Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Трагедия Катерины (по драме А. Н. Островского "Гроза")

Фото пользователя Светлана Викторовна Гутарина
Submitted by Светлана Викторовна Гутарина on вс, 28/10/2012 - 23:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гутарина Светлана Викторовна
Место работы, должность: 
ТОГБОУ "Многопрофильный кадетский корпус"
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Образовательные:

- дать понятие художественного образа;

- умение раскрывать художественный образ через сравнительную характеристику героев;

- определить значение образа в творчестве драматурга.

Развивающие:

- формировать коммуникативные и интеллектуальные способности;

- развивать способность к сравнению, сопоставлению, влиять на формирование их читательских интересов;

- развивать память, логическое мышление, расширять кругозор учащихся, формировать глубокий и устойчивый интерес к предмету.

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения, умение выслушивать собеседника и отвечать на поставленный вопрос, формировать потребность в коллективной и индивидуальной работе.

 

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Лбедев. Русская литература 19 века в 2-х ч.

Используемая методическая литература: 

Критический материал о пьесе "Гроза".

Используемое оборудование: 

Мультимедиа-ресурсы, компьютер, раздаточный материал, монолог Катерины (запись), романс на слова М. Цветаевой "Под лаской плюшевого пледа".

Краткое описание: 
Образ главной героини пьесы « Гроза» - яркий, глубокий, сложный, противоречивый – на пр протяжении долгих лет является предметом споров, объектом подчас взаимоисключающих то толкований. Никто не остаётся равнодушным свидетелем трагедии, каждый стремится да дать своё объяснение тому, что случилось с Катериной, и высказать своё мнение о том, было ли возможно спасение. Так и рвётся душа Из груди молодой! Хочет воли она, Просит жизни другой. А.Кольцов.

Тема урока: «Трагедия Катерины. «Гроза» в русской критике».

Цель урока:

Образовательные:

- дать понятие художественного образа;

- умение раскрывать художественный образ через сравнительную характеристику героев;

- определить значение образа в творчестве драматурга.

Развивающие:

- формировать коммуникативные и интеллектуальные способности;

- развивать способность к сравнению, сопоставлению, влиять на формирование их читательских интересов;

- развивать память, логическое мышление, расширять кругозор учащихся, формировать глубокий и устойчивый интерес к предмету.

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения, умение выслушивать собеседника и отвечать на поставленный вопрос, формировать потребность в коллективной и индивидуальной работе.

                                                                         Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

 - Беседа по вопросам.

3. Вступительное слово учителя.

В рассказе Короленко «Парадокс» звучит афоризм: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». И конечно, кто не мечтает о счастье! Но у каждого в жизни своя дорога. Тема судьбы русской женщины не нова в литературе. Ещё в 12 веке

в «Слове о полку Игореве» звучали замечательные строки о преданности и любви Ярославны, которая пыталась вернуть своё счастье, помочь своему любимому.

А разве не хотели быть счастливыми герои поэмы Некрасова «Русские женщины». Они променяли лоск светской жизни в Петербурге на суровый климат Сибири , чтобы быть рядом со своими мужьями. Боролась за своё счастье героиня произведения Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». А сегодня мы продолжаем разговор о пьесе Островского «Гроза». Конечно, никто не остался равнодушен к судьбе главной героини , мечтающей быть счастливой.

4. Сообщение учащихся.

Положение женщин в России в первой половине 19 века.

В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зави-симым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадь-бы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домо-строе» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, же-ны и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы.                                                                   5. Словарная работа.

«Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий

собой свод правил семейного быта.

 

 

 

6. Слово учителя.

          Образ главной героини пьесы « Гроза» - яркий, глубокий, сложный, противоречивый – на пр   протяжении долгих лет является предметом споров, объектом подчас взаимоисключающих то     толкований. Никто не остаётся равнодушным свидетелем трагедии, каждый стремится

да         дать своё объяснение тому, что случилось с Катериной, и высказать своё мнение о том,

было ли возможно спасение.

7. Работа с эпиграфом.

Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

А.Кольцов.

- Как вы понимаете слова поэта?

8. Анализ текста. Характеристика Катерины.

Звучит фрагмент монолога Катерины.

Ответьте на вопросы.

Жизнь Катерины до замужества.

- Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл.7?

- Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?

- В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?

9. Из истории имени.

Катерина - по-гречески «всегда чистая».

- Почему Островский дал это имя героине?

- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, искренности? Докажите примерами из текста.

10. Жизнь Катерины в доме Кабановых.

«Да здесь все как будто из-под неволи».

Рассматриваются отношения: Катерина -Кабаниха, Катерина-Варвара, Катерина-Тихон.

Вывод.

11. Работа с таблицей.

 

Катерина собственными глазами.

Катерина глазами действующих лиц пьесы.

  1. Искренняя.
  2. Прямодушная.
  3. Способная к душевному взлёту.
  4. Страшащаяся греха.
  5. Горячая.
  6. Честная.
  7. Отчаянная.
  8. Любит детей.
  9. Способная к глубоким эмоциональным переживаниям.
  1. Обидчивая.
  2. Навязчивая.
  3. Лицемерная.
  4. Душою чистая, светлая.
  5. Светоносная.
  6. Странная, чудная.
  7. Наделённая от природы страхом.
  8. Глубоко страдающая.
  9. Хорошая жена.
  10. Упрямая.
  11. Одержимая греховными помыслами.
  12. Душою чистая, светлая.

 

 

11. Анализ песни «Под лаской плюшевого пледа».

Отношения Катерина – Борис.

- Способен ли Борис на глубокие чувства?

- Защищает ли он свою любовь?

12. Анализ критических статей Добролюбова и Писарева.

Н. А. Добролюбов

«В сумрачной обстановке новой семьи… под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам… Она ищет света, воздуха, хочет помечтать  и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, а ее держат в неволе, в ней постоянно подозревают нечистые, развратные замыслы…»

«К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он    с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее;     к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая в себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Д. И. Писарев

«Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нею под руками, она разрубает все затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».

«Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия; а между тем Борис живет в том же городе, все идет  по-старому, и, прибегая к маленьким хитростям, можно было бы кое-как видеться и наслаждаться жизнью. Но Катерина ходит как потерянная, и Варвара очень основательно боится, что она бухнется мужу в ноги да и расскажет ему все по порядку. Так оно и выходит…. Грянул гром – Катерина потеряла последний остаток своего ума…»

Вывод: таблица.

13. Образ Катерины на сцене театра.

14. Итог урока.

15. Домашнее задание:мини - сочинение «Как А. Н. Островский относится к своей героине?»

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн