ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека. Но результаты обследований последних лет свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается.
Таблица листа здоровья классов
классы
|
Кол-во уч-ся
|
Проблемы со здоровьем
|
% от общего кол-ва уч-ся
|
Всего уч-ся
|
Проблемы созрением
|
Прочие заболевания
|
1 1
|
27
|
12
|
1
|
11
|
44.4%
|
1 2
|
27
|
11
|
-
|
11
|
40.7%
|
1 3
|
24
|
6
|
1
|
5
|
25.%
|
2 1
|
27
|
15
|
6
|
9
|
55.5%
|
2 2
|
25
|
10
|
1
|
9
|
40.%
|
2 3
|
28
|
18
|
8
|
10
|
64.2%
|
3 1
|
27
|
12
|
2
|
10
|
44.4%
|
3 2
|
30
|
15
|
7
|
8
|
50.%
|
3 3
|
35
|
15
|
6
|
9
|
42.%
|
4 1
|
28
|
19
|
8
|
11
|
67.8%
|
4 2
|
28
|
17
|
9
|
8
|
60.7%
|
4 3
|
27
|
16
|
7
|
9
|
59.2%
|
|
333
|
166
|
56 (16.6%)
|
110 (33%)
|
49.8%
|
В каждом классе почти половина уч-ся имеют проблемы со здоровьем. Проблемы со зрением имеют 56уч-ся и прочие заболевания 110 уч-ся. Прочие заболевания это: заболевания лор - органов, гастриты, плоскостопие, сколиоз, остеохондроз, резкое снижение зрения.
Отсюда появляются проблемы концентрации внимания, памяти, запоминание учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи , боязнь ответа у доски, закрытость.
Почему так происходит? Видимо дело в том что мы, взрослые, ошибочно считают: для детей самое главное - хорошо учиться. А можно ли учиться хорошо, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом.
Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии болезней - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. А человечество требует здоровое поколение, об этом говорится и в концепции модернизации российского образования.
По результатам анкетирования родителей моего класса в среднем дети проводят за письменном столом дома не менее 2.5-3 часов. А ведь к этому нужно добавить и уроки в школе.
Когда я приняла 1 класс, большинство детей, имели те или иные отклонения в здоровье. Это были заболевания желудочно-кишечного тракта, сколиоз, плоскостопие, ухудшение зрения, нарушения центральной нервной системы. Из 27 уч-ся 15 имеют проблемы со здоровьем.
Поэтому я поставила перед собой цель: формировать у детей стремление к здоровому образу жизни. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое психическое здоровье, не нужно организовать ничего невероятного.
Достаточно:
-
Чередование различных видов деятельности
- физкультминутки на все группы мышц
- зарядка для глаз
- массаж для пальчиков
- аутотренинг
- точечный массаж
- слушание музыки
- элементы светотерапии
- пересадка детей по четвертям
- соблюдение правил посадки
- прогулка
-
рациональное питание
соблюдение правил личной гигиены
-
Дозировка домашнего задания
-
Уроки физической культуры
-
Уроки ритмики
-
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил
-
Работа с родителями
-
Уроки здоровья на внеурочной деятельности
-
Личный пример
Созданы все благоприятные условия в классе: в классе тепло, поставлены стеклопакеты, доска зелёного цвета, проведено дополнительное освещение над доской, много комнатных растений. Все это сделано родителями. Свой учебный день мы начинаем с проветривания помещения. Дети сидят за партами с учётом рекомендаций врача. Практикуется пересадка детей по четвертям, так как необходимо менять детям угол зрения .
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки
Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность. Длительная неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит к застою крови в области нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а, следовательно, на внимании детей.
1-4-е классы – в течение урока ученик может активно работать 15-20 минут. Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его работоспособность. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов. Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза.
Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Они помогают сплотить коллектив, повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.
Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-2 минуты. В осеннее-весенний период физкультминутка проводится при открытой форточке. Дети очень любят эти физкультминутки. Например,
«Часы» - «тик-так-вправо-влево голову».
«Ветер» - движение туловищем вправо-влево-плавно, вместе с руками.
«Пила» - имитация движения руки при пилении дерева.
«Бокс» - имитация ударов правой и левой рукой.
«Силач» - руку в кулак вверх-вниз, сначала правую, потом – левую
Эти упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Такие физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Очень нравятся детям
физкультминутки в стихах:
«Буратино потянулся,
«Ветер дует нам в лицо, «Раз, два – выше голова, Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Закачалось деревцо, Три, четыре – руки шире, Руки в стороны развел,
Деревцо все выше, выше, Пять, шесть – всем присесть, Видно ключик не нашел.
А ребята – тише, тише» Семь, восемь – встать попросим, Чтобы ключик нам достать,
Девять, десять – тихо сесть» Нужно на носочки встать»
«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,
Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»
Зарядка для глаз
Во время урока можно использовать элементы методики офтальмолога Базарного “Зрительные тренажеры”. По рекомендации В.Ф. Базарного они должны размещаться на потолке. Однако я ограничилась изображением их на листе ватмана. Такие тренажеры предназначены для снятия напряжения с мышц глаз. Отдых для глаз уместен после длительного письма или чтения, поэтому использовать тренажер можно на любом уроке.
По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
Вот некоторые элементы этой гимнастики:
-
Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
-
Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
-
Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
-
Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
-
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
-
Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
массаж для пальчиков
-
1) «Моя семья»
-
Этот пальчик- дедушка,
-
Этот пальчик- бабушка,
-
Этот пальчик- папочка,
-
Этот пальчик- мамочка,
-
А вот этот пальчик – я,
-
Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)
-
2) «Капуста»
-
Мы капусту рубим-рубим,
-
Мы капусту солим-солим,
-
Мы капусту трём-трём,
-
Мы капусту жмём-жмём.
-
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
-
3) «Мы наши пальчики сплели
-
И вытянули ручки.
-
Ну а теперь мы от Земли
-
Отталкиваем тучки.»
-
( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)
-
4) «Руки мы на стол положим,
-
Повернём ладонью вверх.
-
Безымянный палец тоже
-
Хочется быть не хуже всех.
( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)
Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг ).
1) «Сотвори в себе солнце»;
2) «Волшебный цветок добра»;
3) «Путешествие на облаке»;
4) «У моря»;
5) «Золотая рыбка»;
6) «Янтарный замок»;
7) «Танец рыбки»;
8) «На лугу»;
9) «Водопад»;
10) «Сила улыбки» и т.д. «Водопад»
- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
точечный массаж
Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.
лицо
Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.
голова
Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.
руки
Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и , более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.
слушание музыки
В своем классе проводя анкетирование : Какой вид отдыха на уроках больше нравится? Выявлено 1- физминутки и слушание музыки
2- аутотренинг
3- гимнастика для глаз
4- точечный массаж
физминутки
|
слушание музыки
|
аутотренинг
|
гимнастика для глаз
|
точечный массаж
|
26.%
|
26.%
|
22.%
|
15.%
|
11.%
|
Элементы светотерапии.
На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
Уроки ритмики
Хочется отметить уроки ритмики в начальной школе. Дети с удовольствием посещают занятия. На которых формируют осанку, укрепляют мышцы рук, ног.
Работа с родителями
Работу с родителями я начинаю с выступления на первом родительском собрании на тему “Формирование у детей основ здорового образа жизни”. Также провожу беседы : “Игра - как фактор движения детей”, “Как вести здоровый образ жизни”. Интересно проходят совместные праздники.
В заключении хочется сказать, что образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но и здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать родители, педагоги, общественность.
«Забота о здоровье ребёнка –это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский
хотелось бы отметить и недостатки ,которые связаны с требованиями СЭС
|