Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть подборки видео

Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х годов

Данные об авторе
Регион: 
Республика Бурятия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

Цель:подвести учащихся к пониманию особенностей духовной жизни

Задачи:

Образовательная: раскрыть причины формирования предпосылок для создания    альтернативных идеологических и политических структур;

Развивающая:          продолжить формирование умений анализировать исторические факты и делать выводы, самостоятельно работать с историческими источниками.

Воспитательная:   на примере борьбы с диссидентским движением показать негативные стороны тоталитарного режима;

Краткое описание: 
<p align="center"> <strong>. Общественная жизнь в середине 60-х &ndash; середине 80-х годов</strong></p>

Урок

§ 45. Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х годов

Цель:подвести учащихся к пониманию особенностей духовной жизни

Задачи:

Образовательная: раскрыть причины формирования предпосылок для создания    альтернативных идеологических и политических структур;

Развивающая:          продолжить формирование умений анализировать исторические факты и делать выводы, самостоятельно работать с историческими источниками.

Воспитательная:   на примере борьбы с диссидентским движением показать негативные стороны тоталитарного режима;

Основные термины и понятия:концепция «развитого социализма», «магнитофонная    революция», диссидентское движение, правозащитное движение.

Оборудование:     текст доклада Л. И. Брежнева на праздновании 50-летия Октября (1967 г.), воспоминания А. Д. Сахарова, текст ответа зам. зав. отделом культуры ЦК КПСС 3. Туманова Высоцкому от 14 июня 1973 года.

 

План урока.

1)      Организационный момент (2 минуты).

2)      Повторение пройденного материала (10 минут).

3)      Изучение нового материалафф (20 минут).

4)      Закрепление изученного материала (5 минут).

5)      Домашнее задание (3 минуты)

 

Ход урока.

1)      Организационный момент (2 минуты)

 

2)      Повторение пройденного материала (10 минут)

Уровень 1:

Решение задачи: Рассчитать прибыль, полученную колхозом.

Дано: Цена 1 кг картофеля 50 коп рублей. Госплан составляет 1 тонн. Сколько прибыли получит колхоз за 1,5 тонн картофеля, если надбавка на сверхплан составляет 50%?

Решение:

•      1) 1 тонна = 1000 кг

•      2) 50 коп = 0, 5 руб

•      3) 1000 * 0, 5 = 500

•      1000 кг получит 500 руб.

•      4) 500 * 0, 5 = 250 руб

•      500 кг получит 250 руб

•      5) 250 + 50% = 250 + 125 = 375 руб

•      500 + 375 = 875

•      Ответ: 875 рублей

 

Уровень 2:

Ответить на вопрос:

Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов?

Ответы учащихся

 

3)      Изучение нового материала

П. 1. Концепция «развитого социализма»

Просмотр фрагмента документального репортажа о социально- экономической жизни страны.

В 1964 г. с отставкой Н.С.Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, закончились начатые им преобразования. К власти пришел Л.И. Брежнев. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества, отстаивая умеренно-консервативный путь развития в политике и идеологии. В 1966 г. на XXIII съезде партии Л. Брежнев формально выступил против двух крайностей, проявившихся, по его мнению, в художественной культуре: «очернительства» и «лакировки действительности». Появляются два вида культур – официальная и неофициальная. Постепенно обнаружился раскол между политическими верхами страны и значительными группами культурной общественности.

Смена курсов объяснялась борьбой с волюнтаризмом и субъективизмом. Но затем потребовалось более обстоятельное обоснование консервативного курса. Им стала концепция «развитого социализма».

Работа учащихся с документом (текст доклада Л. И. Брежнева на праздновании 50-летия Октября).

«Нам необходимо всегда и всюду … хранить нерушимую верность принципам марксизма- ленинизма, проявлять четкий классовый, партийный подход ко всем общественным явлениям, давать решительный отпор империализму на идейном фронте, не делая никаких уступок буржуазной идеологии».

Задание: Выделите основные особенности идеологии брежневского периода

Ответы учащихся

 

Запись в тетради:

Концепция «развитого социализма»:

·         Верность принципам марксизма- ленинизма

·         классовый, партийный подход

·         отпор империализму

 

Вопрос: Какое значение для общества имела эта концепция?

 

П. 2. Художественная культура.

 

Двойственность политики:

С одной стороны – отказ от очернительства, и отказ от приукрашивая действительности – с другой.

 

Выступление с докладом о Солженицыне

 

Таким образом, в художественной культуре наметились две основные тенденции: гос заказ и «Самиздат». Партийные инстанции определяли постановку фильмов, написание сценариев, романов, пьес, их исполнители.

Вопрос: К чему это могло привести?

К тому, что  к широкой публикации допускались только те произведения, авторы которых были угодны партии. Все чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых фильмов, организации художественных выставок.

 

Примером тому может служить бульдозерная выставка

 

Музыка: Высоцкий и «магнитофонная революция».

Работа с текстом

      Разумеется, "внимания и участия руководства" ожидать не приходилось. Демичев даже не соизволил ответить Высоцкому. Он передал его письмо зав. отделом культуры ЦК Шауро. Тот, в свою очередь, передал письмо своему заместителю Тумановой, которая написала в ЦК записку без права публикации лишь 14 июня 1973 года. Таким образом, письмо блуждало по коридорам "блюстителей порядка" два месяца без трех дней.

 

      По сообщению Министерства культуры РСФСР (т. Зайцева Е.В.) (первый заместитель министра культуры РСФСР), гастроли т. Высоцкого В.С. в гор. Новокузнецке были проведены помимо "Росконцерта", на который возложена организация концертов и ответственность за их качество. Тов. Высоцкий В. С. не имеет аттестации государственной комиссии, необходимой для получения права на концертную деятельность. В связи с этим ему не утверждалась тарифная ставка для оплаты его концертов.

      За нарушение "Положения о порядке организации и проведения гастрольно-концертной деятельности в стране", утвержденного Министерством культуры СССР, на директора Новокузнецкого театра т. Баратца Д. О. и начальника Кемеровского областного управления культуры т. Курочкина И.Л. наложены строгие административные взыскания.

      В беседе, состоявшейся у начальника Главного управления культуры Мосгорисполкома т. Покаржевского Б.В., автору письма разъяснен порядок прохождения аттестации артистов и организации их концертных выступлений.

      Кемеровский обком КПСС (т. Кузьмина З.В.) подтвердил правильность критического выступления газеты "Советская культура" по поводу концертов т. Высоцкого В. С. (ответ ОК КПСС напечатан в газете "Советская культура" от 24 апреля).

Зам. зав. Отделом культуры ЦК КПСС 3. Туманова

     Вопрос:  За что Высоцкому запрещали выступать с концертами?

 

П 3. Диссиденты и правозащитное движение

Итак, кого же в Советском Союзе и в связи с чем стали называть диссидентами? Диссиденты (лат. dissidents - несогласный) - термин, который с середины 70-х годов применялся к лицам, открыто спорившим с официальными доктринами в тех или иных областях общественной жизни СССР и пришедшим к явному столкновению с аппаратом власти.

1) в странах, где государственной религией является католицизм или протестантизм, верующие-христиане, не придерживающиеся господствующего вероисповедания. В переносном смысле — инакомыслящие.

2) Название участников движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах с кон. 1950-х гг. Диссиденты в разных формах выступают за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против преследования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979).

Записать термин

Характерно, что единственным самоназванием, которое диссиденты не получили извне, стал термин «правозащитники». Правозащитное течение всегда было ядром диссидентского движения, другими словами, полем пересечения интересов всех иных течений - политических, социально-культурных, национальных, религиозных и др. В центре внимания правозащитников было положение с правами человека в
Советском Союзе и несоответствие этого положения всеобщей декларации прав человека ООН.

Точную дату рождения правозащитного движения установить нетрудно: это
5 декабря 1965 года, когда на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Однако этому событию предшествовали долгие годы борьбы демократически настроенных групп и одиночек.

В 1965 году усилились репрессии против инакомыслящих, что было, вероятно, результатом попыток сталинистов в новом руководстве достичь политического перевеса.

Осенью 1965 г. были арестованы московские писатели Андрей Синявский и
Юлий Даниэль, опубликовавшие свои произведения за рубежом под псевдонимами
Абрам Терц и Николай Аржак.

Арест писателей был воспринят как пролог к зловещим переменам. Не только друзья и приятели арестованных, но и незнакомые с ними люди горячо обсуждали, какая судьба ожидает писателей.

К памятнику Пушкина в назначенное время пришло около 200 человек. Несколько человек развернули небольшие плакаты, но их быстро выхватили сотрудники госбезопасности; даже стоявшие рядом не успели прочесть, что было написано на плакатах. Потом стало известно, что написано было: «Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем!» и «Уважайте советскую конституцию!», что вызвало в свою очередь множество «недоуменных» вопросов у официальных чинов, во время его допроса. Задержали человек 20. Задержанных отпустили через несколько часов. В большинстве это были студенты. Все они и замеченные на площади в тот вечер (около 40 человек) были исключены из институтов.

Возможно, из-за такого непривычного в советских условиях события, как демонстрация, власти не решились организовать закрытый суд. Однако в январе
1966 года суд все-таки состоялся и приговор был жестким: Синявский и
Даниэль получили соответственно 5 и 7 лет лагерей строгого режима.

 

Лидером правозащитного движения стал Сахаров А. Д.

Выступление с докладом о Сахарове

 

За 10 и за 15 лет до нынешней "перестройки" правозащитники поднимали в своих статьях и документах ряд важных социальных, экономических и общегосударственных проблем. О чем бы в последние годы ни писала пресса:
      - о порочности 6-й статьи конституции и предпочтительности многопартийной системы;
      - о свободе информации и о пагубности цензуры;
      - о пересмотре Уголовного кодекса и необходимости отмены статей, позволяющих преследовать людей за политические и религиозные убеждения;
      - о крепостнической паспортной системе и о прописке;
      - о "дедовщине" и об альтернативной службе;
      - о признании права на эмиграцию;
      - о репрессивной психиатрии;
      - всякий раз окажется, что правозащитники уже ставили открыто эти проблемы и 10, и 15, и едва ли не 20 лет назад.  

      Диссиденты протестовали против оккупации Чехословакии, выступали против Афганской войны. И хотя их голос был заглушен, он все-таки звучал во все годы застоя. Это станет бесспорным как только основные документы правозащитного движения будут напечатаны в нашей стране.

 

Достижения

Библиотеки (домашняя библиотека в каждой семье)

Книгоиздательство  (4,5 млн книг ежедневно 1,5 млрд в год)

Спорт (четверть населения в секциях, олимпиада)

Кино («Доживем до понедельника», «Семнадцать мгновений весны», Оскар «Москва слезам не верит»)

 

 

Закрепление:

Кто такие диссиденты? Откуда они пошли? Когда и почему возникли? Против чего выступали? Как действовали?

 

Домашнее задание: § 45, ответить письменно на вопросы:

Каковы причины диссидентского движения, когда и в связи с чем оно появилось?

Чем объясняется нарастание сопротивления властным структурам со стороны различных слоев населения в середине 60-х — начале 80-х гг.?

Чем можно объяснить необходимость разработки концепции развитого социализма?

 


В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно