Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока "Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи"

Данные об авторе
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

Дать представление об эстетической функции шзыка и о языке как материале художественной литературы. Разобрать задание, связанное с навыками написания Н-НН •: суффиксах различных частей речи (А12) .

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М.

Краткое описание: 
<p> <span class="FontStyle22"><span style="font-size:10.0pt; mso-fareast-font-family:&quot;Times New Roman&quot;;mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Анализ композиционной и смысловой целостности текста </span></span></p>

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Тексты распечатаны (по материалам заданий А6, 47, А8, А10, All)

Прочитайте текст:

(1).. (2) Бывают времена, когда к заимствованным словам относятся вполне терпимо (3) Но в иные эпохи они оценива­ются отрицательно. (4)...несмотря на ту или иную реакцию общества, одна часть заимствованных слов органично входит в язык, а другая отторгается им.

 

1. Какое из приведённых предложений должно быть ПЕР­ВЫМ в этом тексте?

1)  Восприятие чужих слов без необходимости есть не обо­гащение, а порча языка.

2)  Отношение к заимствованным словам в обществе меня­ется.

3)  Заимствования портят язык, и их можно запретить воле­вым усилием.

4)  Язык «опробует» заимствованное слово постепенно.

 


2.   Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов)
должно быть на месте пропуска в
четвёртом предложении?

1)  Прежде всего

2)  Однако

3)  Тем не менее,

4)  Иными словами,

 

3. Какие слова являются грамматической основой в одном
из предложений текста?

1)  относятся вполне терпимо

2)  другая отторгается 3)времена

4) оцениваются отрицательно

4. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предло-
жения.

1)  Сложносочинённое

2)  Сложноподчинённое

3)  Простое, осложнённое

4)  Сложное с бессоюзной и союзной связью

5. Укажите правильную морфологическую характеристику
слова НЕСМОТРЯ НА (4 предложение).

1) предлог 2)наречие

3)  союз

4)  деепричастие

 

2. Повторение орфографии на материале задания А12 ЕГЭ. (Правописание Н -НН в суффиксах различных частей речи.)

Выполнить задания (материал распечатан для каждого ученика либо проецируется на доску):

1) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?


В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упро-лё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

1) 1                   2)2                  3) 1,2                  4) 1,2,3

2)  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
на месте которых пишется две буквы Н?

Мы видим, что в костя (1)ых коньках, найде(2)ых археоло­гами на севере Европы, продела(3)ы отверстия для кожа(4)ых тесёмок.

1) 1,2              2)2                  3) 1,2,3        4)3,4

 

3)  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
на месте которых пишется две буквы Н?

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завит­ком в виде лошади(4)ой головы.

1) 1,2             2)2,3              3) 1,2,3        4)3,4

 

4)  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
на месте которых пишется две буквы Н?

В совреме(1)ом строительстве цементом, смеша(2)ым с песком и водой или водным раствором солей, соединяют кир­пичи и бето(3)ые блоки.

1) 1,2              2)2                  3) 1,3                  4) 1,2,3

 

5)  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
на месте которых пишется две буквы Н?

Я знал, что волны выносят на берег обката(1)ые камешки, и часто обследовал песча(2)ую отмель и свежий намыв бле­стящей солее(3)ой галики.

1) 1,2               2) 1                  3)1,3                  4) 1,2 

 

Комментарий учителя.

Много ошибок допускается при написании н — ни в сло­вах различных частей речи. Поэтому прежде всего определяем часть речи, в которой нужно объяснить орфограмму. Если это прилагательное, образованное от существительного, то всё внимание к суффиксу. Если прилагательное образовано с по­мощью суффикса -ан, -ян, -ин, то пишем Н. Если с помощью суффикса -онн (-енн) — то НН. НН пишется и в словах, обра­зованных с суффиксом Н от существительных с основой на -н: {карманный карман). Исключения из этого правила стек­лянный, оловянный, деревянный и ветреный. Кроме того, нуж­но запомнить слова юный, румяный, единый, пряный, свиной (с одной Н)

В отглагольных прилагательных (без суффиксов -ова. -ева и без приставки или с приставкой не-; без зависимых слов) пишется Н: вязаный, некошеный.

В полных причастиях (образованы от глагола с приставкой или имеют зависимые слова или суффиксы -ова -ева) всегда пишется НН: сваренный, скошенный.

Следует запомнить написание слов: медленный, священ­ный, желанный, смышлёный, нежданный, негаданный, назва­ный брат, нечаянный, неслыханный, кованый, жёваный.

В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько и в полных, от которых они образованы: игрушка великолепна (великолепный); встреча торжественна (торжественный).

В кратких причастиях всегда пишется только Н: грибы со­браны.

3. Слово учителя по теме урока. Составление учащи­мися тезисов по материалам сообщения учителя.

В литературе язык занимает особое положение. Он являет­ся той воспринимаемой на слух и зрением материей, без кото­рой не может быть создано художественное произведение. По словам Л.Н. Толстого, поэты, писатели способны находить то  размещение различных слов, которое способн выразить мысль автора, передать характер, помочь ~читателю войти в мир, созданный авторским воображением, сопереживать литературным героям. Так как всё это доступно лишь языку художественной литературы, именно он считается вершиной литературного языка. Язык художественной лите­ратуры неизмеримо богаче литературного языка. Практически нет таких слов и языковых форм, которые не могли бы стать материалом для художественного образа. Всё дело, как писал А.С. Пушкин, «в чувстве соразмерности и сообразности».

Когда мы говорим о языке литературы, то имеем в виду использование языка в ситуации общения людей через по­средничество текста, а литературу понимаем как множество существующих текстов.

Литература возникла после появления письменности. А назначение письма — сохранять информацию от забвения. Письменность помогла закрепить и распространить языковую норму, а через литературу норма возвратилась в устную речь. Именно так сложно и неразрывно связаны между собой язык и литература.

В развитии языка с возникновением художественной ли­тературы начался новый этап. Каково назначение художест­венной литературы? В чём её практическая польза? Какая сила позволяет ей преодолевать сопротивление времени, не­понимания, равнодушия? Литература — это искусство слова, именно слово и стало той главной силой, с помощью которой человек познаёт самого себя. Слово не просто передаёт мыс­ли, оно создаёт одухотворённый вариант мира, а не его ме­ханическую копию. Язык выдающегося художественного произведения сам оказывается произведением искусства. «Мёртвых слов нет — все они оживают в известных сочета­ниях», — писал А.Н. Толстой. Задача художника слова в том и состоит, чтобы «оживить слова», т. е. путём сопоставления, столкновения, переклички слов наилучшим способом выразить волнующие его, художника, идеи и чувства. При этом слова не просто фиксируют готовые, уже найденные мысли, а участвуют в их рождении. Если не найдено нужное слово, не родился и образ, а сама писательская мысль ещё не сфор­мировалась, не смогла зажечь читателя, оставшегося равно­душным. Это личностное переживание и составляет основу словесного образа.

4. Закрепление изученного. Анализ текста, записанного
под диктовку.

Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъят­на. Но разве подобное обстоятельство освобождает нас от обя­занности знать падежные окончания? Или правописание час­тиц «не» и «ни»? Существуют вполне определенные грамма­тические правила, соблюдать которые обязан каждый, счи­тающий себя грамотным и культурным. Водитель, не знаю­щий правил движения, лишается водительских прав. А док­ладчика, не умеющего склонять сложные числительные, не только слушают, но и аплодируют ему.

Богатый, не штампованный, то есть живой язык — глав­ный признак духовно полноценной личности. Гордиться тем, что не умеешь интересно разговаривать — все равно что гор­диться врожденным либо приобретенным физическим недос­татком.

(По В. Белову)

 

Согласны ли вы с высказанной точкой зрения? Обоснуйте свой ответ, соглашаясь или не соглашаясь с автором. Запиши­те ваше мнение в виде сочинения-рассуждения. Приведите не менее 3—4 аргументов. (Это задание при отсутствии времени можно дать на дом).

5. Домашнее задание. Упражнение 513.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн