Submitted by Людмила Владимировна Гончарова on вс, 31/03/2013 - 17:36
Урок музыки 4 класс
Учитель музыки Гончарова Л.В.
Раздел: «День, полный событий»
Тема: «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда.
Конспект урока:
Цель: расширить представления учащихся о связи музыки cлитературой и изобразительным искусством на примере творчества А.С.Пушкина, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского и И.И.Левитана.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с музыкой русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова (Опера «Сказка о царе Салтане»);
- вызвать эмоциональный отклик на музыку;
- расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;
- формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра;
развивающие:- развивать интерес к искусству; вокально-хоровые навыки, тембровый слух;
воспитательные: - воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;
коммуникативные: - создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества учащихся в группах.
План урока:
1. Орг. момент. Активизация внимания.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
3. Открытие новых знаний.
4. Вокальная работа.
5. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
6. Проверка усвоения нового материала.
7. Рефлексия урока.
Ход урока:
1.Организационный момент.Активизация внимания.
Вход в класс под музыку. Песня «В гостях у сказки».
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока:(Cлайд 1,Cлайд 2)
Прием «Удивляй!»
- Я очень рада вас видеть, и думаю, что музыка, под которую вы вошли в класс, помогла нам настроиться на встречу. Как вы думаете, в какую страну мы с вами сейчас попадем? (ответы: в страну сказок). Только сказка эта будет непростая, потому что от вас будет зависеть, интересная она получится или нет, и чем сказка закончится.
Прием «Отсроченная отгадка». (Показать "волшебную шкатулку".) - В конце урока вы узнаете, что находится в этой шкатулке (Шкатулка с орешками-сюрприз).
(Слайд 3)
- Сказка начинается! Сегодня мы продолжим разговор о творчестве великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина. Откроем страничку, посвященную сказкам А.С.Пушкина, которые вдохновили многих композиторов на создание своих прекрасных музыкальных сочинений.
«Что за прелесть эти сказки!» - так называется наша встреча.
Приём «Шаг за шагом».
- Расскажите, что вы знаете о гениальном поэте А.С.Пушкине?
-Какое место называл поэт «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья?»
(Слайд 4)
- Да, именно в селе Михайловском появились его замечательные лирические стихотворения.
- Какое время года очень любил поэт? (ответы)
(Слайд 5)
- Послушайте музыку, назовите это произведение, кто композитор?
П.И.Чайковский «Осенняя песнь» - слушание.
(Слайд 6)
- Правильно, молодцы! Именно с этой картиной Исаака Левитана «Золотая осень» созвучна пьеса Чайковского "Осенняя песня" из цикла "Времена года". Никому из русских композиторов не удавалось так чутко найти мелодию русского пейзажа, как это удалось сделать П.И.Чайковскому.
(Слайд 7)
- Можно ли это произведение П.И.Чайковского назвать лирическим? Почему?
- Какие строки из знакомого вам стихотворения А.С.Пушкина созвучны этой музыке?
- Можно ли его тоже назвать лирическим?
- Близок ли характер музыки П.Чайковского стихам А.Пушкина и картине И.Левитана?
- Можно ли соединить эти искусства вместе? (ответы детей)
(слайд 8)
- А теперь давайте все вместе прочитаем эти строки А.Пушкина выразительно, вслушиваясь в музыку П.Чайковского и всматриваясь в картину И.Левитана.
(слайд 9)
Стратегия «Вопросительные слова».
- Как вы поняли, что значит лирика в поэзии, в музыке и в живописи? (примеры ответов на слайде);
- Как звучат лирические произведения? И др. (ответы)
3. Основная часть: открытие новых знаний.
- А теперь сказка продолжается, давайте потихоньку в неё войдем.
Физкультминутка (дети под музыку «идут по стране сказок», выполняют движения по своему усмотрению)(слайд 10)
- Все вы знаете о том, что у Пушкина была няня, как ее звали? (ответы). (Слайд11)
- Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Арина Родионовна была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни – когда поэт был сослан в ссылку, в село Михайловское.Там, под завывание вьюги, долгими зимними вечерами няня рассказывала Пушкину сказки «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Слайд12)
Игра «Я – поэт!»
- А сейчас в Пушкина у нас превращается… (кто-то из детей читает письмо)
- Пушкин писал брату: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
- Молодец наш Пушкин, правда, ребята? Выразительно читал письмо к брату.
- Посмотрите на иллюстрацию, какие строки вы можете вспомнить? («У Лукоморья дуб зеленый...» В 3 классе мы разучивали такую попевку и сейчас вспомним ее и споем.
Пластическое интонирование.
Исполнение попевки «У Лукоморья».
- Какая сказка А.С.Пушкина так начинается? (ответы)
- Кто из вас вспомнит фамилию композитора, который по этой сказке Пушкина сочинил оперу? (ответы)
- С фрагментами из оперы М.И.Глинки мы знакомились в 3 классе. (Слайд 14) - А дальше?..
Физкультминутка. Звучит проигрыш песни«В гостях у сказки» (дети под музыку «идут по стране сказок», выполняют движения по своему усмотрению)(Слайд 15)
- А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а в мире музыки есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя – Н.А.Римский-Корсаков. Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин. У него целых 15 опер!!!.
(Слайд 16)
- Кто из вас догадается о какой сказке идет речь? (ответы)
(Слайд 17)
Звучит фрагмент из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».
- Итак, это опера Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» приглашает нас в гости! (Работа с учебником стр. 49)
- В опере Римский – Корсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумал Пушкин. Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, «видишь» что происходит. Римский – Корсаков как бы «нарисовал» сказку, но музыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться.
Прием «Лови ошибку» (работа в парах –дети из трех вариантов текста выбирают нужный).
- Перед вами 3 варианта текста из «Сказки о царе Салтане». Вслушайтесь в музыку, «всмотритесь» в музыкальные краски и выберите нужный вариант, который изображает этот музыкальный фрагмент.
Н.А.Римский–Корсаков. Вступление ко 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане»- слушание.
- Итак, прочитайте ваши строки к услышанному музыкальному фрагменту.
(Верный вариант: «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…)
- Какую музыкальную картину написал Н.А.Римский – Корсаков! Удивляешься, неужели это все может нарисовать музыка?
- Какие музыкальные инструменты подчеркивают изобразительность музыкальных образов?
- Если бы вы были композиторами, то какая была бы у вас тема «Белочки»?
- Какой бы вы сочинили тему «Богатырей»?
- А тему «Царевны – Лебедь»? (ответы)
(Слайд18)
- Теперь сравним свои предположения с музыкальным видением героев сказки самого композитора Н.А.Римского-Корсакова. Послушаем, как звучат темы, и какие музыкальные инструменты их изображают? Перед каждой музыкальной картиной вы будете слышать фанфарный призыв трубы, чтобы привлечь внимание слушателей.
Во время звучания музыкального фрагмента зафиксируйте в таблице (раздать карточки-таблицы) то, что слышите: узнайте тему, какой характер мелодии (песенный, танцевальный или маршевый) и какие инструменты звучат, исполняя эти темы.
Вступление к 4 действию «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римский – Корсаков –слушание и видеоролик. (Слайд 19)
- А кто заметил, какую песенную мелодию взял композитор, как иллюстрацию того, что «белка песенки поет да орешки все грызет»? (Слайд20)
4. Вокальная работа.
Исполнение русской народной хороводной песни «Во саду ли в огороде» (девочки – поют, а мальчики – играют на шумовых инструментах).
– Молодцы! Вы все очень постарались!
5. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
- Как мастерски, точно композитор изобразил сказочных героев! Можно ли сделать вывод, что Н.А.Римский – Корсаков не только композитор, но и «музыкальный художник»?
- Ребята, а можем ли мы увидеть эту музыку? (ответы) (Слайд21)
- Вот как увидели музыку Н.А.Римского-Корсакова ваши сверстники в прошлом году (обмен мнениями).
- Спасибо, молодцы, вы были внимательными слушателями.
Прием «З-Х-У»
Заполните таблицу (у каждого):
1.Что я знал…
2. Сегодня я узнал…
3.Я хочу ещё узнать…
6. Проверка усвоения нового материала.
Прием «Проверь себя»(Слайд 22)
1. Какого композитора называют музыкальным сказочником?
2. Назовите сказку, у которой мы были сегодня в гостях?
3. Какой народной мелодией композитор озвучил белочку?
4. Любимое время года А.С. Пушкина?
5. Сколько опер у Н.А.Римского-Корсакова?
6. Узнай музыкальный фрагмент.
Самопроверка.
7. Рефлексия урока:
- Вы сегодня были внимательными слушателями, хорошими исполнителями, оказались в роли композитора и поэта. Я приготовила для вас музыкальный подарок. (Слайд 23)
«Сказки гуляют по свету» - (видеофильм)Приём технологии критического мышления.
-Понравился ли вам подарок?
-Что побеждает в сказках?
-Какая сказка у нас получилась? (ответы) (Слайд 24)
-Хочется воскликнуть: «Что за прелесть эти сказки!» (все вместе)
-А теперь, оцените свою работу на уроке и поставьте оценку уроку в целом.
Самооценка.
Домашнее задание: Дома вы попробуете себя и в роли художников: изобразите красками то, что изобразил Н.Римский-Корсаков в музыке. Нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту или музыкальной теме героев «Три чуда», а на занятиях кружка мы оформим очередную выставку.
Сюрприз от белочки – дети могут отгадать «Что находится в волшебной шкатулке?»