Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Практические рекомендации учителям по работе с детьми с СДВГ.

Submitted by Наталья Анатольевна Котлярова on Fri, 31/05/2013 - 19:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Котлярова Н.А.
Место работы, должность: 

МАОУ "ЦДК" педагог - психолог

Регион: 
Пермский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Медицинский работник
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Актуальность темы в том, что данная патология представляет серьезную социальную проблему.&nbsp; А.Л. Сиротюк отмечает, что у детей с СДВГ имеются как&nbsp; специфические трудно&shy;сти обучения, так и слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях.В статье предложены практические рекомендации по работе с детьми с СДВГ.&nbsp;</p>

  

Практические рекомендации учителям по работе с детьми с СДВГ.

 

Что такое  синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)?

В литературе  СДВГ даются следующие определения:

  • Неврологическое, поведенческо – возрастное расстройство.
  • Отклонения в поведении, выражающиеся преимущественно в нарушениях регуляции деятельности и различных компонентов внимания.

Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.

Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.

Активное исследование синдрома началось во второй половине XX века, когда в качестве его наиболее вероятной причины была признана минимальная мозговая дисфункция (ММД). В отечественной науке гиперкинетический  синдром обычно рассматривается шире, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это связано с тем, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля.

   Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями: невнимательность, гиперактивность, импульсивность.

Актуальность темы в том, что данная патология представляет серьезную социальную проблему.  А.Л. Сиротюк отмечает, что у детей с СДВГ имеются как  специфические трудно­сти обучения, так и слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов,  нарушение семейных и общественных правил,  деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Для профилактики под­ростковой преступности, алкоголизма, наркомании необ­ходимо своевременно выявлять и коррегировать развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ( См. Приложение 1).

По данным нейропсихологов Е.А. Осиповой и Н.В. Панкратовой (1997),

трудности с энергетическим блоком наблюдаются у 91% детей с СДВГ,

следующим по частоте является отставание в развитии функций программирования и контроля – 77%;

 за ним следует отставание в развитии зрительно-пространственных функций – 46%. В сумме получается больше 100%, потому у детей часто несколько проблем сразу.

Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. Н.Н. Заваденко отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны дислексия и дисграфия  (нарушения чтения и письма), для 61% детей — признаки дискалькулии   ( нарушения счёта). В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5— 1,7 года. Главная трудность- неспособность сосредоточить внимание на долгий период (неинтересное, требующее повторов задание).

Как  можно помочь детям с СДВГ?

 

В коррекции поведения ребенка большую роль иг­рает методика «позитивной модели», заключающаяся в  поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем  ребенка взрослыми.

 Невозможно добиться исчезновения ги­перактивности, импульсивности и невнимательности за не­сколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсив­ность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрос­лой жизни.

Синдром дефицита внимания и гиперак­тивности — это патология, требующая своевременной ди­агностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5— 10 лет.

 

Практические рекомендации учителям по работе с детьми с СДВГ.

 

Школьная программа коррекции гиперактивных де­тей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:

 

1. Изменение окружения:

  • изучите  особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
  • работу с гиперактивным ребенком стройте индивиду­ально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
  • оптимальное место в классе для гиперактивного ре­бенка — первая парта напротив стола учителя или в сред­нем ряду.
  • измените режим урока с включением физкультминуток;
  • разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
  • предоставьте ребенку возможность быстро обращать­ся к вам за помощью в случае затруднения;
  • направляйте энергию гиперактивных детей в полез­ное русло: вымыть  доску, раздать тетради и т. д.

 

2.Создание положительной мотивации на успех:

  • введите знаковую систему оценивания;
  • чаще хвалите ребенка;
  • расписание уроков должно быть постоянным;
  • избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
  • вводите проблемное обучение;
  • используйте на уроке элементы игры и соревнования:
  • давайте задания в соответствии со способностями ре­бенка;
  • большие задания разбивайте на последовательные ча­сти, контролируя каждое;
  • создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребе­нок может показать свои

    сильные стороны и стать экспер­том в классе по некоторым областям знаний;

  • научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
  • игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
  • стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
  • помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

3.Коррекция негативных форм поведения:

  • способствуйте уменьшению агрессии;
  • обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
  • регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4.Регулирование ожиданий:

  • объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
  • объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального ле­чения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

Важно знать, что  прикосновение является сильным стиму­лятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. А. Л. Сиротюк приводит в пример эксперимент педагогов начальной школы в Канаде.Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и по­ощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все уча­щиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домаш­ними работами.

Таким образом,  гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен толъко по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Ги­перактивный ребенок имеет нейрофизиологические пробле­мы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дис­циплинарные меры воздействия в виде постоянных наказа­ний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучше­нию поведения ребенка, а  ухудшат его. Эффектив­ные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов.

 

Приложение 1.

Тест на выявление гипердинамического синдрома у ребенка.

Отметьте пункты, где вы можете ответить «да» про своего ребенка:

1. Есть неврологические диагнозы (энцефалопатия, ММД, синдром внутричерепной гипертензии).

2. Наблюдается неконтролируемая моторная активность.

3. Очень слабая для его возраста концентрация внимания. Ребенок бросает одно и сразу начинает другое дело; его очень легко отвлечь, если он чем-то занят.

3. Есть стойкие нарушения сна.

4.В истории развития ребенка есть или были логопедические проблемы, задержки или общее недоразвитие речи (даже если бесследно прошли)

5. Не может приспособиться к дисциплинарным требованиям детского учреждения.

6. Быстрая «захлебывающаяся» речь.

7. Стойкая неуспеваемость в школе, которую нельзя объяснить недостатком интеллекта (по одному или сразу по всем предметам).

8. Повышенный травматизм и «влипание» в неприятности и истории.

9. Есть один или несколько тиков или моторных стереотипов (грызет ногти, обрывает заусенцы, подскакивает на месте, крутит головой, моргает, подкашливает, трет нос или глаза, дергает себя за волосы, крутит или мнет что-нибудь в пальцах и т.д)

10. Ночной или дневной энурез.

11. Поверхностная, часто избыточная общительность. Не всегда чувствует социальные грани и дистанции. Для него все вокруг – «друзья», но строить глубокие дружеские отношения не умеет.

12. Предпочитает младших партнеров по играм (с ними у него к взаимному удовольствию есть возможность поиграть в подвижные игры, которых ему всегда так не хватает)

13. Ведет себя как ребенок младшего возраста.

14. Метеочувствительность. Состояние, настроение зависит от времени суток, года.

15. Даже при небольшом стрессе или напряжении может наступить срыв.

Если «да» набралось более 5 – скорее всего, гипердинамический синдром имеется, необходимо обратиться за консультацией к специалистам (неврологу, психологу).

 

Источники.

1.Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперак­тивностью. Диагностика, коррекция и практические реко­мендации родителям и педагогам. — М., 2002.

  2.ot1do3.ru/ Вся правда о гиперактивном ребенке: что такое гипердинамический синдром и как он проявляется.

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн