Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов"

Данные об авторе
Автор(ы): 
паратова елена николаевна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 20 г. Вяземский

Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Познакомить и заинтересовать народным  фольклором в русской классической музыке.

Краткое описание: 
<p> Урок построен на слушании и анализе симфонической миниатюры А.К. Лядова</p>

Урок  в 5 классе по программе Критская, Сергеева, Шмагина

Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Цель:познакомить и заинтересовать народным  фольклором в русской классической музыке.

Задачи:

1.Проследить единство и связи литературы и музыки,на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.

2. Познакомить учеников  с русским композитором -  А.К.Лядов (1855-1914) и его музыкальным произведением «Кикимора»

3. Познакомить с понятием «программная инструментальная музыка»

4. Развивать умение слышать музыку, анализировать её

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Ожидаемый результат:

1.Знать понятие программная инструментальная  музыка.

2.Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».

3.Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Пожелание друг другу хорошего настроения.

Учитель:Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания,  и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.

Просмотр фрагмента сказки «Там, на неведомых дорожках».

Учитель:  Каких знакомых героев вы увидели?(Баба яга, Кикимора, Ваня.)
– Как  вы, ребята, думаете, о чем и ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Ответы детей.)

Учитель:Конечно о сказочных героях, о сказке.

2. Актуализация  знаний

Учитель:Ребята, к какому жанру относятся сказки, былилины, сказания(фольклор)

Давайте вспомним, что такое фольклор? – ответы детей. Фольклор – устное народное творчеств,зародившееся глубоко вдревности. От английского слова -  folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.   И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А.Лядова. Ведь основу его творчества,составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора. А.К.Лядов  родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире, Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью Лядова пользовались три тетради «Детских песен», в основу их легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в позднем творчестве Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял  его. Лядов говорил:«Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только  тогда я счастлив».

- Какой еще композитор обращался в своем творчестве к сказкам?(Н.А. Римский -Корсаков)

Учитель:Сегодня мы познакомимся со сказочной картинкой  «Кикимора». А вы знаете кто такая Кикимора? (Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям).

– Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.

Народное сказание о Кикиморе.

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

3. Слушание музыки.

Учитель:Понравилась  ли вам эта сказочная картинка?  Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке?   

Учитель: Какой образ Кикиморы вы себе определили (выбрать из конверта ту Кикимору, которая соответствует музыке Лядова)

- Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?(нет.)Почему?

Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.

А в основе «Кикиморы» лежит народное сказание. Музыкальное произведение, в основе. Которого есть определенный сюжет или название называется программным. Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.

Учитель: Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору? Слушание фрагмента, где звучит челеста.

Да, Лядов музыкой рисует нам царство, в котором растет маленькая вреднючка - волшебное царство Кудесника и наверняка вы услышали незнакомый инструмент?

Показ слайда с изображением челесты

Учитель: Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.

Что напоминает эта часть музыки? Слушание. (колыбельная). Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок, которую поют  Кикиморе.
 

Показ слайда с изображением английского рожка.

Учитель: А всегда музыка звучит убаюкивающе? (нет)

- На что она похожа?( как будто раздаются беспокойные, резкие выкрики Кикиморы)

Какие инструменты услышали?

Показ слайдов флейты и гобоя.

Учитель: А вот и сама Кикимора. Слушание второй части  картины.

Какая она? Попробуйте описать используя слова, которые у вас на листках.(Ответы детей).

Учитель: А кто обратил внимание как закончилось это произведение (Как будто чей--то визг).

Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой- Кикимора.

Ребята, а интересно было бы жить если не было сказок?

Но ведь не все верят в сказки,

Работа над песней Г.Гладкова «Песня спор»

Тест-викторина

– Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам.

 

Программная музыка – злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.
Колыбельная – инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.

Кикимора – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности.

Кто автор произведения «Кикимора» - сказание

Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?- А.К. Лядов

Фольклор – тихая, плавная, певучая мелодия

 

Заключение:

Оценка детей .

10. Домашнее задание:выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн