Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Химическое ассорти»

Submitted by Гульмира Искаковна Даунова on Tue, 02/07/2013 - 23:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Даунова Гульмира Искаковна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ п.Алгайский Новоузенского района Саратовской области
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Цели:

Обучающие:

  • Повторить и обобщить знания учащихся о первоначальных химических понятиях, химической посуде;
  • Закрепить и совершенствовать умения решать задачи;
  • Развивать навыки проведения химического эксперимента;

Развивающие:

  • Развитие умений: наблюдать и делать выводы, анализировать, логически и ассоциативно мыслить, сравнивать, классифицировать;
  • Активизация познавательной деятельности учащихся;
  • Развитие устойчивой мотивации к предмету;

Воспитательные:

  • Развитие коммуникативных умений, толерантности, культуры общения
  • Развитие  умения  работать  в  группе. 
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемая методическая литература: 
  1. Н.Е. Дерябина Занимательные задачи по химии.   Москва, ИПО “У Никитских ворот”, 2010. Стр 57-68

 

  1. Бочкарева С.В. (составитель) Нестандартные уроки по химии. Волгоград “КОРИФЕЙ”, 2006.

 

  1. О.С. Габриелян, Ю.Н. Казанцев Химия для всех и для каждого Москва,  “СИРИНЪ ПРЕМА”, 2006. Стр 15

 

  1. Журналы  «Химия  в  школе»

 

  химическое ассорти

Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, презентация, кубик  с  разноцветными  гранями;  тигельные  щипцы, спиртовка,  наждачная  бумага;

реактивы: спирт, концентрированный  медный  купорос, концентрированная  соляная  кислота, раствор  аммиака, дихромат  аммония.

  

Краткое описание: 
Химическое ассорти

                                           Ход  мероприятия:

1. Организационный  момент

Наука есть химия - волшебный предмет,

На любой из вопросов даст вам ответ.

Расскажет, откуда взялось вещество,

Состоит из чего, и получится что

2.Постановка цели. Сегодня  наше  мероприятие  посвящено  удивительной  науке  химии.   Мы  повторим  изученный  материал, будем  проводить  химические  эксперименты, анализировать  и  делать выводы.  Отвечая  на  вопросы, вы  будете  получать  жетоны.  В  викторине  принимают  участие  две  команды.  (Слайд 2)

3. Вводная  беседа  учителя.

-Откуда же появилось  слово «химия»?

Ученые рассматривают несколько вариантов происхождения этого слова. Древнегреческий  писатель  Плутарх  называет  химию   наукой  черной земли (Египта). На языке египтян слово «хем» означало «черный». По версии других ученых, в слове «химия» отражен ее практический исток: «chymeia» – наливание, настаивание.

 «Химия – это учение об элементах и химических соединениях». Это определение дал химической науке Д.И. Менделеев. Оно до сих пор остаётся правильным и точным.

-Ребята, а  что  вы  знаете  о  Д.И. Менделееве?

Сообщение  детей о Д.И.Менделееве  ( Слайд 3)

Д.И. Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребёнком. Отец его Иван Павлович Менделеев – был директором гимназии в Тобольске. Мать – Мария Дмитриевна, женщина умная, с сильным характером и незаурядными интеллектуальными способностями, оставшись вдовой вскоре после рождения сына, управляла небольшим стекольным заводом близ Тобольска.

  Летом 1850 года Д.И. Менделеев подал документы в Медико – хирургическую академию в Петербурге. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше: первого же испытания – присутствия в анатомическом театре – он не выдержал. От медицинской карьеры пришлось отказаться. Мать подсказала другой путь – стать учителем. И в 1850 году имя Менделеева появилось в списке студентов физико – математического факультета Главного педагогического института. В 1855 году Д.И.Менделеев блестяще окончил Главный педагогический институт в Петербурге – с золотой медалью.

  В год, когда Менделеев открыл периодический закон, ему исполнилось 35 лет. К этому времени он был уже профессором химии Петербургского университета, автором учебника по органической и аналитической химии, учёным, известным своими работами по физической, органической и технической химии.

4. Викторина  «Химическое  ассорти». (Слайд 4)

 Для  викторины  нам  потребуется кубик  с  разноцветными  гранями: зеленый-  угадай  химические элементы  ;

красный- Немного  из  истории; 

синий- В честь  кого  и  чего  названы  химические  элементы ?;

  жёлтый—молекулярная  масса; 

белый- задачи  ;

черный—демонстрационные  опыты   (Слайд 5)

Правила  игры: команды  отвечают  по очереди  до  первого  проигрыша, кидая  кубик  и  отвечая на  вопросы, выпавшего сектора.

Вопросы зеленого сектора:  Угадай  химические элементы (Слайд  6)

1. Какие два простых вещества при обычных условиях находятся в жидком состоянии? (бром, ртуть)

2. Какие два элемента вместе составляют 75% от массы земной коры? (О – 49% и Si -26%)

3. Какой элемент в периодической таблице Д. И. Менделеева алхимики назвали “желчью бога Вулкана” (серу)

4. Назвать химический элемент, совпадающий с названием простейшего морского животного? Чем объяснить сходство их названий? (Актиний. Актиния – лучеподобное морское животное. Элемент назван так, за способность испускать лучи)

5. Какой элемент дает более 3 млн. соединений? (углерод

6. Какой химический элемент изображали в 18 веке в виде воина? (железо)

7. Какой металл в 19 веке ценился дорого? (алюминий, в 1827 году 1 кг его стоил 1200 рублей)

8. Какой металл можно растереть в ступке? (сурьма)

9. Каким металлом, можно писать на листке бумаги? (свинцом)

10. Какой металл является самым легким? (литий)

Вопросы  красного  сектора:  Немного из  истории  (Слайд 7)

1. Какой день считается днем открытия  периодического закона?

2. Существование каких 11 химических элементов предвидел Д. И. Менделеев? (галлий, скандий, германий, рений, полоний, протактиний, радий, актиний, технеций, франций, астат)

3. Как увеличилась “семья” химических элементов после открытия периодического закона? (за период с1869 года по 1983 год было открыто 45 химических элементов)

4. Какой химический элемент, предсказанный Д. И. Менделеевым, был получен из золы каменного и бурого угля, а также из отходов цинкового производства? (германий)

5. Где находится вулкан имени Д. И. Менделеева? (Курильские острова остров Кунашир)

6. Какой химический элемент Ш группы добавляют к золоту, чтобы получился сплав, применяемый в ювелирном и зубопротезном деле? (галлий)

7. Сколько химических элементов было известно в середине 18 века и в год открытия периодического закона? (к середине 18 века - 14, а в год открытия – 64)

Вопросы  синего  сектора: В честь  кого  и  чего названы   химически  элементы? (Слайд 8)

1. Какие химические элементы получили название в честь выдающихся ученых? (кюрий, менделевий, лоуренсий, курчатовий, нобелий , энштений , резерфордий)

2. Какой химический элемент назван в честь России? (рутений от латинского слова “рутений” - Россия)

3. Какой  химический элемент назван в  честь Германии? (германий)

4.В честь  кого  назван  Ванадий (V) ? (в честь Ванадис, богини красоты в скандинавской мифологии )

5.  Какой  элемент  назван  в  честь Франци?  (Галлий (Ga) - от латинского"Gallia"=Франция )

6 .В честь когобыл  назван   Никель (Ni)?  ( в честь Никеля, горного духа в германской мифологии)

7.Какие  элементы  названы  в  честь  планет? (Плутоний, уран, нептуний)

Вопросы  желтого сектора. Молекулярная  масса (Слайд 9)

1.  Молекулярная  масса  воды. (18 )

2.Молекулярная  масса  серной  кислоты. (98)

3. Молекулярная  масса  какой  кислоты  равна  36,5. (соляной)

4. Чему  равна  молекулярная  масса  фосфорной  кислоты?(98)

5. Чуму  равна  молекулярная  масса  поваренной  соли? ( хлорид  натрия- 58,5)

6.Молекулярная  масса  едкого  натра . (гидроксид  натрия—40)

7. Молекулярная  масса  какого  оксида, используемого  в  огнетушителях  равна  44? (углекислый  газ)

Вопросы  белого  сектора. Задачи. (Слайд 10)

1. Определите  количество  вещества  воды  массой  3,6 г (0,2 моль)

2. Определите  массу  гидроксида  натрия  количеством  вещества  1,5  моль. ( 60  г)

3. Определите  количество  вещества  оксида  серы (4) объемом  560 мл (н.у.)  (0,025 моль)

4. Определите  объем  н. у. сероводорода  массой  13,6  г.  (8,96л)

5. Определите  массу  кислорода  объемом  33,6 л (н.у.)  (48 г)

6. Определите  объем (н.у.)  водорода  количеством  вещества  0,1  моль. (2,24л)

7. Определите  количество  вещества  воды  массой  5  г ( 0,27 моль   )

Вопросы  черного  сектора.   Демонстрация  опытов (Слайд 11)

(После  просмотра  опытов  необходимо назвать  признаки  реакций.  Сделать  выводы)

Повторение  техники  безопасности

Опыт 1. «Несгораемый платок».

Прополощите в воде носовой платок, затем слегка отожмите его (так, чтобы он был достаточно влажным) и хорошо пропитайте спиртом. Захватив платок за один из его концов тигельными щипцами и держа их в вытянутой руке, поднесите к ткани длинную горящую лучину (опыт должны проводить два человека). Спирт сразу вспыхнет – создается впечатление, что платок горит. Но горение прекращается, а платок остается невредимым, т.к. температура воспламенения влажной ткани значительно выше, чем температура воспламенения спирта.

Опыт 2. Получение медного ножа.

В химический стакан налейте 200 мл концентрированного (лучше насыщенного) раствора медного купороса и подкислите его 1 мл серной кислоты. Хорошо почистите нож наждачной бумагой (после чего не дотрагивайтесь до поверхности металла руками). Опустите нож на несколько секунд в раствор медного купороса, затем выньте его, быстро сполосните водой и сейчас же насухо протрите мягкой тканью. Нож покрывается ровным блестящим слоем меди.

Опыт 3. «Дым без огня».

В один чисто вымытый стеклянный цилиндр налейте несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой – 25%-й раствор аммиака. Оба цилиндра закройте крышками и поставьте их на некотором расстоянии друг от друга. Перед опытом следует показать, что цилиндры «пустые». Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переверните вверх дном и поставьте на цилиндр с аммиаком. Крышку уберите: образуется белый дым (хлорид аммония) – признак химической реакции.

 

Опыт 7. «Вулкан на столе».

В горло конической колбы вставьте тигелек или фарфоровую чашечку. Колбу можно покрыть пластилином, придав ей форму горы. Под колбу положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома(III). В тигелек насыпьте дихромат аммония, в центре холмик смочите спиртом. Зажигается «вулкан» горящей лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом и парами воды вылетают раскаленные частички оксида хрома(III). Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы

5. Подведение  итогов. (Слайд  12)

 Награждение  победителей медалями «Юный химик»

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились!

  

Прикрепленный файл Size
химическое ассорти.pptx 351.76 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн