходимые материалы

Обручи, в центр, которых кладутся осенние листья, с обратной стороны которых прикрепляется картинка предмета или объекта живой, неживой природы.

11.

Примечание

 

Осенние листья и картинка обсуждаемого предмета должны быть размером А 4.

12.

Автор метода и источник, где описан метод

Авторская разработка

Синельникова Яна Игоревна

 

Анализ и оценка педагогом  апробации АМО 

на образовательном мероприятии

 

1

Использовали ли Вы ранее АМО в образовательном процессе?

Ранее я использовала АМО, но не так активно. После прохождения курса «Активные методы обучения» я сделала вывод, что эти методы могут работать и на дошкольниках.

2

Какие сложности возникли при подготовке и проведении АМО для данного Практического задания?

При проведении АМО было сложно активизировать слабых (отстающих) детей.

3

Какие положительные эффекты использования данных АМО Вы отметили?

Новые формы взаимодействия в ходе АМО сблизили  детей друг с другом, поспособствовали формированию у ребят предпосылок мыслить и получать знания по-новому.

Использование АМО в дошкольном образовании позволяет значительно повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

4

Как отреагировали обучающиеся на применение данных АМО?

Ребята проявили большой интерес и желание поучаствовать в новых играх.

5

Какие ощущения Вы испытали от использования данных методов?

После использования АМО я испытала радость и удовлетворение, потому что я решила свои поставленные задачи, увидела  в глазах детей заинтересованность поделиться имеющимися знаниями и приобрести новые.

 

6

Будете ли Вы использовать АМО в дальнейшем в своей работе?

Я обязательно буду использовать АМО в дальнейшем в своей работе, так как АМОспособствуют проявлению самостоятельности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков детей, создают ситуацию успеха для каждого ребёнка, формируют положительную мотивацию для самообразования.

Анкета-опрос для детей, присутствовавших на мероприятии, на котором апробировались АМО

 

 

Понравился ли вам игровой метод обучения?

 

Нам очень понравилось играть и узнавать интересные факты из жизни диких животных

 

Что именно понравилось?

 

Интересно было узнать, кто окажется в моей команде, о каком животном мы будем беседовать, понравилось отгадывать загадки

 

Что вам не понравилось?

 

-

 

Хотели бы Вы учиться с использованием игровых методов обучения?

 

Мы очень хотим на занятиях играть в интересные игры!

(в статье использованы материалы образовательного портала "Мой университете")


»  Размещено в сообществах:   

На: «Активные методы обучения и воспитания детей старшего дошкол


спасибо. после каникул обязательно попробую, только не с листочками- бабочками, а снеговиками-снежинками



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн