Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



УРОК: «ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦЕНТРУ ЗЕМЛИ»

Submitted by Ольга Александровна Никитина on вс, 01/09/2013 - 16:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Никитина О.А.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №103
Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Естествознание
Цель урока: 

 

Сформировать первичные знания о внутреннем строении Земли;

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемые учебники и учебные пособия: 

Сонин

Краткое описание: 
Предмет: природоведение Тема: Путешествие к центру Земли (изучение нового материала) Продолжительность: 40 мин Класс: 5 класс тип урока комбинированный

УРОК: «ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦЕНТРУ ЗЕМЛИ»

Предмет:природоведение
Тема: Путешествие к центру Земли (изучение нового материала)
Продолжительность: 40 мин
Класс: 5 класс
тип урока комбинированный

  Конспект урока:

 Цели урока:

  • Сформировать первичные знания о внутреннем строении Земли;

Задачи

  • Научить распознавать слои Земли и их особенности
  • Называть особенности земной коры
  • Развивать логическое и пространственное мышление;
  • Воспитывать познавательный интерес к изучению природоведения.

План урока

1 Актуализация знаний              2-3 мин

2 Повторение пройденного          7-10  мин

3 Изучение нового материала    10 -12   мин

4 Закрепление                               10 мин

5 Подведение итогов                 5   мин

Оборудование (средства) урока:

  • ПК с проектором или ТВ (для демонстрации презентации).


 

Ход урока:

Организационный этап. Приветствие. Организация учебного места.
 Актуализация опорных знаний

Тема урока «Внутреннее строение Земли» (слайд 1)

Цель урока : познакомиться с внутренним строением Земли (слайд 2)

 Учитель зачитывает стихотворение о Земле.

Земля – наша милая,
Добрая мать!
Ведь все, что мы любим
Все связано с нею –
И горы, и реки,
И лес, и цветы,
И осень, и лето,
И дождик, и ты.

               (Я. Абидов)

Автор такими красивыми словами описывает нашу планету. Что вы о ней знаете ?

Идут ответы обучающихся.

 Молодцы! Давайте будем говорить как настоящие исследователи. И вспомним:
1.В чем заключается сущность гипотезы Жоржа Бюффона о возникновении Земли? (слайд3)

2. В чем состоит гипотеза Джеймса Джинса о происхождении планет? (слайд4)

3. Как объяснил происхождение Солнечной системы Пьер Лаплас? (слайд 5)

4. Как объяснил образование небесных тел Иммануил Кант? (слайд 6)

5. Как гипотеза Отто Юльевича Шмидта объясняет процесс возникновения планет? (слайд 7)

6. Каковы современные представления о происхождении

Солнца и планет? (слайд 8) Молодцы!

Слайд 9

Вы копали землю? Что там внутри?

Слайд 10

Этот вопрос волнует учёных очень давно, но ответ на него может быть только предположительным, потому что добраться до центральной зоны планеты значительно труднее, чем до границ Солнечной системы. Даже сверхглубокая скважина пока не ушла глубже 13 км.

Слайд 11

Ребята, а вы когда-нибудь задумывались о строении Земли? (да /нет).
Наши далекие предки не имели необходимого оборудования, не владели методами научного исследования. Они опирались только на наблюдения и высказывали некоторые верные предположения о строении Земли. Подземный огонь, внутренние взрывы, которые можно было наблюдать во время извержения вулканов и землетрясений, послужили основой для предположения о том, что внутри Земли находится огненно-жидкое вещество.

В наши дни ценную информацию о строении Земли человечество получает путем бурения сверхглубоких скважин, а также специальным сейсмическим методом(исследований сейсмических волн, возникающих при землетрясениях и мощных взрывах)

Слайд 12

Как видно из рисунка, Земля имеет следующее строение: (презентация). Давайте совершим воображаемое путешествие из центра Земли, проходя толщу Земли в каком-нибудь фантастическом снаряде Жюля Верна.

 

Слайд 13

Начнем наше путешествие.

Наиболее полно изучена Земная кора. Мы будем изучать Земную кору с верхним слоем мантии. А это называется литосферой.

Строение и толщина Земной коры на разных участках отличается.

Земная кора состоит из 3-х слоев .Существует материковая и океаническая Земная кора.

Толщина земной коры не везде одинакова: от 5 км под океанами до 75 км под материками. Ребята, посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос: «Одинаковы ли по строению материковая и океаническая земная кора?» (ответы учеников).

Да, действительно океаническая кора имеет только два слоя: осадочный и базальтовый, а материковая земная кора имеет все 3 слоя.

Земная кора (литосфера) - твердая внешняя оболочка Земли. Различают континентальную кору(толщина от 35-45км под равнинами до 75км области гор).Состоит и трех слоев: верхний - осадочный, средний - гранитный и нижний - базальтовый. И океаническую (5-10км). Состоит из двух слоев: верхнего – осадочного нижнего - базальтового. Внешние слои земной коры сложены осадочными породами мощностью до 4км,а в отдельных областях достигают до 10-20 км.

 

Слайд 14 (сообщение)

Самый верхний покров Земли - земная кора. Если сравнить Землю с яблоком, то земная кора будет только его тонкой кожицей. Но именно эта «кожица» интенсивно используется человеком. На ее поверхности построены города, заводы и фабрики, из ее недр добывают различные полезные ископаемые, она дает человеку воду, энергию, одежду и многое-многое другое. Поскольку земная кора самый верхний слой Земли, то и изучена лучше всех. В её недрах залегают очень ценные для человека горные породы и минералы, которые он научился использовать в хозяйстве.

Полезные ископаемые –это горные породы и минералы, которые использует человек. (запись в раб. тет.)

Слайд15

ВСЕ НЕРОВНАСТИ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ НАЗЫВАЮТСЯ РЕЛЬЕФОМ.(запись в раб. тет.)

Проходит немного времени, и мы вступаем в новый, чрезвычайно толстый слой Земли – мантию, которая составляет 83% от объема Земли.

Слайд 16

Ученые предполагают, что состоит она из магния, железа и свинца. Температура мантии +2000° С

Мантия = твердый слой + размягченный слой + твердый слой (записи в тетр.)

Слайд 17(сообщение)

Ученые установили, что температура горных пород с глубиной возрастает: в среднем на каждые 30 м глубины Земли становится теплее на 1°С, а на каждый километр – на 33°С. Мантия получает огромное количество тепла от ядра Земли, которое ещё горячее. 
Люди давно заметили, что на дне глубоких шахт температура горных пород выше, чем на поверхности. Некоторые шахты даже приходилось забрасывать, потому что там становилось невозможно работать, так как температура достигала +50°С. При огромной температуре породы мантии должны быть в жидком, расплавленном виде. Но этого не происходит, потому что вышележащие горные породы давят на мантию, и давление на такой глубине в 13 тысяч раз больше, чем на поверхности. Иначе говоря, на каждый 1 см2 горной породы давят 13 т. Столько весит КАМАЗ, груженый асфальтом. Поэтому, по-видимому, породы мантии и ядра находятся в твердом состоянии. Выделяют нижнюю и верхнюю мантию.

Слайд18

В центре Земли расположено ядро.

Ядро Земли - пока загадка для науки. С определенной достоверностью можно говорить лишь о его радиусе - примерно 3500 км и температуре - около 6000 °С.

Ядро Земли = внутреннее(твердое) + внешнее(жидкое) (записи в тетр.)

Слайд 19

Ядро Земли— пока загадка для науки. С определенной достоверностью можно говорить лишь о его радиусе — примерно 3500 км и температуре — около 4000°С - 6000°С. Это пока все, что известно науке о строении глубин Земли. Некоторые учёные придерживаются мнения о том, что наше ядро состоит из железа, другие допускают возможным существования огромной пустоты в центре нашей планеты. Выделяют внешнее и внутреннее ядро. Нокаково ядро Земли на самом деле пока не знает никто.

Слайд 20

Чтобы лучше представить себе…

Я думаю, знать вам конечно пора

Что это такое ЗЕМНАЯ КОРА.

Ну, как объяснить вам доходчиво, точно?
Ее представляю я пенкой молочной.

На кухне кастрюлька для каши стоит
А в ней молоко вместе с манкой кипит.

От центра кастрюльного тонкого днища
Идет теплота, теплотища, жарища.

( А в центре планеты, ядро наблюдаем
Оно фантастическим жаром пылает: 6000° С)

Вот булькает вязкая манная каша,
По ней пузыpьки беспокойные пляшут.

          (А ведь на повеpхности нашей Земли
Такие события быть бы могли.)

 

Когда мы кастрюльку свою выключаем,
Процесс остывания в ней наблюдаем.

Вот каша остыла и значит - УРА -
Получится пенка - (Земная коpа).

Hо если включить потихоньку опять,
То можно такое подчас наблюдать:

Коpа, то есть пенка, pазоpвана снова,
И тут создается потолще основа,

А рядом с pазоpванным пенкиным краем
Вулканчики каши мы вновь наблюдаем!

 

 

Слайд 21

Домашнее задание стр. 60-61

Закрепление новых знаний:

Слайд 22

Скажите, а что мы узнали на уроке? (ответы обучающихся)

Молодцы!

Ребята, давайте закрепим изученный материал

Проверим, как вы запомнили внутреннее строение земли. Подпишите на схеме слои Земли.   

Слайд 23

А теперь проверим!

Выполните задание №2 в рабочей тетради.

 

1. каменная оболочка Земли или земная… (кора);

2. их скопление образует горную породу (минералы);

3. этот слой отсутствует в составе океанической земной коры (гранитный);

4. это земная кора с верхним слоем мантии (литосфера);

5. центр Земли (ядро).

 Подведение итогов                

Итак, давайте подведем итоги нашего путешествия.

Ребята, что нового вы узнали на этом уроке и по какому плану мы с вами работали?

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн