Submitted by Татьяна Михайловна Солодкова on Sat, 16/02/2013 - 16:37
§Период русской культуры с конца Х до ХУП века принято называть средневековой или древнерусской культурой. Главной характеристикой этого периода является единство всех составляющих ее частей, выражавших общее единое содержание. Синтез искусств – зодчество, монументальная фресковая живопись, иконопись, мелкая пластика, прикладное искусство, литература и музыка – являл высочайший уровень русской духовной культуры
§Все искусства одновременно соединялись в храме и воздействовали сразу на все чувства человека, перенося его в мир высокой духовности. Церковное искусство переключало человека с сиюминутных проблем на проблемы вечного, что определяло задачу иконописцев, музыкантов, зодчих. Псевдо-Дионисий Ареопагитв своем учении писал: «Пресущественно-прекрасное называется красотой потому, что от него сообщается всему сущему его собственная, отличительная для каждого краса и оно есть причина слаженности и блеска во всем сущем; наподобие свете источает оно во все предметы свои глубинные лучи, созидающие красоту, и как бы призывает у себе все сущее, отчего и именуется красотой и все во всем собирает в себе». (Цит. по: Бычков В.В.Византийскаяэстетика.)
§Византийский обряд заложил основу древнерусского музыкального канона. В основе певческого искусства Древней Руси суть византийской эстетики – «Софийность», премудрость.
§«Философия, проявляющая себя в мелодии, есть более глубокая тайна, чем об этом думает толпа. Наши напевы творятся по иным законам, нежелеу тех, кто чужд нашей премудрости… Безыскусственный напев сплетается с Божественным словом ради того, чтобы само звучание и движение голоса изъясняло скрытый смысл, стоящий за словами, каков бы он на был» - писал Григорий Нисскийвизантийский философ 1У века.
§«Пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения» - наставляет Василий Кессарийский.