Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Как не стать жертвой преступления»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Котелевский В.А.
Место работы, должность: 

МБОУ РСОШ № 9; учитель Истории и ОБЖ

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Основы безопасности жизнедеятельности
Цель урока: 

Цель:

·        обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся и профилактика правонарушений.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

·        формирование представления учащихся о безопасном поведении,

·        выработка и закрепление правил безопасного поведения,

·        практическое применение правил безопасного поведения,

·        формирование активной гражданской позиции, самостоятельности.

Данный урок  проводится  с использованием в ходе его проведения методов:

·        ролевые игры;

·        работы в группе;

·        мозговой штурм;

·        частично-поисковый метод.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

Список литературы

  1. Обществознание 9 класс. Элективный курс «Человек и закон» / авт.-сост. Котелевский В.А.
  2. Уголовный кодекс РФ Москва 2011г.
  3. Коленченко А.К. Энциклопедия педегогических технологий; Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.
  4. Медицинский Вестник № 4.98 / под общей редакцией профессора ЧГМА В.С. Григоровских.
Используемая методическая литература: 

Список литературы

  1. Обществознание 9 класс. Элективный курс «Человек и закон» / авт.-сост. Котелевский В.А.
  2. Уголовный кодекс РФ Москва 2011г.
  3. Коленченко А.К. Энциклопедия педегогических технологий; Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.
  4. Медицинский Вестник № 4.98 / под общей редакцией профессора ЧГМА В.С. Григоровских.
Используемое оборудование: 

Оборудование:

  • памятки для учащихся, для родителей;
  • презентации;

мультимедийное оборудование

Краткое описание: 
<p> Тема обеспечения безопасности современной жизни в нашей стране стоит как никогда остро. Если раньше, лет 20-30 назад, защита и спасение детей было делом первостепенным, то на сегодня ситуация изменилась. И далеко не в лучшую сторону. Сегодня дети &ndash; самая&nbsp; уязвимая часть общества. Люди жестокие на слабых направляют свою агрессию. Свидетельством тому является тот факт, что ежегодно в России бесследно исчезает около 30-ти тыс. детей.( Брянске похитили 9 месячного ребёнка, )<br /> &nbsp;В последнее время острее ставится вопрос предупреждения, профилактики преступлений, на первый план выходит виктимология.</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Тема урока: «Как не стать жертвой преступления»

Проблема: Как не стать жертвой преступления?

Цель для учащихся: Составить памятку для подростков как избежать опасных ситуаций.

Цель:

·        обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся и профилактика правонарушений.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

·        формирование представления учащихся о безопасном поведении,

·        выработка и закрепление правил безопасного поведения,

·        практическое применение правил безопасного поведения,

·        формирование активной гражданской позиции, самостоятельности.

Данный урок  проводится  с использованием в ходе его проведения методов:

·        ролевые игры;

·        работы в группе;

·        мозговой штурм;

·        частично-поисковый метод.

         Тематическое содержание составляют данные криминалистики (в частности виктимологии), психологии и практические рекомендации по правилам безопасного поведения.

Термины и понятия:виктимология, виктимность, жертва, насилие.

 

Тема обеспечения безопасности современной жизни в нашей стране стоит как никогда остро. Если раньше, лет 20-30 назад, защита и спасение детей было делом первостепенным, то на сегодня ситуация изменилась. И далеко не в лучшую сторону. Сегодня дети – самая  уязвимая часть общества. Люди жестокие на слабых направляют свою агрессию. Свидетельством тому является тот факт, что ежегодно в России бесследно исчезает около 30-ти тыс. детей.( Брянске похитили 9 месячного ребёнка, )
 В последнее время острее ставится вопрос предупреждения, профилактики преступлений, на первый план выходит виктимология. Что же такое виктимология?   (Чужинов)Термин «виктимология» производная от него происходят от латинского слова - жертва, и греческого - учение, применительно к теории и практики предупреждения преступности, речь идет не о жертвах вообще, а только о жертвах преступлений. (лат. – victima, англ. – viktim, франц. – viktime, откуда и название самой науки). Виктимность (лат. victima – жертва) – свойство личности, заключающееся в предрасположенности быть жертвой обстоятельств или воздействия других людей.

Эта проблема возникла недавно?(Немыткин)  Всё мировое сообщество с 40-х годов прошлого века последовательно проводит в жизнь идею защиты жертв преступлений, к сожалению, долгое время правоохранительные органы были сориентированы односторонне на работу вокруг преступления и преступника, без должного внимания к жертве преступления. До сих пор нет полного учета потерпевших, не изучаются их личностные особенности. Виктимология - это учение о жертвах преступления. Преступность в России растет и становится все более опасной, множество людей становится жертвами преступников. 

Коренным образом изменились ценности современной молодежи

Как проводится борьба с преступностью? (Резван) Опыт борьбы с преступностью подтверждает истину: преступления могло бы и не быть, а начавшееся - окончиться безрезультатно, если бы предполагаемая жертва проявила предусмотрительность или дала достойный отпор. Часто человек может защитит себя сам, предотвратить ситуацию или выйти из создавшейся ситуации с наименьшими потерями. Виктимология изучает личность жертвы, отношения между преступником и жертвой в целях предупреждения преступности. Виктимология разрабатывает теории, прогнозирующие вероятность стать жертвой преступления, методы работы с жертвой, а также методы защиты потенциальных жертв.

 

К сожалению, помощь приходит вовремя только в кино, так что особо рассчитывать на нее не стоит.

 

 

Коренным образом изменились ценности современной молодёжи. Все это  способствует увеличению потенциальных опасностей. А какие?

1. Опасность от преступников, действующих с целью наживы или прямого убийства.

–  Захват с целью выкупа у богатых родителей.
–  Убийство с целью завладения органами детей.

2. Опасность со стороны психически больных людей. Прежде всего, надо остерегаться маньяков. Необходимо учитывать, что маньяк выглядит совершенно нормальным и даже приятным человеком. Но он хитер и изворотлив. Он точно продумывает свои действия и никогда не оставляет свою жертву в живых. Перед смертью, как правило, жертву ждут жуткие мучения. Маньяк все просчитывает до мелочей, прежде всего потому, что знает: даже небольшой тюремный срок для него означает смерть (сокамерники таких уничтожают). Поэтому маньяк ловко и хитро заметает следы и никогда не оставляет свидетелей.

3. Опасность со стороны хулиганов. Это самая  распространенная и привычная опасность. Убить и искалечить человека специально хулиганы намерения не имеют, но изобьют и ограбят наверняка.

Какие правила существуют, чтобы избежать опасных ситуаций? (учащиеся отвечают) Их много и зависят они от конкретной обстановки. Все же первое и основное, что следует усвоить – побороть страх. Только в этом случае можно действовать осознанно. Существуют еще незыблемые правила, которые следует соблюдать, а какие?: (учащиеся отвечают)

–  выполняйте все их распоряжения быстро и без споров. Помните: они сильнее, они хозяева положения;
–  ведите себя спокойно, не пытайтесь устраивать истерик, не оскорбляйте похитителей;
–  не грозите им родителями, друзьями или властями – они или посмеются или, наоборот, и, правда, испугаются и могут убить вас от страха, чтобы вы их не «заложили»;
–   на все свои действия спрашивайте разрешения, причем вежливо;
–  как можно больше запоминайте – место, где вас держат, машину, в которой вас везут, как говорят, общаются между собой похитители; 
–  при малейшей возможности бегите.

А теперь попробуем выполнить задания в группах:

Сегодня мы с вами должны выработать правила, которые позволят избежать преступлений, сохранить жизнь и здоровье. Выполнять задания будем по группам, каждой группе за 3 минуты необходимо дать определение понятия «жертва преступления».

1 задание.

 Работа в группе (3  минуты).

Всем учащимся в группах даётся задание дать определение понятию «жертва». Метод мозгового штурма, принимаются все варианты ответов, затем анализ, ответ группы.

Затем все ответы обобщаются, и даётся общее понятие «жертва».

Обобщая ответы, я даю определение.

Жертва преступления - это физическое или юридическое лицо, подвергшееся преступному посягательству. Криминологическое понятие жертвы преступления охватывает также возможную, потенциальную его жертву. Потенциальная жертва преступления - это лицо, обладающее такими свойствами, которые повышают вероятность преступного посягательства на него в сравнении с другими однородными с ним социальными субъектами. Жертва преступления может быть реальной или потенциальной, невыявленной или скрытой от учета, прямой или косвенной. Известный специалист по выживанию человека Яцек Палкевич сформулировал принципы безопасности следующим образом:

·        предвидеть опасность;

·        по возможности избегать её;

·        при необходимости действовать.

На основе этих принципов сформулированы правила безопасного поведения, памятки есть у каждого  на рабочем столе.

2 задание.

Работа в группе.

Каждый учащийся получает памятку с правилами безопасного поведения и в течение 3 минут  группа должна подобрать по одному, двум примерам к каждому правилу.

Памятка

1.     Практиковать ответственное поведение. Это такое поведение, при котором человек берет на себя лично определенное обязательство и исполняет их.

2.     Быть готовым потратить время и деньги для обеспечения собственной безопасности.

3.     Практиковать отказ от групповых мероприятий, особенно в нетрезвом виде, с целью приучить окружение к вашей автономности.

4.     Разработать систему повседневной безопасности: график телефонных звонков, определённые маршруты в тёмное время суток и т.д.

5.     Стремиться выглядеть не привлекающим внимания преступников.

6.     (Данное правило учащиеся формулируют самостоятельно).

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

После обсуждения в группах, представитель  каждой группы предлагает свои примеры, повторы не допускаются. Учитель подводит итоги и делает выводы о том, что очень часто человек может защитить себя сам, предотвратив опасную ситуацию. Предлагает зачитать правила «5 НЕ» (Кобзарь)

Никогда НЕ входить в подъезд и лифт с чужими людьми

Никогда НЕ брать угощение или подарки у чужих людей

Никогда НЕ садиться в чужую машину

Никогда НЕ рассказывать чужим о своей семье и о себе

Никогда НЕ молчать, если что-то подозрительно,

но кричать и бежать в людное место.

 

Огромное количество правонарушений являются групповыми, особенно это характерно для людей в возрасте 14-18 лет, именно тогда проявляются такие виктимные виды поведения как употребление алкоголя, наркотиков, фанатизм. С одной стороны - человек не может жить изолированно от других, с другой стороны - нужно уметь выйти в определенный момент, показав свою автономность. Именно этим виктимным формам поведения нужно уметь противостоять. Каждый человек должен уметь  не только высказать свое мнение, но и отстоять его. Ролевая игра «Отказ» должна помочь  выработать различные причины отказа, которые можно использовать в реальной жизни.

Ролевая игра «Отказ» (3 минуты).

Учитель обращается к каждой группе с предложением

-----------------------------------------------------------------------------------------------

1группа «Выпей вина!»

Алкоголизм- первая научная формулировка алкоголизма была дана Троттером, написавшим в 1804 г. книгу о медицинских, философских и химических аспектах употребления алкоголя и о его влиянии на организм человека. Влечение к алкоголю Троттер рассматривал как признак психического заболевания. АЛКОГОЛИЗМ — злоупотребление алкоголем. Принято выделять 1) пьянство бытовое — ситуационно обусловленное злоупотребление алкоголем без появления признаков привыкания; 2) алкоголизм хронический; 3) психоалкоголизм. (Д/Ф « Чижик – пыжик» - пьющие дети»

2 группа «Выкури сигарету с наркотиком»;

Наркома́ния(от греч.νάρκη/narkē/ — оцепенение, сон, и μᾰνία/mania/ — безумие, страсть, влечение.) — хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков. В быту и в юридической практике, однако, в понятие наркомании включают любое употребление запрещённых психоактивных веществ, в том числе и не вызывающих зависимости (например, марихуанаили ЛСД). В то же время употребление алкоголяи табакаобычно не причисляют к наркомании, так как это не запрещено, хотя они и являются наркотиками. Также употребляется термин «токсикомания» — обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам. (Слайды)

3 группа  «В ступай наши ряды…..»

Фанатизм - непоколебимая и отвергающая альтернативы приверженность определенным убеждениям, выражаемая в деятельности и общении. Сопряжен с готовностью к жертвам. Преданность идее сочетается с нетерпимостью к инакомыслящим, пренебрежением к этическим нормативам, препятствующим достижению общей цели. Фанатизм — феномен психологии групповой. Для фанатиков, находящих поддержку во взаимном признании, характерна повышенная эмоциональность, некритическое отношение к любой информации, подтверждающей их взгляды, неприятие критики, даже доброжелательной. (Слайды)_______________________________________________________________

и каждая группа формулирует свой отказ.

Учитель предлагает новые задания:

Задание № 3:По возвращении домой вы обнаружили, что дверь вашей квартиры взломана или открыта. Ваши действия?

Предполагаемые действия:

–  не входить в квартиру;
–  позвонить в соседнюю квартиру и вызвать милицию по тлф. 02;
–  позвонить домой и узнать, что там происходит;
–  попросить соседей подежурить у подъезда, чтобы выяснить, на какой машине и куда уедет предполагаемые преступники;
–  наблюдая за квартирой, приготовиться к тому, чтобы запомнить возможных «гостей» (лица, одежду, телосложение);
–  дождаться приезда милицейского наряда, не входя в свою квартиру;
–  действовать в соответствии с распоряжениями сотрудников милиции.

Задание № 4:  Вы открываете дверь квартиры, а в вашей квартире посторонние. Ваши действия?

Предполагаемые действия:

–  закрыть дверь на ключ, не вынимая его из замка;
–  обратиться за помощью к соседям;
–  доступным способом вызвать милицию;
–  позвонить домой и узнать, что там происходит;
–  попросить кого-нибудь из соседей дежурить у подъезда, чтобы выяснить на какой машине и куда уедут воры;
–  наблюдая за квартирой, приготовиться к тому, чтобы запомнить «гостей» (лица, одежду, телосложение).

Задание № 5:  Звонок в вашу квартиру. Ваши действия?

Предполагаемые действия:

–  посмотреть в глазок;
–  если на пороге незнакомец, попросить его представиться;
–  не торопиться открывать дверь предлагающим  погадать, дешево что-то продать и пр.;
–  если за дверью должностное лицо, то необходимо проверить его по телефону либо договориться о встрече в удобное для вас время;
–  если ответа не последовало, связаться с соседями (тлф., стук в стену, батарею и т. д.), чтобы они помогли вам, не подвергая опасности себя;
–  если соседи отсутствуют, выйти на балкон или открыть окно и убедить находящихся на улице людей оказать вам помощь;
–  если эти действия невозможны, то вызвать милицию по тлф. 02.

Задание № 6:  Вы слышите шум, крики о помощи в подъезде вашего дома. Ваши действия?

Предполагаемые действия:

–  постараться выяснить причину, не подвергая себя опасности;
–  не вступая в единоборство с преступниками, сообщить о происходящем соседям, людям, входящим в подъезд или прохожим;
–  если конфликт мирным путем разрешить не представляется возможным, то необходимо вызвать наряд милиции.

Задание № 7  На вас напали в лифте. Ваши действия?

Предполагаемые действия:

–  забыть о страхе и нерешительности;
–  пустить в ход все подручные средства и приемы самозащиты;
–  помнить, что успех зависит от неожиданности, решительности и напора;
–  помнить, что большинство преступников бояться своей жертвы;
–  во избежание подобных ситуаций не входить в лифт с незнакомыми лицами.

Учитель подводит итог занятия.

Сегодня на занятии мы отрабатывали правила, которые помогут вам защитить и обезопасить себя, выработали анти-виктимность.

Каждый из вас получил памятку по безопасному поведению, которая поможет вам, вашим младшим братьям и сестрам в дальнейшем. Памятки дома можно доработать и написать правила, которые не включены,  но вы их считаете очень важными для себя. Обсудите дома с родителями правила безопасного поведения, спросите их совета. Обсудите дома правила  для родителей. Помните, что безопасность каждого из нас во многом зависит от нас самих, берегите себя и своих близких.

 

 

Список литературы

  1. Обществознание 9 класс. Элективный курс «Человек и закон» / авт.-сост. Котелевский В.А.
  2. Уголовный кодекс РФ Москва 2011г.
  3. Коленченко А.К. Энциклопедия педегогических технологий; Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.
  4. Медицинский Вестник № 4.98 / под общей редакцией профессора ЧГМА В.С. Григоровских.

Оборудование:

  • памятки для учащихся, для родителей;
  • презентации;
  • мультимедийное оборудование.

 

 

Как не стать жертвой преступления

           Если ты оказался дома без родителей, никому чужому или малознакомому не открывай дверь, как бы ни представлялся незнакомец;

           Не теряйся, если, находясь в квартире, услышишь, что кто-то пытается открыть входную дверь, а громко спроси: «Кто там?»

           Если дверь продолжают открывать чужие, будет правильно по телефону «02» вызвать полицию, точно указать адрес, затем с балкона или из окна звать соседей или окружающих на помощь;

           На телефонные звонки с вопросом, есть ли дома родители или когда они вернутся с работы, надо отвечать, что они заняты, спросить, кому и куда перезвонить;

           Уходя из дома, не забывай закрыть балкон, форточки и окна, особенно если проживаешь на первом или последнем этажах;

           Не оставляй в дверях своей квартиры записок, - это привлекает внимание посторонних;

           Будь внимательным с ключами от квартиры – не теряй, не оставляй под ковриком, в почтовом ящике и в других (только для себя) укромных местах. В случае утери или пропажи ключей важно сразу сообщить родителям и заменить дверные замки;

           Не хвастайся перед окружающими тем, какие в вашей квартире есть дорогостоящие предметы (телевизионная, видео- и радиоаппаратура, одежда, украшения и т.д.), а также количеством денег;

           Не приглашай в дом незнакомых или малознакомых ребят и девушек ни под каким предлогом;

           Очень правильно поступают мальчики и девочки, которые знакомят родителей со своими друзьями и товарищами;

           Не носи с собой больших сумм денег, а если случайно деньги оказались в кармане – не хвастай об этом;

           Если во дворе или возле школы мальчики требуют денег, постарайся убедить, что денег нет,  по возможности сообщи в полицию;

           На вопросы незнакомых людей: «Есть ли дома родители?» (папа или мама), лучше ответить, что родители сейчас отдыхают дома;

           Не нужно на улице разговаривать с пьяными, даже знакомыми людьми, т.к. пьяный человек сильно изменяется, его поступки могут быть непредсказуемыми и жестокими;

           Не садись к незнакомым или малознакомым людям в автомобиль, даже если очень хочется покататься или опаздываешь;

           Нельзя садиться с посторонними людьми в лифт, если с тобой нет родителей;

           Если неизвестные тебе люди приглашают послушать музыку, сниматься в кино, посмотреть видеофильмы, поиграть или показать собаку, другое животное (может быть и любой другой предлог), не спеши соглашаться, прежде обязательно посоветуйся с родителями или другим взрослым, которого ты хорошо знаешь и кому доверяешь;

           Если чувствуешь, что тебя преследуют, зайди в ближайший магазин, другое место или попроси взрослого прохожего проводить до дома.

В любом тревожном случае необходимо обращаться в полицию,
где всегда получишь совет и помощь

 

Десять правил безопасности для родителей

1.      Старайтесь быть максимально внимательными и деликатными и следите за реакцией ребёнка во время предупреждающих разговоров.

2.      Используйте ситуацию, когда ваши слова можно подтвердить наглядным примером.

3.      Иногда дети склонные переоценивать свои силы и возможности. Ваша задача – объяснить ребёнку, что тактика «ноги в руки – и бежать» гораздо полезнее, чем отчаянное смелое молчание.

4.      Отрабатывая действия в случае потенциальной опасности, учитывайте характер ребёнка.

5.      Для ребёнка школьного возраста мобильный телефон –   это средство безопасности.  Вы можете выбрать программу в рамках которой детский телефон может звонить только на один номер – ваш.

6.      Контролируйте ситуацию. Спрашивайте ребёнка, когда он должен вернуться домой из школы. Звоните ему на протяжении дня и интересуйтесь его планами.

7.      Предупредите детей о ловушках.  Как правило, ребёнок не откажется пойти со взрослым, который позовёт его помочь несчастному котёнку или плачущему малышу. Расскажите, что некоторые взрослые обманывают маленьких специально, в корыстных целях.

8.      Время от времени закрепляйте материал, но так, чтобы ребёнку не приелись подобные репетиции.

 9.      Не стесняйтесь устраивать периодически проверку бдительности.

10.     Приучите ребёнка строго соблюдать правило пяти «НЕ»:

Никогда НЕ входить в подъезд и лифт с чужими людьми

Никогда НЕ брать угощение или подарки у чужих людей

Никогда НЕ садиться в чужую машину

Никогда НЕ рассказывать чужим о своей семье и о себе

Никогда НЕ молчать, если что-то подозрительно,

но кричать и бежать в людное место.

Прикрепленный файл Size
Презентация1.pptx 4.28 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн