Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека. Но результаты обследований последних лет свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается.

 

Таблица листа здоровья классов

 

классы

Кол-во уч-ся

Проблемы со здоровьем

% от общего кол-ва уч-ся

Всего уч-ся

Проблемы созрением

Прочие заболевания

1 1

27

12

1

11

44.4%

1 2

27

11

-

11

40.7%

1 3

24

6

1

5

25.%

2 1

27

15

6

9

55.5%

2 2

25

10

1

9

40.%

2 3

28

18

8

10

64.2%

3 1

27

12

2

10

44.4%

3 2

30

15

7

8

50.%

3 3

35

15

6

9

42.%

4 1

28

19

8

11

67.8%

4 2

28

17

9

8

60.7%

4 3

27

16

7

9

59.2%

 

333

166

56 (16.6%)

110 (33%)

49.8%

 

В каждом классе почти половина уч-ся имеют проблемы со здоровьем. Проблемы со зрением имеют 56уч-ся и прочие заболевания 110 уч-ся. Прочие заболевания это: заболевания лор - органов, гастриты, плоскостопие, сколиоз, остеохондроз, резкое снижение зрения.

Отсюда появляются проблемы концентрации внимания, памяти, запоминание учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи , боязнь ответа у доски, закрытость.

Почему так происходит? Видимо дело в том что мы, взрослые, ошибочно считают: для детей самое главное - хорошо учиться. А можно ли учиться хорошо, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом.

Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии болезней - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. А человечество требует здоровое поколение, об этом говорится и в концепции модернизации российского образования.

По результатам анкетирования родителей моего класса в среднем дети проводят за письменном столом дома не менее 2.5-3 часов. А ведь к этому нужно добавить и уроки в школе.

 

Когда я приняла 1 класс, большинство детей, имели те или иные отклонения в здоровье. Это были заболевания желудочно-кишечного тракта, сколиоз, плоскостопие, ухудшение зрения, нарушения центральной нервной системы. Из 27 уч-ся 15 имеют проблемы со здоровьем.

Поэтому я поставила перед собой цель: формировать у детей стремление к здоровому образу жизни. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое психическое здоровье, не нужно организовать ничего невероятного.

Достаточно:

 

  1. Чередование различных видов деятельности

    - физкультминутки на все группы мышц

    - зарядка для глаз

    - массаж для пальчиков

    - аутотренинг

    - точечный массаж

    - слушание музыки

    - элементы светотерапии

    - пересадка детей по четвертям

    - соблюдение правил посадки

    - прогулка

  2.  

    рациональное питание

    соблюдение правил личной гигиены

  3. Дозировка домашнего задания

     

  4. Уроки физической культуры

  5. Уроки ритмики

  6. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил

  7. Работа с родителями

  8. Уроки здоровья на внеурочной деятельности

  9. Личный пример

     

Созданы все благоприятные условия в классе: в классе тепло, поставлены стеклопакеты, доска зелёного цвета, проведено дополнительное освещение над доской, много комнатных растений. Все это сделано родителями. Свой учебный день мы начинаем с проветривания помещения. Дети сидят за партами с учётом рекомендаций врача. Практикуется пересадка детей по четвертям, так как необходимо менять детям угол зрения .

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки

    Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность. Длительная неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит к застою крови в области нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а, следовательно, на внимании детей.

    1-4-е классы – в течение урока ученик может активно работать 15-20 минут. Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его работоспособность. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов. Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза.

    Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Они помогают сплотить коллектив, повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.

    Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-2 минуты. В осеннее-весенний период физкультминутка проводится при открытой форточке. Дети очень любят эти физкультминутки. Например,

    «Часы» - «тик-так-вправо-влево голову».

    «Ветер» - движение туловищем вправо-влево-плавно, вместе с руками.

    «Пила» - имитация движения руки при пилении дерева.

    «Бокс» - имитация ударов правой и левой рукой.

    «Силач» - руку в кулак вверх-вниз, сначала правую, потом – левую

    Эти упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Такие физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Очень нравятся детям

    физкультминутки в стихах:

    «Буратино потянулся,

    «Ветер дует нам в лицо, «Раз, два – выше голова, Раз – нагнулся, два – нагнулся,

    Закачалось деревцо, Три, четыре – руки шире, Руки в стороны развел,

    Деревцо все выше, выше, Пять, шесть – всем присесть, Видно ключик не нашел.

    А ребята – тише, тише» Семь, восемь – встать попросим, Чтобы ключик нам достать,

    Девять, десять – тихо сесть» Нужно на носочки встать»

    «Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!

    Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,

    Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»

      Зарядка для глаз

      Во время урока можно использовать элементы методики офтальмолога Базарного “Зрительные тренажеры”. По рекомендации В.Ф. Базарного они должны размещаться на потолке. Однако я ограничилась изображением их на листе ватмана. Такие тренажеры предназначены для снятия напряжения с мышц глаз. Отдых для глаз уместен после длительного письма или чтения, поэтому использовать тренажер можно на любом уроке.

      По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

      Вот некоторые элементы этой гимнастики:

      • Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

      • Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

      Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

        • Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

        • Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

        • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

        • Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

          массаж для пальчиков

           

        • 1) «Моя семья»

        • Этот пальчик- дедушка,

        • Этот пальчик- бабушка,

        • Этот пальчик- папочка,

        • Этот пальчик- мамочка,

        • А вот этот пальчик – я,

        • Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

        • 2) «Капуста»

        • Мы капусту рубим-рубим,

        • Мы капусту солим-солим,

        • Мы капусту трём-трём,

        • Мы капусту жмём-жмём.

        • (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

        • 3) «Мы наши пальчики сплели

        • И вытянули ручки.

        • Ну а теперь мы от Земли

        • Отталкиваем тучки.»

        • ( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

        • 4) «Руки мы на стол положим,

        • Повернём ладонью вверх.

        • Безымянный палец тоже

        • Хочется быть не хуже всех.

          ( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

           

        Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг ).

        1) «Сотвори в себе солнце»;

        2) «Волшебный цветок добра»;

        3) «Путешествие на облаке»;

        4) «У моря»;

        5) «Золотая рыбка»;

        6) «Янтарный замок»;

        7) «Танец рыбки»;

        8) «На лугу»;

        9) «Водопад»;

        10) «Сила улыбки» и т.д. «Водопад»

        - Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…

        Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

        Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)

        Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

        точечный массаж

        Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.

        лицо

        Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.

        голова

        Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.

        руки

        Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и , более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.

        слушание музыки

        В своем классе проводя анкетирование : Какой вид отдыха на уроках больше нравится? Выявлено 1- физминутки и слушание музыки

        2- аутотренинг

        3- гимнастика для глаз

        4- точечный массаж

         

        физминутки

        слушание музыки

        аутотренинг

        гимнастика для глаз

        точечный массаж

        26.%

        26.%

        22.%

        15.%

        11.%

         

        Элементы светотерапии.

        На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

        Уроки ритмики

        Хочется отметить уроки ритмики в начальной школе. Дети с удовольствием посещают занятия. На которых формируют осанку, укрепляют мышцы рук, ног.

        Работа с родителями

        Работу с родителями я начинаю с выступления на первом родительском собрании на тему “Формирование у детей основ здорового образа жизни”. Также провожу беседы : “Игра - как фактор движения детей”, “Как вести здоровый образ жизни”. Интересно проходят совместные праздники.

         

          В заключении хочется сказать, что образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но и здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать родители, педагоги, общественность.

           

          «Забота о здоровье ребёнка –это

          не просто комплекс санитарно-

          гигиенических норм и правил…

          и не свод требований к режиму,

          питанию, труду, отдыху. Это прежде

          всего забота о гармоничной полноте

          всех физических и духовных сил, и

          венцом этой гармонии является

          радость творчества»

          В.А.Сухомлинский

           

           

          хотелось бы отметить и недостатки ,которые связаны с требованиями СЭС

          • размер парт должен быть индивидуален в зависимости от роста уч-ся

          • нет специально оборудованной площадки для прогулки уч-ся

             


          »  Размещено в сообществах:   
          Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

          Смотреть видео онлайн


          Смотреть русское с разговорами видео

          Online video HD

          Видео скачать на телефон

          Русские фильмы бесплатно

          Full HD video online

          Смотреть видео онлайн

          Смотреть HD видео бесплатно

          School смотреть онлайн