Официальный сайт welinux 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Однородные члены предложения

Submitted by Валентина Егоровна Романова on чт, 13/06/2013 - 11:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Романова Валентина Егоровна
Место работы, должность: 
Лавровский филиал МБОУ "Новопокровская СОШ" учитель
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Совершенствование умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
7
Используемые учебники и учебные пособия: 

Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина,О.М.Александрова; научный редактор Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2009

Используемая методическая литература: 

Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей образовательных учреждений/ Л.А.Тростенцова, А.И.Запорожец. - М.: Просвещение, 2009

Используемое оборудование: 

Компьютер

Используемые ЦОР: 

http://www.jigsawplanet.com/?rc=embedpuzzle&pid=141049aac43c

http://LearningApps.org/watch?v=9ruf3e5c

<iframe style="width:100%;height:600px" frameborder=0 src="http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&amp;pid=141049aac43c&amp;view=iframe" title="Роднойкрай- online jigsaw puzzle - 30 pieces">[Your web browser does not support frames or is currently configured not to display frames. However, you may visit <a href="http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&amp;pid=141049aac43c" target="_top">the related page</a>.]</iframe>

Краткое описание: 
Урок помогает повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения, проверить объём и качество усвоения материала, углубить знания об изобразительно-выразительной роли предложений с однородными членами, научиться использовать полученные сведения на практике

 Открытый урок русского языка в 8 классе

Маленькая капелька величественного государства

 

Тема урока: «Однородные члены предложения»

Цель: совершенствование умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Задачи:

·        повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения, признаки однородных членов предложения;

·        проверить объем и качество усвоения материала;

·        углубить знания учащихся об изобразительно-выразительной роли данных конструкций

·        отработать навык находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, составлять схемы, конструировать предложения с однородными членами; видеть и исправлять грамматические ошибки в предложениях с данными конструкциями;

·        научиться использовать полученные знания на практике.

Оборудование:компьютер, презентация к уроку, карточки заданий, карточки личного контроля

Ход урока

I.Организация начала урока

II. Стадия вызова

Рассмотрите таблицу и составьте предложение, которое определит тему нашего разговора на уроке

Морфологический ящик

 

 

1

2

3

4

5

А

государ

капель

велич

мал

 

Б

еньк

еств

енн

к

ств

В

а

ая

-

ого

 

 

Составьте предложение: А4 Б1 В2 + А2 Б4 В1 + А3 Б2 Б3 В4 + А1 Б5 В1

(Маленькая капелька величественного государства)

http://www.jigsawplanet.com/?rc=embedpuzzle&pid=141049aac43c

 

 Давайте познакомимся с  текстом. Прочитайте его внимательно и ответьте на вопросы

Родина - это то родное и близкое, (Почему именно эти слова?)  с которым народ связан глубинной, нерасторжимой связью (Что представляет эта связь). Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках (Что имел ввиду автор?). Помните об этом. (Ю. Яковлев.)

 Основная мысль этого текста – любовь к родному краю.

Формулируем тему и проблему урока

А сейчас рассмотрим  этот текст с точки зрения лингвистов: чем же он может привлечь наше внимание? В этом тексте я загадала предложение. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет. Вопросы могут быть только по синтаксической характеристике предложения: по цели высказывания, по интонации, по наличию главных членов, осложнений. Это предложение поможет сформулировать тему урока.

 (Ответ – В нём есть однородные члены предложения)

Интересно, а всегда ли мы умеем правильно ставить знаки препинания при однородных членах, определять стилистические возможности конструкций с однородными членами, предупреждать грамматические ошибки. Это и будет проблемой нашего урока. Задача нелегкая, но нужная.

Ключевые слова:смысловой отрезок, разделительные знаки препинания

Оцените свои знания и умения по  теме  «Однородные члены предложения» на данный момент.

Заполняем карточку личного контроля

1.     Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.

2.     Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

3.     Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

4.     Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

III. Стадия осмысления

Светофор

Красный  - нет

Зелёный – да

1.     Однородные члены предложения – это всегда слова одной части речи? (Нет.)

2.     Только подлежащее может быть однородным членом предложения? (Нет)

3.     Однородные члены соединяются только союзами? (Нет.)

4.     В роли однородных могут быть все члены предложения? (Да)

5.     Союз да всегда соединительный? (Нет, он может быть противительным.)

6.     Однородные определения характеризуют предмет с разных сторон? (Нет)

7.     Перед противительными союзами  всегда ставится запятая? (Да.)

8.     Запятая перед одиночным, неповторяющимся союзом или ставится? (Нет.)

9.     Запятая ставиться перед второй частью двойных союзов? (Да)

Формирование и  отработка умений  находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую функцию, постановка знаков препинания

 

Найдите предложения с  однородными членами, запишите их. (Знаки препинания не расставлены)

Моя жизнь началась с моего маленького, но очень любимого и родного мне села  Лаврово. Здесь я родился, пошёл в школу, обрёл друзей. Здесь мой дом, моя семья, любимая улица, школа.

Появление села Лаврово относится к концу 18 века. До этого наши места были совсем не заселены. Это объясняется тем, что, как и всюду, люди в первую очередь селились по долинам рек. Доподлинно известно, что в 1769 году в наших местах не было ни одного населённого пункта. Путешествовавший в этом году фон Гендельштедт в своих записках прямо указывает, что в на пути от Мордово до села Липовиц никаких сёл и деревень не было.

Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах запишите его и постройте схему

Село основано коннозаводчиком В.П.Лавровым, почему и получило такое название. Если судить о возрасте села Лаврово, то можно сделать отчет от открытия церкви, в 1763году, которая называлась Смоленской. В те далекие времена Лаврово было центральной усадьбой, сюда шли молиться в церковь крестьяне из соседних деревень: Растовки, Дмитриевки, Потуловки, Тулиновки, Михайловки, Хреньковского, Рязанки. 

 

Найдите предложение с неоднородными определениями. Дайте синтаксическую характеристику предложения с обобщающим словом при однородных членах и запишите его

Первым владельцем конного завода был талантливый селекционер В.И Воейков. Он занимался разведением верховых и рысистых лошадей, купленных в Хреновском конном заводе. Верховые лошади не привились в заводе, и лавровцы занялись разведением русской рысистой породы.

Старожилы села помнят владельцев конного завода: Воейкова В.И., Знобищева А.И., Полякова Данииал Самуиловича, Лежнёва Владимира Владимировича.

 

Объясните постановку знаков препинания в предложении с однородными членами

Незадолго до революции Поляков перепродал конный завод Лежнёву Владимиру Владимировичу. Лежнёв вынес конную часть из села за два километра. На новом месте были построены железобетонная конюшня на 68 денников, манеж, крытые варки, два двухэтажных дома для обслуживающего персонала и большой барский дом. Около конной части был разбит парк с прудами.

Расставьте знаки препинания в предложении с однородными членами, объясните их постановку

После революции Лежнёв сбежал в Турцию и вывез лучшее гнездо маток. Здесь оставалась всего одна кобыла Маргарита, ставшая впоследствии родоначальницей маточного гнезда.

На территории Лавровского совета было организовано десять колхозов: «Первая победа», имени 10-го партсъезда, имени Куйбышева, 518-ый, «Красный Октябрь», имени Будённого, имени Сталина, «Встреча новой жизни», «Вторая победа», имени Калинина, конный завод №14. В 1957 году по акту ликвидкома колхозы вошли в состав Лавровского конного завода № 14.

 

Определите синтаксическую функцию однородных членов предложения

Лавровский сельский Совет образован в 1924 году. По 1958 год территория Лавровского сельского Совета входила в состав Покрово -Марфинского района.

По решению исполнительного комитета Тамбовского областного Совета народных депутатов от 27.03.90г. «Об изменении границ Лавровского и упразднении Грачевского сельских Советов народных депутатов Мордовского района» с.Грачевка, д.Анетово, д.Рязанка вошли в состав населенных пунктов Лавровского сельсовета.

В настоящее время в состав Лавровского сельсовета входят семь населенных пунктов: с. Лаврово, с.Грачевка, д.Ростовка, д.Михайловка, д.Дмитриевка, д. Рязанка, д.Анетово.

Лавровский сельсовет граничит на севере с Петровским сельсоветом Петровского района, на востоке - с П-Марфинским сельсоветом Знаменского района, на юге - с Сосновским сельсоветом Мордовского района, на западе - с Ивановским и Шульгинским сельсоветом Мордовского района.

Отработка умений с помощью использования компьютерного тренажёра

http://LearningApps.org/watch?v=9ruf3e5c

 

Заполняем карточку личного контроля

1.     Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.

2.     Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

3.     Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

4.     Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

 

Тайны хорошей речи

Говорить и писать так, чтобы слово не стало мертвым, скучным, блеклым, а обрело “царственность” (“царственное слово”,– писала А. Ахматова), наверное, этому надо учиться всю жизнь. Но знания и мастерство накапливаются постепенно, шаг за шагом, и наш урок станет маленькой ступенькой на пути к овладению тайнами хорошей речи. Сделать ее яркой, эмоциональной помогают специальные средства выразительности, многие из которых связаны с употреблением однородных членов предложения.

Изобразительно-выразительная роль предложений с однородными членами

1. Яркое средство словесной наглядности.

2. Стилистические фигуры речи:
а) многосоюзие, бессоюзие;
б) парное соединение однородных членов.

3. Средство создания комического.

Однородные члены предложения занимают достойное место в эмоциональной речи и являются одним из важнейших изобразительно-выразительных средств. Употребление ряда однородных определений-эпитетов (чудесное время, молодая жизнь; скромные подснежники) помогают полнее раскрыть отличительные свойства природы родного края, придать описанию образность, яркость.

Сильным и эффективным средством воздействия, средством усиления выразительности речи являются фигуры речи. При употреблении однородных членов возможно многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и интонационного выделения перечисляемых понятий.

Повтор союза И перед однородными членами усиливает интонацию перечисления, замедляет темп речи, делает ее плавной, тем самым обращает внимание на перечисляемые понятия.

На фоне многосоюзия обретает выразительность и такая стилистическая фигура, как бессоюзие – сознательный отказ от соединительных союзов между однородными членами.

 

Эта стилистическая фигура придает высказыванию стремительность, динамичность, напряженность. Кроме того, бессоюзное перечисление предметных названий создает впечатление быстрой смены картин.

Еще одно синтаксическое средство выразительности речи – парное соединение однородных членов. В роли однородных нередко употребляются антонимы.

В художественном тексте возможно сближение значений неоднородных определений, что они характеризуют предмет как бы с одной стороны. Найдите неоднородные определения, выступающие в роли однородных.

И последняя стилистическая функция однородных членов, на которой мы хотели бы остановиться, – создание комического эффекта. Часто в ряд однородных членов включаются разнородные понятия.

Работа по таблице. Определяем роль однородных членов

 

Изобразительно-выразительная роль

Примеры

Цель

1. Яркое средство словесной наглядности

 

Природа начинает жить полною, молодою, торопливою жизнью.

Употребление ряда однородных определений-эпитетов помогает полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость.

 

2.  Многосоюзие

Мне грустно! Меня раздражает

И солнца осеннего блеск,

И лист, что с берёзы спадает,

И поздних кузнечиков треск.

 

Повтор союза И перед однородными членами усиливает интонацию перечисления, замедляет темп речи, делает ее плавной, тем самым обращает внимание на перечисляемые понятия.

 

3. Бессоюзие

Швед, русский – колет,
рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон...

Эта стилистическая фигура придает высказыванию стремительность, динамичность, напряженность. Кроме того, бессоюзное перечисление предметных названий создает впечатление быстрой смены картин

 

4. Парное соединение однородных членов

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

 

 

5. Включение в ряд однородных разнородных понятий

 

Андрей Петрович Гринев выписал из Москвы годовой запас вина, прованского масла и француза, мосье Бопре, для воспитания Петруши.

Средство создания комического

 

Вывод: Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они “источник опасности”, так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки.

Работа по предупреждению грамматических ошибок.

Научиться видеть грамматическую ошибку, определять её вид, а самое главное – исправлять её, поможет коллективное заполнение таблицы, которая перед вами на листах.

В таблице представлены наиболее типичные, часто встречающиеся ошибки в предложениях с однородными членами. Рассмотрим их.

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

Неправильно

Исправлено

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов

Путешествие по селу  удивительно интересно и увлекательное.

 

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий

 

Покрыты инеем берёзы, клёны, деревья.

 

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного

 

Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей

 

4. Нарушение порядка слов при использовании составных союзов: не только – но и, как – так и

 

Меня  не только интересует современность, но и история нашего села.

 

5. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение.

Я заинтересовался и передал историю села в своём сочинении.

 

 

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

Неправильно

Исправлено

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов

Путешествие по селу  удивительно интересно и увлекательное.

Путешествие по селу  удивительно интересное и увлекательное.

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий

 

Покрыты инеем берёзы, клёны, деревья.

Покрыты инеем берёзы, клёны.

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного

 

Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей

Эта книга научила меня честности, смелости.

Эта книга научила меня уважать друзей

4. Нарушение порядка слов при использовании составных союзов: не только – но и, как – так и

 

Меня  не только интересует современность, но и история нашего села.

Меня  интересует не только современность, но и история нашего села.

5. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение.

Я заинтересовался и передал историю села в своём сочинении.

Я заинтересовался историей села и передал её в своём сочинении.

<iframe style="width:100%;height:600px" frameborder=0 src="http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&amp;pid=141049aac43c&amp;view=iframe" title="Роднойкрай- online jigsaw puzzle - 30 pieces">[Your web browser does not support frames or is currently configured not to display frames. However, you may visit <a href="http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&amp;pid=141049aac43c" target="_top">the related page</a>.]</iframe>

 

Попробуйте подобрать синонимы к слову Родина

( Отечество, отчизна, родные просторы, отчие края)
Какие из  опорных слов (определения) можно отнести к этому слову. (Красивая, родная, чудная, чудесная, прекрасная, богатая, необыкновенная, неповторимая, незабываемая, волнующая, цветущая, замечательная, мощная, огромная, необъятная, милая, любимая и т.д.)

Работа с текстами «Из окна дома»

Природа и родина... Глубоко символично, что у этих слов один корень (род). Для многих из нас емкое понятие Родины неразрывно связано с домом, где ты родился и вырос, с речкой, на берегах которой прошло твое детство, с рощей, посаженной вместе с друзьями за околицей.

 Родные, знакомые места: узенькая речка, заросшая тропинка к дому, старый сад – заставляют сердце биться сильнее.

Пусть каждый образно нарисует тот клочок земли, на котором был сделан первый в жизни шаг, где впервые он любовался красотой заката и слушал пение птиц, где научился распознавать добро и зло, правду и ложь.

Выберите карточку любого цвета. Как вы думаете, чему соответствует цвет карточки? Цвет ассоциируется с временами года. Зима – это белый цвет, весна – зелёный, лето – красный, осень – жёлтый.

 

Зима

Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу однородные члены.Прочитайте переработанный текст и запишите.

Зимний день ярок и … . Мороз …,  подгоняет прохожих. Снег переливается, …  серебром. Деревья и … , крыши домов и … украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, … и … .

Слова для справок: торопит, наряден, сказка, искрится, кусты, колдовство, провода.

 (Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.)

Весна

Метод фокальных объектов

 

Прочитайте выразительно текст.Выпишите предложения с однородными членами в схему

 

Незаметно пролетают три месяца морозной зимы, наступает весна - чудесное время года. Всё переходит в волнение, в движение, в звук, в цвет. На проталинках, среди опавшей листвы, видна первая зеленая травка и скромные, но  по-своему очень красивые подснежники – первые весенние цветы. Деревья не одеты, пахнут корой и берёзовым соком.

А как прекрасно весной слышать журчанье ручейков, сливающихся в большие лужи и отражающих лазурное небо с пышными барашками белоснежных облаков! Позже лужи высыхают, но природа показывает очередное чудо: цветущие яблони и вишни. Нежные лепестки их цветков, опадая, образуют тонкое покрывало, рассеивающееся даже при слабом ветерке.

Божьи коровки и все букашки выползают на божий свет. Начинают мелькать крапивные и жёлтые бабочки, жужжать шмели и пчёлы. Муравьи показались сначала понемногу, а потом высыпали в бесчисленном множестве и принялись за свою работу.

1.     Всё переходит в волнение, в движение, в звук, в цвет.

2.     На проталинках, среди опавшей листвы, видна первая зеленая травка и скромные, но  по-своему очень красивые подснежники – первые весенние цветы.

3.     Деревья не одеты, пахнут корой и берёзовым соком.

4.     А как прекрасно весной слышать журчанье ручейков, сливающихся в большие лужи и отражающих лазурное небо с пышными барашками белоснежных облаков!

5.     Позже лужи высыхают, но природа показывает очередное чудо: цветущие яблони и вишни.

6.     Божьи коровки и все букашки выползают на божий свет.

7.     Начинают мелькать крапивные и жёлтые бабочки, жужжать шмели и пчёлы.

8.     Муравьи показались сначала понемногу, а потом высыпали в бесчисленном множестве и принялись за свою работу.

Лето

Спишите, найдите однородные члены. Составьте схемы предложений с однородными членами.

Лето – самое прекрасное время года. Природа щедро  одаривает всех жителей своими дарами, делится с нами своим богатством. Теплое солнце ласкает и поля, и луга. Сады радуют обилием  яблок, груш, слив, вишни. Нет на свете ничего милее родного села, моих русских белоствольных берез, изумительных ромашек, золотых одуванчиков, голубых васильков и огромного океана зеленых полей.

1. [                      ].

2. [                      ].

3. [                      ].

4. [                      ].

 

Осень

Составьте текст, используя однородные члены предложения, по данному началу

Осень, глубокая осень! …

Словосочетания для справок:низкие, тяжёлые влажные облака, косые лучи невысокого осеннего солнца; прощальная осенняя краса;  голы и прозрачны сады, рощи; желтоватые увядшие листья берёзы; ясный, тёплый осенний день; рыжая, выгоревшая трава; сухие, разновидные и разноцветные листья; разнообразные изменения;  словно сказочное дерево; низкое солнце.

 

Заполняем карточку личного контроля

1.     Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.

2.     Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

3.     Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

4.     Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

 

Пусть каждый сумеет сохранить в своем сердце самые хорошие и добрые чувства по отношению к своей земле. И запомните: человек не выбирает себе Родину, как и родителей, и принимает ее такой, какая она есть. Там, где мы живем, все бесценно.

IV.Рефлексия

V/ Подведение итогов урока по карточке личного контроля

Д/з: повторить материал, подготовиться к контрольному диктанту; написать сочинение-миниатюру о родном крае, используя предложения с однородными членами


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн