Официальный сайт radikalno 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Педагогическое рисование как средство активизации изобразительной деятельности учащихся на уроках ИЗО.

Наталья Анатольевна Варнавская

Учитель изобразительного искусства и технологии

МКОУ «Выкрестовская ООШ» Новоусманского района Воронежской области

 

Педагогическое рисование как средство активизации изобразительной деятельности учащихся на уроках ИЗО.

 

  Преподавание изобразительного искусства в школе требует обеспечения высокой степени наглядности обучения.В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, мультимедийные презентации. Но все же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске или с помощью документ-камеры, на листе бумаги или на полях альбома самого ученика.

   Педагогическим рисованием принято называть изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока.

    В течение длительного времени под педагогическим рисованием, подразумевались лишь рисунки учителя, выполненные учителем на классной доске. В настоящее время такая узкая трактовка термина "педагогическое рисование" устарела, поскольку не полностью отражает те виды изобразительной работы учителя, которые по своему характеру и назначению следует отнести к педагогическим. Например, пояснительный рисунок преподавателя, сделанный на полях работы ученика, а так же лаконичные наброски большого размера, выполненные различными материалами на классной доске или листах бумаги, во время урока с целью разъяснения учебного материала и дополнение устного объяснения являются разновидностями педагогического рисунка. В последнее время все большую популярность приобретают творческие приемы педагога, продемонстрированные с помощью документ-камеры.

Педагогическое рисование имеет свои специфические особенности и зависит от: целевого назначения рисунков,  методов изображения, изобразительных средств, а также от возраста учащихся и обстановки урока.

Рассмотрим виды педагогического рисунка.

Первый вид - рисунок на классной доске или с помощью документ-камеры - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений. Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной или интерактивной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.

Второй вид - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Третий вид - исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого может достичь ученик, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерством сыграет большую роль.

Основная задача педагога - наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей. Это предъявляет к рисунку ряд требований.

Прежде всего, рисунок должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его. Он должен быть так же предельно простым, ясным, лаконичным, так как преподавателю необходимо выделить главное в изображенном и обратить на него внимание учащихся. Надо иметь в виду, что большей частью рисунки учителя делаются для того, чтобы дать ученикам правильное направление для самостоятельного решения задачи построения объемных изображений. Поэтому долго рисовать, задерживать внимание детей работой на доске не следует. При этом нельзя, увлекаясь изображением, забывать об объяснении.  Нужно прерывать рисование обращением к ученикам.  Надо научиться сочетать четкое и последовательное  словесное объяснение и выполнение выразительного рисунка.

Рисунок педагога должен нести в себе творческое начало, так как дети, склонные к подражанию, по своему усваивают особенности приёмов работы учителя. Творческий рисунок стимулирует развитие художественных стремлений учащихся, способствует возникновение эстетических чувств при восприятии предметов натурных постановок, пониманию особенностей подхода к изображению специфическими художественными средствами (разнообразие приёмов в передаче материальности предметов; точность, лаконизм линии в наброске, кратковременном рисунке; "гравюрность" штриха при выполнении объёма). По­это­му важ­ным ус­ло­ви­ем пе­да­го­ги­че­ской куль­ту­ры пре­по­да­ва­те­ля изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва яв­ля­ют­ся вла­де­ние прак­ти­че­ски­ми на­вы­ка­ми тех­ни­че­ско­го ис­пол­не­ния, ис­поль­зо­ва­ние изо­бра­зи­тель­ных средств: ли­нии, штри­ха, пят­на при ра­бо­те с раз­лич­ны­ми гра­фи­че­ски­ми ма­те­риа­ла­ми. В этом слу­чае ри­су­нок бу­дет об­ла­дать вы­со­кой сте­пе­нью на­гляд­но­сти.  А.Е.Те­рен­тьев го­во­рит: «При соз­да­нии по­яс­ни­тель­ных ри­сун­ков к уро­кам учи­тель не мо­жет ог­ра­ни­чи­вать­ся кон­ста­та­ци­ей ча­ст­ных слу­ча­ев, пе­ре­чис­ле­ни­ем де­та­лей, пас­сив­ным изо­бра­же­ни­ем. Его цель – дать кон­цен­три­ро­ван­ный, ху­до­же­ст­вен­но ос­мыс­лен­ный, обоб­щен­ный ма­те­ри­ал в ри­сун­ке, и сде­лать это он дол­жен с по­мо­щью под­лин­но ху­до­же­ст­вен­ных изо­бра­зи­тель­ных средств» (Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства.- М., 1981).

Следует добавить, что педагогическое рисование выполняется быстро и является одним из ме­то­дов ак­ти­ви­за­ции дея­тель­но­сти как пре­по­да­ва­те­ля, так и обу­чаю­щих­ся. Оно способствует реализации эмоционального и интеллектуального потенциала всех участников учебного процесса. Пе­да­го­ги­че­ское ри­со­ва­ние ис­поль­зуется в  обу­че­нии как сред­ст­во уси­ле­ния мо­ти­ва­ции дея­тель­но­сти и по­вы­ше­ния ин­те­ре­са к ней у обу­чаю­щих­ся, сня­тия их сте­рео­тип­ных пред­став­ле­ний о спо­со­бах дея­тель­но­сти, рас­ши­ре­ния диапазона зри­тель­ного вос­при­ятия и при­об­ре­те­ния ими но­вых пред­став­ле­ний о возмож­но­стях изо­бра­же­ния.

Педагогический рисунок имеет большое образовательное и воспитательное значение для школьников.  Педагогический рисунок, как вид наглядного обучения, является одним из главных средств информации об изучаемом материале, зрительное впечатление помогает легче понять, запомнить главное в теме урока. Так же применение разных средств для педагогического рисования, в том числе технических, вызывают больший интерес детей к искусству.

Таким образом, задача эстетического воспитания требует от учителя постоянных творческих поисков при работе на классной доске, на планшете или при помощи документ-камеры. Рисунок учителя способствует воспитанию самостоятельности, активности учащихся, целеустремленности при выполнении изображения. Рисунок педагога на доске, устные объяснения, сопровождающие ход работы, вопросы к школьникам и их ответы помогают установить тесный контакт учителя с учениками, что ведет к более полному и углубленному усвоению знаний и умений. Педагог при этом имеет возможность выявить степень активности учащихся и привлечь к выполнению задания учеников, относящихся равнодушно к занятиям.

Учитель изобразительного искусства должен сам уверенно работать  как художник, иметь возможность убедительно показать учащимся привлекательность практической работы по рисунку или живописи. Такой педагог может увлечь ребят своим предметом, поможет учащимся приобрести достаточно обширные знания и навыки. Он способен делом показать, что искусство - это не скучная повседневность, а праздник, глубокая потребность человека в общении с прекрасным.

Учитель, хорошо владеющий приемами творческого рисунка, приобретает несомненный авторитет, что, в свою очередь, активизирует изобразительную деятельность школьников на уроке.


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн