Официальный сайт 70rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



А. С. Пушкин. Повесть "Капитанская дочка". Взятие Белогорской крепости.

Submitted by Майя Эриковна Патрушева on Fri, 01/02/2013 - 00:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Майя Эриковна Патрушева
Место работы, должность: 

МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Кокшайск" Звениговского района Марий Эл, учитель

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Урок содержит краеведческий материал (Кокшайск, первый русский город-крепость в Марийском крае, оказался на пути Пугачёва во время его бегства&nbsp; после разгрома под Казанью). При подготовке урока использован и методический материал Т. Ф. Курдюмовой</p>

 

А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка»

Взятие Белогорской крепости.

 

 

     Цели: контроль усвоения содержания повести (главы 6-7); формирование умения выборочного пересказа с элементами анализа, формирование умения использования и представления краеведческого материала для подготовки к уроку.

 

     Оформление: иллюстрации А. Бенуа к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», книга А. Воздвиженского «Шёл Пугачёв через Кокшайск», слайды с картой Кокшайска 18 века и рисунков с изображением Кокшайска, первого русского города-крепости в Марийском крае.

 

     Оборудование: письма героев (распечатки с текстами из повести), таблицы с именами пушкинских героев, компьютер, проектор.

 

 

Ход урока

 

        Оргмомент.           

 

I. Литературоведческая разминка.

 

Задание.  Мы продолжаем говорить о произведениях Пушкина. Герои его произведений «перепутались», надо навести порядок, «соединив» героев одного произведения и указать его название (таблицы  ученики получили до урока).

 

Марья Гавриловна

Бурмин

Людмила

Дуня

Минский

Царь Дадон

Старик

Алексей Берестов

Лиза Муромская

Троекуров

Швабрин

Руслан

Шамаханская царица

Гринёв

Дубровский

Золотая рыбка

Германн

Лиза

 

- Какие пары героев пушкинских произведений вы могли бы добавить?

 

II. Обобщение изученного на предыдущем уроке. Актуализация знаний.

 

Задания записаны на доске

 

1.     Продолжить список героев повести «Капитанская дочка».

 

Назовите героев, участвующих в действии 6 главы повести, дайте краткую характеристику, опишите их поведение.

 

     Комендант капитан Миронов – озабоченный вид при чтении письма, раздал повеления.

     Василиса Егоровна – хитростью узнала о возможном нападении Пугачёва.

     Гринёв – предложил отправить из крепости женщин для их безопасности.

 

2.     Беседа по материалу, прочитанному дома.

 

Появляется новый герой – Пугачёв. Что мы узнаём о нём? Чьё  это мнение? Прочтите сцену с Юлаем, пленным башкирцем (сцену выразительно читает специально подготовившийся ученик). Какое впечатление она на вас производит?

   

     3. Анализ текста повести.

 

     Задание. Герои повести пишут письма. Вспомните, кто, кому и по какому поводу. Перед вами письма или отрывки из них. Расположите их в хронологическом порядке и расскажите о той роли, которую они сыграли в развитии сюжета (напечатанные на листах отрывки ученики получили до урока).

 

     «Милостивый государь Андрей Карлович, надеюсь, что ваше превосходительство…   не   забыло… и   когда   покойным фельдмаршалом   походе   также и Каролинку… Теперь о деле… К вам моего повесу   держать в ежовых рукавицах…   и не давать ему воли… При сём…   его паспорт…   Отписать в Семёновский… Позволишь без чинов обнять тебя и…старым товарищем и другом…»

 

      Господину коменданту Белогорской крепости капитану Миронову.

                                                                                                  По секрету  

      Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачёв, учиняя непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку, произвёл возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, произведя везде грабежи и смертные убийства. Того ради, с получением сего, имеете вы, господин капитан, немедленно принять надлежащие меры к отражению упомянутого злодея и самозванца, а буде можно, и к совершенному уничтожению оного, если он обратился на крепость, вверенную вашему попечению».

 

     «Любезный Пётр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.

 

           Готовый к услугам

Иван Зурин».

 

     « Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили 15 сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но ещё и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить ещё не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей  с такими сорванцами, каков ты сам. Непременно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоём поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю Бога, чтобы ты исправился, хоть и не смею надеяться на Его великую милость.

Отец твой А. Г.»

 

     «Государь Андрей Петрович, отец наш милостивый!

Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний – а я не старый пёс, а верный слуга… Я ж про рану Петра Андреича ничего вам не писал, чтобы не испужать понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с испугу слегла, и за её здоровье Бога буду молить. А Пётр Андреич ранен был под правое плечо, в глубину на полтора вершка, и лежал он в доме коменданта, куда принесли мы его с берега, и лечил его… цирюльник Степан Парамонов; и теперь Пётр Андреич, слава богу, здоров, и про него, кроме хорошего, нечего и писать. Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилось такая оказия, то быль молодцу не укора: конь о четырёх ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлёте меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.

 

Верный ваш холоп Архип Савельев»

 

     «Стыдно тебе, старый пёс, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донёс о моём сыне Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса, пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне. Что оно поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

     - Итак, из письма жители Белогорской крепости узнают о грозящей им опасности. Капитан Миронов отдаёт соответствующие приказания. Вскоре пугачёвцы ворвались в крепость.

 

III. Чтение и анализ главы 7.

 

     Задание. Самостоятельно прочитайте главу 7, кратко сформулируйте сюжет этой главы.

     - Почему пугачёвцы без труда взяли крепость, ведь её защитники заранее знали о предстоящем нападении? Подтвердите свой ответ текстом. Почему, по вашему мнению, среди тех, кто служил в крепости, оказались такие, кто перешёл на сторону пугачёвцев?

      После ответов детей звучат выступления учеников (ученики заранее получили индивидуальные задания подготовить историческую справку о положении в России в  60-70 годы 18 века и  справку из истории родного Кокшайска этого периода времени).

     

     Сообщение ученика.

     В 60-70 годы 18 века, во время правления Екатерины II в России, крепостное право находилось в самом расцвете, народный гнев, вылившийся в грандиозное восстание 1773-1774 годов, был ответом на подавление народа (к этому времени императрица царствовала уже 11-й год). Во 2-й половине 18 века были увеличены барщина и денежный оброк, земельные наделы крестьян были ничтожны. В это время и появился человек, который назвался именем Петра III, он был дерзок, обладал военным талантом, собрал под свои знамёна униженных, доведённых до отчаяния людей. Во время походов пугачёвцев к ним присоединялись разные люди по разным причинам, в том числе и те, кто больше не хотел терпеть бесправие и нищету. Пугачёв входил в селения, жестоко расправляясь с теми, кто оказывал сопротивление, кто был верен власти. «Весь чёрный народ был за Пугачёва. Духовенство ему благожелательствовало", - писал Пушкин в «Общих замечаниях», которыми снабдил он «свой исторический труд «Историю Пугачёва" для Николая I.

 

    - Итак, опять обратимся к повести. Мы прочли эпизод, в котором говорится, как Пугачёв вошёл в крепость.  Почтите фрагмент, где описывается крепость, и скажите, крепки ли были бастионы Белогорской крепости?

    Звучат ответы детей .

 

    - Крепостей, подобных этой,  в России того времени было много, в том числе и город-крепость Кокшайск, селение, в котором мы живём (демонстрируются карта и рисунки с изображением Кокшайска того периода времени). 

       Сообщение ученика.

     Мы живём в Кокшайске, первом русском городе-крепости в Марийском крае, построенном в 1574 году по именному указу Ивана Грозного для надзора над местным населением. Город не имел посада. Крепость была деревянной. В годы пугачёвщины Кокшайск не остался  в стороне от событий (военного гарнизона в те годы в Кокшайске уже 9 лет как не было). Пугачев после поражения его войска под Казанью, пробираясь к Волге через марийские леса, вышел к Кокшайску (это было 16 июля 1774 года) Он послал авангард из 50-ти человек  с приказом жителям собраться у церкви и встречать  «царя» со всеми почестями, а также обеспечить ему переправу на правый берег Волги. Он  был встречен жителями хлебом-солью, но суда были затоплены; житель Кокшайска Д. Кораблёв, отставной солдат, поехал в город Сундырь, который находился на правой стороне Волги в семи километрах, с требованием затопить суда, и они были затоплены.  Священник Покровской церкви в Кокшайске Кириллов после известия о прибытии Пугачёва покинул селение, но был пойман пугачёвцами, возвращён обратно. Он вынужден был встречать «царя» с хлебом-солью (за это он позже был лишён сана на один год, а Кораблёв, без вины виноватый,  за «пособничество» Пугачёву был отправлен на вечную ссылку, где и сгинул). Пугачёв милостиво обошёлся с жителями Кокшайска за приём без сопротивления, никого не покарал, а вечером он, его верные соратники и те, кто примкнул к нему, когда он шёл по Марийскому краю, переправились на противоположный берег Волги на «дранье», как сказано в документах, и вплавь через Волгу.

 

     - А как обошёлся Пугачёв с защитниками Белогорской крепости, в котором был военный гарнизон, состоявший из солдат, присягавших на верность императрице и Отечеству?

      - Был ли у защитников Белогорской крепости шанс спастись? Может быть, им нужно было присягнуть «царю», тем самым спасти свои жизни? 

      Звучат ответы детей

      Аналитическая работа с текстом повести (вопросы  демонстрируются на слайде). Ученики делятся на 2 группы, в каждой есть постоянный консультант.

    

     Задание для 1 группы.

 

     Проследите поведение, чувства, мысли Петра Гринёва. Что обращает на себя внимание? Почему у него возникает «нетерпеливое ожидание опасности»? Логично ли его поведение? Понятно ли оно вам? Как вы понимаете состояние помилованного Гринёва: «В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу, однако, чтоб я о нём и сожалел»?

 

     Задание для 1 группы.

 

     Что вы почувствовали, когда читали эпизод, в котором Пушкин рассказывает о гибели честного капитана Миронова и его жены, других защитников крепости?   

 

      Запишите на страницу в тетради «Пётр Гринёв» новую информацию об этом герое. Эта самостоятельная работа будет оцениваться.

 

     Задание по вариантам.

     Перечитайте следующие эпизоды и подготовьте ответ.

 

     1 вариант. Первая встреча с Пугачёвым. Внешний вид, поведение героя.

     2 вариант.  Поступок Савельича.  Прокомментируйте его.

 

Домашнее задание. Прочитать гл. 8-9, знать содержание. 

 

 

 


           

 


 

  

    


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн