Официальный сайт flashgamer 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок "Агрегатные состояния вещества"

Фото пользователя Галина Михайловна Фролова
Submitted by Галина Михайловна Фролова on Tue, 04/02/2014 - 13:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Фролова Галина Михайловна
Место работы, должность: 

учитель физики

МКОУ "Масловская СОШ"

Новоусманский район

Регион: 
Воронежская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Физика
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> рабочий урок в 8 классе с использование презентации</p>

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
         «Агрегатные состояния вещества»

Ф.И.О. – Фролова Галина Михайловна

Место работы – МКОУ «Масловская СОШ» Новоусманский муниципальный район Воронежская область

Должность – учитель физики

Предмет – физика

Класс – 8

Тема и номер урока в теме – «Агрегатные состояния вещества» / урок № 16  / тема «Тепловые явления»

Базовый учебник – «Физика-8класс» / А.В.Пёрышкин

Форма учебного занятия: Школьная лекция или беседа с постановкой демонстрационного эксперимента.

ЦЕЛИ урока:

Учащимся необходимо научиться применять знания о взаимодействии молекул к объяснению и анализу явлений окружающего мира. Называть три агрегатных состояния вещества, уметь приводить примеры из учебника, объяснять поведение жидких, твердых и газообразных тел с позиций молекулярного строения. Знать основные положения МКТ.

Учащимся необходимо систематизировать имеющиеся знания о силах взаимодействия молекул и расширить их.

Ученик должен учиться применять знания о взаимодействии молекул к объяснению агрегатных состояний вещества. Ученики должны усвоить характерные особенности межмолекулярного взаимодействия в веществах находящихся в различных агрегатных состояниях.

ЗАДАЧИ урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Назвать физическую величину, определяющую агрегатное состояние вещества. Проиллюстрировать это. Составить список явлений, которые объясняются основными положениями МКТ строения вещества, найти удобную форму представления этой информации.

Дать представление о кристаллической решетке как модели строения твердых тел. Обосновать связь между межмолекулярным взаимодействием и строением вещества. Познакомить учащихся с элементами экспериментального метода исследования явлений.

Показать, что взаимодействие является неотъемлемым свойством материальных объектов. Продолжить работу по выделению основного содержания материала при работе с научно-популярной литературой  по нескольким источникам.

Расширить и уточнить знания о взаимодействии молекул при объяснении перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое. Сформировать умения применять основные положения теории строения вещества к обоснованию свойств данного агрегатного состояния вещества. Формировать навыки самоконтроля.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Подчеркнуть значение моделирования строения вещества в познаваемости явлений окружающего мира, противодействующие стороны в явлении взаимодействия молекул и подвести к пониманию закона единства и борьбы противоположностей. Показать, что моделирование и описание выступают как методы изучения фактов при обобщении явлений на разных уровнях.

Показать значение опытных фактов и эксперимента в создании модели строения вещества. Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ:

Проверить уровень самостоятельности мышления школьника по применению учащимися знаний в различных ситуациях. Продолжить работу по формированию умений обобщать опытные данные на основе имеющихся знаний о строении вещества.

Работать над формированием умений, анализировать свойства и явления на основе знаний, выделять главную причину, влияющую на результат, выделять признаки сходства в описании явлений при их обобщении.

Сформировать элементы творческого поиска на основе приемов обобщения. Высказать свое суждение о роли теоретических знаний в познании человеком природы.

Анализ выполнения домашнего задания

Примерный перечень вопросов:

Что вам известно о строении вещества?

Какие явления доказывают, что молекулы вещества движутся?

Приведите примеры подтверждающие, что между молекулами существуют силы взаимодействия.

Что доказывает явление смачивания?

Положите в воду кусочек мела. Что наблюдается? Объясните.

Почему трудно оторвать друг от друга две смоченные пластины полированного стекла?

Постановка задачи урока и формулировка темы.

Работа над изучаемым материалом реализуется через совершенствование и применение знаний и умений; через создание проблемной ситуации:

Основное содержание урока

Три состояния вещества (примеры). Механические свойства твердых тел (форма, объем). Механические свойства жидкостей (форма, объем). Механические свойства газов (форма, объем).  Объяснение этих свойств на основе знаний о молекулах, их расположении и силах взаимодействия. Основные положения строения вещества (МКТ).

Демонстрации:  опыт с переливанием воды (сохранение объема), опыт, с мячом, опыт с резиновым шаром (заполнение газом всего предоставленного ему объема – перевязав нитью шар, наполняют одну его часть воздухом, а затем развязывают нить), модель кристаллической решетки.

Презентация «Агрегатные состояния вещества»

 

Состояние вещества связано с характером расположения, взаимодействия и движения молекул. Попытайтесь это представить в виде рисунков и заполнить ими таблицу. Таблицу или на экран вывести, или распечатать на каждого ученика с последующим вклеиванием в рабочую тетрадь.

Состояние

Свойства

Фантазия на тему: молекулы

Твердое

Сохраняет форму и объем; сжимаемо

Жидкое

Сохраняет  только объем; течет; несжимаемо.

 

Тесновато            Перескок

Газообразное

Не сохраняет ни форму, ни объем; течет; легко сжимаем.

Простор
       Непрерывное блуждание

 

Перечислите основные положения МКТ.

Чем, с точки зрения строения, жидкие тела отличаются от твердых тел?

В каком состоянии вещество не имеет ни формы, ни объема?

Почему твердые тела сохраняют свою форму и объем?

Почему газы занимают весь предоставленный им объем?

Тело легко меняет форму, но сохраняет объем. В каком состоянии находится вещество?

Предложить таблицу, в которой демонстрируется соответствие каждому указанному явлению хотя бы одно из положений МКТ строения вещества, заполнить ее.

Явление

Основное положение МКТ, лежащее в
основе объяснения данного явления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему алмаз имеет большую прочность, чем графит?

Почему соль, брошенная на раскаленные угли, трещит?

Вопросы для обсуждения

Вода смачивает стекло, а ртуть нет. Почему? Что необходимо сделать, чтобы стекло не смачивалось водой?

Какой грунт сохнет быстрее после дождя, песчаный или глинистый? Почему?

Почему мокрое белье, вывешенное на мороз, трудно сложить, сжать?

В каких состояниях находится ртуть в стеклянной трубке термометра?

Утром, над долиной, появился туман. Что это за вещество, и в каком состоянии оно находится?

Чем обусловлен «СМОГ»?

Имеет ли диффузия направление?

Лед, вода, пар – три состояния одного и того же вещества – воды. Что можно сказать о молекулах воды в этих состояниях?  Чем они отличаются друг от друга? Каким образом одни и те же молекулы смогли создать три разных состояния? Что Вам известно о свойствах воды?

Проблемы

На рисунке представлен график замерзания раствора поваренной соли в зависимости от процентного содержания в нем соли. “Прочитайте” график. При какой концентрации раствора точка замерзания наинизшая?

 

Проекты

Построить диаграмму в виде трех “наползающих” друг на друга кругов.

На «общих» участках – одинаковые свойства, на «самостоятельных» – индивидуальные особенности.

Ожидаемый вид проекта приведен слева.

Цели домашнего задания

Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).

Выделять главную мысль в прочитанном тексте. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.

Систематизировать вещества по признакам принадлежности с определенным “сообществам”.

Домашнее задание

А) подготовиться к лабораторной работе.  Б) А+ составить список веществ, относящихся к твердому, жидкому и газообразному состоянию.  В) Б+ нарисовать модели строения этих веществ.

К сведению учителя.

Агрегатные состояния веществ.

При фазовых переходах первого рода скачком изменяются плотность веществ и энергия тела; очевидно, при фазовых переходах первого рода всегда выделяется или поглощается ко­нечное количество тепловой энергии. При фазовых переходах второго рода плотность и энергия меняются непрерывно, а скачок испытывает такие величины, как теплоемкость, теплопроводность; фазовые переходы второго рода не сопровождаются поглощением или выделением энергии. Примером фазового перехода второго рода может служить переход жидкого гелия в сверхтекучее состояние, переход ферромагнетика в парамагнетик при точке Кюри, переупорядочение кристаллов сплавов и др.

Характерным примером фазового перехода первого рода может служить переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.

В физике рассматривают четыре агрегатных состояния: твердое, жидкое, газообразное и плазменное.

При переходах из одного агрегатного состояния в другое, как уже отмечено выше, обязательно выделяется или поглощается тепло. Переход от более упорядоченных структур к менее упорядоченным требуют притока тепла извне, при обратных переходах выделяется такое же количество тепла, которое поглощается при прямом переходе. Отметим, что, как правило, переход из одного агрегатного состояния в другое обычно имеет место при постоянной температура, таким образом, фазовый переход является источником или поглотителем тепла, работающим практически при постоянной температуре.

Нередко изменения агрегатного состояния вещества позволяет очень просто решать до этого почти неразрешимые технические задачи. Например, как заполнить послойно емкость смешивающимися между собой жидкостями?

Способ послойного заполнения емкости смешивающимися жидкостями путем последовательного анализа их, отличающийся тем, что с целью упрощения процесса, первую жидкость налитую в емкость, замораживают, следующую жидкость наливают на верхний слой замороженной жидкости, а затем последнюю размораживают.

При изменениях агрегатного состояния резко изменяются электрические характеристики вещества. Так, если металл в твердом или жидком виде – проводник, то пары металла – типичный диэлектрик.

 

 

Прикрепленный файл Size
Урок Агрегатные состояния вещества.zip 2.56 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн