Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Культура России в I половине XIX века. Образование и наука.

Данные об авторе
Автор(ы): 
Пакшина Е.Г.
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 14 учитель

Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

Цели:

1)      Образовательная – расширить знания учащихся о культуре, познакомить их с выдающимися достижениями в области науки.

2)      Вазвивающая – продолжить работу над развитием познавательного интереса к истории: любознательности, желания выступать перед товарищами, умения искать ответы на поставленные вопросы.

3)      Воспитательная – содействовать воспитанию у учащихся нравственных качеств, уделяя особое внимание воспитанию патриотизма, гордости за русских учёных и исследователей.

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Учебник. Н.В. Загладин, С.И. Козленко. История России XX – начало  XXI века. М. «Просвещение», 2010.
  2. А.Т. Степанищев. Опорные конспекты по истории России 6-11 класс. Пособие для учителя. М. Владос, 2001.
  3. Школьная хрестоматия. История России XX век. Владимир. 1999.
  4. А.Г. Колосков, Е.А. Гевуркова. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества XX века. М. «Просвещение», 1996.
  5. А.Ф. Кузьменко. Тематические схемы по истории России XX век. М. Владос, 2002.

 

Используемая методическая литература: 

 

  1. Т.В. Коваль. Конспекты уроков для учителя истории 9 класс. М. Владос, 2001.
  2. В.Г. Петрович, Н.М. Петрович. Уроки истории 9 класс. Поурочное планирование. М. Творческий центр, 2004.
  3. А.Т. Степанищев. Опорные конспекты по истории России 6-11 класс. Пособие для учителя. М. Владос, 2001.
  4. Е.Н. Сорокина. История России 9 класс. Поурочные планы. 1-2 части. Волгоград, 2004.
  5. А.Г. Колосков, Е.А. Гевуркова. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества XX века. М. «Просвещение», 1996.
Используемое оборудование: 

Карта " Россия в первой половине XIX века"

Используемые ЦОР: 

Презентация

Краткое описание: 
<p> Урок в 8 класе расширяет знания учащихся о системе образования в начале XX века, развитии науки, русских путешественниках и их открытиях.</p>

 

Тема: «Культура России в Iполовине XIXвека.

              Образование и наука»

 

Цели:

1)      Образовательная – расширить знания учащихся о культуре, познакомить их с выдающимися достижениями в области науки.

2)      Вазвивающая – продолжить работу над развитием познавательного интереса к истории: любознательности, желания выступать перед товарищами, умения искать ответы на поставленные вопросы.

3)      Воспитательная – содействовать воспитанию у учащихся нравственных качеств, уделяя особое внимание воспитанию патриотизма, гордости за русских учёных и исследователей.

 

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Форма учебной работы учащихся: фронтальная (работа над единой задачей), индивидуальная (выполнение задания в соответствии со своими возможностями)

Приёмы: устные: рассказ, беседа,  практические: работа с учебником, заполнение таблицы, сообщения учащихся.

 

Ход урока:

I.Организационный момент – подготовка учащихся к активной работе на уроке, приветствие

II.Тема урока, постановка цели, актуализация знаний

III. Изучение нового материала.

 

План урока.

  1. Что такое культура?
  2. Просвещение и образование.
  3. Наука.
  4. Географические открытия.

 

Новый материал.

 

1. Вводная беседа.   Вы обратили внимание, что изучением культуры мы заканчиваем изучение какой-либо страны, или большого исторического периода в её развитии. Это не случайно, ведь развитие культуры зависит от хода истории, какие события происходили в этот период. Она отражает строй, войны, восстания, мысли и взгляды людей.

 

–        Что такое культура?

 

Достижения людей в материальной и духовной жизни, степень овладения ими.

                             

                               КУЛЬТУРА

 

МАТЕРИАЛЬНАЯ                          ДУХОВНАЯ

Орудия труда                                   просвещение

Освоение природы                          наука

Трудовой опыт                                искусство

 

Сегодня мы будем изучать духовную  культуру I половины XIX века.

 

2. Рассказ учителя

                                  – Как изменилась система образования в начале XIX века?

 

3.Развитие науки (работа с учебником)

 

Самостоятельно изучить  параграф 15стр. 93 – 95.  (Работа с учебником, заполнение таблицы)

 

Фамилия учёного

 

Отрасль науки

Достижения, открытия

Лобачевский Н.Н.

 

Математика

Создание неевклидовой геометрии

Зинин Н.Н.,

А.М. Бутлеров

Химия

Синтез анилина, органический краситель для текстильной промышленности

Петров В.В.

 

Физика

Исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе

Якоби Б.С.

 

Физика

Создание электрических машин, телеграфа, открыл метод гальванопластики

Струве В.Я.

 

Астрономия

Изучение Млечного пути, открыл концентрацию звёзд

Пирогов Н.И.

 

Медицина

Применение гипса при переломах, применение эфира, наркоза при операциях

Карамзин Н.М.

история

Написал «Историю государства Российского» в 12 томах

 

Проверка задания (2 чел) – тетради.

 

                                 – В каких областях науки учёные достигли значительных успехов?

Вывод: русские учёные достигли успехов в различных областях науки (химия, физика), их открытия имели мировое значение (Петров – освещение улиц)

 

4. Русские путешественники. (сообщения учащихся)

В I половине XIX века Россия становилась великой морской державой, а это ставило новые задачи перед учёными в исследовании природы.

На далёкий океанский простор вышли русские моряки и географы, которые совершили около 40 кругосветных путешествий, в ходе которых были сделаны многие географические открытия.

  –  Запомните имена путешественников.

  –  В каких частях света русские путешественники совершили в это время наиболее   крупные открытия?

Ролевая игра

Ø  Меня зовут Иван Фёдорович Крузенштерн. В 1801-1803 годах я возглавил морскую экспедицию из Кронштадта до Камчатки и русских владений в Северной Америке. Я командовал кораблём «Надежда». Другим кораблём командовал мой друг и соратник Юрий Фёдорович Лисянский, его корабль назывался «Нева». Мы посетили Гавайские острова, Китай, Японские острова, Сахалин и Камчатку. Я составил «Атлас Южных морей» и многочисленные карты посещённых мест, я думаю, они будут способствовать развитию мореплавания.

Юрий Фёдорович Лисянский самостоятельно проделал часть пути от Гавайских островов до Аляски, собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.

Свои наблюдения я изложил в докладе Академии Наук, за проделанную работу меня удостоили звания академика.

 

Ø  Я принимал участие в кругосветном плавании вместе с Крузенштерном и Лисянским и был их последователем.  В 1819 –1821 годах вновь была предпринята кругосветная экспедиция в Атлантику. Её возглавил я, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. В экспедиции к побережью Антарктиды отправились два корабля. Я командовал кораблём «Восток», а мой помощник лейтенант Михаил Петрович Лазарев (кстати, он, ваш земляк, родом из Владимира), командовал кораблём «Мирный».

Английский мореплаватель Джеймс Кук в 1772 году во время своего путешествия не смог найти Южный материк, его авторитет был настолько велик, что появилась теория, что Южного материка, который называли Антарктидой, не существует вообще.

Наша экспедиция через 40 лет после Кука открыла Антарктиду, за время путешествия мы открыли 29 островов, создали новые карты, проводили научные исследования. Моим именем назвали остров в Тихом океане и море в Арктическом бассейне.

Лейтенант Лазарев впоследствии стал знаменитым адмиралом, совершил несколько кругосветных плаваний. Велики его заслуги в создании и укреплении русского военно-морского флота. Он прославился как боевой адмирал, создал школу военно-морского искусства и воспитал известных полководцев – героев обороны Севастополя: Нахимова, Корнилова, Истомина.

 

Ø  Меня зовут Геннадий Иванович Невельской. Свою жизнь я посвятил изучению Дальнего Востока. Не ради славы, не ради чинов и орденов я совершил свой поход к берегам Амура и Сахалина. Освоить для Родины этот далёкий и суровый край было самой заветной моей мечтой.

На 11 день плавания мы подошли к тому месту, где все мои предшественники открыли перешеек, но увидели узкий шириной 7 км пролив, глубина которого была от 6 до 14 м. На карте появился остров Сахалин, на котором мы подняли российский флаг. А пролив, отделяющий остров Сахалин от материка, позднее назвали моим именем – пролив Невельского.

 

Ø  Я, Евфимий Васильевич Путятин, тоже совершил кругосветное путешествие. А в 1852-1855 г.г. я совершил экспедицию на фрегате «Паллада», во время этого путешествия были открыты острова Римского-Корсакова. Я впервые побывал в закрытой от европейцев Японии. И в 1855 году подписал с ними договор.

 

Ø  А моё имя Василий Михайлович Головнин, я тоже неоднократно совершал кругосветные плавания. Я обследовал Курильские острова, во время этой экспедиции был взят в плен японцами. Три года я был в плену, но и там продолжал работать, изучал жизнь и быт японцев. По возвращении домой я написал книгу, познакомил Россию с загадочной Японией. Моим учеником и последователем был Фёдор Петрович Литке.

 

Ø  Да в  1826-1829 годах я, Фёдор ПетровичЛитке, руководил кругосветной экспедицией, во время которой было открыто 12 островов, собран богатый материал по океанографии, этнографии, зоологии и ботанике.

В 1845 году я основал Русское географическое общество, что способствовало развитию географической науки. Оно превратилось в центр географических знаний России, организовывало научные экспедиции, проводило исследование населения России и соседних с ней стран, издавало географические и статистические сборники.

 

 

Ø  Разрешите представиться, Баранов Александр Андреевич. Я не первооткрыватель и не путешественник. Я купец из города Каргополя, торговал в Восточной Сибири, с 1970 г. – в Северо-Западной Америке. В поисках новых районов охоты я изучил остров Кадьяк и другие территории, искал полезные ископаемые, основывал русские поселения, налаживал обмен с местными жителями. Мне удалось закрепить за Россией огромные территории на Тихоокеанском побережье Тихого океана.

 Жизнь здесь была опасной, постоянные набеги индейцев угрожали не только имуществу, но и жизни.

В 1799 году я стал правителем Российско-Американской компании, а через четыре года был назначен правиетлем Российских колоний в Америке. На острове Ситка мною была основана крепость, которую я назвал Новоархангельск, а затем форт – Росс. В 1815 году я организовал экспедицию на Гавайские острова, хотел их присоединить к России, но потерпел неудачу.

 

5.  Проверка задания. Какие утверждения соответствуют исторической действительности?  (да или нет)

1.      В 1811 году был открыт Царкосельский лицей, в котором учился Пушкин?

2.      Врач пирогов стал основоположником военно-полевой хирургии?

3.      Автором неевклидовй  геометрии стал Физик Остроградский?

4.      Карамзин написал «Историю Российского государства в 45 томах»?

5.      Основателем Русского географического общества был Баранов?

6.      Впервые в Японии побывал Лисянский?

7.      Антарктиду открыли  Беллинсгаузен и Лазарев.

8.      Невельской доказал, что Сахалин – остров?

9.      Нащим земляком является Литке?

 

6. Вывод: открытия русских моряков и учёных способствовали развитию мировой науки. Многие географические пункты, острова, заливы и проливы носят русские названия: острова Суворова, Кутузова, Румянцева, Петра  Великого Экспедиции путешественников, помимо чисто научных результатов, имели большое значение для взаимного познания народов Земли. В далёких странах местные жители нередко впервые узнавали о России от русских моряков.

, пролив Невельского.

 

IV. Домашнее задание:

§     15 – 16, в-96, 100, записи в тетради. Составить кластер на тему «Географические открытия»

 

V. Подведение итогов.

-         Какова цель урока?

-         Достигли ли мы её с вами?

-         Что мы узнали?

-         Чему научились?

-         Появилась ли гордость, восхищение русскими людьми: учёными, мореплавателями?

-         Кого вы запомнили, кто вызвал наибольшее восхищение?


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн