Submitted by Карылгаш Якузаевна Ерекешева on Fri, 25/10/2013 - 17:25
Базовое содержание урока
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)
Творческий компонент урока
Ценностный компонент урока
Смысловые блоки содержания
Познавательные задачи для учащихся
1.Организационно - мотивационный этап урока
Определение
темы урока
Учебник с. 14. Беседа по вопросам:
- Когда и как Африка была заселена людьми?
- Какие народы живут в современной Африке?
-В каких природных зонах плотность населения большая, где она мала? Почему?
-Какие страны Африки вы уже знаете?
- Вспоминают, что им известно об открытии материка и о его заселении.
- Называют народы, живущие в Африке.
- Высказывают свои мнения по поводу плотности населения. Объясняют, почему такая плотность.
- Называют страны.
Формулирование задач урока
Изучите название разделов параграфа и сформулируйте на их основе задачи
(применив деятельностную форму, используя глаголы).
Формулируют:
1. Изучить население Африки.
2. Познакомиться с государствами Африки.
3. Определить языковый и религиозный состав населения.
С помощью учителя формулируют задачи урока на основе содержания параграфа
Создание мотивационной установки
- Для чего современному человеку необходимо знать о народах, населяющих Африку.
-Не так названье важно для страны
И очертания не так важны,
Как важно то, кто в том краю живёт,
Зачем живёт и чем живет народ.
Узнать любой страны особый нрав
Мы можем лишь ее людей узнав.
-Высказывают свое мнение.
- Высказывают свои предположения, но не хватает аргументов, которые необходимо добыть на уроке.
2.Процессуально - содержательный этап урока
Население
Сегодня мы постараемся совершить путешествие по Африканскому континенту.
Работать мы будем в группах. Может, мы тоже, окажемся первопроходцами и узнаем много нового и интересного. При работе можете использовать учебники, энциклопедии, атласы, справочную литературу.
- Работа с картой.
На основе анализа карты «Народы и плотность населения мира» заполнение таблицы.
Основные районы с высокой и низкой плотностью населения
Район
Плотность,
чел/км2
Причины
Северная Африка
Юго-западная Африка
Побережье Средиземного моря
Побережье Гвинейского залива
Юг материка
Вдоль реки Нил
В районе озер
- Найти в тексте учебника информацию о численности, расовом, языковом, религиозном составе населения Африки.
- Просмотр видеофрагментов из жизни берберов, туарегов, пигмеев, бушменов (Мультимедийный учебник «Уроки географии Кирилла и Мефодия»)
Учащиеся анализируют полученные данные:
-население распределяется крайне неравномерно: - очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 50 чел. на км2) плотность;
- значительные территории вообще не заселены;
- более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек, на берегах озер.
- с. 102-103 учебника.
Государства Африки
- Используя карту «Африка. Политическая карта», заполните таблицу.
Самый низкорослый народ на Земле, обитающий в экваториальных лесах.
Народ, населяющий пустыню Сахару, ведущий кочевой образ жизни.
Жители острова Мадагаскар.
Стройные высокорослые народы саванны восточной части материка.
Представители южной ветви европеоидной расы, населяющие север Африки.
Потомки европейских переселенцев из Нидерландов, населяющие юг Африки.
Ключ
( взаимопроверка)
1-б
2-а
3-е
4-г
5-в
6-д
Подведение итогов
Подготовьте свое предложение в общий (группы) рассказ о том, что узнали на уроке:
- Особенности населения материка
- Вклад народов Африки в развитие мировой цивилизации
- Изменения на политической карте.
Составляют коллективный рассказ, дополняя предложения предыдущего товарища выстраивая его в логике.
4.Рефлексивный этап урока
Рефлексия деятельности
- Прием «Ассоциации»
К предложенному понятию каждая группа подбирает 2-3 слова (пишет в тетради или вслух говорит), с которым оно у него ассоциируется. Можно взять понятие «Население и страны Африки».
- Записывают на предложенных листочках. Зачитывают вслух.
Рефлексия эмоционального состояния
Прием «Пять пальцев»
М - (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил?
Б - (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?
С - (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа?
У- (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал?
Б — (большой) — бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие?
Обведите свою ладошку.
- На мизинце продолжите: Я узнал о...
- На безымянном продолжите: Я сделал…
- На среднем пальце продолжите: Настроение у меня …
- На указательном – продолжите: Я помог …
- На большом пальце – продолжите: Мое самочувствие …
Обводят ладошки, подписывают и прикрепляют возле модуля «Население и страны Африки».
«Порядок должен быть везде. Во Вселенной, в Солнечной системе, в наших мыслях, делах, поступках. И тогда воцарится гармония, любовь, красота, мир в нашей жизни и во всем необъятном космосе».
- Анализируют свою деятельность на уроке.
- Выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие
словами.
5. Объяснение домашнего задания
Обязательное задание
- Создать презентацию, не менее 10 слайдов, об одной из африканских стран.
- Показать в презентации образ страны, ее « изюминку».
- можно использовать http://www.krugosvet.ru/
- Находят в учебнике интернет-ссылки по данной теме для поиска материала
Презентация в программе PowerPoint
Дополнительное задание (по желанию и по выбору)
Создание памятки для туриста.
- Находят по материалам учебника
( параграфы 25-29) 10 доводов, по которым они рекомендуют посетить именно эту страну.