Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА»

Submitted by Светлана Витальевна Воробьёва on вс, 16/12/2012 - 22:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Воробьева Светлана Витальевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ с. Широкий Буерак Вольского района Саратовской области", учитель русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

Цели урока:

  1. Углубить знания учеников о биографии и творчестве Н.В. Гоголя; познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба».
  2. Воспитывать уважение к матери и чувства патриотизма на примере героев произведения.
  3. Формировать у учащихся навык работы с текстом художественного произведения.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
11
Используемые учебники и учебные пособия: 

В.Я. Коровина. Литература. 7 класс: В 2-х ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2007.

Используемое оборудование: 

 

Оборудование для учителя: компьютер, мултимедийный проектор; карточки с заданием для групповой работы, портрет Н.В. Гоголя, музыка П.И. Чайковского «Времена года», иллюстрации с изображением главных героев произведения.

 

Оборудование для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями для групповой работы, образец таблицы для домашней работы.

Краткое описание: 
Актуализация: установление преемственных связей прежних и новых знаний в новой ситуации. Мотивация: создание проблемной ситуации, инсценирование эпизода из повести, чтение наизусть прозаического текста под музыкальное сопровождение, работа в группах. Приемы обучения: показ, наблюдение, сравнение, анализ, вывод. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный. Виды работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Структура урока. 1. Организация класса. 2. Проверка домашнего задания. 3. Постановка проблемы. Сообщение цели урока. 4. Изучение новой темы. 5. Обобщение и систематизация новых знаний. 6. Анализ и оценка итогов работы. 7. Домашнее задание.

 

  1. Организация класса.

 

Слово учителя.

1 Прозвенел звонок… как в театре…

Все расселись по местам, тишина.

Открывается занавес, и на сцене –

Николай Васильевич Гоголь –

Подлинный мастер языка (проецируется портрет Н.В. Гоголя).

 

  1. Проверка домашнего задания

 

     Вот еще одно имя, вызывающее восхищение и гордость у любого человека, знающего и любящего литературу. Давайте вспомним, что мы уже знаем о Н.В. Гоголе.

 

1) Беседа:

- Когда и где родился писатель? Кто его родители?

СООБЩЕНИЕ:

     Край, в котором родился Гоголь, был овеян легендами, поверьями, историческими преданьями, которые будоражили воображение. Рядом с Васильевкой, где жил будущий писатель, располагалась Диканька, к которой Гоголь приурочил происхождение своих первых повестей. Здесь, в Диканьке, показывали сорочку казненного Кочубея ( вспомните «Полтаву» Пушкина), здесь, по преданию, находился дуб, возле которого происходили свидания Мазепы с Марией. В Кибинцах, имении родственника Гоголей, находилась большая библиотека, был домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии. Все это содействовало развитию литературных интересов будущего писателя.

 

- Где учился Н.В. Гоголь?

СООБЩЕНИЕ:

     Здесь, в гимназии, проявилась многосторонняя одаренность Гоголя: он учился играть на скрипке, занимался живописью, участвует в спектаклях и как художник-оформитель, и как актер, особенно ему удаются комические роли, он пользуется успехом. Кроме этого Гоголь пробует себя в различных литературных жанрах. Однако все свои мечты он пока связывает с государственной деятельностью и не думает всерьез о писательстве.

 

- Что вы можете сказать о начале его литературной деятельности?

СООБЩЕНИЕ:

     В Петербурге Гоголь пишет первые свои повести, становится известен, входит в круг литераторов, знакомится с Жуковским, Плетневым, Пушкиным. Пушкин горячо приветствовал выход в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности, а местами какая поэзия..!» Гоголь обсуждает с Пушкиным свои творческие планы. Пушкин поддерживал Гоголя, помогал ему в его литературных начинаниях, подсказывал темы новых работ. Идею «Мертвых душ» и «Ревизора» подсказал Гоголю тоже он.

- Итак, назовите основные его произведения.

 

Ш.  Постановка проблемы. Сообщение целей урока.

 

1. Слово учителя.

Вы назвали наиболее значимые произведения Н.В. Гоголя. С комедией «Ревизор» мы познакомимся с вами в 8 классе, поэму «Мертвые души» будем изучать в 9 классе. А с повестью «Тарас Бульба» начнем знакомится прямо сейчас.

Итак, тема нашего урока … А, впрочем, вы ее сформулируете сами. Слушайте, наблюдайте, анализируйте, будьте внимательны к мнению одноклассников, и тогда вы без труда сможете сформулировать тему урока сами немного позже.

Сегодня на уроке мы кратко познакомимся с историей Украины 16 века; понаблюдаем за тем, как Гоголь отразил историческую эпоху в своем литературном труде - в повести «Тарас Бульба», продолжим формировать правильную, красивую речь.

        

1У. Новая тема.

 

    1. Слово учителя.

Действие повести «Тарас Бульба» происходит на Украине в 16 веке, где в это время хозяйничают польские землевладельцы – паны. Послушайте историческую справку об этом времени.

 

2. СООБЩЕНИЕ «Украина в 16 веке».

 

3. Слово учителя.

Интерес к украинской истории возник у Гоголя неслучайно. Он собирался написать серьезный научный труд по истории Украины. Труд этот не был создан, но собранные материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы автором в работе над повестью.

         О жизни Запорожской Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя Родины, во имя свободы рассказал Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба».

Итак, представьте себе, что мы приглашены в гости к Тарасу Бульбе. Сегодня у него в доме радостное событие. С учебы вернулись его сыновья – гордость и надежда Тараса. События начинают разворачиваться прямо у нас на глазах.

 

4. Работа с текстом.

 

4.1. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ЭПИЗОДА «Встреча Тараса Бульбы с сыновьями».

Да, энергично прошла встреча отца со своими сыновьями после долгой разлуки. А не проявить ли и нам ловкость и сноровку в физических упражнениях. Объявляю физминутку.

 

ФИЗМИНУТКА (проводит ученик)

 

         4.2. Беседа:

- Как зовут наших героев?

- Что вы можете сказать о каждом из них?

- Какие качества, по-вашему мнению, особенно ценил Тарас Бульба в казаках (на примере сыновей).

 

         4.3. Работа в группах.

         Вместе с героями повести мы позволим себе войти в дом Тараса Бульбы. Что мы здесь увидели? Для чего Гоголь поместил описание светлицы в свою повесть? Над этими вопросами поработает 1 группа. Вопросы:

1. Прочитайте описание светлицы (с. 145-146)

2. Что вы увидели

- на стенах,

- на полках,

- какая обстановка?

3. Зачем автор ввел в повесть описание светлицы?

 

         П группе предстоит ближе познакомиться с хозяином дома – Тарасом Бульбой. Думаю, что они интересно проведут время и поделятся с нами своими впечатлениями.

1. Прочитайте эпизоды и описания, связанные с личностью Тараса Бульбы.

2. Вопросы:

- Как описывает Тараса Бульбу автор? (с. 148-149) .

- В чем смысл его жизни?

- Обратите внимание на то, как Тарас Бульба относится к жене, сыновьям

- Какое впечатление сложилось у вас о  Тарасе Бульбе?

- Как эта личность характеризует эпоху, в которой  живет?

 

         Пока одни рассматривают светлицу, другие знакомятся с Тарасом, Ш группа понаблюдает за милой женщиной – матерью сыновей Тараса.

         1. Тарас Бульба решил везти сыновей в Запорожскую Сечь. Как отнеслась к решению мужа мать ( с. 149).

         2. Вопросы:

- На что надеялась мать? Оправдались ли ее надежды?  (с. 149).

- Прочтите отрывок наизусть «Мать у изголовья сыновей» (предварительное задание к уроку) (с. 152).

- Какое чувство заполняет вашу душу?

- Какова же судьба женщины, жены, матери того времени? Как в ее образе отразилась историческая эпоха? (с. 150).

 

У. Обобщение, первичное закрепление и систематизация новых знаний.

 

1. Обсуждение заданий.

1 группа: С какой целью автор дает нам описание светлицы?

2 группа: Что вы узнали о Тарасе Бульбе?  Как эта личность характеризует эпоху, в которой живет?

3 группа: Как в образе матери отразилась историческая эпоха?

 

2. Слово учителя.

 

Одни я в мире подсмотрел

Святые, праведные слезы, -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

Эти строки Некрасова очень тонко подметили состояние души женщины, матери, провожающих своих детей на войну. Повернуть историю вспять ей не под силу. Тарас Бульба задолго до возвращения сыновей домой решил их судьбу: быть им защитниками своей Родины, как и он сам, поэтому принимает решение: сыновья вместе с ним едут в Запорожскую Сечь. Как велико горе матери, как трогательна сцена прощания ее с сыновьями. И с чувством тяжести на душе мы тоже провожаем сыновей Тараса Бульбы и думаем, что же ждет их впереди. Об этом поговорим на следующих уроках.

 

У1.  Итоги урока.

1. Обсуждение формулировки темы урока.

А сейчас вернемся к началу нашего разговора и попробуем сформулировать тему нашего урока. Вспомните все, о чем мы говорили на уроке. Как бы вы сформулировали тему нашего урока? Какое предложение вы считаете наиболее удачным. Итак, тема, которой мы посвятили свой урок - «Историческая эпоха на страницах повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

2. Вывод по уроку.

         Время действия в повести «Тараса Бульба» отнесено к прошлому. Именно там видятся Гоголю духовно свободные и могучие люди. В прошлом были сильные и прекрасные люди, в настоящем он их не видит. Но могут ли они быть? Этот вопрос писатель задает себе и читателю. Показывая, какими были люди, Гоголь внушает читателю мысль: настоящие люди могут и должны быть другими. Герои гоголевской Сечи, с которыми мы уже познакомились и те, с кем еще предстоит познакомиться – это высокий идеал, но каждый человек, живущий позже, имеет достаточно достойных качеств, чтобы приблизиться к этому идеалу.

 

3. Оценки за урок.

 

УП. Домашнее задание.

Всех благодарю за урок.

Поработали мы на славу.

Подвели работы итог –

Сформулировали тему сами.

Запишите задание на дом:

Подготовить рассказ о Бульбе,

Прочитать со 2-й по 6-ую главы,

И начать заполнять таблицу

Об Остапе, Тарасе и Андрии.

 

Комментарий домашнего задания: как готовить характеристику героя, зачем нужна таблица и как с ней работать.


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн