Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



тексты для упражнений по русскому языку

Submitted by Елена Владимировна Дьякова on вс, 05/01/2014 - 23:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дьякова Елена Владимировна
Место работы, должность: 

МАОУ "СОШ №37" г. Владимира, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Тексты для упражнений по русскому языку подобраны по темам, отражающим значимые вопросы воспитания.</p>

 

О пользе занятий спортом.

Диктант. «Крепче мышцы — острее ум». Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. (6 класс)

Диктант. «Королева спорта». Употребление тире между главными членами, пунктуация при однородных членах, в сложном предложении. (8,9 класс)

О лекарственных растениях.

Диктант. «Лекарственные растения». Слитное написание союзов также, тоже, чтобы; две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени. (7 класс)

Диктант. «Облепиха». Пунктуация при приложении и обособленных определениях, тире между главными членами. (8 класс)

О форме поведения.

Диктант. «О такте и деликатности». Правописание частиц не-ни. (7 класс)

Диктант.«Не быть смешным». Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, вводных словах, в сложном предложении. (8,9 класс)

Диктант. «Почему не нужно лгать?» Не-ни в отрицательных местоимениях. (6 класс)

О воспитании нравственности, воспитании человеческихчувств.

Диктант. «Жить по правде». Пунктуация при однородных членах, деепричастных оборотах, в сложном предложении; знаки препинания при прямой речи. (6-9 класс)

Диктант. «Спроси у совести своей». Пунктуация при однородных членах, вводных словах, обособленных оборотах, цитатах, в сложном предложении. (8 класс)

Диктант. «О доброте». Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, в сложном предложении. (8 класс)

Диктант. «Молодость – это вся жизнь». Пунктуация при однородных членах, обособленных определениях, в сложном предложении. (8 класс)

Диктант. «Об интеллигентности». Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах. (8 класс)

Диктант. «Будь человеком». Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, обособленных оборотах, в сложном предложении. (8,9 класс)

Диктант. «О дружбе». Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, вводных словах, в сложном предложении. (8 класс)

О труде.

Диктант. «Не краснею за своих детей». Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, обращениях, обособленных оборотах, при прямой речи, в сложном предложении. (8,9 класс)

Диктант. «Подвиг — это вершина храбрости». Употребление тире между главными членами, пунктуация при однородных членах, причастных оборотах, приложениях, в сложном предложении. (8 класс)

Диктант. «Цена хлеба». Не с разными частями речи. -Тся и -ться в глаголах. (6 класс)

Берегите природу.

Диктант. «Человек и природа». Н-нн в суффиксах страдательных причастий. Буквы е-и в безударных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Знаки препинания при однородных членах. (6 класс)

Диктант. «Не трогайте лесных детенышей».  Буквы е-и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. –Тся  и -ться в глаголах. Не с разными частями речи. Пунктуация при деепричастных оборотах, в сложных предложениях. (6,7 класс)

Диктант. «Берегите природу». Правописание приставок. Знаки препинания при однородных членах; тире между главными членами; запятая в сложном предложении и для выделения деепричастного оборота. (6,7 класс)

 

 

1.              О пользе занятий спортом.

 

Крепче мышцы - острее ум.

          Связаны  ли между собой интеллектуальная деятельность и двигательная активность? Михайло Ломоносов мог легко завязать в узел железную кочергу. Лорд Байрон участвовал в боксерских поединках. Писатель А. Куприн был одним из лучших тяжелоатлетов и борцов Киева. Все они утверждали, что тренировка и укрепление мышц помогают им в умственной работе.

           Мышцы и интеллект, тонкость натуры и мощь кулаков, светлый ум и физическая сила. Их близкое соседство кажется странным и непонятным. Но физиологи доказывают, что интеллект работающих, хорошо физически развитых людей гораздо выше, чем у людей, лишенных крепкой мускулатуры. Это объясняется тем, что поступающие от мышц сигналы - необходимая предпосылка для успешной работы мозга.

          Необходимость постоянных тренировок для работы мозга уже вполне оценили руководители ряда американских фирм. Их сотрудники, занимающиеся физподготовкой, поддерживающие себя в надлежащей форме, получают надбавку к зарплате.

(А. Суворов.) (131 сл.)

1.   Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

2.   Безударные проверяемые гласные в  корне слова.

3.   Н-ннв суффиксах прилагательных.

«Королева спорта».

          Так принято называть легкую атлетику. Ее разнообразные упражнения в беге и ходьбе- наши жизненно необходимые движения, они так же естественны, как и легкоатлетические прыжки и метания- неизменные спутники детских игр, школьных уроков физкультуры. Без бега и прыжков не обойтись баскетболистам, гимнастам, гандболистам, теннисистам, футболистам и другим спортсменам.

          Ни один вид спорта не может соперничать с атлетикой в общедоступности. Например, фигурное катание на коньках- удел девушек и юношей среднего и невысокого роста, а баскетбол - «гулливеров»; штангистыкряжистые силачи, а гимнастылегкие, изящные.

          Легкой атлетике все возрасты покорны, и заниматься ею можно, не преследуя спортивных целей, а только ради здоровья.

          В любое время года занимаются легкой атлетикой не только на стадионах, но и в залах, в лесу и в поле.    

(Из календаря.) (124 сл.)

1. Правописание безударных непроверяемых гласных, суффиксов прилагательных,  -тся и -ться в глаголах, не с  разными частями речи.

2. Употребление тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, в сложном предложении.

 

2.      О лекарственных растениях.

 

Лекарственные растения.

          Собирать лекарственные растения нужно только в сухую погоду, притом либо утром, либо вечером. Ни в коем случае нельзя делать это в жаркую пору дня. Клубни, корни, кору можно укладывать в мешки, зато листья, цветы и плоды лучше собирать в корзину, чтобы они лежали свободно,«дышали». Плотно уложенные, спрессованные растения легко нагреваются и вследствие этого теряют свои полезные свойства.

          Собранное сырье не рекомендуется долго хранить неразобранным. Важно знать также, что несколько видов растений нельзя собирать в одну тару.

          Собранные растения перед сушкой следует перебрать, отсортировать, очистить от земли, а также от посторонних примесей, затем разложить их на подстилке и просушить в хорошо провет­риваемом месте. На солнце сушить растения нельзя.

(По М. Клюеву.) (110 сл.)

1. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

2. Две буквы н  в  суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени.

 

Облепиха.

          В народе ее называют чудо-ягодой. Называют так потому, что она обладает чудесными свойствами: способствует заживлению ран, ожогов, помогает при болезнях желудка, туберкулезе, невралгии, излечивает цингу - да всего и не перечислишь!

          Из ягод облепихи производят лекарственный препаратоблепиховое масло, так благотворно действующее на человеческий организм. А листья облепихи - хорошее дубильное сырье.

          Облепихакустарник или дерево с колючими ветвями, растет по берегам рек, озер, в горах.Плодыкостянки с сочной мясистой и ароматной мякотьюкак бы облепляют ветки, отсюда и название. Это растение распространено в диком виде в южных районах страны.

          Ценность облепихи как лекарственного растения оценили садоводы-любители, жители центральных областей России. Сейчас у многих из них в саду растут разные сорта облепихи, плоды которой они используют как лечебное средство.

(По Казанскому.) (121 сл.)

1.  Правописание личных окончаний глагола.

2.  Пунктуация при приложении и обособленных определениях, тире между главными членами.

 

3.              Поговорим о форме поведения.

 

О такте и деликатности.

           Если ты сам на школьной скамье не овладеешь главной наукой - быть человеком среди людей, вряд ли тебе удастся это позже.

          Вот кто-то из твоих одноклассников, ни на секунду не задумываясь, прочитал адресованную не ему записку. Что это - мелочь? Ничуть не бывало. По меньшей мере - бестактность.

           Бесцеремонность неприятна всем. У иного привычка хлопать дверью, выходя из помещения. И звенят стекла в окнах, осыпается штукатурка с потолка, вздрагивают все присутствующие. Это тоже далеко не мелочь.

          А не уступить место в трамвае пожилому или нездоровому человеку? Оттолкнув всех, ворваться первым в автобус, кинозал, магазин? Или, придя в гости, причесываться за столом, ковыряться в ушах, носу? Здесь подходит любое определение: невоспитанность, бестактность, неразвитость чувств.

(А. Грибова.) (114 сл.)

1.  Правописание частиц нени.

2.  -Тся и -ться в глаголах.

 

Не быть смешным.

          Поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием...

          Говорят, надо быть веселым. Но шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим.Вечно сыпящий остротами молодой человек перестает восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом.

          Не будьте смешными...

          Смешным можно быть во всем, даже в манере одеваться. Если мужчина слишком тщательно подбирает галстук к рубашке, рубашку к костюмуон смешон. Чрезмерная забота о своей на­ружности сразу видна. Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчины не должна переходить границ. Женщинаэто дело другое. У мужчины же в одежде должен быть намек на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук—этого достаточно. Костюм может быть старый.

В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте редко и вовремя пошутить. Занимайте собой как можно меньше места, не старайтесь быть «душой общества».

          Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность и шумность...

          В своем поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным и тихим.

(По Д. Лихачеву.) (180 сл.)

1.  Правописание безударных гласных, приставок, глаголов, падежных окончаний существительных и прилагательных.

2.   Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, вводных словах, в сложном предложении.

 

Почему не нужно лгать?

          Солгатьэто значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесет им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит. Ведь человек, попавшийся на лжи раз, и другой, и третий, скоро прослывет лгунишкой, и никто больше не будет верить даже тогда, когда он скажет правду. А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадется, потому что правду невозможно скрыть. Она всегда становится известной, потому что она сильнее любой лжи.

(Д. Родари.) (86 сл.)

1.  Не—нив отрицательных местоимениях.

2.  Не с глаголами.

3.  Непроизносимые согласные в корне.

 

4.              О воспитании нравственности, воспитании человеческих чувств.

 

Жить по правде.

          Если для повышения уровня культуры и ее престижа в стране потребуются многие годы, то, может быть, нравственность можно воспитать быстрее и с меньшими затратами?

          Повысить престиж нравственностиэто же так важно!.. И вот что мне пришло на ум: а если, не создавая никакого нового общества, не организуя душеспасительных лекций и не собирая митингов, просто предложить: «Товарищи дорогие, давайте скажем каждый себе: я буду жить по правде. Не лгать, не обманывать, не прибегать к хитростям для получения каких-то благ, не интриговать, не склочничать, быть скромным, жить только трудом - хотя бы и тяжело, но зато с легким сердцем и с необремененной совестью».

          И самое главное: не скрывать этого желания от других, а объявлять всем об этом, никого не агитируя, не призывая, действуя только личным примером...

          Каждый начнет сам и постарается прожить всю жизнь под звездой чести и достоинства. Изберем себя в одиночку: каждый себя и навсегда.

(По Д.Лихачеву.) (148 сл.)

1.  Правописание безударных гласных, окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глагола, частицы не.

 2.  Пунктуация при однородных членах, деепричастных оборотах, в сложном предложении; знаки препинания при прямой речи.

 

Спроси у совести своей.

           Спокоен и счастлив тот, кто живет в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с нею: поступился совестью ради маленькой сиюминутной выгоды или, хуже того, отрекся от нее из личного эгоизма.

          Совестливый человек не обманет, не украдет, не сподличает, не предаст, на производстве не схалтурит. В частной жизни не оставит без помощи и внимания старых родителей или собственного ребенка, не обидит слабого и не унизит себя лицемерием и лестью.

          Совестливыйзначит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и добротой. О совестливом человеке можно сказать словами  Н. А. Добролюбова: «Пусть его жизнь не озарилась блеском какого-нибудь необыкновенного деяния на пользу обществавсе-таки его нравственное значение не потеряно».

          Добавим, что нравственное значение каждой личности, живущей по неписаным законам совести, неоценимо, ибо всем окружающим оно дарит свет и теплоту человечности.

(В. Ткаченко.) (131 сл.)

1.   Правописание безударных гласных, непроизносимых согласных, падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глагола, частицы не.

2.   Пунктуация при однородных членах, вводных словах, обособленных оборотах, цитатах, в сложном предложении.

 

О доброте.

            Добротавещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Онатот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга… Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.     

(В. Ртов.) (62 сл.)

1.Правописание безударных гласных, существительных, прилагательных, глаголов.

2.Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, в сложном предложении.

 

Молодость—это вся жизнь.

           Когда я учился в школе, мне казалосьвот вырасту, и все будет иначе. Я буду жить среди каких- то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе... А в действительности... вместе со мной вступили в этот «взрослый» мир и мои товарищи по школе, а потом и по университету. Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оно оставалось тем же...

          Я помню, что и у моей матери самыми лучшими подругами до конца своей долгой жизни оставались ее школьные подруги...

          В молодости формируется не только человек - формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями,— не радость.

          Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности...

           И помните поговорку: «Берегите честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.

          Наша молодостьэто и наша старость.

                (По Д. Лихачеву.) (213 сл.)

1.   Правописание безударных гласных, приставок, глаголов, частицы не.

2.    Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, обособленных определениях, в сложном предложении.

 

Об интеллигентности.

          Человек должен быть интеллигентным...

          Многие думают: интеллигентный человекэто тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков.

          А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком...

          Интеллигентность не только в знаниях, а в особенностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себяне мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой).

          Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

          Интеллигентностьэто способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям.

          Интеллигентность надо в себе развивать, тренироватьтренировать душевные силы, как тренируют и физические силы.            

(По Д. Лихачеву.) (183 сл.)

1.  Правописание безударных гласных, приставок, падежных окончаний существительных и прилагательных, глаголов, наречий.

2.  Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах.

 

Будь человеком.

          Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный миррадость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям. Умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может постигнуть и тебя. Не будь равнодушным. Равнодушиеэто душевная слепота. Существует в этике такое понятиехамство. Это один из пороков человека, невежественного в нравственном отношении. Хам не понимает и не чувствует душевного состояния человека: он способен сыпать соль на сердечные раны; громко стучать грязными сапогами там, где нужно затаить дыхание; ломиться в дверь, когда надо тихонько и незаметно отойти на цыпочках от этой двери; смеяться, когда всем грустно. Умей воспитать себя так, чтобы ты не только сам не был дремучим невеждой, но и ненавидел невежество, хамство.

(В. Сухомлинский.) (146 сл.)

1.   Правописание гласных и согласных, существительных, прилагательных, глаголов, частиц.

2.   Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, обособленных оборотах, в сложном предложении.

 

О дружбе.

          Дружба - это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы чем- то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро. Я считаю одним из самых главных правил морального воспитания то, чтобы в годы отрочества и ранней юности каждый человек пережил глубокое чувство восхищения духовным благородством хорошего человека, влюбился в него. От этого, по существу, зависит вера в человека, в красоту человечности.

Если этого нет, душа человека пуста, малейшие неурядицы жизни могут вызывать у него мелочное брюзжание, неверие в свои силы.

          Пустота души, то, что в человеке нет веры ни во что,— самый страшный порок. Я уже когда-то писал тебе об этом, повторю еще раз. Пустая душа жадно впитывает плохое и трудно поддается влиянию хорошего, потому что пустота, духовная убогость уже сами по себе являются пороками. Тот, у кого пустая душа, не может быть настоящим другом, он не чувствует человечности в дружбе.

(В. Сухомлинский.) (153 сл.)

1.   Правописание безударных гласных, приставок, существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, частицы не.

2.  Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, вводных словах, в сложном предложении.

 

5.      О труде.

 

Не краснею за детей.

          Помню (это было много лет тому назад), наш отец, сельский учитель, уходя на занятия, поручил каждому работу по дому. Вечером он спросил, кто как провел день, как выполнил его задание. Оказалось, что один из братьев, увлекшись игрой, о деле забыл начисто.

- Знаете, дети, мудрую пословицу предков,- обратился к нам отец. - Кто сказал и сделалчеловек. Кто не сказал и сделал- лев. Кто сказал и не сделалосел. Присмотритесь внимательно друг к другу. И сами ответьте, кто у нас сегодня есть кто...

          Прошли годы. Я уже сама мать. Но не забывается отцовская наука. Сыновей и дочерей с малолетства приучаю к труду. Нередко слышу вопрос: «Как удается воспитать десятерых детей да еще трудиться в виноградарской бригаде?» Секрет прост: уроки добра, трудолюбия мои дети получают на виноградной плантации, куда нередко приходят. Труд для них так же естествен, как глоток воды в жаркий день. Не подумайте, что они знают одну только работу. Нет. Время остается и для отдыха, и для веселых забав. Но по неписаному семейному правилу отдых и радость лишь тому, кто их заслужил.          

(Из журнала.)   (175 сл.)

1.  Правописание безударных гласных, приставок, существительных, прилагательных, глаголов, частицы не.

2.  Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, обращениях, обособленных оборотах, при прямой речи, в сложном предложении.

 

Подвиг- это вершина труда.

          Я знаю многих героев войны, и их храбрость, их героизм были неразрывно связаны с упорной физической и нравственной закалкой, со страстным накоплением знаний, мастерством, переходящим в степень искусства, виртуозности. И я много раз убеждался в том, что храбрость без закалкивсе равно что холостой выстрел.

          Мало одного энтузиазма, одного желания стать героем может хватить порой только на короткую вспышку смелого действия, может быть, на достойную гибель, но не на долгую, упорную борьбу.Потому что борьба—это труд, а во всяком труде нужен навык.

           Думаю, что все сказанное относится не только к летчикам, подводникам, геологам, полярникам-  к людям так называемых романтических профессий.  Подвиг на любом посту, в любой работе требует смелости и колоссального напряжения сил.

          На каком бы участке жизни ни были совершены подвиги: в сражении или на стройке, на заводе или на ферме, в научно-исследовательской лаборатории или в медицинской клинике,— в подвигах есть общая черта. Подвигэто вершина огромного труда, напряженного и многогранного.

(По И. Кожедубу.) (157 сл.)

1.  Правописание непроизносимых согласных, окончаний существительных, прилагательных, глаголов, частиц нени.

2.  Употребление тире между главными членами, пунктуация при однородных членах, причастных оборотах, приложениях, в сложном предложении.

 

Цена хлеба.

          Непросто достается хлеб. Сто потов сойдет с земледельца, прежде чем зерно окажется в закромах. К сожалению, не все об этом помнят. Случается, что некоторые, не задумываясь, выбра­сывают чуть зачерствевшую буханку хлеба. Бывает, и ребята бездумно бросают оставшийся кусочек. А ведь каждый брошенный ломотьстрашная обида всем хлеборобам. Надо не забывать, что хлеб нам нужен каждый день, значит, и беречь его нужно каждодневно и каждому.

(По Л. Тереховой.) (66 сл.)

1.   Не с разными частями речи.

2.  -Тся и -ться в глаголах.

 

6.      Берегите природу.

 

Человек и природа.

          Я и мир вокругэта проблема волнует человека. Это и естественно, ведь в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Человеку природа нужна. И не потому только, что лес очищает воздух, накапливает влагу и солнечную энергию, защищает поля и реки, а без воды и воздуха жизнь вообще немыслима. Красота рощи, луга, вечернего заката, красота обыкновенного камешка, обкатанного морской волной, былинки, растущей на крутом горном склоне, делает людей более человечными, благородными, чуткими.

          Но все ли это понимают? Мимоходом сорванный цветок, сломанная ветка, работающий на холостом ходу грузовик, загрязненные частицами олова, ртути озера и реки, скомканные целлофановые пакеты под ногами, выброшенный на траву мусор... Такой мы оставляем на земле след.

          Будут ли радовать глаз цветы, петь птахи, зеленеть деревья, зависит от тебя, от меня, ото всех.

(А. Грибова.) (125 сл.)

1.  Н—нн в суффиксах страдательных причастий.

2.  Буквы еи в безударных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.

3.  Знаки препинания при однородных членах.

 

Не трогайте лесных детенышей.

                  Не все знают, что нельзя уносить из леса лесных детенышей.

          Взрослея, зверята стремятся познавать жизнь, но у них еще нет достаточной осторожности; они не научились бояться людей. Поэтому порой в лесу можно встретить одиноких детенышей лесных обитателей. И не только в лесувблизи городов и поселков, на обочине шумного шоссе.

          Однако это вовсе не значит, что звереныши потерялись и их надо спасать. Абсолютное большинство животных в естественных условиях обитания никогда не теряет и не бросает детены­шей. И еще помните, что выходить «спасенного» детеныша дикого животного в домашних условиях крайне сложно. Не обязательно, конечно, он погибнет, однако нормального, здорового животного из него не вырастет. Даже если вы устроите им сносную жизнь в течение лета, к осени все равно придется выпустить их в лес. Выпустить на погибель: птенец или звереныш, проживший стадию возмужания возле человека, не подготовлен к самостоятельной жизни в природе.

          Не рассчитывайте всерьез, что, принеся в дом дикого звереныша, вы добьетесь с ним того же взаимопонимания, какое есть у человека с давно одомашненными животными. Не вырастить из рыси Кисы, из медвежонкадобродушного Потапыча. И если доведется вам встретить во время загородной прогулки симпатичного звереныша, пожалуйста, не трогайте его. Оставьте его в лесу.

(Т. Бажутин.) (196 сл.)

1.  Буквы е — и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

2.  -Тся и -ться в глаголах.

3.  Не с разными частями речи.

4.  Пунктуация при деепричастиях и деепричастных оборотах, в сложных предложениях. 

 

Берегите природу.

          Вся природа и самая малая часть ее: дерево в сквере, ромашковая поляна среди домов нового микрорайонавсе это принадлежит всем нам. Мы все хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудоввсего живого, прекрасного естественного украшения земли. Но если мы хозяева, то, несомненно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. Бездумно спиленный тополь, затоптанный сад, «безразмерный» букет лесных цветов, какой нередко приносят с прогулки, выловленная рыбная молодь в речушкевсе это удар по запасам природных богатств, которыеувы!не безграничны. В больших городах и вблизи них вопрос стоит особенно остро: тут каждое деревоэто наше с вами дыхание, следовательно, здоровье.

          Никакими декретами и законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе.

(В. Ткаченко.) (134 сл.)

1.  Правописание приставок.

2.  Знаки препинания при однородных членах; тире между главными членами; запятая в сложном предложении.

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн