Наталья Анатольевна Варнавская
Учитель изобразительного искусства и технологии
МКОУ «Выкрестовская ООШ» Новоусманского района Воронежской области
Педагогическое рисование как средство активизации изобразительной деятельности учащихся на уроках ИЗО.
Преподавание изобразительного искусства в школе требует обеспечения высокой степени наглядности обучения.В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, мультимедийные презентации. Но все же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске или с помощью документ-камеры, на листе бумаги или на полях альбома самого ученика.
Педагогическим рисованием принято называть изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока.
В течение длительного времени под педагогическим рисованием, подразумевались лишь рисунки учителя, выполненные учителем на классной доске. В настоящее время такая узкая трактовка термина "педагогическое рисование" устарела, поскольку не полностью отражает те виды изобразительной работы учителя, которые по своему характеру и назначению следует отнести к педагогическим. Например, пояснительный рисунок преподавателя, сделанный на полях работы ученика, а так же лаконичные наброски большого размера, выполненные различными материалами на классной доске или листах бумаги, во время урока с целью разъяснения учебного материала и дополнение устного объяснения являются разновидностями педагогического рисунка. В последнее время все большую популярность приобретают творческие приемы педагога, продемонстрированные с помощью документ-камеры.
Педагогическое рисование имеет свои специфические особенности и зависит от: целевого назначения рисунков, методов изображения, изобразительных средств, а также от возраста учащихся и обстановки урока.
Рассмотрим виды педагогического рисунка.
Первый вид - рисунок на классной доске или с помощью документ-камеры - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений. Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной или интерактивной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.
Второй вид - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.
Третий вид - исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса.
Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого может достичь ученик, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерством сыграет большую роль.
Основная задача педагога - наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей. Это предъявляет к рисунку ряд требований.
Прежде всего, рисунок должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его. Он должен быть так же предельно простым, ясным, лаконичным, так как преподавателю необходимо выделить главное в изображенном и обратить на него внимание учащихся. Надо иметь в виду, что большей частью рисунки учителя делаются для того, чтобы дать ученикам правильное направление для самостоятельного решения задачи построения объемных изображений. Поэтому долго рисовать, задерживать внимание детей работой на доске не следует. При этом нельзя, увлекаясь изображением, забывать об объяснении. Нужно прерывать рисование обращением к ученикам. Надо научиться сочетать четкое и последовательное словесное объяснение и выполнение выразительного рисунка.
Рисунок педагога должен нести в себе творческое начало, так как дети, склонные к подражанию, по своему усваивают особенности приёмов работы учителя. Творческий рисунок стимулирует развитие художественных стремлений учащихся, способствует возникновение эстетических чувств при восприятии предметов натурных постановок, пониманию особенностей подхода к изображению специфическими художественными средствами (разнообразие приёмов в передаче материальности предметов; точность, лаконизм линии в наброске, кратковременном рисунке; "гравюрность" штриха при выполнении объёма). Поэтому важным условием педагогической культуры преподавателя изобразительного искусства являются владение практическими навыками технического исполнения, использование изобразительных средств: линии, штриха, пятна при работе с различными графическими материалами. В этом случае рисунок будет обладать высокой степенью наглядности. А.Е.Терентьев говорит: «При создании пояснительных рисунков к урокам учитель не может ограничиваться констатацией частных случаев, перечислением деталей, пассивным изображением. Его цель – дать концентрированный, художественно осмысленный, обобщенный материал в рисунке, и сделать это он должен с помощью подлинно художественных изобразительных средств» (Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства.- М., 1981).
Следует добавить, что педагогическое рисование выполняется быстро и является одним из методов активизации деятельности как преподавателя, так и обучающихся. Оно способствует реализации эмоционального и интеллектуального потенциала всех участников учебного процесса. Педагогическое рисование используется в обучении как средство усиления мотивации деятельности и повышения интереса к ней у обучающихся, снятия их стереотипных представлений о способах деятельности, расширения диапазона зрительного восприятия и приобретения ими новых представлений о возможностях изображения.
Педагогический рисунок имеет большое образовательное и воспитательное значение для школьников. Педагогический рисунок, как вид наглядного обучения, является одним из главных средств информации об изучаемом материале, зрительное впечатление помогает легче понять, запомнить главное в теме урока. Так же применение разных средств для педагогического рисования, в том числе технических, вызывают больший интерес детей к искусству.
Таким образом, задача эстетического воспитания требует от учителя постоянных творческих поисков при работе на классной доске, на планшете или при помощи документ-камеры. Рисунок учителя способствует воспитанию самостоятельности, активности учащихся, целеустремленности при выполнении изображения. Рисунок педагога на доске, устные объяснения, сопровождающие ход работы, вопросы к школьникам и их ответы помогают установить тесный контакт учителя с учениками, что ведет к более полному и углубленному усвоению знаний и умений. Педагог при этом имеет возможность выявить степень активности учащихся и привлечь к выполнению задания учеников, относящихся равнодушно к занятиям.
Учитель изобразительного искусства должен сам уверенно работать как художник, иметь возможность убедительно показать учащимся привлекательность практической работы по рисунку или живописи. Такой педагог может увлечь ребят своим предметом, поможет учащимся приобрести достаточно обширные знания и навыки. Он способен делом показать, что искусство - это не скучная повседневность, а праздник, глубокая потребность человека в общении с прекрасным.
Учитель, хорошо владеющий приемами творческого рисунка, приобретает несомненный авторитет, что, в свою очередь, активизирует изобразительную деятельность школьников на уроке.
|