Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сборник упражнений для уроков ритмики

Submitted by Лариса Юрьевна Семенкова on Fri, 19/04/2013 - 11:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Семенкова Лариса Юрьевна
Место работы, должность: 

Муниципальное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение VI вида школа-интернат №4. Учитель ритмики, педагог дополнительного образования.

Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Сборник составлен для тех, кто практически работает с детьми, дает представление о различных возможностях проведения занятий с детьми многостороннее и интереснее к уже существующим традиционным и авторским программам, в качестве еще одного Приложения к авторской образовательной программе по курсу &laquo;Ритмопластика&raquo; на основе специальных пластических тренингов и развивающей гимнастики.</p>

ГБОУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ  И ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

 

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «Адаптированные формы преподавания ритмики,

гимнастики, пластики и танца для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

 

 

 

Выполнила:

Учитель ритмики начальных классов МБСКОУ VIвида

 школы-интерната № 4 г. Челябинска

Семенкова Лариса Юрьевна

Группа № 210

 

 

 

 

 

 

 

г. Челябинск, 2013г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………стр.3

ГЛАВА  I. АДАПТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ  преподавания ритмики, гимнастики, пластики и танца для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

1.1. Особенности работы с детьми, отягощенными   различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата………………………………стр.5

1.2.   Принципы адаптации специальных тренингов…………………...стр.6

1.3. Характеристика разделов учебно-творческой программы курса «Ритмопластика»………………………………………………………………стр.7

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ построения и дозирования  комплексов физических упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2.1.   Направленность сборника комплексов упражнений……………стр.10

2.2.  Комплексы коррекционных упражнений для развития гибкости и подвижности рук, ног и всего тела на основе пластического тренинга……стр.12

 

Заключение………………………………………………………………стр.30

Список литературы……………………………………………………стр.31

Перечень рецензий………………………………………………………стр.32

 

 

 

 

 

 

 

Танец – это радость.

Хореография – искусство, любимое детьми. Наверное ,любой ребенок в раннем детстве проходит всплеск танцевальной активности. Детей учат танцевать, а наиболее способные участвуют в спектаклях, концертах.

Глядя, с какой легкостью и торжеством дети танцуют на сцене, забываешь, что за этим стоит каждодневный труд их самих и их педагогов.

В древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Именно в детстве накапливается тот уникальный опыт, который потом образует жизненный стиль человека, определяет его базовую культуру.

Высокое качество всегда достигается изнурительной тренировкой, смысл которой не всегда понятен детям и далек от их интересов. В хореографических коллективах, танцевальных ансамблях и студиях в большинстве своем все-таки преобладает одна модель – показать, продемонстрировать, удивить, развлечь. Но в работе с детьми в начальной школе все-таки должна быть другая цель – вдумчиво и постепенно развивать детей, наблюдая за каждым ребенком и помогая ему. Тут важна последовательность обучения, обладающего своей логикой и закономерностями.

 

Движение – творчество.

На занятиях ребенок с помощью педагога соприкасается с миром искусства, получает представление о танце и балетном искусстве, приобретает опыт общения, совместного действия, творчества, сопереживания, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, овладевает целым рядом навыков в области сценического движения.

При взаимодействии педагога с детьми идет обмен суждениями о своих возможностях, желаниях, мечтах, интересах, совместный поиск.

Узнать о культуре танца, но быть не только созерцателем, но и творцом

своей личной культуры движения – эту задачу педагог решает через принцип «обучение в действии». Действие всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна еще древним китайцам, она проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».

Через развитие способностей детей к действиям пробуждается тяга к гармонии и красоте – души и тела, чувств и ума.

 

Особые дети.

С  2002 года и по сегодняшний день идет реализация авторской программы «Ритмопластика» в муниципальном бюджетном специальном коррекционном образовательном учреждении YIвида школе – интернате № 4 города Челябинска, где дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата, ограниченные в нормальном движении, обучаются искусству танца и пластики.

Главная цель этой программы:

Творческая абилитация детей с НОДА, коррекция физических и психических отклонений в развитии.

Танец – это самый простой путь к здоровью, самая доступная форма преодоления болезней и способ защиты от жизненных невзгод. Поддерживать здоровье – это на самом деле тяжелая работа, но танец придает этой работе задор и радость. Рано или поздно, но он заставит нас улыбаться и улыбкой встречать каждый новый день.

 

 

 

Адаптированные формы преподавания ритмики, гимнастики, пластики и танца для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

 

На уроках ритмики учебные и коррекционные задачи реализуются с учетом возраста, уровня восприятия учебного материала, уровня физических возможностей ребенка.

1. Особенности работы с детьми, отягощенными различными заболеваниями опорно – двигательного аппарата.

Заболевания опорно-двигательного аппарата влияют на моторное развитие ребенка. Развитие осложнено еще и другими сопутствующими болезнями.

У детей наблюдаются неврозы, невротические состояния: страхи, неуверенность, вялость. Агрессивность, конфликтность. Низкая работоспособность и утомляемость сочетаются с гиперактивностью. Обострено чувство самоутверждения в условиях самоограничения.

Познавательные процессы идут при низком самоконтроле. Такие дети зависят от взрослых. Поэтому все проблемы «особых» детей должны решаться в комплексе с педагогами, медиками и родителями.

Учитывая это, уроки строятся по принципу чередования видов деятельности: интеллектуальной, физической, эмоциональной нагрузки. На самих занятиях игровой вариант подачи материала доминирует. Действуем через игру, ни одно из упражнений не делается механически-тренирующе, а всегда с подключением сознания, фантазии, создания образов. Отсюда и названия упражнений и элементов, свой язык и своя терминология.

Занятия танцем, гимнастикой и пластикой рассматриваются не только как учебные дисциплины, а имеют еще и коррекционное воздействие в лечебно-образовательном процессе МБСКОУ школы-интерната № 4.

Сгладить физические недостатки, направить в нужное русло эмоции и чувства, обратить их на пользу ребенку – одна из главнейших задач педагога.

 

Адаптация специальных тренингов предполагает:

 

1. Ни одно из упражнений, начиная с «разогрева» и заканчивая «охлаждением», не должно вызывать сотрясения тела или дрожь от напряжения мышц.

2. Комплексы упражнений должны быть абсолютно правильны с точки зрения ортопедии.

3. Нет надобности быстро выполнять упражнения. Работа идет в медленном или среднем темпе, который не превосходит возможности ученика.

4. Исключены прыжковые комплексы, чтобы исключить нагрузки на ствол позвоночника.

5. Резкие наклоны назад, сильные прогибы, скрутки полностью исключаются.

6. Так называемый «станок» проводится не в традиционном положении «стоя», а лежа или сидя.

7. У ребенка должно быть ощущение собственных мышц.

8. Плавный ритм должен максимально усилить взаимодействие тела и сознания.

9. Комплексы упражнений и тренинги реализуют следующие задачи:

- разогревающие,

- развивающие,

- корригирующие,

- тренирующе-обучающие,

- восстанавливающие.

 

1. Лишь комплексное использование разнообразных упражнений из разных видов движенческих дисциплин помогает выработать естественную пластику и натренировать тело. Разноплановые движенческие навыки становятся хорошей базой для создания еще более сложных комплексов движений, каковыми являются стилевые приемы пластики и танца.

Тело должно быть готово к действию. Для этого его надо как следует «разогревать». Непослушное, с застывшими мышцами тело, в конце концов, должно стать пластичным как воск. Сначала мы с рукой «поговорим», потом с ногой, особенно много «общаемся» со спиной. Гимнастика включает в себя специальный комплекс упражнений для каждой части тела. Цель: научиться управлять, чувствовать, пользоваться своим телом, исправлять незначительные недостатки строения тела. Большинство упражнений развивающей гимнастики делается на полу, на гимнастической стенке и скамейке.

Виды физического тренажа чередуются через каждые 3-4 занятия, благодаря этому избавляемся от однообразия в упражнениях, что помогает выполнять упражнения с интересом и в полную силу.

2. После тренажа переходим к курсу «Ритмика».

Когда человек двигается под музыку с определенным ритмом, его организм настраивается на эти гармоничные ритмы и начинает соответствовать им. В данном случае комплексы упражнений направлены  на воспитание и совершенствование чувства ритма, на координацию движений, на выработку музыкально-ритмической координации. Причем, различные упражнения выполняются в разных ритмах и темпах. Кроме совершенствования чувства ритма, такая методика заставляет не ослаблять внимания и тем самым постоянно совершенствовать его, переключать внимание. Когда основы ритма освоены, то можно перейти к более сложным упражнениям на совершенствование ритмичности движений. Умение стоять, ходить и держаться – итог занятий по курсу «Ритмика». Ритмика – одна из неотъемлемых частей в работе любой танцевальной студии.

3. Танец.

Комплекс упражнений, основанных на балетном тренинге, поможет избавиться от некоторых физических недостатков, сформирует  осанку, стопу, «выворотность».

Очень важно овладеть простейшими  элементами танца, выработать эстетику жеста, движения с помощью позиций ног, рук, корпуса. С помощью танца вырабатываем устойчивость и маневренность, научимся владеть пространством  вокруг себя, располагать тело в этом пространстве.

Дети учатся различать танцевальные стили, конструировать из отдельных элементов танцевальные зарисовки, этюды, номера, исполнять их.

Однако не на каждом уроке после гимнастики дети занимаются танцем, в следующий раз – пластикой, затем – ритмопластикой. Далее цикл повторится. Это разнообразит учебный процесс и  обеспечит гармоничное развитие.

4. Пластика.

Пластический тренинг состоит из упражнений, цель которых – мягкость, плавность, красота и эстетика жеста и движения, его выразительность, включает в себя упражнения для развития гибкости и подвижности рук, ног, тела.  Одни упражнения соединяются с другими, могут выполняться в первой части урока в комплексе общего тренажа, а могут существовать отдельным тренингом. Этот тренинг можно использовать как одну из форм ЛФК.

Индийские йоги считают, что причиной всех болезней является недостаточная гибкость тела. Поэтому занятия пластикой  просто необходимы на занятиях с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Вышеперечисленные формы работы с детьми дают положительный результат на уроках ритмики. Итогом уроков является: эмоциональный заряд, позитивное настроение, воспитание художественного вкуса, познание красоты и силы своего тела, физическое развитие в соприкосновении с музыкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

«Методические принципы построения и дозирования комплексов физических упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

 

 

 

 

Разработала:

 Семенкова Л.Ю.

Учитель ритмики

МБСКОУ школы-интерната VI вида № 4

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

Пояснительная записка.

 

Сборник составлен для тех, кто практически работает с детьми, дает представление о различных возможностях проведения занятий с детьми многостороннее и интереснее к уже существующим традиционным и авторским программам, в качестве еще одного Приложения к авторской образовательной программе по курсу «Ритмопластика» на основе специальных пластических тренингов и развивающей гимнастики.

Упражнения предназначены в первую очередь для детских садов, подготовительных групп школ, интернатов, начальных классов школ и для лечебной педагогики.

Упражнения можно применять как в работе с детьми до 10-летнего возраста, так и для более старших детей и взрослых с соответствующими изменениями.

Сборник не претендует на всеохватность, возможностей слишком много и приспособление к тем или иным целям требует различных вариантов, частично лишь намеченных здесь.

Каждый учитель или педагог может на основе этих примеров, которые даны очень кратко, придумать свои, расширить и углубить или изменить данные, в  соответствии с собственной фантазией и знаниями.

Объединение отдельных  упражнений по темам сделано в целях упорядочить материал.

Каждое упражнение  направлено на достижение какой-либо одной цели, что не исключает выполнение и других задач.

Данные комплексы упражнений направлены на формирование  и совершенствование двигательных навыков, обеспечивающих развитие мышечного чувства, пространственных ориентировок и координации, четкости и точности движений.

Но, учитывая психофизические особенности и особенности познавательной сферы учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, дополнительно поставлены следующие коррекционные задачи:

- коррекция имеющихся отклонений в физическом развитии:

нормализация мышечного тонуса, снятие неестественного напряжения мышц, формирование правильной осанки, формирование и развитие мышечной памяти.

- Развитие умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве.

- Развитие мелкой моторики.

- Развитие подвижности суставов и силы мышц всего тела.

- Развитие внимания.

- Формирование положительной мотивации.

Учебные, лечебные, коррекционные задачи с помощью этих упражнений реализуются с учетом возраста, уровня восприятия материала, уровня физических возможностей ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пластический тренинг.

 

Упражнения для развития гибкости и подвижности рук, ног, всего тела.

Служат в качестве общего тренажа, разогрева, растяжения мышц взамен

резких тренирующих элементов.

Пластический тренинг используется как метод релаксации, как одна из

форм ЛФК.

 

Содержание

Дозировка, темп

Методические указания

11.

«Геометрия» (спираль)

И. П. – стоя, ноги на ширине плеч (устойчиво), руки на поясе. Начиная с головы рисовать параллельно полу линии, затем круги: головой, плечами, грудной клеткой, тазом, коленями.

Возвращаемся в и. п. в обратном порядке, рисуя восьмерку параллельно полу: коленями, тазом, корпусом, головой.

Раскачиваемся «Куклой» на ступнях, зафиксировав все тело, из стороны в сторону.

По 8 раз линий,

По 8 раз кругов.

Медленно.

Работает каждая разгибающаяся часть тела. Одно движение выходит из другого медленно и постепенно.

Для правильного выполнения нужно чуть присесть – согнуть ноги в коленях.

22.

«Цифры»

И. П. – то же.

Рисуем воображаемые цифры от 0 до 9: головой, грудной клеткой, тазом.

По 10 раз.

Медленно.

Движение непрерывное, амплитуда максимальная, вперед-назад, право-лево.

33.

«Болтушка»

1 вариант.

И. П. – ноги на ширине плеч, присесть.

1. Сводить-разводить ноги коленями  внутрь, потряхивая.

2. Изнутри рисовать круги коленями.

За 1 присест – 4 раза внутрь и 4 раза изнутри.

Всего 6 присестов.

Быстро, динамично.

Корпус зафиксирован, работают ноги-колени, ступни, максимально расслабить колени, прокатывать ступню вдоль и поперек.

Помогать движению ног локтями.

44.

«Болтушка»

2 вариант.

И.П. – стоя, ногу согнуть, перенести центр тяжести на нее, другой ногой:

1. Коленом во внутрь потряхивать.

2. Изнутри круг коленом.

3. То же на другую ногу.

По 4 раза каждой ногой.

Динамично.

Схему повторить 4 раза.

Следить за осанкой и посадкой корпуса. При круговых движениях коленом максимально прокатывать по полу всю ступню.

55.

«Веревочка» (петельки)

И. П. – ноги  вместе, стоя, присесть.

1. Колени выпрямляются, бедро вверх в сторону описывает круг вместе со ступней, рисуя петельку, продвигаясь приставными шагами в сторону и обратно.

 

По 2 петельки в каждую сторону, затем по 4 петельки, по 8 петелек.

Темп средний.

Петельки рисуются тазом, коленом, ступней – нижними частями тела, а сам корпус зафиксирован, держим на голове воображаемую книгу.

66.

«Водоросли»

И. П. – стоя, ноги вместе, руки в стороны: приседая, делать волнообразные боковые движения телом и руками.

10 раз. Медленно.

Плавность, перетекаемость, непрерывность движения, имитирующие водоросли.

77.

«Змейка за столбиком»

И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки впереди опираются о воображаемый столб.

 

20 раз.

Медленно.

 

Движение по вертикальной плоскости, боковое, ладони стоят на месте.

 

78.

 

 

 

 

8

«Нырок под палочку»

1 вариант

И.П.- лицом к стеночке, согнуть корпус под прямым углом к ногам, руками опереться на спинку стула, подоконник, шведскую стенку.

1). Головой ныряем под воображаемую палочку, прогибая позвоночник, двигаемся вперед и вверх до прикосновения бедрами стенки.

2). Обратно ныряем «хвостиком» и прогибаемся, ведем движение из-под «палочки» в и.п..

10 раз.

Медленно.

Максимально мягко прогибаем спину, колени не сгибаем, работает только спина.

99.

2 вариант

И. П. – то же

1). Ныряем непрерывно, без пауз и начиная только головой, совершая волнообразное движение вперед под прямым углом непрерывно.

10 раз.

Медленно.

Максимально мягко прогибаем спину, колени не сгибаем, работает только спина.

110.

«Нырок под палочку со змейкой»

И. П. – то же.

1). Ныряем так же как в первом варианте, добавив боковое «змеиное» движение.

10 раз.

Медленно.

Максимально мягко прогибаем  спину, колени  не сгибаем, работает только спина.

111.

«Статическая шагистика»

И. П. – стоя, ноги вместе, ладошки на животе, локти полусогнуты.

Попеременно отрываем пятки от пола, ставим на подушку стопы, затем давим пяткой в пол каждой ступней – одновременно плечи поднимаются и опускаются.

20 раз.

Средний.

Все движения исполняются в четком ритме музыки, настраивая, гармонизируя движения всего тела.

112.

И. П. – то же.

Попеременно отрываем пятки от пола, но добавляем мягкие приседания коленями и плечами делаем круговые движения то вперед, то назад.

По 8 раз вперед,

По 8 раз назад.

Схему повторять 2-3 раза.

Средний.

Координируются все звенья тела.

Непрерывность.

Профилактика плоскостопия.

113.

И. П. – то же.

Попеременно так же отрываем пяточки на месте, но плечи совершают  попеременно воображаемые шаги вперед – вперед, назад-назад.

20 раз.

Средний.

Следить за четкостью «шагов» плечей с фиксацией.

114.

 

«Волнообразная шагистика»

И. п. – стоя, ладошки на бедрах.

Движение начинается со стопы, переходит волной по корпусу до плечей, плечи рисуют круг одновременно, приставляется нога, стопы делают мягкое переступание на месте.

4 шага вперед, 4 назад.

Схему повторить 2-3 раза.

Медленно.

Совершается постоянное волнообразное движение телом при продвижении ног.

115.

И. п. – то же.

Порядок движения сохраняется, но направление идет в сторону приставными мягкими шагами с круговыми движениями коленей.

4 шага влево, 4 шага вправо.

Схема повторяется 2-3 раза.

Медленно.

Работают все звенья тела.

116.

«Скольжение» - сложный пластический рисунок – тренинг, тест, которым проверяется координация, внимание, управление своим телом.

И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно лежат вдоль тела.

1). Имитируется толчок слева – голова уходит, вправо протянув за собой все тело, ноги скользят вправо благодаря подвижной ступне и мягкому колену.

2). Затем  толчок справа, медленно тело  скользит влево.

3). Толчок в подбородок снизу вверх – тело летит вверх.

4). Толчок сверху вниз – тело оседает вниз.

Вся схема «Право – лево, вверх – вниз» повторяется с каждой сгибающейся частью тела:

1.     Голова.

2.     Плечи, локти, кисти.

3.     Бедра.

4.     Колени.

5.     Ступни.

Медленно.

Движение похоже на имитацию полета в условиях космической невесомости или скольжения по льду.

Используется  как тренинг, игра, для релаксации в конце урока, как тест.

117.

«Космос»

И. п. – свободное.

Тело совершает всевозможные скрутки, скольжение, подъемы, падения, продвижения во всех ракурсах, парения, взлеты.

5 мин.

Медленно.

Непрерывность движения.

Точность, мягкость, плавность движения.

Сюжет дети придумывают сами. Работают все звенья тела.

 

Гимнастика для ног.

11.

«Гутаперчивые куклы»

И. п. – сидя по-турецки, взять за щиколотку ступню правой ноги руками, колени смотрят в стороны.

1. Вытянуть ногу, держа ее руками впереди.

2. Достать носком до живота, отведя колено в сторону.

3. Выпрямить впереди.

4. Согнуть в колене, достать носком до груди.

5. Выпрямить ногу.

6. До подбородка достать носком, помогая руками.

7. Выпрямить ногу.

8. Достать до носика носком.

9. Выпрямить.

10. До лобика.

11. Выпрямить.

12. До макушки достать носком ступни.

13. Выпрямить.

14. Достать носком до ушка.

15. Выпрямить.

16. До другого ушка.

17. Выпрямить.

18. До плечика достать.

19. Выпрямить.

20. До другого плечика.

21. Выпрямить.

22. Завести за голову носок и пальцами ступни почесать затылок.

23. С другой  ногой – по той же схеме.

22 раза на правую ногу, 22 раза на левую ногу.

Темп средний.

Формируется выворотность тогда, когда колено отходит в сторону, растяжение ноги, когда прямая впереди.

Спина прямая.

Когда вытягивается  прямая нога, то нужно придвинуть ногу ближе к себе.

Тянуть носочек ступни.

Помогать руками, но ноги должны работать без значительной помощи.

22.

«Уголок»

1.И.п. – сесть, правую ногу вытянуть на полу вперед, левую согнуть в колене и под прямыми углами отвести в сторону.

Из положения сидя наклонить корпус вперед к ноге – сесть, грудью достать в наклоне в правую сторону до пола, скрутившись в пояснице, сесть, лечь назад спиной, не отрывая ног от пола, сесть, руки в стороны.

2. На левую ногу повторить схему.

Схему повторить 4 раза на правую ногу, 4 раза на левую.

Работают мышцы  спины и ног, руки играют вспомогательную роль.

33.

«Бабочка под стеклом»

И. п. – сидя, колени согнуты, разведены в стороны, ступни прилипли друг к другу, руками обнять ступни.

Руками поднять ступни до уровня груди – колени развести в стороны, мягким рывком руками прижать ступни к груди, разведя максимально колени в стороны – 4 раза, на 5-й раз застыть, вертикально держа позицию ног и в напряжении все мышцы.

3 раза повторить схему.

Темп средний.

Выворотность суставов достигается медленно и осторожно.

Нужно подстраховать  ребенку спину своей рукой.

44.

«Плавающий лягушонок»

И. п. – сидя, прямые ноги разведены на полу широко.

1. Совершать  движение по полукругу прямых ног к середине, соединив вместе ноги, соединить ступни, сгибая колени и разводя их по полу в стороны, подтянуть пятки ближе к себе, выпрямить ноги как можно шире.

2. Совершать те же движения, но начинать действие изнутри.

Схему повторить непрерывно 5 раз движением во внутрь, 5 раз изнутри.

Медленно

Работают тазобедренные и коленные суставы. Скользить по полу, не отрывая ступней от пола.

Гимнастика для спины.

11.

«Тюлень»

И. п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях.

1. Правой рукой тянемся вверх, поднимая и прогибая корпус вертикально, опираясь левой ладошкой  в пол и выпрямляя руку.

2. Левой рукой работаем по той же схеме.

3. Двумя руками вверх тянуться, опускаться на локти. На пятый раз застыть, прогнувшись.

От 5 до 15 раз.

Медленно.

 

 

 

 

 

 

 

 

5 раз.

Дыхание произвольное, лопатки сомкнуты, работают мышцы спины и пресса.

22.

«Пловец»

1.И.п. – лежа на животе, локти согнуты, ладошки на полу, ноги прилипли к полу.

Корпус поднимается максимально вверх – руки вытягиваются вперед и описывают круги в разные стороны (плывут).

2.И.п. – то же.

Спина и руки по той же схеме, но когда грудь и ладошки касаются пола, поднимаются вытянутые ноги вверх.

От 5 до 15 раз.

Темп средний.

 

 

Работают мышцы спины и живота.

33.

«Солдатик»

И. п. – стоим на коленях, спина прямая, руки прижаты к бедрам.

Отклоняться назад  и возвращаться  в и. п. методично увеличивая амплитуду отклонения назад.

2.И.п. – то же.

Схема – та же, но уже с противодействием чужой  руки, которая пытается отклонить корпус назад, а ребенок с усилием, с противодействием руке возвращается в и.п..

От 5 до 15 раз.

Темп средний.

 

 

 

 

 

 

От 5 до 10 раз.

Темп выполнения средний.

Работают мышцы спины, пресс.

Следить за тем, чтобы ребенок не прогибался и не садился на пятки.

 

 

Помогать ребенку, играя в поддавки – нажимать на грудь то сильно, то слабо, контролируя другой рукой его спину.

44.

«Страница»

И. п. – садимся на пяточки, ладошки на коленях.

Совершаем постепенные волнообразные движения вперед и вниз в определенном порядке: живот, грудная клетка, плечи, голова.

10 раз.

Медленно.

Работает спина, не совершать резких движений.

Имитируется перелистывание страницы.

Сброс напряжения.

55.

«Маятник»

1.И.п. – лечь на спинку, ноги под углом смотрят вверх.

Раскачивать ноги в стороны попеременно, увеличивая амплитуду и обратно, сокращая амплитуду.

2.И.п. – то же.

Ноги рисуют круги, постепенно увеличивая размер круга от маленького до большого. Обратно уменьшаем от большего к меньшему кругу.

10 раз.

Медленно.

 

 

 

 

 

5 кругов на увеличение, 5 кругов на уменьшение.

Всего 10 кругов.

Медленно.

Работают мышцы спины, пресс.

Плечи не отрываются от пола.

Дыхание ровное.

Пальчиковая гимнастика.

Развитие мелкой моторики.

11.

«Медуза»

И. п. – сидя по-турецки приготовить руки для тренинга.

Пальцы раскрыть, плавным движением собирать вместе пальцы и раскрывать опять, имитируя движение плывущей медузы.

Одной рукой, другой рукой, двумя руками.

Всего 15 раз.

Медленно.

Точность пластического изображения, плавность, мягкость.

Излишне не напрягать пальцы и кисть руки.

22.

«Водоросли»

И. п. – то же, но руки поставлены на локти вертикально полу.

Совершать волнообразные движения пальцами, кистью, рукой от локтя, имитируя движение водорослей в спокойной воде, при быстром течении, вверх-вниз.

1-2 минуты.

То быстро, то медленно.

Работает кисть, каждый палец, все суставы на пальцах.

33.

«Водоворот»

И. п. – то же.

Имитируем водоворот воды кистями, поднимая их снизу вверх, впереди, постепенно переходя на волны руками от плеча.

1-2 минуты.

Средний темп.

Непрерывность движения.

Дети могут фантазировать.

44.

«Осьминог»

И. п. – сидя по-турецки, кисть и локоть параллельно полу.

1. Каждый из пальчиков быстро совершает  хаотичные волны.

2. Пальцы одновременно собираются и раскрываются, правая кисть слева направо «плывет» осьминогом параллельно полу.

3. Хаотичное волнообразное движение пальцев-щупалец и волна кисти руки одновременно с продвижением слева-направо.

1 минута.

Динамично.

 

 

 

5 раз динамично.

 

 

 

 

5 раз динамично.

Контролировать напряжение руки, периодически стряхивая  кисти.

55.

«Взлет»

И. п. – сидя, руки внизу скрещенные в запястьях, пальцы сомкнуты.

Совершаем кистями верток – 4 раза вверх (взлет), на 5, 6, 7 раз «полет» кистей-крыльев мягкий над головой, переходящий в полет всей руки от плеча.

Схема повторяется 5 раз.

Темп средний.

Имитация движения взлета и полета птицы.

Точность, мягкость пластического изображения.

Следить за эстетикой движения.

66.

«Лотос»

И. п. – то же.

Совершаем верток кистями вверх – 4 раза, но вместо полета над головой смыкаем пальцы в бутон цветка на 5 раз, а на 6, 7 разы распускаем пальцы лепестками лотоса и фиксируем распустившийся цветок над головой, покачивая волнообразно корпусом.

Схема повторяется 5 раз

Динамично.

Движения совершаются с большой амплитудой, ярко и точно.

77.

«Снегопад»

И. п. – сидя, руки внизу, пальцы сомкнуты.

Плавными движениями кистями рук попеременно поднимать руки снизу вверх, над головой расправить пальцы веером и трепеща или через стороны опустить вниз.

Схема повторяется 5 раз.

Медленно.

Имитация снегопада, поземка.

88.

«Барабанчик»

И. п. – сидя, руки на коленях.

Ладошками отбиваем в воздухе на воображаемых барабанах ритм.

1-2-3 минуты в соответствии с музыкальным сопровождением.

Расслабление, снятие зажима, усталости рук.

Фиксация внимания.

Ритмический тренинг для рук.

Желательно менять музыкальные фонограммы.

99.

«Тарелочки»

И. п. – то же.

Ладошки совершают вертикальные круговые движения в ритмах музыкальной фразы в различных ракурсах.

1-2-3 минуты.

Всевозможные варианты музыкального сопровождения, различные по темпоритму и характеру.

110.

«Скачки»

И. п. – то же.

Работают плечи то по одному, то вместе, то вверх-вниз, то вперед-назад, то мелко, то с большой амплитудой…

1-2-3 минуты.

Динамично.

Варианты движения плечами зависят от  музыкальной фразы.

Движения имитируют скачки, топот копыт, поступь коня.

111.

«Погремушки, маракасы»

И. п. – сидя, но руки согнуты в локтях, ладони подняты вверх, запястье и пальцы расслаблены.

Потряхивание кистей рук в различных ракурсах над головой, имитирующее погремушки-трясунчики.

1-2 минуты.

Динамично.

Желательна латино-американская музыка  со звучанием  маракасов, пищалок, которая задает точный ритм и темп.

112.

«Окошко»        

И. п. – сидя или стоя, но руки приготовлены для выполнения упражнения.

Движением кисти руки рисуем фигурки на стекле, разворачивая, переворачивая, скручивая мягко кисть и пальцы:  зигзаги, круги, диагонали, спирали…, «моем» окно то одной рукой, то другой, то двумя.

2-3 минуты.

Медленно.

Плавность, максимальная амплитуда движения.

113.

«Красим подоконник»

И. п. – сидя или стоя.

Ладонь – кисть движется право-лево, «закрашивая»краской воображаемый подоконник параллельно полу.

Правой, левой рукой, одновременно двумя.

2-3 минуты.

Медленно.

Плавность, сила движения.

Не зажимать руки и пальцы.

Тренинги – игры.

1

Тренинги – игры.

 

Точность пластического изображения, концентрация, фиксация внимания, умение фантазировать.

11.

«Зимние забавы»

1.Взявшись за руки, ведем хоровод вокруг воображаемой елки (звучит фонограмма).

2.Музыка-стоп: дети по очереди выполняют задание – изображают ответ на вопрос «Что делают, чем занимаются, как отдыхают зимой.».

1 вариант – по словесному определению учителя.

2 вариант – придумывают сами.

3 вариант – одни изображают – другие отгадывают.

Предполагаемые сюжеты: катание на санках, на лыжах, на коньках, игра в снежки, катание с горки, построение снежных скульптур, снеговика и т.д..

5-10 минут.

 

Точность изображения.

Фантазировать.

Используются все новогодние песенки.

22.

«Елочка»

1.Взявшись за руки ведем хоровод вокруг елочки (фонограмма).

2.Музыка – стоп: дети по очереди изображают пластические игрушки, которыми украшена елка, которые стоят под елкой, новогодние подарки.

1. По подсказке учителя.

2. Придумывают сами.

3. Одни показывают – другие отгадывают.

5-10 минут.

Точность пластического изображения у детей постоянно должна корректироваться.

Нужно фантазировать, подсказывать словом и жестом.

Использовать новогодние песенки и мелодии.

33.

«Топ-топ-хлоп-хлоп»

1.Звучат по очереди 3 музыкальных фонограммы.

1 задание – протопать, прохлопать, прошагать в ритме, темпе и характере музыкального эпизода вместе и по показу учителя все три рисунка по очереди.

2 задание – учитель задает рисунок, дети повторяют самостоятельно.

3 задание – дети совершают самостоятельное импровизированное движение в ритме и характере музыкальной темы.

Варианты музыкальных тем:

1. «Африка».

2.«Карнавал».

3. «Топотушки».

5-10 минут.

В характере и темпе музыкальной темы.

Игра ритмическая.

Требуется постоянная фиксация внимания, координирование движений и их корректировка по ходу игры учителем.

 

Желательны четкие звуки барабанов и там-тамов.

Латиноамериканские ритмы, звуки маракасов, шумовые эффекты, дудок.

Русские фольклорные мотивы, звучание трещоток, дудок, бубнов и т.д..

 

 

 

 

Целесообразность музыкального сопровождения.

Музыкотерапия – двигательные упражнения  под музыку способствуют слиянию с ритмом, психологической и соматической релаксации, помогают лечению, обучению и воспитанию детей.

Данные комплексы упражнений прошли апробацию в течение 11 лет в МБСКОУ школе-интернате  VIвида № 4. После чего были сделаны выводы, что данные комплексы упражнений имеют активную функциональную направленность, способствуют корригированию опорно-двигательного аппарата у детей, благотворно влияют на их эмоциональную сферу, что сглаживает психофизические особенности восприятия ими окружающей среды, повышает уровень адаптации, усвоение образовательного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1.Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов высш. Учебн. Заведений – 2-е издание, доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-512 с.: Ил..

2.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М. : Медицина, 1975. – 447с..

3.Баевский Р. М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации. Вестник АМН СССР, 1989. - № 9 . – С. 73-79.

4.Клячкин Л. М., Щегольков А. М. Медицинская реабилитация больных  с заболеваниями внутренних органов: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 2000. – 328 с.

5.Самохина Н. В., Гитт В. Н. Очерки и статьи «Танго без Паркинсона», «Как помочь суставам». Ежемесячный журнал «Будь здоров» №3, 2009. – с. 20-26, 35-40, М..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ РЕЦЕНЗИЙ

1.Рецензия на методические рекомендации «Методические принципы построения и дозирования комплексов физических упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», разработанные Семенковой Л. Ю., учителем ритмики МБСКОУ школы-интерната VIвида № 4.

Автор рецензии: доцент кафедры восстановительной медицины, курортологии, физиотерапии, лечебной физкультуры и спортивной медицины ГОУ ДПО «Уральская государственная медицинская академия дополнительного образования Росздрава», к. м. н. В. С. Строева от 18 марта 2009 г.

2.Рецензия  на образовательную программу по курсу «Ритмопластика», разработанную Семенковой Л. Ю..

Автор рецензии: доцент кафедры «Спорт, туризм и двигательная рекреация» ФГБОУАВПО  Южноуральский  Государственный  университет (национальный исследовательский университет), к. п. н. Г. Г. Худяков от 13 ноября 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн