Официальный сайт hauteecole 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Жизненный быт, уклад, духовный мир казаков в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон"

Submitted by Татьяна Курова on Fri, 27/09/2013 - 10:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бакаева Сталина Шадиевна, Курова Татьяна Петровна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ № 3 с. Александров-Гай Саратовской области , учителя русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

образовательная: познакомить с жизненным бытом, укладом донского казачества, а также рассмотреть духовную среду, в которой формируется характер главного героя – Григория Мелехова;

развивающая: 1) развивать умение осуществлять смысловое чтение художественного текста, выделять главную информацию из текста; 2) анализ начальных глав романа, необходимых для полного понимания произведения;

воспитательная: воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
27
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Журавлев В. П. Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Журавлев. - М.: Просвещение, 2006.

 

Используемая методическая литература: 

1. Егорова Н. В., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 кл. II пол. - М.: "Вако", 2005

2. Уроки Кирилла и Мефодия. 11 класс. -ООО "Кирилл и Мефодий", 2005

Используемое оборудование: 

1.      Портрет М. А. Шолохова.

2.      Иллюстрации О. Верейского к роману «Тихий Дон».

3.      Фрагменты из к/ф С. Герасимова «Тихий Дон».

4.      Презентации.

5.      Эпиграф: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер» (А. Н. Толстой)

Используемые ЦОР: 

1. Презентация "Дон и донские степи в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон".

2. Презентация "Донское казачество"

Краткое описание: 
При изучении романа Михаила Шолохова "Тихий Дон" отводится всего один час на знакомство с бытом, жизненным укладом, духовным миром казаков, отсюда возникает непонимание поступков героев, в частности главного героя - Григория Мелехова. В связи с этим возникла необходимость провести интегрированный сдвоенный урок (один - за счет урока истории)по данной теме, что позволило учащимся обратиться к истории возникновения казачества, к устройству их быта, жизни, к семейным традициям, сопоставить с тем, как эти моменты нашли отражение в романе Шолохова. Все это дает более полное представление о казачестве, расширяет кругозор учащихся.

 

Предмет: литература

Класс: 11 класс

Автор УМК:Журавлев В. П. Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. " / В. П. Журавлев. - М.: "Просвещение", 2006.

 Тема : "Жизненный быт, уклад , духовный мир казачества в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

образовательная: познакомить с жизненным бытом, укладом донского казачества, а также рассмотреть духовную среду, в которой формируется характер главного героя – Григория Мелехова;

развивающая: 1) развивать умение осуществлять смысловое чтение художественного текста, выделять главную информацию из текста; 2) анализ начальных глав романа, необходимых для полного понимания произведения;

воспитательная: воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны.

Межпредметные связи: литература, история, география, музыка

 

Оборудование:

1.      Портрет М. А. Шолохова.

2.      Иллюстрации О. Верейского к роману «Тихий Дон».

3.      Фрагменты из к/ф С. Герасимова «Тихий Дон».

4.      Презентации.

5.      Эпиграф: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер» (А. Н. Толстой)

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

 

2.Вступительная беседа.

- Мы начинаем изучение романа-эпопеи «Тихий Дон». Что из биографии писателя, связанное с романом «Тихий Дон», вам запомнилось?

- «Тихий Дон» - это роман-эпопея. Что означает этот термин?

- Роман называется «Тихий Дон». Почему Шолохов дал именно такое название роману?

- Итак, события, изображенные в романе, происходят на Дону. А что вы знаете о Доне, донских степях?

- Чтобы у вас было более полное представление о тех местах, где происходит действие романа , дадим слово Географу.

 

3.Сообщение Географа о Доне и донских степях.

 

4.Презентация «Дон и донские степи в романе Шолохова «Тихий Дон».

- А как же изображает Дон, донские степи Шолохов в своем романе? Посмотрите презентацию.

- Почему Шолохов начинает повествование с Дона? С помощью каких выразительных средств описывает его?

- Что еще включает Шолохов в описание Дона? (Мелеховский двор, улицу к займищу, степь).

- Что хотел показать Шолохов этим? (Дон «перетекает» в жизнь людей, вместе с ними составляет одно целое).

-Чьими глазами мы видим Дон, степь? Какую роль играют эти небольшие эпизоды?

5.Беседа об истории казачества.

- Итак, действие романа происходит на Дону, где испокон веков жили казаки. Что это за сословие? Откуда оно взялось в России?

- Как сами казаки в романе Шолохова представляют свою историю, свое происхождение? (Ч. II, гл.5)

- Кому противопоставляют себя казаки? (Ч. II, гл. 6)

- Таким образом, казаки считали, что они произошли от казаков же, считают себя привилегированным сословием, испытывают комплекс превосходства над мужиками, русскими  и украинцами. А какова же на самом деле история казачества? Откуда появилось это сословие? Об этом поведует нам Историк.

 

6.Сообщение Историка (с презентацией).

 

7.Работа по теме урока.

- Книга Шолохова прежде всего о донском казачестве. Писатель стремился показать казачество как целый мир, показать его внутреннее богатство и сложность характера. Основным стержнем повествования является судьба главного героя – Григория Мелехова. Но прежде чем говорить о его характере и судьбе, рассмотрим, в какой среде формируется этот характер. Поэтому тема нашего урока – «Жизненный быт, уклад, духовный мир донского казачества». Каковы же цели нашего урока в связи с названной темой? (Ответы учащихся).

- Как начинается утро в семье Мелеховых? (Ч. I, гл. 2. Все заняты делом)

- Есть в романе яркий эпизод, который тоже подтверждает главную мысль романа: основа жизни – труд. Это эпизод «Луговой покос» (Ч. I, гл. 9)

- Каково настроение эпизода? С помощью каких художественных средств создается это праздничное настроение?

- Какую роль играет коллективный и индивидуальный портреты косцов?  

- Как изображена земля? Какое чувство испытывают казаки от общения с землей и друг другом?

- Таким образом, яркая одежда, улыбки, добрый, незамысловатый юмор казаков, портреты героев и состояние Дуняшки создают ощущение праздника. Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землей, от труда на ней, от общения друг с другом.

- Однако казаки не только труженики, но и воины. Рассмотрим эпизоды, где Шолохов показывает отношение казаков к воинской службе.

- Перескажите эпизоды «В лагерях» и «Призыв Григория на воинскую службу». (Ч. I, гл.3, ч. II, гл.21). Как эти эпизоды характеризуют отношение героев к воинскому долгу? Почему Григорий не соглашается уйти с Аксиньей на шахты?

- Какие чувства переполняют Пантелея Прокофьича, когда из письма Григория он узнает о награждении сына? (Ч. III, гл. 17)

- Таким образом, второй стержень, на котором держится жизнь казаков – это воинский долг. Они не представляют своей жизни без воинской службы, как и без труда.

Но невозможно понять духовный мир, жизненный уклад казаков, не обратившись к их семейным отношениям. Какие семьи изображены в центре повествования? Каково их социальное, материальное положение? (Ответы учащихся)

- Но какими бы ни были по своему материальному состоянию герои, принципы, по которым строится казачья семья, одинаковы. Рассмотрим один из эпизодов «Наказание Григория за связь с Аксиньей» (Ч. I, гл. 10). На каких принципах строятся отношения в семье? Какие этические нормы лежат в основе этих отношений? (Понятие семейной чести: «Не страми отца!», общность с земляками: «Не пакости соседу!»)

- Как и почему Григорий реагирует на угрозы отца? Как раскрывается сходство характеров сына и отца Мелеховых? В чем его истоки?

- Истоки сходства характеров следует искать в семье. Семья, род – священные для казаков понятия. Неслучайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в 1-й главе дается семейный портрет. Расскажите о семье Мелеховых.

- Итак, Григорий своим буйным, вспыльчивым характером похож на отца и потому дает отпор, когда тот во второй раз пытался его ударить. Но как поведет себя Григорий, когда отец осуществит намерение женить сына?

- И если уж заговорили о том, что Григорий по воле отца женится, то следует сказать и о том, что казачья свадьба тоже раскрывает нравы, традиции, уклад жизни казаков.

 

8.Анализ эпизода «Свадьба Григория и Натальи» (индивидуальное задание).

 

9.Сообщение о народных казачьих песнях  (индивидуальное задание).

- Описывая сцену свадьбы, Шолохов приводит одну из песен, которые звучат на свадьбе. Но песня сопровождала казаков всю жизнь: от рождения до конца жизни. И эпиграф романа – это казачьи песни. Послушайте, какое значение имела песня в жизни казачества.

Сообщение ученика.

 

10.Прослушивание походной песни.

 

11.Итоги урока.

- Итак, подведем итоги урока. Что же составляет духовный мир казаков, что формирует их характер?

 

12.Д/з:тема следующего урока «Изображение «чудовищной нелепицы» войны в романе «Тихий Дон»

 

 

 

 

Литература.

1.      Бирюков Ф. Художественные открытия М. Шолохова. – М., 1976.

2.      Желтова Н. Ю. Стихия народной песни в романе  М. А. Шолохова «Тихий Дон». –

Литература в школе, № 9, 2004 г.

3.      Журавлева А. А., Ковалева А. Н. Михаил Шолохов. – М., 1975.

4.      Кузнецов П. Великая степь в творчестве Михаила Шолохова и Павла Васильева. – Литература в школе, № 5, 2005 г.

5.      Русская литература XXвека. Очерки. Портреты. Эссе. Кн. для учащихся 11 кл. сред. шк. В 2 ч. Ч. 2 / Л. А. Смирнова, А. М. Турков, А. М. Марченко и др.; Сост. Е. П. Пронина; Под ред. Ф. Ф. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1994.

 

Прикрепленный файл Size
Донское казачество.pptx 2.13 MB
Дон и донские степи в романе М.ppt 1.8 MB
ой да мы стоялди на горе.mp3 3.33 MB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн