Видео смотреть бесплатно

Смотреть крупно видео

Официальный сайт travelspo 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок русского языка 10 класс "Виды тропов и стилистических фигур"

Submitted by Елена Федоровна Косова on чт, 11/04/2013 - 11:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Косова Елена Федоровна
Место работы, должность: 

МБОУ лицей "МОК № 2" учитель русского языка и литературы

Регион: 
Воронежская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория: 
Иная категория
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> <span class="2Exact"><span style="color: black; font-size: 11pt; font-weight: normal; mso-fareast-font-family: &quot;Courier New&quot;; mso-ansi-language: RU; mso-fareast-language: RU; mso-bidi-language: AR-SA;"><font face="Times New Roman">Виды тропов и стилистических фигур</font></span></span></p>

Урок русского языка 10 класс

Учителя МБОУ лицей «МОК №2» Косовой Е.Ф.

 

Тема урока: Виды тропов и стилистических фигур

 

Цель урока: показать роль тропов и фигур речи в текстах художественного и публицистического стиля; формирование навыков культуры речи; подготовка к заданию В-8 ЕГЭ

Задачи :научить распознавать тропы, подготовиться к ЕГЭ

Оборудование: компьютерный класс; ЭОР по русскому языку «Фраза»; мультимедийная презентация урока.

Ход урока

Повторение и углубление ранее изученного материала

Повторение знаков препинания в сложноподчиненном предложении с одним и несколькими придаточными

Работа в классе с дифференцированным обучением по группам

Программа «Фраза»; 9 класс; «Сложноподчиненное предложение»

  • уровень: Длинный вариант № 520
  • уровень: № 522
  • уровень: № 521

Оценки записываются в тетрадь и выставляются всем

 

Спишите текст, вставьте пропущенные знаки препинания (текст в презентации урока проецирован на доску)

Дивно устроен наш свет Тот имеет отличного повара но к сожалению, такой маленький что больше двух кусочков никак не может пропустить другой имеет рот величиной в арку Главного штаба но увы должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля ( Н. Гоголь)

 

- Какие тропы использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст? Дать определение этих тропов

 

Реализация домашнего задания               

Что такое фигуры речи? Для чего они служат в тексте? (стилистические фигуры. Которые называют риторическими фигурами или фигурами речи. Служат для создания образной речи, усиления выразительности текста. Стилистические фигуры - это особые синтаксические построения)

Сообщения учащихся о стилистических фигурах речи

Анафора

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем.

Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством.

Клянусь паденья горькой мукой,

Победы краткою мечтой;

Клянусь свиданием с тобой и вновь грозящею разлукой...

(М. Лермонтов)

Эпифора

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? ( Н. Гоголь)

Параллелизм

Шелкова ниточка к стене льнет,

Дунечка матушке челом бьет.

Антитеза

Где стол был яств, там гроб стоит (Г. Державин)

Градация

Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты (А. Чехов)

Инверсия

Изумительный наш народ (И.Эренбург)

Эллипсис

Мы села - в пепел; грады - в прах;

В мечи - серпы и плуги (В.Жуковский)

Умолчание

Нет, я хотел...быть может, вы...я думал, что не барону время умереть...

(Пушкин)

Риторическое обращение

Цветы, любовь, деревья, праздность,

Поля! Я предан вам душой. (А. Пушкин)

Риторический вопрос

Знаете ли вы украинскую ночь? О. вы не знаете украинской ночи! (Н.Гоголь) Многосоюзие

И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы

Бессоюзие

Швед, русский - колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон...

Подведение итогов учителем:

Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств языка, как вы могли убедиться. Исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, которые призваны украшать речь. Делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.

2. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

Работа по тесту презентации урока

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

 

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (Лермонтов)

      

Игру    его любил творец Макбета. (Пушкин)

 

Старый    клен на одной ноге стережет голубую Русь. (Есенин)

 

Коль    любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж с плеча! ( Лермонтов)

 

 «Не    станет нас!» А миру хоть бы что.

«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.

Нас не было, а он сиял и будет.

Исчезнем мы, - а миру хоть бы что!

( Омар Хайам)

Все спит - и человек, и зверь, и птица (Н.Гоголь)

         

 Да, мне нравилась девушка в белом, но теперь я люблю в голубом (С.Есенин)

 

 У Анны беда стряслась. Большая. (И.Бунин)

 

Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А.Пушкин)

 

И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь (А.Пушкин)

 

Горячий снег, сладкая горечь воспоминаний

 

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж...

Да что? Моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

(МЛермонтов)

 

Ружье из чехла - и туда (МЛермонтов)

4. Контрольное тестирование

Выполнение заданий В-8 КИМа ЕГЭ

Итоги урока Домашнее задание

Высказать свое мнение по проблеме «Человек и природа», приведя два аргумента, используя тропы и фигуры речи.

Прикрепленный файл Size
Урок русского языка 10 класс.zip 4.74 MB

»  Tags for document:

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно