Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проект "Программа формирования УУД (универсальных учебных действий) учащихся 8-9-ых классов в процессе изучения предмета биология"

Submitted by Тамара Владимировна Сафиуллина on Fri, 26/04/2013 - 14:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сафиуллина Тамара Владимировна, Тухватуллина Ф.С., Кавиева Г.М.
Место работы, должность: 

МБОУ "Лицей №4 г.Азнакаево", МБоу "Лицей-интернат" г.Буинск, МБОУ "Б.Булычинская основная общеобразовательная школа Апастовского района".

 

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное профессиональное образование
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p> Формы выработки УУД в процессе внедрения ФГОС ООП.</p>

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт педагогики и психологии

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение общей и коррекционной педагогики и психологии.

Проект

 Программа формирования УУД (универсальных учебных действий)  учащихся 8-9-ых классов в процессе изучения предмета биология

 

 

 

 

                                                                             Авторы:

                                   Тухватуллина Ф.С.Учитель биологии Iкв. категории    МБОУ «Лицей-интернат» г. Буинск РТ

                                              Сафиуллина Т.В. Учитель биологии Iкв. категории

МБОУ «Лицей №4» г. Азнакаево РТ

                                       Кавиева Г.М. Учитель биологии МБОУ«Б.Булычинская    основная общеобразовательная школа

Апастовского р-на РТ»

 

 

                                 

Научный руководитель:

Шарифзянова Кадрия Шаукатовна

 

 

 

 

Казань, 2013 год.

 

 

 

Оглавление

1.Пояснительная записка

1.1.Формирование универсальных учебных действий (УУД) – основа образовательного и воспитательного процесса.

1.2. Возрастные особенности учащихся 8-9 классов.

2.Основная часть

2.1Структура и содержание программы формирования УУД учащихся в процессе изучения биологии в соответствии с требованиями ФГОС.

2.2  Контрольно- диагностические материалы (задания)

3.Ожидаемые результаты.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

  1. Пояснительная записка

1.1.Формирование универсальных учебных действий (УУД) – основа образовательного и воспитательного процесса.

   Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В отечественной психологической и педагогической науке разработана деятельностная парадигма образования, ставящая целью образования развитие личности на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

   Системно-деятельностный подход обуславливает новую модель образования, которая находит отражение в переходе от:

  • Определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;
  • Изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к ориентации изучения учебного предмета для решения жизненных задач;
  • Стихийной учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации;
  • Индивидуальной формы усвоения знаний к решающей роли учебного сотрудничества в достижении цели обучения.

    Основными результатами обучения и воспитания, обеспечивающими широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностью, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию, являются:

  • Социальное развитие – формирование российской и гражданской

 

идентичности на основе принятия учащимися демократических

  • ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение социальных ролей, норм и правил.
  • Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе непрерывного образования; формирование образа мира, ценностных ориентаций; формирование нетерпимости и умения противостоять негативным действиям и влияниям.
  • Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания; развитие логического, творческого мышления, памяти и внимания.
  • Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, умения слушать, вести диалог, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

   В основу выделения базовых  универсальных учебных действий положена концепция структуры и динамики психологического и физиологического возраста учащегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Возрастные особенности учащихся 8-9 классов.

   Учащиеся 8-9 классов общеобразовательной школы находятся в подростковом периоде развития, который занимает особое место в цикле детского развития, что отражается в его характеристике как «трудного», «переходного». Границы подросткового возраста охватывают период от 11 до 14-15 лет. Основное содержание подросткового возраста составляет начало перехода от детства к взрослости. Это отражается в формировании элементов взрослости в физическом, социальном, умственном, эмоционально-личностном развитии подростка. Именно на подростковый возраст приходятся сложные процессы перестройки организма, развития самосознания, формирование нового типа отношений с окружающими, умственного развития и становления морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и взаимоотношения.

   Оценка подросткового возраста как трудного – критического - обусловлена бурным, скачкообразным характером развития и появлением у подростка субъективных трудностей и переживаний, а у взрослых трудностей в его воспитании (непослушание, сопротивление, протест, упрямство, грубость, замкнутость, скрытность).

   Возрастные кризы в 12-15 лет связаны с формированием самосознания личности, принципиально меняющим характер её развития: от развития «по социальному проекту» подросток переходит к саморазвитию. Это кардинальным образом меняет характер учебной деятельности и социальную ситуацию развития – систему значимых социальных и межличностных отношений подростка. Меняются взаимоотношения с взрослыми, подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность. В результате права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности, равноправие с взрослыми. В то же время развиваются более глубокие отношения со сверстниками. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым.

    Наряду с общением своё значение сохраняет и учебная деятельность, которая приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. В основной школе учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности – теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. У подростка появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом (на основе общих посылок), абстрактно-логическим  (в словесном плане). Содержанием такого рассуждения являются высказывания (суждения).

    Другая отличительная особенность этого уровня мышления заключается в развитии рефлексии – способности делать предметы центром внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции. Развитие теоретического мышления становится источником формирования нового типа познавательных интересов не только к фактам, но и закономерностям.

   В силу этих причин, а также с учётом требований ФГОС, перед педагогами, преподающими в 8-9-ых  классах, особо значимо стоит вопрос формирования не только предметных навыков обучения, но и метапредметных, включающих в себя развитие личности в социуме, развитие самостоятельности и нравственных устоев. Через развёртывание учебно-проектных ситуаций развития и создание событийной общности обеспечивается возможность поддержки стремления подростков к самореализации и утверждению нового статуса взрослости; овладение учащимися проектированием как способом познания мира и на этой основе – полной нормативной структурой учебной деятельности. Это требует изменения формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества – от классно-урочной к лабораторно-семинарской и к лекционно-лабораторной исследовательской.

                                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

Цель:разработать программу формирования УУД учащихся в процессе изучении биологии в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Задачи:

1) изучить требования ФГОС по формированию УУД;

2) определить структуру и содержания программы формирования УУД учащиеся в процессе изучения биологии в соответствии с требованиями ФГОС;

3) разработать контрольно-диагностические материалы для оценки эффективности программы;

4) разработать и провести мастер-класс по формированию УУД учащиеся в рамках изучения биологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основная часть.

2.1.Структура и содержание программы формирования УУД учащихся в процессе изучения биологии в соответствии с требованиями ФГОС.

Системно-деятельный подход лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий (УУД), которыми должны владеть учащиеся. Логика развития УУД, помогающая ученику почти буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.                                                                  Развитие личности в системе образования обеспечивается,  прежде всего, через формирование  УУД, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Они создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.               В результате анализа были выделены основные виды УУД:                                      - Личностные                                                                                                                      - Регулятивные                                                                                                                  - Коммуникативные                                                                                                           - Познавательные

Личностные универсальные учебные действия.

    К личностным  УУД относятся такие качества личности  как самоопределение, смыслообразование (мотивация учебной деятельности, самооценка, понимание чувств других людей, сопереживание им), нравственно-этическая ориентация школьника. Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности. Структура гражданской идентичности, как и другого вида идентичности, включает  основные компоненты:                                                                                                                     - когнитивный – формирование гражданской идентичности учащихся в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину. На уроках биологии  необходимо воспитывать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;                                                           - ценностный и  эмоциональный –  этические и эстетические навыки; уважительное отношение к иному мнению; уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;                                                                                                           - поведенческий – участие в общественно-политической жизни страны, реализация гражданской позиции в деятельности и поведении.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

    Коммуникативные УУД включают в себя:                                                                      - общение и взаимодействие  - т.е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации  своей позиции;                                                                                        - работа в группе – т.е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочее отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; умение слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;                                                                                                 - способность действовать  с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;                                                                                                                         - речевые действия  как средство регуляции собственной деятельности, высказывание своих мыслей, побуждений и своих чувств.

Познавательные универсальные учебные действия.

  К познавательным УУД относятся общеучебные, знаково-символические, информационные и логические умения и навыки. Они вырабатываются во времяисследовательской  и проектной  деятельности, которая  открывает новые возможности для создания интереса учащихся как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной  особенностью реализация этой работы является необходимость  повышения знаний по предмету, владения знаниями активной работы воображения непременной основы творчества.

Регулятивные  универсальные  учебные  действия.

Развитие способностей к регуляции своей деятельности применительно к подростковому возрасту должно быть рассмотрено в следующих аспектах:          - целеполагание – это определение желаемого или должного результата.                             -Что я хочу получить?                                                                                                            -Какими должны быть результаты?

- планирование – это составление плана, определение конкретных способов достижения целей и необходимых для этого средства;                                            - ориентация в ситуации – необходимо разобраться в ситуации и понять; почему возникло затруднение в деятельности или в сложившихся обстоятельствах;                                                                                                            - прогнозирование – это прогноз или попытка заглянуть в будущее предсказать развитие событий;                                                                                - принятие решения – это переход от плана к действию;                                                    - самоконтроль – это контроль деятельности с учета того на сколько  результат близок  к поставленной цели;                                                                             - коррекция – это изменение реальных действий, поступков, системы самоуправления;                                                                                                                   - оценивание  полученного результата. Прежде чем оценивать, необходимо решить:                                                                                                                                   - какие критерии позволяет утверждать, что цели достигнуты?                                        - как оценить успех и неудачу?                                                                            Критерии оценивания :                                                                                         1.адекватность использования субъектов и объектов для своей работы;                                                                                                                               2.умение дать развернутую оценку своей работы;                                                                                   3.умение соотнести оценку и отметку.                                                                       - коррекция – это изменение реальных действий, поступков, системы самоуправления.

2.2  Контрольно- диагностические материалы (задания)

  Для развития  УУД можно  использовать:                                                                   учебные задания;                                                                                         творческие работы, предусматривающие сбор и обработку

информации, выполнение работы, обсуждение и презентации;                        написание сочинения;                                                                                                         подготовка сценария и создание видеоклипа;                                                         создание компьютерной анимации;                                                                                               создание макета объекта с заданными свойствами;                                                           проведение различных опросов с последующей обработкой данных и т.д.

1.Задание. «Любимые передачи»                                                                                       Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере изучения любимых телевизионных передач учащихся класса (группы).                                                                                                                  Возраст: 13-15 лет.                                                                                                 Учебная дисциплина: биология (Здоровый образ жизни).                                             Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.                         Описание задания: перед учащимися ставится задача исследовать любимые телевизионные передачи, посвящённые навыкам ЗОЖ.                                     1 этап. Подготовительный. На нём обсуждаются вопросы организации исследования, определяется функция каждого участника                                   2 этап.Учащиеся  составляют план исследования:                                                            - фомулирование вопросов,                                                                                     -обсуждение вопросов,                                                                                                     -формы представления вопросов,                                                                             -опредлить сроки сбора информации                                                                        -проанализировать собранную информацию                                                                - сделать выводы                                                                                                                 -подготовить презентацию                                                                                                       -представить презентацию классу.                                                      Дополнительное задание. Каждой группе написать рекламный текст «Пять причин, по которым следует выполнять моральную норму» (привести 5 аргументов в пользу того, что моральную норму следует выполнять) Телеканал назвал моральные нормы: гигиена, забота о здоровье, соблюдение правил  ЗОЖ.                                                                                                        Время работы групп – 10 минут

Задание 2. «Придумай заголовок»                                                                                Цель: формирование познавательных универсальных учебных действий, умений работать с текстом, формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое и выделять основную идею, смысловое ядро текста.

Возраст: 13-15 лет.                                                                                                 Учебная дисциплина: биология .                                                                             Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.                         Описание задания:Учащимся предлагается текст, которыый  должен  быть новым, небольшим по объему (до 1 страницы).                                                            Инструкция для учащихся: прочитайте текст, выделите его основную идею. Придумайте заголовок, наиболее точно передающий  идею текста. Затем аргументируйте свое предложение. Разбейте текст на абзаца по смыслу ,придумайте заголовок, аргументируйте своё предложение

Каждая клетка животных, растений, грибов отграничена от окружающей среды или других клеток плазматической мембраной. Толщина этой мембраны так мала (около 10нм), что её можно увидеть только через электронный микроскоп. Наружная плазматическая мембрана осуществляет ряд функций, необходимых для жизнедеятельности клетки: защищает цитоплазму от физических и химических повреждений, делает возможным контакт и взаимодействие клеток в тканях и органах, избирательно обеспечивает транспорт в клетку питательных веществ и выведение конечных продуктов обмена. Столь сложным функциям соответствует и строение плазматической мембраны. Плазматическая мембрана состоит из липидов и белков. Липиды в мембране образуют двойной слой, а белки пронизывают всю ее толщу, погружены на разную глубину в липидной слой или располагаются  на внешней и внутренней поверхности мембраны. К некоторым белкам, находящимся на наружной поверхности, прикреплены углеводы. Белки и углеводы на поверхности мембран у разных клеток неодинаковы и являются своеобразными указателями типа клеток.Строение мембран всех других органоидов сходно с плазматической мембраной. Различаются они составом, соотношением липидов и белков, их расположением в структуре мембран.

Задание учителям: 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн