Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методические рекомендации по составлению и разработке поурочного планирования.

Submitted by Елена Николаевна Рукис on вс, 21/10/2012 - 18:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Рукис Елена Николаевна
Место работы, должность: 

 

Муниципальное образование Ленинградский район

 

Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей

межшкольный учебный комбинат станицы Ленинградской

муниципального образования Ленинградский район

 

методист

Регион: 
Краснодарский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Методические рекомендации по составлению и разработке поурочного планирования. Современный урок. Требования к современному уроку.</p>

 

 

Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей межшкольный учебный комбинат станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

 

    

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И СОСТАВЛЕНИЮ ПОУРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Современный  урок.  Требования к  современному уроку

 

Методисты МАОУ МУК: Е.Н. Рукис, Л.А. Дейко

 

 


 

 

 

Содержание:

 

Урок как целостная система.                                                                                                     3

 

Типология уроков.                                                                                                                       4

 

Структура уроков.                                                                                                                        5

 

Структурные элементы урока.                                                                                                  8

 

Требования к уроку.                                                                                                                    14

 

Цели уроков.                                                                                                                                 17

 

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя.                                                 21

 

Схема поурочного плана (М.И. Махмутов).                                                                           22

 

Схема плана-конспекта урока.                                                                                                  23

 

Самоанализ урока.                                                                                                                      27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок – клеточка педагогического процесса.

В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.

Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

 

Скаткин М.

 

 

Урок как целостная система

 

 Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

 

 Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

 

 Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типология уроков

 

 Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

 

 В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);

уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока);

уроки обобщения и систематизации (3-й тип),

комбинированные уроки (4-й тип);

уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

 

 

Нетрадиционные формы урока:

 ролевые игры;       

 урок-путешествие;

 урок-спектакль;    

 круглый стол или конференция;

 исполнение сказочного сюжета;          

 урок-состязание;

 смотр знаний;       

 пресс-конференция;

 урок фантазирования;     

урок-игра;    

 урок открытых мыслей;

 деловая игра;        

 урок-восхождение;

 урок-зачет; 

 урок-соревнование;

 урок взаимообучения;    

 урок-диалог;

 урок-КВН;   

 мозговая атака;

 урок-викторина;   

 урок-брифинг;

 игра «Следствие ведут знатоки»;         

 актуальное интервью;

 аукцион знаний;   

 имитационно-ролевое моделирование;

 урок-диспут;          

 моделирование мышления учащихся;

 урок-турнир;          

 ролевая деловая игра;

 урок-эврика;          

 урок-лекция:

 игра «Волшебный конверт»;     

 межпредметный интегрированный урок;

 урок-конкурс;        

 лекция вдвоем;

 урок творчества;   

 математический хоккей;

 лекция-провокация;        

 лекция-диалог

 лекция-конференция;      

 

 

Структура уроков

 

 Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

 

Урок изучения нового материала:

 • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

 • указание на то, что учащиеся должны запомнить;

 • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

 • сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

 • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

 • контроль результатов первичного запоминания;

 • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

 • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

 • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

 Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков:

 

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:

 • сообщение учащимся цели предстоящей работы;

 • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

 • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

 • проверка выполненных работ;

 • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

 • задание на дом (если это необходимо).

 

Урок формирования умений и навыков:

 • постановка цели урока;

 • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

 • проведение проверочных упражнений;

 • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

 • упражнения на их освоение;

 • упражнения на их закрепление;

 • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

 • упражнения на перенос в сходную ситуацию;

 • упражнения творческого характера;

 • итог урока;

 • задание на дом.

 

Урок применения знаний, умений и навыков:

 • организация начала урока (психологический настрой учащихся);

 • сообщение темы урока и его задач;

 • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

 • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

 • упражнения в применении знаний и умений а измененных условиях;

 • творческое применение знаний и умений;

 • упражнение по отработке навыков;

 • домашнее задание;

 • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

 Структура уроков обобщения и систематизации знаний:

 

Урок повторения:

 • организация начала урока;

 • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

 • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

 • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

 • задание на дом.

 

Повторительно-обобщающий урок:

 • организационный момент;

 • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

 • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

 • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

 • формулирование выводов по изученному материалу;

 • оценка результатов урока;

 • подведение итогов;

 • задание на дом (не всегда).

 

Урок контроля и коррекции:

 • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

 • постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

 • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

 • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

 • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

 

Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

 • организация начала урока;

 • проверка домашнего задания, постановка цели урока;

 • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

 • изучение нового материала, в том числе и объяснение;

 • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

 • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

 • подведение итогов и результатов урока;

 • задание на дом;

 • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

 

 

 

Структурные элементы урока

 

1.Организационный этап

 1. Дидактическая задача этапа

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока

 2. Содержание этапа

Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

 3. Условия достижения положительных результатов

 Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.

 4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

 5. Требования к реализации дидактической задачи урока

 Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность.

 6. Способы активизации на уроке

 Запись на доске цели урока. Сообщение ассистентов, консультантов о готовности класса к работе.

 7. Ошибки, допускаемые при реализации

Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность

 

2.Этап всесторонней проверки домашнего задания

 1.Дидактическая задача этапа

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, :совершенствуя при этом ЗУН

 2. Содержание этапа

 Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

 3. Условия достижения положительных результатов Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса

 4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом

 5. Требования

Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий

 6. Способы активизации на уроке

 Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся

 7. Ошибки, допускаемые при реализации

Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий

 

3.Этап всесторонней проверки ЗУН

 1.Дидактическая задача этапа

Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся; выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

 2. Содержание этапа

Проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценка ЗУН.

 3. Условия достижения положительных результатов

Использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

 4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

 Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся

 5. Требования к ЗУН

Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа

 6. Ошибки, допускаемые при проверке ЗУН

Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок

 

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

 1.Дидактическая задача этапа

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся

 2. Содержание этапа

Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы

 3. Условия достижения положительных результатов

Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках

 4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)

 

5. Этап усвоения новых знаний

 1. Дидактическая задача этапа

Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН

 2. Содержание этапа

Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися

 3. Условия достижения положительных результатов

Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа

 4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения

 5. Требования

Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала

 6.Способы активизации на уроке

Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности

 7. Ошибки, допускаемые при реализации

Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения

 

6. Этап проверки понимания учащимися нового материала

 Этап усвоения новых знаний

 1.Дидактическая задача этапа

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы

 2. Содержание этапа

Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий

 3. Условия достижения положительных результатов

 Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала

 4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

 Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников

 

7. Этап закрепления нового материала

 1.Дидактическая задача этапа

Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

 2. Содержание этапа

Закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний

 3. Условия достижения положительных результатов

 Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний

 4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся

 5. Требования к её реализации

Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий

 6. Способы активизации на уроке

Разнообразие заданий, их практическая направленность

 7. Ошибки, допускаемые при реализации

Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. упор делается не на главном.

 

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 1.Дидактическая задача этапа

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы

 2. Содержание этапа

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока

 3. Условия достижения положительных результатов

 Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения

 4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками

 5. Требования к ее реализации дидактической задачи урока

Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию

 6. Способы активизации на уроке

 Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов)

 7. Ошибки, допускаемые при реализации

Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения

 

Подведение итогов урока

 1.Дидактическая задача этапа

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее

 2. Содержание этапа

Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках

 3. Условия достижения положительных результатов

Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы

 4. Требования

Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей

 5.Дополнительная активизация

 Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем

 6. Ошибки

Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения

 

Требования к уроку

 

I. Дидактические требования к современному уроку:

 • четкое формулирование триединой дидактической цели;

 • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

 • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

 • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

 • выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;

 • реализация на уроке всех дидактических принципов; - создание условий успешного учения учащихся.

 

Психологические требования к уроку:

 Психологическая цель урока:

 1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

 2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

 3) применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

 Стиль урока:

 1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

 • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

 • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

 • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

 • выполнение учителем и учащимися проблемно- эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

 • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

 • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

 2) особенности самоорганизации учителя:

 • подготовленность к уроку, и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

 • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

 • педагогический такт (случаи проявления);

 • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1) Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

 • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлении, их осмысления;

 • использование установок в форме убеждения, внушения;

 • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

 • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

 2) Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

 • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

 • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

 • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

 • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

 • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

 3) Закрепление результатов работы:

 • формирование навыков путем упражнений;

 • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

 1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

 2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

 1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

 2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

 3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам,

 

Гигиенические требования к уроку:

 1) температурный режим: +15- +18 0С, влажность: 30 – 60%;

 2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

 3) освещение;

 4) предупреждение утомления и переутомления;

 5) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

 6) своевременное и качественное проведение физкультминуток;

 7) соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

 8) соответствие классной мебели росту школьника.

 

Требования к технике проведения урока:

 

 1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

 2) темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

 3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

 4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

 5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

 6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

 7) учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

 

Цели уроков

 

 ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, в свою очередь, делятся на несколько групп:

 • цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;

 • цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности;

 • цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры;

 • цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры;

 • цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью;

 • цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников;

 • цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры школьников;

 • цели, связанные с развитием у школьников рефлексивной культуры.

 

 

 Раскроем далее содержание каждого блока целей, ориентированных на развитие личности учащихся.

Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

 • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

 • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

 • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

 • помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности;

Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

 • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.);

 • обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;

 • содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);

 • обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.

Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:

 • содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

 • создать условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятелъностной культуры (культуры самоуправления учением):

 • обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;

 • создать условия для развития у школьников умения работать во времени;

 • содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Цели, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся:

 • создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;

 • обеспечить у школьников развития умений составлять простой и сложный планы.

Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:

 • содействовать развитию у детей умений общаться;

 • обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:

 • создать условия для развития у школьников умений «приостановить» свою деятельность;

 • обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;

 • содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;

 • обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ представим в следующем виде:

 • помочь учащимся целостно представить проект изучения новый темы;

 • организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;

 • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению:

 1) фактов ...;

 2) понятий ...;

 3) правил ...;

 4) законов ...;

 5) положений ... и др.;

 6) способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения);

 • обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные умения);

 • обеспечить применение учащимися знаний и способов действий

 (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;

 • организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

 • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы ...;

 • обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме ...;

 • организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.

 Лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.

 

ЦЕЛИ УРОКА

Познавательные

Сообщение новых фактов.

Введение новых понятий, категорий.

Изучение новых явлений.

Организация усвоения нового материала.

Изучение закона или закономерностей.

Обучение новому способу действий.

Изучение дополнительных свойств уже известных понятий.

Установление новых связей между понятиями закона и других процессов применения для получения нового знания.

Углубление  сущности известного понятия, закона и других процессов, его применения для получения нового знания.

Совершенствование, расширение известного знания.

Отработка навыков, закрепление известного способа действий.

Изучение устройства механизма, таблицы.

Ознакомление и систематизация знаний.

Развивающие

включают факторы умений использовать приемы:

анализировать - устанавливать причинно-следственные связи;

сравнивать;

строить доказательства;

обобщать;

выдвигать гипотезы;

переносить знания в новую ситуацию;

математически и графически оформлять результаты деятельности;

проводить наблюдения, графически оформлять результаты деятельности.

Воспитательные:

Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся, трудолюбия, исполнительности, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, работоспособности, воображения, эмоциональности, уравновешенности, уверенности, убежденности, обученности.

Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (в дополнение к качествам первой группы), увлеченности, познавательного интереса, активности, целеустремленности, силы воли, настойчивости, активности, наблюдательности, интуиции, сообразительности, одаренности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.

Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность функционирования в ученическом, а затем и производственном коллективе в дополнение к качествам первых групп: требовательности, принципиальности, критичности, самокритичности, благородства, великодушия, самообладания, гордости, смелости, осмотрительности, самоотверженности, чувства товарищества, оптимизма, дружелюбия.

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения.

Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, явлениям, культуре, общественной жизни.

Воспитание культуры пространственного мышления.

Воспитание культуры конструктивного мышления.

Воспитание культуры речи.

Воспитание положительных мотивов обучения.

Показ важности и практической значимости применения знания по предметам.

Формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь.

 

 

 

 

 

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

 

 1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

 2. Определение триединой дидактической цели урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.

 3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.

 4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

 5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

 6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

 7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

 8. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

 9. Проверка оборудования и технических средств обучения.

 10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

 11. Планирование объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.

 12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

 13. Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.

 14. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.

 15. Продумывание форм подведения итогов урока.

 16. Планирование внеклассной работы по данной теме.

 17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

 

 

 

 

 

 

 

Схема поурочного плана (М.И. Махмутов)

 

І.Тема урока ( в соответствии с календарно-тематическим планированием)

 1. Цель урока:

 образовательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование…)

 развивающая ( какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат)

 воспитательная ( какие качества личности формируются)

 2. Тип урока (указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид)

 З. Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии

 4. Оборудование: ТСО, средства наглядности, источники информации, дидактические средства обучения

II. Актуализация

 ( указывается время, отводимое на актуализацию, опорные знания, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, которые помогает в восприятии нового материала; планируется самостоятельная работа учащихся, отмечаются способы формирования мотивации в обучении, интереса к предмету - сообщение интересного факта из истории науки, показ практической значимости, необычная постановка вопроса, новая формулировка задачи, создание проблемной ситуации; намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля, взаимоконтроля, намечаются учащиеся для опроса, форма получения обратной связи)

III. Формирование новых понятий, способов действия ( указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения, для уроков совершенствования знаний, умений и навыков -указывается углубление и расширение знаний; формулируется познавательная задача этапа усвоения знаний, указываются предполагаемые приращения, приемы формирования способов деятельности; определяется тип самостоятельной работы, возможные приемы установления межпредметных связей, намечаются ученики для выполнения индивидуальных заданий и способы индивидуализации- карточки с разноуровневым дидактическим материалом, формулируются проблемные и информационные вопросы)

IV. Применение (формирование умений и навыков)

 (указываются конкретные умения и навыки для отработки, например, умение формулировать вопрос, устанавливать причинно-следственные связи. классифицировать, сравнивать; намечаются способы получения обратной связи. указываются фамилии учащихся для опроса и т.д.)

V. Домашнее задание( указываются основное задание, вопросы для повторения, дифференцированные творческие задания, продумывается объем домашнего задания -не превышает 2/3 того, что сделано в классе)

 

Схема плана-конспекта урока

 

 Дата______________________

 Класс_____________________

 Урок №__________________

 Тема :_______________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

 Цель:________________________________________________________________________

 обучающая___________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

 развивающая_________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

 воспитывающая______________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

 Тип урока:___________________________________________________________________

 Методы :____________________________________________________________________

 Оборудование;________________________________________________________________

 Последовательность этапов урока :

 организационный усвоение новых знаний

 проверка домашнего задания закрепление новых знаний

 всесторонняя проверка знаний информация о дом.задании, инструктаж

 подготовка к усвоению нового материала

 Содержательная часть урока:

 1.

 Этап урока Время Приемы, методы Что делают ученики Что делает учитель

 2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению дом. задания.

 Аналитическая часть урока:

 самоанализ урока.

 

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАН-КОНСПЕКТА УРОКА

         План-конспект - это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний.

 

            Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

 

            Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

 

Тема урока: (она обычно переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная, определенная).

Цели урока:

            ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: углубление знаний, повторение изучаемого и применение на новой лексической основе, учить навыкам и умениям.

            РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: какое развитие ученика преследует учитель: наблюдение, мышление, развитие аналитико-синтетических процессов, учить сравнению, развивать творческое изображение.

            ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: эстетическое, нравственное, трудовое воспитание, любовь к изучению предмета. Воспитывать самостоятельность самого учебного процесса. Воспитательные задачи исходят из содержания учебного материала, они выполняются в системе всего урока, незаметно, но ярко, впечатляюще действуют на сознание школьника.

Все задачи выводятся после составления плана (оставьте сразу место), они отражают содержание урока.

ОБОРУДОВАНИЕ: наглядные пособия, ТСО, языковый материал писателей и поэтов, экскурсии, дополнительный материал.

ХОД УРОКА: деятельность учителя, деятельность ученика, методы, приемы.

I.                    АКТУАЛИЗАЦИЯ (5-7 минут).

1.      Связь с изученным материалом, знание которого потребуется на уроке.

2.      Самостоятельная работа, требующая активного мышления, знаний учащихся.

3.      Здесь можно создать эмоциональный настрой, желание трудиться. Сразу включить всех в деятельность. Интерес можно создать вопросом или заданием. Необходимо вскрыть неизученный материал, подготовить детей к восприятию нового.

4.      Намечается форма контроля.

II.                 ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ (на него отводится большая часть времени - 25-30 минут).

Учитель должен незаметно подойти к этому этапу урока, используя различные методы и приемы (частично-поисковая ситуация и т.д.).

Новый материал творчески осмысливается на примерах. Дети должны подойти к решению неизвестного (сравнение, обобщение, выводы). После этого выводы к решению учащихся сравниваются с учебником, продумывается вид самостоятельной работы.

III.               ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:

1.      умение формировать вопрос, отвечать на него;

2.      сознательное применение знаний на практике, виды и типы самостоятельных работ, фронтальных и дифференцированных с активизацией мыслительной деятельности;

3.      обратная информация (карточки, сигнал взаимопроверки, с обобщением и выводами, фронтальная проверка).

IV.              ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: имеется 300 видов домашних заданий. Она отражает понимание ребенка данного материала. Обязательно нужно объяснить.

V.                 ИТОГ УРОКА: обобщает то, что узнали нового, интересного. Это дается для обобщения и развития памяти.

VI.              ОЦЕНКА ЗНАНИЙ: оцениваются знания учащихся с комментированием (особенно слабых и их продвижение). Выставляются отметки.

 

 

Схема конспекта урока

Приложение к"Методике оценки уровня квалификации педагогических работников", подготовленной Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

Аттестуемый педагог (ФИО)_______________________________

Предмет_______________________________Класс_______________________________

Тема урока_______________________________

(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период)

1. Организационный момент,включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь  на данном этапе урока;

  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока,   настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу,включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

 5. Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока

 

 Класс___________________________________________________________

 Тема урока_______________________________________________________

 Тип урока и его структура__________________________________________

 1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

 2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

 3. Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.

 4. Отбор содержания, форм и методов обучения в (соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.

 5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

 6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.

 7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?

 8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.

 9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

 10. Наметить перспективы своей деятельности.

 

 

Анализ посещенного урока

ФИО учителя

«+»

«-»

Примечание

Основные компоненты урока

  1. Организация урока.
  2. Постановка цели.
  3. Выделение главного на уроке.
  4. Своевременный контроль.
  5. Активная занятость учащихся.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Практическая работа.
  8. Четкая структура урока.
  9. Плотность урока.
  10. Результативность.
  11. Уровень обучения.

 

 

 

Формы и методы работы.

  1. Проблемно-поисковые.
  2. Словесно-наглядные.
  3. Новые формы и методы.
  4. Индивидуальный дифференцированный подход.
  5. Использование ТСО.

 

 

 

Личность

  1. Умение владеть классом.
  2. Личная культура.
  3. Педагогический такт.
  4. Эрудиция.
  5. Взаимоотношения с учащимися.

 

 

 

Как вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства учителя в целом? (Нужное подчеркните)

(Очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий)

 

 

 

2 вариант общей схемы анализа урока.

  1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутство­вавших на уроке.
  2. Тема урока; образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.
  3. Организационное начало урока:
    • готовность учителя к уроку наличие конспек­та или подробного плана урока, наглядных посо­бий, инструментов и т.д.;
    • подготовленность учащихся - дежурные, нали­чие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;
    • подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.
  4. Организационная структура урока:
    • мобилизующее начало урока;
    • последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;
    • насыщенность урока и темп его проведения и т.д
  5. Анализ содержания учебного материала урока:
    • обоснование учителем избранной последователь­ности реализации учебного материала на уроке;
    • соответствие программе и уровню знаний уча­щихся по предмету;
    • соотношение практического и теоретического ма­териала;
    • связь с жизнью и практикой и т.д.
  6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
    • цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;
    • обоснование выбора методов обучения;
    • пути реализации дидактических принципов в обучении;
    • индивидуализация и дифференциация в обучении;
    • взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.
  7. Деятельность учителя;
    • научность и доступность изложения новых знаний;
    • использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;
    • организация закрепления учебного материала;
    • организация самостоятельной работы учащихся;
    • проверка и оценка знаний и умений учащихся;
    • вопросы учителя и требования к ответам учащихся;
    • отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
    • задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;
    • пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;
    • эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;
    • контакт учителя с классом и т.д.
  8. Деятельность учащихся:
    • подготовка рабочего места;
    • поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;
    • интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;
    • состояние их устной и письменной речи;
    • знание учащимися теории, умение применять полученные знания;
    • отношение учащихся к учителю;
    • степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.
  9. Выводы:
    • выполнение плана урока;
    • достижение целей урока;
    • особенно интересное и поучительное на уроке;
    • что произвело на уроке наибольшее впечатление;
    • какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
    • оценка урока.

С помощью приведенной общей схемы, возможно, проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приве­дем один из возможных ее вариантов:

  1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
  2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
  3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?
  4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
  5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент?
  6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
  7. Как отбирались для урока формы обучения?
  8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
  9. Чем обоснованы выбранные формы проверки я контроля знаний учащихся?
  10. За счет чего >обеспечивалась работоспособность: учащихся в течение всего урока?
  11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?

Рекомендации по наблюдению за ходом урока и оценкой его рациональности.

При наблюдении за опросом школьников можно рекомендовать обратить внимание на такие моменты:

  1. в какой форме был организован опрос (в индивидуальной или фронтальной, устной, письменной или лабораторной);
  2. оценка рациональности избранной формы опроса,
  3. правильно ли было определено место опроса среди других этапов урока,
  4. оптимальными ли оказались затраты времени на опрос в ходе этого урока,
  5. четко ли была поставлена цель опроса (подход к новой теме, проверка знаний, проверка умений),
  6. удалось ли ее реализовать в полной мере,
  7. стремился ли учитель обеспечить обучающий характер опроса,
  8. активное участие в нем всех учеников,
  9. умело ли исправлялись неточности, ошибки, привлекались ли к этому ученики,
  10. насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки,
  11. как обращалось внимание на усвоение главного,
  12. на логичность плана ответа,
  13. на прочность знаний и умение их применять на практике.

При наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на следующее:

  1. были ли поставлены перед учениками основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и четко,
  2. доступность изложения учебного материала,
  3. выделялось ли в нем главное, существенное и концентрировалось ли на нем внимание учеников,
  4. оптимальным ли был темп изучения нового,
  5. проверялась ли степень понимания учениками нового материала по ходу его объяснения.

При закреплении изученного материала необходимо обратить внимание на то, что

  1. содействовали ли подобранные упражнения на усвоение главного в данной теме,
  2. оказывалась ли дифференцированная помощь ученикам во время выполнения заданий,
  3. дополнительные задания для наиболее подготовленных учеников,
  4. выявлялись ли типичные ошибки и затруднения, способы их устранения

При сообщении домашнего задания обратить внимание

  1. оптимален ли его объем, сложность, выполнят ли его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы
  2. прокомментировано ли домашнее задание,
  3. требования к оформлению,
  4. дифференцировано ли домашнее задание.

В центре анализа должно быть содержание и результаты, которые проявляются в полученных учениками знаниях, умениях и навыках.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн