Официальный сайт terra-z 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проблема истинной человечности в рассказе Паустовского «Телеграмма»

Размещено: Ольга Владимировна Жмурова (Жеглова) - пт, 05/04/2013 - 17:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Жеглова Ольга Владимировна
Место работы, должность: 
МАОУ "Средняя школа № 36", учитель русского языка и литературы
Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Краткое описание: 
Урок разработан в рамках технологии развития критического мышления.

 

Проблема истинной человечности в рассказе Паустовского «Телеграмма»

1.  Стадия вызова.

  1. Работа с высказываниями  ( написать на доске)  5 мин.

Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку. Руссо (19 век)

Быть человеком означает то же самое, что и нести ответственность А.Сент-Экзюпери (20 век)

Лишь способность любить делает нас людьми. Из форума Интернет

  • Какая мысль объединяет эти высказывания?
  • Давайте выделим ключевые слова в них.
  • Как перекликаются эти высказывания с произведением, которое вы прочитали дома?
  • Формулируем тему урока . А я Вам помогу….

Проблема истинной человечности в рассказе Паустовского «Телеграмма»

 

 Откройте  тетради, запишите тему урока, а в качестве эпиграфа выберите понравившееся вам высказывание.

 

Сформулируем ключевой вопрос урока.

  • Какой смысл вкладывает автор в понятие «истинная человечность» ?

Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос ( рассмотреть ключевые эпизоды рассказа, проанализировать образы, выявить авторскую позицию)

 

  1. Стадия осмысления.
  2. Ассоциативный ряд.  С чем ассоциируется у вас слово Человек  ( 1 мин)

Человек – семья  - дом. Сегодня мы с вами тоже поострим дом, крышей которого является  понятие «истинная человечность», а кирпичиками этого дома будут является качества, которые это понятие составляют. 

Строить этот дом мы будем вместе.

  1. Задания в парах

А) Словарная работа. Составление презентации. ( подсолнечник, телеграмма, пустельга)   Вика+

Б) группа «артисты» (Тихон и Тимофеев) Юля+Саша

В) написать эпилог к рассказу ( 2 пары)  Аня+Яна, Лиза+Алина

2.3. Работа с классом ( 15 мин)

1) анализ пейзажа, ( начало)

2) интерьер ( начало)

3) интерьер мастерская

2.4. Мотивы очага, тепла.

 

1. Давайте откроем  первые страницы рассказа. Выразительно причитаем 4 абзаца.  

  1. Как называется изображение природы в худ. произведении ( пейзаж)
  2. Почему автор начинает рассказ с пейзажа?
  3. Какое время года изображено? С чем ассоциируется у вас осень? ( увядание, омертвение, жизнь застыла в ожидании печали) ?

Давайте прочтем следующий  абзац, и выясним, какие детали свидетельствуют о том, что жизнь замерла не только в природе?  ( нетопленая печь, давно не чищенный самовар, пыльный журнал, темнота как в глазах Е.П., так и в квартире)

  1. Как называется описание помещения в худ произведении ( интерьер)
  2. Как соответствует безотрадная картина природы и интерьера внутреннему состоянию К.П. ( передают душевное состояние –печаль, увядание, одиночество)

Читаем дальше. Стр. 82 Как проходят вечера в доме Е.П.?

Работаем с мотивом огня, тепла  ( какие символы  из прочитанных эпизод олицетворяют этот мотив)

Читаем дальше. Эпизод « Выставка» Прочитаем выразительно.

Какие символы огня вы здесь увидели ? ( электричество «Мертвый свет»  - Свечи

Читаем дальше. Стр. 88  весёлый огонь

Какой первый кирпич будет заложен в нашем доме?  Что необходимо людям , чтобы они не чувствовали себя одинокими?

Физминутка. Музыка  «Одинокий пастух». Давайте представим, что мы находимся в деревенском доме, где топится печь, весело трещат поленья. Вы сидите у огня, ваша спинка прямая и расслабленная. Протяните вперед руки, чтобы почувствовать тепло домашнего очага. Попробуйте взять частику этого тепла себе в руки. Прижмите его к груди, почувствуйте, как это тепло согревает ваше сердце. А теперь поднимите руки вверх и передайте теплоту своих сердец окружающим. Повернитесь направо, повернитесь налево. Почувствуйте тепло других людей и сохраните его в своем сердце. Глаза открываем, продолжаем работать.  ( 1 мин)

  1. Когда похожий весёлый огонь уже горел в этом доме ( как при Насте). 

Есть ли на страницах рассказа подробное описание внешности Насти?  ( нет, только детали) . А как называется описание внешности героя в литер. произведении?

Портрет . Читаем стр. 83 запись на доске. Итак, мы познакомились с некоторыми особенностями портрета Насти, а об её характере нам расскажут герои рассказа.

Выступают «артисты»  ( 3 минуты).

  • Учитель обращает внимание на принцип построения записей урока.
  • Как называется прием противопоставления  литературе ( антитеза)
  • По итогам выступления дети делают записи в тетради самостоятельно ( 1 мин).  
  • Какой кирпичик истинной человечности Вы бы заложили  в наш дом? ( доброта, любовь, забота о близких)
  • Вы уже поняли, что один из ведущих авторских приемов рассказа – это антитеза. Скажите,  пожалуйста, есть ли в рассказе героиня, которая противопоставлена Насте?
  • Работаем с текстом. Стр. 89 прочитали.

Какое чувство учительницы контрастно Настиному «недочувствию»?

Какой кирпич мы можем заложить в наш дом? ( умение сострадать)

 Кто из героев говорит об этом умении сострадать? ( Тихон) Зачитаем. 

  1. Выступают со словарной работой. ( 2 минуты)

 В словах Тихона мы встретились с незнакомым словом ( пустельга). Но корме этого слова, мы сегодня узнали ещё несколько не совсем знакомых нам слов.  Ребята работали с этими словами и подготовили нам небольшое выступление.

Подсолнечник 

Телеграмма

Пустельга

Какой кирпичик Вы бы заложили в наш дом ( ответственность за близких)

 

  1. Давайте вернемся к словам Тихона.  Только ли Тихон говорит об умении на добро отвечать добром?  ( автор) Это и есть главная авторская мысль . Я предлагаю вам написать Сочинение –миниатюру«Как я понимаю слова «За добро плати добром. Не будь пустельгой» ( 7 минут)
  2. Слово учителя: «Не будь пустельгой - ….».

Как вы думаете, осталась ли Настя пустельгой?

Какой эпизод рассказа говорит о том, что совесть Насти все же пробудилась?

Чтение последних 2-х абзацев.( 2 минуты)

Итак, Настя все-таки раскаялась. А что помешало ей приехать сразу? ( оправдывала себя трудной дорогой, нежеланием видеть слезы матери, не решилась бросить важное для неё дело)

Какой кирпич мы можем заложить в наш дом?  (умение отделять главное от второстепенного)

  1. Слово:  ребята, Вы, наверное, обратили внимание, что  дальнейшая судьба Насти автором не рассказывается. Рассказ приглашает читателя поразмыслить, что произошло с Настей  в будущем.  Это попыталась сделать группа ребят.
  2. Выступает группа  с сочинением-эпилогом.  ( 3 минуты)
  3. Вернёмся к ключевому вопросу нашего урока ( открываешь его).

Оценки и отметки ( 1 минута)

Рефлексия ( 3 минуты)

  1. Ответили ли мы на ключевой вопрос урока?  Вернуться к дому, озвучить «кирпичи» ( попросить ученика) . Можно ли сказать, что эта проблема сегодня также актуальна, как и 65 лет назад?). Посмотрите  внимательно на высказывания.
  2. «Погода в доме» Его определяет наше настроение.  ( Упражнение «Цвет настроения)

Домашнее задание ( 1 мин)

Индивидуальное  «Какие «зарубки на сердце» оставил у Вас этот рассказ?

Ответить на вопрос ( устно) «Почему рассказ называется «Телеграмма»? 

Сообщение об А.Т.Твардовском

Задания для групп.

Словарная работа.

  1. Создать презентацию (3-4 слайда).
    1. Дать определение и подобрать иллюстрацию к следующим словам: подсолнечник, телеграмма, пустельга.
    2. Подумать, от какого слова образовано слово «подсолнечник» и как это связано с рассказом, указать это в презентации.
    3. Посмотреть в учебнике переносное значение слова «пустельга», внести в презентацию.
  2. Подготовить выступление, используя получившуюся презентацию.

Группа «артисты».

Выступить от имени Тихона (5-7 предложений).

 

В своем выступлении передать отношение Тихона к Насте.

  1. Как давно я знаком с семьей Насти?
  2. Как отношусь к Катерине Петровне?
  3. Почему я послал телеграмму от имени Насти?
  4.  Как я отношусь к Насте?

Внимательно поработать с текстом: начало рассказа («Тихон был тогда мальчишкой…»), середина рассказа («…Тихон пришел на почту…»). Обратить внимание на слова «за добро плати добром».

 

Выступить от имени скульптора Тимофеева (5-7 предложений).

 

В своем выступлении передать отношение скульптора к Насте.

  1. Какое отношение имеет ко мне Анастасия Семеновна?
  2. Как она относится к Союзу художников?
  3. Что примечательного говорит Першин о ней на выставке и почему?

Внимательно поработать с текстом: начало рассказа («После работы Насте надо было пойти в мастерскую…»), середина рассказа (выступление Першина).

 

Эпилог к рассказу.

 

Написать продолжение рассказа. Предположить дальнейшую судьбу Насти, поразмыслить, что произошло с Настей  в будущем.

Как вы думаете, осталась ли Настя пустельгой?

Прикрепленный файл Размер
работа группы.ppt 1.94 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн