Природа штриха, как и природа звука, вытекает из многообразной звуковой палитры жизненных явлений. Человек – как издревле, так и сейчас – продолжает слышать, ощущать одно и тоже: непреходящий поток воды в реке, перестук моросящего дождя, щелкающие удары прыгающих градинок. Протяжное, короткое, раздельное. Каждый раз с рождением нового инструмента, рождался не только новый колорит звука, но и свой особенный прием игры, т.е. штрих, который становился естественным для данного музыкального инструмента. Музыкальные инструменты делятся на три основные группы: духовые, струнные, ударные. С возникновением проблемы имитации при переложении музыки одних инструментов для исполнения другими, а также для поиска новых красок, возникла и проблема штрихов.
Как пишет в своей книге “Искусство игры на баяне” Фридрих Липс, среди баянистов и аккордеонистов до настоящего времени еще не сформировались единые определения штрихов и приемов игры, существует путаница в том, есть ли разница между способом игры и приемом, приемом и штрихом.
По определению Ф.Липса: ”Штрих – это характер звучания, обусловленный конкретным образным содержанием, получаемый в результате определенной артикуляции”.
Еще более полно отражает сущность понятия штриха формулировка Б.Егорова: “Штрихи – это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приемами в зависимости от интонационно-смыслового содержания музыкального произведения”.
А вот как дает определение штрихам В.Завьялов в методическом пособии “Баян и вопросы педагогики”:”…способ игры порождает ее приемы, а те, в свою очередь, могут иметь различные оттенки, которые называются штрихами”.
Аккордеон, как и баян, имея большие динамические возможности, все же остается несовершенным инструментом.
Если на фортепиано можно выделить какой-либо голос из общего многоголосия, используя для этого силу удара пальца по клавише, то на аккордеоне сделать это невозможно, так как сила его звука не зависит от силы нажима на клавишу, а напрямую зависит от интенсивности натяжения меха. Для выделения голосов в аккорде или в многоголосном произведении, наиболее эффективным средством является использование штриховых возможностей. Потому для каждого аккордеониста, баяниста необходимо в совершенстве овладеть штрихами. Реальное звучание извлекаемого звука достигается в результате непосредственной работы пальцев и меха, причем и способы прикосновения пальцев к клавишам, и ведение меха постоянно дополняют друг друга. Атаке звука предшествует сигнал, который дается нашим сознанием, в результате чего происходят целенаправленные движения игрового аппарата.
Форма звука складывается из 3х стадий: начала, основной части и окончания.
По степени слитности или раздельности звука определяется категория штриха. Расчлененность звуков зависит от двух последних стадий: основной части и окончания. Изменения этих стадий и влияют на характер штриха.
Исполнитель может управлять атакой звука благодаря взаимодействию скорости открытия-закрытия клапана и степени давления воздуха в меховой камере.
Плавный нажим на клавишу с одновременным плавным движением меха образует мягкую атаку.
Толчок клавиши – твердую атаку.
Удар по клавише – жесткую атаку.
При извлечении звука производится одновременно нажим на клавиши(движение кисти, пальцев) и подача воздуха(движение меха). Но в одних случаях основную роль в характере звукоизвлечения играет пальцево-кистевой способ игры, в другом – меховой. Поэтому штрихи можно разделить на два вида: штрихи меха и штрихи пальцев.
Различные способы исполнения – как пальцевый, так и меховой – зависят от характера и содержания исполняемой пьесы.
Штрихи пальцев.
Штрихи пальцев исполняются засчет изменения характера работы пальцев. Сюда относятся все виды легато, стаккато и нон легато.
Штрихи меха исполняются левой рукой, засчет изменения характера движения меха. К ним относятся: мягкий штрих деташе, твердый штрих маркато, резкий штрих сфорцандо, акценты.
Legatissimo– в переводе “очень связно”. Это высшая степень связной игры. Клавиши нажимаются и отпускаются максимально плавно. Штрих легатиссимо является важнейшим средством контиленной игры. Однако следует избегать наложения звуков одного на другой – это признак невзыскательного вкуса. На аккордеоне, баяне звук не гаснет, и поскольку начало очередного звука звучит на том же динамическом уровне, что и окончание предыдущего, то результатом этого будут режущие слух звуковые наслоения.
Легато – прием самый распространенный. Легато означает “связанно, певуче”(ит.). Звуки как бы вытекают один из другого. При исполнении легато кисть должна быть свободной, мягкой, гибкой. Важно чутко осязать поверхность клавиши кончиками пальцев. “Клавишу нужно ласкать! Клавиша любит ласку! На нее только она отвечает красотой звука!” – говорил Н.Метнер. “Кончик пальца должен как бы срастись с клавишей, ибо только так может возникнуть ощущение, будто клавиша – продолжение нашей руки” – писал музыкант, профессор будапештской государственной музыкальной академии Йожеф Гат.
Аккордеонист с первых шагов обучения игре должен уяснить, что сила звука не зависит от силы нажатия клавиши. Вполне достаточно той силы, которая преодолевает сопротивление пружинки и удерживает клавишу в положении упора.
Чаще прием легато исполняется совмещенными пальцевыми и кистевыми движениями. Свободная мягкая кисть вместе с предплечьем пластично следует за изгибами мелодической линии и помогает тем самым работе пальцев. Огромное значение имеет правильно выбранная аппликатура. В брошюре “Вопросы методики преподавания”(составитель Тудоровский) говорится о кистевом легато. Клавиша нажимается без пальцевого замаха, с помощью движения кисти, которая опирается на пальцы. Точка опоры кисти при игре переходит с одного пальца на другой. При этом не следует давить на клавиши, а только опираться на пальцы.
Аккордовое легато характеризуется тем, что пальцы переносятся с одних клавиш на другие. Кистевое движение направляет перенос и помогает осуществлять его без замаха пальцев, этим обеспечивая соединение, близкое к легато.
Stakkato. Под стаккато подразумеваются все способы игры, при которых звуки извлекаются отрывисто, раздельно. У классиков звуки стаккато выдерживаются примерно до половины своей длительности. Но это, однако, меняется в каждом стиле, произведении. В конечном счете вкус исполнителя определяет длительность стаккато.
Пальцевое стаккато. Исполняется посредством активного пальцевого замаха при спокойном положении кисти. Замах пальца и его отталкивание от клавиатуры здесь менее активны, чем при кистевом стаккато. И хотя пальцы быстро отталкиваются от клавиш, их не следует поднимать высоко, так как при быстром темпе амплитуда замаха потребует дополнительное время. Итак, стаккато предусматривает отрывистое, краткое звучание, где длительность сокращается вдвое.
Stakkatissimo– острое стаккато. Требует сокращение указанной в нотах длительности на три четверти. Если при обычном стаккато четверть как восьмая, при стаккатиссимо четверть исполняется как шестнадцатая и три шестнадцатых паузы. Для исполнения стаккато(стаккатиссимо) возможны такие приемы: пальцевое стаккато, кистевое стаккато, меховое стаккато. Сами названия их говорят о приемах выполнения.
Кистевое стаккато. Очень распространенный штрих. Чаще всего применяем при исполнении аккордов и двойных нот. Этот прием позволяет добиться хорошей четкости и легкости при исполнении аккордов путем горизонтальной вибрации кисти. При этом пальцы остаются неподвижными. Прием кистевого стаккато распространен в октавной технике. Итак, штрихи стаккато, стаккатисссимо, кистевого стаккато извлекаются при ровном ведении меха.
NonLegato. Этот прием основан на независимых свободных движениях пальцев. Заключается он в том, что палец выдерживает длительность ноты почти полностью. Затем его следует приподнять(кисть при этом спокойна) и без толчков нажать другим пальцем следующую клавишу. Между звуками должен быть небольшой перерыв. При штрихе нон легато ноты должны звучать раздельно, но не коротко. Пальцы мягко нажимают клавиши и как бы шагают по ним. Центр тяжести кисти в кончиках пальцев. Нажимая клавиши, пальцы не должны прогибаться в суставах. Нельзя поднимать пальцы слишком высоко над клавиатурой.
Что касается штриха Portamento, то здесь нет единого мнения, наблюдается разночтение в определении этого штриха. Так, в брошюре А.Тудоровского читаем:”Портаменто(подчеркнутое, утяжеленное звучание) – активная атака начала звука без последующего диминуэндо. Для активизации начала звучания исполнитель должен “качнуть”(слегка толкнуть) корпусную коробку. При исполнении нескольких, идущих подряд портаменто мех будет двигаться не плавно, а рывками, совершая мелкие движения.
В работе Аркадия Басурманова “Работа баяниста над мелодией и аккомпанементом” поясняется :”Шрих портаменто предусматривает очень точное и полное выдерживание длительностей(исполнение почти легато). Палец как бы прилипает к клавише, но в последний момент его нужно снять. При этом сила звучания каждой ноты в отдельности будет ровная. Штрих портаменто применяется когда требуется подчеркнуть определенную долю такта или нескольких звуков, но подчеркнуть не акцентом, а полным выдерживанием длительностей.”
Василий Завьянов, “Баян и вопросы педагогики”:
Портаменто – скользящий переход от одного звука к другому. Исполняется активным движением меха (нажимом на каждый звук) при одновременном нажатии пальцев клавиш. Звук выдерживается на одном динамическом уровне в течение всей длительности.
А вот точка зрения Фридриха Липса в “Искусство игры на баяне”(1985 г. издания):
Штрих портаменто ошибочно вошел в лексикон баянистов и аккордеонистов, поскольку он подразумевает соединение звуков путем скольжения (близкое к глиссандо) и применяется в пении и игре на струнных смычковых инструментах. Итальянское слово Portareпереводится как “нести, выражать, утверждать”.
Липс дает определение Portato: связная игра, но в отличие от легато звучание каждого тона более активно. Этот штрих применяется в мелодиях декламационного характера, исполняется легким пальцевым ударом.
Tenuto– штрих, который относится к категории раздельных штрихов, где звуки выдерживаются точно в соответствии с указанной длительностью и силой динамики. Раздельно, выдержанно, подчеркнуто. Исполняется ударом или толчком при ровном ведении меха.
Штрихи меха.
Martele– акцентированное меховое стаккато. Мартеле в переводе означает “удар молотка”. Применяется в том случае, если нужна исключительная четкость. Этот прием состоит в частой и резкой смене движения меха на каждый аккорд, аналогично тремоло мехом. Способ извлечения этого штриха сходен с извлечением маркато, однако характер более острый. Рывки мехом выполняются коротким волевым движением левой руки.
Detache. В переводе с французского – отделять. Извлечение каждого звука происходит отдельным движением меха на разжим или сжим. Пальцы при этом могут оставаться на клавишах или отрываться от них. Штрих деташе может быть деташе tenuto, деташе стаккато, связным и раздельным. В быстром темпе штрих переходит в один из характернейших приемов мехом – тремоло.
Markato– характеризуется тем, что исполняемый этим штрихом звук на всем своем протяжении одинаков. Он получает нужную силу без предварительного вхождения в нее и прекращается мгновенно, без изменения силы звучания. Маркато в переводе – подчеркивая, выделяя. Исполняется активным ударом пальца и рывком меха. Этот штрих требует от исполнителя волевого звукоизвлечения и применяется в произведениях мужественного, оптимистического характера.
Sforzando– остроударное исполнение отдельных звуков или созвучий. Исполняется толчком меха в начале длительности нот. Звук, извлеченный сфорцандо, вначале сильнее, чем во всей остальной своей части. Эта особенность дает возможность бесконечно варьировать соотношение силы звука в его начальной и последующих частях. Иногда исполнители при игре сфорцандо на pianoделают начало звука чуть ли не forte. Это совершенно недопустимо. Надо помнить, что усиленная часть звука вначале будет приблизительно на динамическую ступень сильнее. Отступление допускается только в том случае, если оно вытекает из специального художественного замысла.
Аккордеонный, баянный штрих сфорцандо не следует смешивать с динамическими обозначениями у классиков. Например, у Бетховена, где sfобозначает особо сильный акцент. Учитывая гибкость звучания, надо тщательно рассчитать характер исполнения сфорцандо в каждом отдельном случае в соответствии с содержанием произведения.
Akzentкак и сфорцандо исполняется толчком меха. Но при этом ударение производится на основную часть звука по всей его длительности. При этом акцент может быть указан над звуком при любом его штрихе: легато, стаккато, деташе, сфорцандо.
Итак, подобно всем другим видам искусства музыка выражает человеческие страсти. Музыкальное произведение записано в нотах композитора только в общих чертах, вроде стенограммы, эмоциональное содержание его намечено эскизно. Этот эскиз, состоящий из нот, исполнитель оживляет, заново создает.
Проявления чувств бывают очень различными не только у людей, но и у одного и того же человека, поэтому при проникновенном исполнении музыки решения бывают самыми различными. Каждый штрих имеет множество градаций, которыми нужно уметь пользоваться в зависимости от интонационно-смыслового содержания того или иного музыкального материала.
Используемая литература:
1.Й.Гат “Техника фортепианной игры”
2.А.Басурманов “Работа баяниста над мелодией и ее сопровождением”
3.Ф.Липс “Искусство игры на баяне”
4.“Вопросы методики преподавания в ДМШ” (составитель А.Тудоровский)
5.И.Алексеев “Методика преподавания игры на баяне”
6.А.Завьялов “Баян и вопросы педагогики”
7.Р.Бажилин “Школа игры на аккордеоне”
|