Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЖАНРАМ НАРОДНЫХ ПЕСЕН

Данные об авторе
Автор(ы): 
Оксана Медведева
Место работы, должность: 

МБОУ "СОШ № 37 г. Чебоксары"

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
Все классы
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Цель: раскрытие некоторых видов жанров песен русского и чувашского народов.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учеников в классе: 
4
Используемые учебники и учебные пособия: 

Ничего 

Используемая методическая литература: 

Никакая

Используемое оборудование: 

Никакое

Используемые ЦОР: 

Презентация к уроку

Краткое описание: 
<p> путешествие по Жанрам народных песен</p> <p> урок музыки в 4 классе</p> <p> &nbsp;</p> <p> <strong>Цель: </strong>раскрытие некоторых видов жанров песен русского и чувашского народов.</p> <p> <strong>&nbsp;Задачи:</strong></p> <p style="margin-left:21.0pt;"> 1.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; <span dir="LTR"><strong>Обучающие: </strong>- умение на слух определять жанры народных песен;</span></p> <p style="margin-left:3.0pt;"> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; - уметь формулировать художественные особенности различных &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;жанров народных песен;</p> <p style="margin-left:3.0pt;"> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; - научиться исполнять канон;</p> <p style="margin-left:21.0pt;"> <strong>2.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; </strong><span dir="LTR"><strong>Воспитывающие: </strong>воспитать уважительное отношение к народному творчеству и&nbsp; традициям русского и чувашского народов;</span></p> <p style="margin-left:21.0pt;"> 3.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; <span dir="LTR"><strong>Развивающие: </strong>развить творческие способности учащихся:&nbsp; вокальное исполнение, метроритмические движения, импровизация.</span></p>

путешествие по Жанрам народных песен

урок музыки в 4 классе

 

Цель: раскрытие некоторых видов жанров песен русского и чувашского народов.

 Задачи:

1.      Обучающие: - умение на слух определять жанры народных песен;

                              - уметь формулировать художественные особенности различных          жанров народных песен;

                              - научиться исполнять канон;

2.      Воспитывающие: воспитать уважительное отношение к народному творчеству и  традициям русского и чувашского народов;

3.      Развивающие: развить творческие способности учащихся:  вокальное исполнение, метроритмические движения, импровизация.

Тип урока: сообщение новых знаний в форме классной беседы;

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация к уроку, музыкальный центр, синтезатор.

 

Слайд 1: Добрый день. Звук–«Калинка».

Вход детей в класс.

Слайд 2: Добрый день.

− Добрый день, ребята.

− Какая музыка по характеру встретила вас в классе?

ŸВеселая, бодрая, задорная, быстрая…

− Она все время была быстрая? Сразу была быстрая?

− Напомню вам интонацию … . Попробуем спеть ее:  «До-о-о-бры-ый день». А интонацию быстрой части: «Калинка, калинка, калинка моя…». А еще задорней… Молодцы!

− Можете ли вы назвать автора этой песни?

ŸНарод. Это народная песня.

− А как вы думаете, на свете много народных песен? А почему?

ŸПесни нужны для отдыха и для работы, на разные случаи жизни.

Слайд 3: Поговорки о песне

Дети читают.

− Как вы понимаете эти фразы? Ну, например …

…….

− Если вдуматься в смысл этих выражений становится ясно, что жизнь человека немыслима без песен. Колыбельной песней убаюкивает мать младенца. Под звуки песнопений совершается в церкви обряд крещения. Детские потешки, песенки, считалки, заклички сопровождают маленького человека повсюду. Вырастает малыш, и новые песни помогают ему трудиться, защищать Родину, делить с другими людьми радость и горе.

− В песне отражается жизнь народа, его характер, жизненный опыт, его мудрость, его душа. Песня – хранительница истории, народных традиций и обрядов…

- Итак, отправимся в путешествие… А вы знаете, что у народных песен есть свои семейства? Вот у некоторых из них в гостях мы сегодня и побываем.

                               Слайд 4: Чувашский хоровод

− Какой жанр нас приглашает первым? Какую песню хочется исполнить глядя на экран?

. Сесенхирти ай шур хуран.

Слайд 5: Цвет черемухи. (чув.).

Цвет черемухи Разучивание. Исполнение: унисон, канон, унисон. Обратить внимание на распевы.

ŸХороводная песня.

Слайды 6, 7, 8: Хороводы

− Водить хороводы начинали весной. На праздничный хоровод девушки являлись в нарядах, сделанных и украшенных своими руками. Обычно местом проведения хоровода была сельская улица, зеленый пригорок близ церкви, луг за околицей села. Участниками чаще всего были молодые девушки и парни. Хоровод возглавлял и направлял ведущий: обычно самая умелая, наиболее бойкая девушка. Хореографический рисунок был разнообразен: шли гуськом, «змейкой», образовывали крест, круг и т.д. Хоровод часто делился на две партии: мужскую и женскую, которые то подходили друг к другу, то отступали, то брались за руки парами, то образовывали ворота. Каждая фигура что-то символизировала, означала. Как вы думаете, что означает круг?

Солнце, объединение, круг жизни, круг года – а ведь начало года когда-то и отмечали именно весной.

− Какая получилась песня? Интересная, с развитием, мы пели ее в разных вариантах. В музыке говорят – исполняли вариации.

…………..

− Нас приглашает жанр песни, которая, наверное, появилась одной из первых на земле. Она − первая песня, которую слышит каждый человек…

ŸКолыбельные.

Слайд 7.: «Уж ты, котя, коток…».

− Откуда мамы, бабушки брали колыбельные песни?

ŸСами сочиняли.

− Мы тоже попробуем сами сочинить колыбельную песню.

Читаем текст. Слушаем интонацию, ее пропеваем. Можно пропеть по рядам, по одному. Еще раз – все вместе, затем продолжаем «про себя» проговаривая слова.

− А теперь попробуйте пропеть свою колыбельную…

Предложить классу повторить услышанную колыбельную. Стараться анализировать каждый вариант: обратить внимание на повтор (это один из приемов развития музыки, колыбельная может строиться только на повторении одной фразы, так как ее назначение – успокоить, усыпить), повторяться могут 1, 2 и 3, 4 фразы, 1 и 3, 2 и 4. Можно предложить спеть колыбельную, где не будет повторения.

− Какой образ выражает колыбельная песня?

ŸОбраз мамы, детства, уютного родного дома.

− Этот образ − мамы, детства, уютного родного дома, семьи, родных и любимых всегда с нами, куда бы ни уехал человек.

− Мы вырастаем, уходим в жизнь своими дорогами. Иногда далеко от дома, от близких людей, трудно приходится… На помощь приходит лирическая песня.

Слайд 8.: Степь.

«Ой, ты степь широкая…». Слушание в исполнении учителя.

− О чем поется в песне? Какие чувства выражены в ней? Что вы ощущали? Какие особенности заметили?

ŸРаспевы, длинная, бесконечная фраза, динамическое развитие, сопоставление громкого и тихого звучания,

− Для чего же ты нужна, протяжная лирическая песня?

ŸОна помогает выразить самые глубокие, самые сокровенные, заветные чувства: любовь, печаль, тоску, надежду, нежность… помогает пережить разлуку, разделить горе, утешаю…

− А что разлучало людей? Куда мог уехать, должен был уехать мужчина – муж, отец, брат, любимый?

ŸНа войну, в армию, в солдаты.

− Такие песни напоминали о доме, о родных. Но только ли их пели солдаты?

− В армии нужны и другие песни. Какие?

Слайд 9.: Солдатушки.

ŸБодрые, бравые, энергичные, под которые удобно шагать – маршевые, солдатские.

− Вы знаете такую песню?

Солдатушки. Исполнение.

Слайды 9-10.: Солдатушки.

− Чем интересна эта песня? Что скрыто, спрятано в ней за удалью, бодростью?

− Сколько продолжалась служба в царской армии?

Ÿ25 лет.

− И эти  25 лет, что служило семьей солдату?

− Наши деды – … /славные победы/, наши сестры – … /пики, сабли востры/, наши детки – штык да пуля метки,  наши жены – пушки заряжены…

− Так о чем же ты, солдатская песня?

ŸПесня о том, какой он – русский солдат: удалой, храбрый, любящий свое Отечество, стойко переносящий все невзгоды…

− Не печалился долго русский человек. Умел он и веселиться. Какие песни помогали ему в этом?

ŸПлясовые.

«Уж как по мосту-мосточку».

Слайд 11: «Уж как по мосту-мосточку».

Разучивание. Исполнение с музыкальными инструментами: ложки – пульс (с начала и до конца), треугольник – начало фразы (с начала и до конца), трещотки – с 3-ей фразы пульс, рубель – окончание фраз. Лучше − постепенное включение инструментов: 1 куплет – ложки, треугольник, 2 куплет – прибавить трещотки, 3 куплет – все.

Слайд 12: Жанры народных песен.

− Наш урок подходит к концу. Мы погостили у разных семейств народных песен. А сейчас мы попробуем охарактеризовать каждый сегодняшний жанр.

Выводы:

1ŸЯ добрая, ласковая, нежная, я люблю детей, хочу убаюкать их, успокоить, хочу, чтобы им снились только добрые, хорошие сны… Моя мелодия очень плавная, без больших скачков, ритм ровный, нет акцентов, я могу быть вообще без слов.

2 Распевы, длинная, бесконечная фраза, динамическое развитие, сопоставление громкого и тихого звучания

− Что можешь ты, плясовая песня?

3ŸМогу развеселить, подружить, заставить любого двигаться, плясать! Показываю, как надо отдыхать, заряжаю бодростью и энергией… Могу согреть! Отвлекаю от грустных мыслей…

 

Это – жанры: (перечислить с ребятами). Это не все жанры, на уроках музыки вы будете продолжать знакомиться с ними. А теперь мой главный вопрос: за что хотели бы поблагодарить народную песню?

ŸЗа радость. За красоту. За культуру. За то, что мы многое узнаем из нее. За то, что она есть.

− А может быть, в 21 веке она не так уж и нужна?

……….

ŸПесня хранит историю, традиции, жизнь.

− По русской традиции было – собираться за круглым столом, большой семьей, петь песни, чаевничать, а во главе стола был самовар. Пусть живут старые добрые традиции. Поэт Юрий Энтин и композитор Давид Тухманов написали песню, которой мы закончим наш урок.

Самовар. Исполнение учителем – 1 куплет.

− Я прошу вас помочь мне: припев. Запев пою я, а вы – три раза слово «самовар», 4 раз – пауза. Попробуем.

Исполнение песни.

Слайды 13-26.: Самовар.

− А какое домашнее задание вы бы сами себе задали ?

………………………..

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн