Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть 365 видео

Официальный сайт fresher 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Каков мастер, таково и дело (Творчество Н.С.Лескова. Сказ “Левша”. Особенности жанра сказа.)

Submitted by Ольга Александровна Довгайло on чт, 06/06/2013 - 19:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Довгайло О.А.
Место работы, должность: 
МАОУ "Гимназия при главе МР Сосногорск" учитель
Регион: 
Республика Коми
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цель:

1. Образовательная:

  • кратко познакомить с биографией и творчеством Н.С.Лескова;
  • дать начальное представление о жанре сказа;
  • выявить особенности языка произведения;
  • научить видеть эффект комического, создаваемый игрой слов, народной этимологией в произведении;
  • формировать умение анализировать текст, находить жанровые признаки и определять   жанровое своеобразие;
  • выразительно читать  прозаический текст;

 

2.Воспитательная:

  • прививать интерес к предмету;
  • воспитывать гордость за народ, его трудолюбие;
  • воспитывать патриотизм,  любовь к родине;

3. Развивающая:

  • развивать ассоциативное и аналитическое мышление;
  • воображение, письменную и устную  речь;
  • развивать творческие способности;
  • развивать навыки художественного пересказа текста;
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: 

В мире литературы 6 кл.:учеб.-хрестоматия для для общеобразоват.учеб.заведений / Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв,Е.С.Романичева и др.; Под ред.А.Г.Кутузова.-4-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2007.-496с.:ил.

Н.С.Лесков "ЛЕВША"

Используемое оборудование: 

мультимедийное оборудование

Краткое описание: 
Каков мастер, таково и дело (Творчество Н.С.Лескова. Сказ “Левша”. Особенности жанра сказа.)

                                                Урок   литературы  в 6 классе

                                                  2009-2010 учебный год.

Тема:  Каков мастер, таково и дело

(Творчество Н.С.Лескова. Сказ “Левша”. Особенности жанра сказа.)

Цель:

1. Образовательная:

  • кратко познакомить с биографией и творчеством Н.С.Лескова;
  • дать начальное представление о жанре сказа;
  • выявить особенности языка произведения;
  • научить видеть эффект комического, создаваемый игрой слов, народной этимологией в произведении;
  • формировать умение анализировать текст, находить жанровые признаки и определять   жанровое своеобразие;
  • выразительно читать  прозаический текст;

 

2.Воспитательная:

  • прививать интерес к предмету;
  • воспитывать гордость за народ, его трудолюбие;
  • воспитывать патриотизм,  любовь к родине;

3. Развивающая:

  • развивать ассоциативное и аналитическое мышление;
  • воображение, письменную и устную  речь;
  • развивать творческие способности;
  • развивать навыки художественного пересказа текста;

 

Словарная работа: сказ, левша,

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор

Домашнее задание: закончить сочинение- миниатюру;

                                  Задание на выбор:

                                  нарисовать иллюстрацию к эпизоду по выбору учащихся;

                                  придумать вопросы(3-5) по содержанию сказа;

 

                                                 Ход урока

Здравствуйте,ребята. Меня зовут Ольга Александровна. Я работаю в Сосногорской гимназии искусств, а сегодня мы поработаем с вами. Думаю, останемся довольны друг другом.

 

Откройте,пожалуйста ,тетради по литературе и запишите сегодняшнее число.

Теперь обратите внимание на экран.

1. Интрига:

   ( 1 слайд презентации:  Памятник “Токующий глухарь”.)

-Как можно назвать человека, создавшего это чудо?

Ответы детей:  мастер

                              кузнец

                              умелец

                             творец

                             чудотворец …                        

Есть еще одно удивительное слово, которым можно назвать мастера-                                                левша

 

-Подберите   определения к этим существительным и запишите получившиеся словосочетания.

                               Учащиеся   работают   в тетради.  

 

2 слайд.                     

                               

-А какое определение этому слову дает толковый словарь?

 

3 слайд

 

Учащийся зачитывает словарную статью “Левша”

                Левша   Человек, который владеет левой рукой лучше, чем правой.

                               Тульский л.( умелый мастер, изощрившийся  в тонкой работе; по         прозвищу героя одноименного рассказа Лескова).

 

2. Подход к теме:

 

Дак кто же он? Какое отношение имеет к нашему уроку?

4 слайд

(вбегают ученики в костюмах Петрушки  и  Скомороха )

Петрушка:      Подходи, честной народ!

      Скоморох:      Петрушка в гости вас зовет!              

                        Судари,  сударыни!

                         Баре, да барыни!

                        Эй вы, гости-господа!

                         Все пожалуйте сюда!

                        Поведем сейчас как раз

                        Быль не быль,

                         А может сказ?

                        Да!

                        Про автора Лескова,

                        Про мастера Левшу косого, 

                        Про подкованну Блоху,

                        Про Россею- матушку!

                        Вы внимайте – ка сейчас

                         Начинаем свой рассказ.

 

3.Новая тема:

5 слайд

-     Запишите в тетради тему урока:

     “Каков мастер, таково и дело” Рассказ Н.С.Лескова “Левша”.                                                              

      Для эпиграфа оставьте свободными 2 строчки. По ходу урока мы подберем          эпиграф и запишем его.                                                           (Всякое дело мастера боится)

 

-Сегодня на уроке мы познакомимся  с творчеством писателя, который запечатлел в веках образ народа - умельца в образе тульского оружейника косого Левши. Имя этого мастера слова  Николай Семенович Лесков.

- Что вы знаете об этом писателе?

Тогда послушайте, пожалуйста, рассказ о нем: (из “Автобиографической заметки”)

 

 

 

 

6 слайд     7 ,  8  , 9  , 10

 

“По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству, но молодому и незначительному. Род наш  происходит из духовенства: и дед мой и  его отец и дед и прадед – все были священниками. Отец мой “не пошел в попы”, пресек свою  духовную карьеру,  был выгнан дедом из дому, и с 40 копейками меди пришел в Орел, где стал учителем в домах местных помещиков.

    Я родился 4февраля 1831 года в селе Горохове, где жила моя бабушка. Жили мы в крошечном домике, который состоял из одного большого крестьянского сруба, покрытого соломой.

    В деревне я жил на полной свободе. Со  сверстниками моими, крестьянскими детьми, я жил и сживался душа в душу. Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших оттенков понимал, как к нему относятся  помещики  из большого барского дома.

Я был одарен, несомненно, большими способностями, был вежлив, не  дичился людей, имел пристойные манеры, рано болтал по- французски. В гимназии учился хорошо…”

Шло время… В 1857 году Лесков начинает работать в коммерческом предприятии. За 3 года исколесил всю Россию. В литературу он пришел тридцатилетним. Герои его произведений  - представители разных  сословий и говорят они у писателя все по-своему, а не по – литературному, как отмечал сам Н.С.Лесков. И в этом мы сегодня убедимся, потому что познакомимся с необычным по жанру произведением.

 Это “Сказ о тульском  косом левше и о стальной блохе”

 

      4. Работа по теории литературы

 

- Какие  жанры литературы вы знаете? Назовите их.

Ответы детей

-А теперь давайте запишем определение еще одного литературного жанра:

 

11 слайд

 

“Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется  от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи”.

 

12 слайд

 

-Обратите внимание   на слайд.  Найдите приметы сказа в этих отрывках:

 Обратите внимание на слова, выражения, построение предложений. Одним словом на речь рассказчика.

 

Отрывок из      4,5  главы.

 Элементы фольклора: зачин гл. 1, повторы гл. 1-4, концовка   сказа содержит назидание гл. 19

“ ...он (Царь) захотел по Европе  проездиться и в разных государствах чудес посмотреть”- ЗАЧИН

ПОВТОРЫ: Царь удивляется чудесам  в Англии, а Платов остается кним равнодушен.Эта ситуация повторяется несколько раз.

Император Николай Павлович … один раз стал пересматривать доставшуюся ему от брата шкатулку и достал из нее табакерку, а из табакерки бриллиантовый орех, и в нем нашел стальную блоху, которая уже давно не была заведена и потому  не действовала, а лежала смирно, как коченелая…ЭЛЕМЕНТ ФОЛЬКЛОРА

Государь велел сейчас разузнать: откуда это и что такое означает?

…Стали того, другого спрашивать,-никто ничего не знает. Но, к счастью, донской казак  Платов был еще жив и даже все еще на своей досадной укушетке лежал и трубку курил. Он как услыхал, что во дворце такое беспокойство, сейчас с укушетки поднялся, трубку бросил и явился к государю во всех орденах. Государь говорит:

- Что тебе, мужественный старик, от меня надобно?

А Платов отвечает:

- Мне,  ваше величество, ничего для себя не надо…-ПРИЁМЫ СКАЗОЧНОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ: ПОСТРОЕНИЕ ДИАЛОГОВ

 

“…А доведи он Левшины слова в свое время до государя,- в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был” КОНЦОВКА СОДЕРЖИТ НАЗИДАНИЕ. Аналогия: “Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!”

 

Позже  мы запишим наши  выводы

5 Работа с текстом:

13 слайд

-Как вы считаете, кем  мог быть рассказчик, повествователь? Почему так решили?

( Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. Это  проявляется прежде всего в его речи. В ней много неправильностей, просторечий          ( “Проездиться”. “междоусобные разговоры”. “дерябнул”). Инверсий, характерных для фольклорных произведений (“в разных государствах чудес посмотреть”, «все государя домой манил”, “был человек женатый”) Неологизмы: “двусестная карета”,”свистовые” и т.д. Кроме того исторические персонажи – Александр1 и Платов  показаны с точки зрения простолюдина, их поступки и речь  в представлении рассказчика вызывают улыбку. Например, “Платов сказал себе: “Ну уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя”,)

-Вы обратили внимание на необычные слова?

-Как вы думаете,  почему появляются в речи рассказчика такие необычные смешные слова? ( Они появляются потому, что  рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку, обычно с иностранными словами и изменяют их так, чтобы было “понятнее”. Например: “мелкоскоп”- “микроскоп”, “Аболон полведерский”- Аполлон Бельведерский: “долбица”- “таблица”, Двухсестная”_ двухместная, “керамиды”- пирамиды, “преламут”- перламутр, “Канделабрия”- Калабрия. И другие. Многие слова приобретают юмористический смысл в духе народного понимания.)

 

   14   слайд

У вас на парте карточки, прочитайте и выполните задание 1 для своего варианта.

 

 Прежде, чем мы выполним следующее задание, чтобы у нас, как у левши “Глаз был пристрелявши” проведем физкультминутку: потренируем глазную мышцу.

 А теперь, пользуясь опорами, которые есть у вас на карточке №2 нарисуйте словесный портрет Платова,  Левши.   Какими вы видите   их?

- В каком интерьере? Можете найти портретное описание в тексте сказа, если кому-то извас сложно нарисовать по опорам.

       15, 16  слайды

       Вот они наши герои,такими их увидел  художник  Кузьмин, а иллюстрировали “Левшу” многие известные мастера , в том числе и  кукрыниксы.

 

     - Перескажите  главу 13.

 

   17,18 слайды

Откройте учебники  и  найдите главу 14 . Учитель читает сам. Вот теперь мы подошли свами к заданию по выбору эпиграфа.

 

19 слайд

 

 

Запишите в тетрадь.

Понравилось вам произведение?

Что  же мы узнали с вами о сказе как жанре литературы?

 

20 слайд

 

 

 

6. Рефле/ксия:

   Следующая наша задача:  Написать мини-сочинение на тему: “Какой должна быть судьба мастера подковавшего блоху и  принесшего славу России?”

“С какой целью создан  этот сказ”? ( Народ создает ценности, а как его оценивают?, как он живет? Так ли далеко это от истины?)

 

 

А вот какой услышали блоху   композитор М.П.Мусоргский и певец Ф.И.Шаляпин.

Послушайте,  пожалуйста.

 

 

7.Задание на дом:        закончить сочинение- миниатюру;

                                  Задание на выбор:

                                  нарисовать иллюстрацию к эпизоду по выбору учащихся;

                                  придумать вопросы(2-4) по содержанию сказа для викторины;

 

Если осталось время:   показать 23,24,25 слайды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Вступление Левша.mp3 1.23 MB
задания к уроку по левше.doc 43 KB
Презентация к уроку по Левше.ppt 8.69 MB

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно