Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Основные положения теории электролитической диссоциации

Фото пользователя Валентина Владимировна Дружинина
Submitted by Валентина Владимировна Дружинина on Fri, 05/06/2009 - 00:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дружинина В.В.
Место работы, должность: 
МОУ "Марьинская средняя общеобразовательная школа"
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
Изучить основные положения электролитической диссоциации Задачи: Образовательные: на основе повторения материала закрепить важнейшие химические понятия электролит, неэлектролит, диссоциация электролитическая, степень диссоциации, сильные и слабые электролиты, гидратация, катион, анион, кислота, основание, соль; обобщить основы электролитической диссоциации в виде чётких положений; -Воспитательные: раскрыть мировоззренческие идеи о взаимосвязи состава, строения, свойств веществ. Развитие познания по пути выявления всё более глубокой сущности, совершенствовать знания о единичном, особенном и общем; воспитывать уважение и гордость к работам учёных; -Развивающие: совершенствовать умение сравнивать и анализировать, классифицировать, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

О. С. Габриелян «Химия 8 класс»; О. С. Габриелян «Настольная книга учителя химии. 8 класс» ; О. С. Габриелян «Рабочая тетрадь. Химия. 8 класс»

Используемое оборудование: 

 

портреты учёных – Аррениуса, Каблукова, Менделеева плакат «Диссоциация веществ»;

прибор для определения электропроводности растворов; химические стаканы, пробирки, демонстрационный штатив. Реактивы: хлорид натрия, карбонат натрия, гидроксид натрия, гидроксид кальция, соляная и серная кислоты, индикаторы, глюкоза, сахар.

 

Краткое описание: 
Комбинированный урок в 8 классе по теме: "Основные положения теории электролитической диссоциации" с постановкой проблемных вопросов

 

Ход урока

I Постановка целей и задач


Продолжая рассматривать тему «Растворение. Растворы», сегодня на уроке мы должны чётко сформулировать основные положения важнейшей теории химии – теории электролитической диссоциации. Формулировать будете вы сами, выполняя самостоятельно определённые задания.


II Распределение заданий  группам.

Учитель раздаёт задания  поясняет, что в работе можно пользоваться учебниками, необходимо фиксировать в тетради только схемы; определения повторить и ответить устно.


III Самостоятельная работа с книгой и тетрадью.

Учитель подходит к группам, даёт консультации по необходимости. Из каждой группы к доске выходит ученик и выполняет своё задание на отведённой части

IV Отчет о проделанной работе

По ходу урока все учащиеся фиксируют в тетради записи с доски, включаются в беседу:

- Что такое электролит и неэлектролит? Вид химической связи и вид кристаллических решёток. Примеры веществ и подтверждение их электропроводности в растворе ( учитель проводит демонстрационный опыт с прибором для опытов с электрическим током), просит прокомментировать. Что такое электрический ток? Какие частицы являются причиной электропроводности растворов? Чем она отличается от электропроводности металлов?

- Почему же всё-таки сухие кристаллы не проводят ток, а их растворы – проводят? Что называется электролитической диссоциацией? Ионом? Кто из учёных является основоположником идеи появления заряженных частиц в растворах? 1884 год Аррениус защищал докторскую диссертацию «Исследование о гальванической проводимости электролитов». Реакция коллег «без похвалы» лишала автора места доцента в университете. Шведский химик Клеве высмеял учёного: Может ли хлорид натрия, вещество стабильное, распадаться в воде? А если распадается, то на какие части? На газ хлор (зелёный, ядовитый) и свободный натрий ( легко взаимодействующий с водой!)? Это невозможно!

Смотрим на доске схемы строения атома и иона натрия, атома и иона хлора. Чем они отличаются? Их строение разное, значит и разные свойства.

Предположение Аррениуса было гениальным предвидением, оценилась его работа в 1903 году присуждением Нобелевской премии. Русские химики Каблуков и Кистяковский применили к объяснению электролитической диссоциации химическую теорию растворов Д.И.Менделеева, что позволило ответить на вопрос:

- Почему же именно в воде происходит распад на ионы? Вспомним особенности строения молекул воды – «диполь». Смотрим механизм диссоциации хлорида натрия (стадии - ориентация, гидратация, диссоциация), по плакату - диссоциацию уксусной кислоты (стадии - ориентация, гидратация, ионизация, диссоциация). Итак, причина диссоциации какая? ГИДРАТАЦИЯ.

- Что происходит с ионами в растворе после пропускания электрического тока? Даём определения понятий – катион, анион, простой ион, сложный ион. Все смотрим таблицу «Электролитическая диссоциация» (обсуждение)

- Кроме определения качественной стороны электролитической диссоциации необходимо знать и количественную сторону этого процесса. Какая величина это показывает?
- Отчего зависят химические свойства растворов? От наличия определённыхионов в них после диссоциации. Почему все кислоты имеют похожие свойства? (смотрим действие индикаторов на растворы соляной и серной кислот).

- Обращаем внимание на уравнения диссоциации на доске.  Проверяем их правильность. Почему все щелочи обладают похожими свойствами? (смотрим действие индикаторов на гидроксиды натрия и кальция), проверяем уравнения диссоциации. Формулируем определения понятий «кислота», «основание», «соль».

Обобщение: Каковы же основные положения ТЭД? Выполняем общее задание. Ваши ответы сейчас и являются положениями ТЭД.

V Задание на дом: п. 36, упр. 1-5

VI Закрепление – работа по тестам  (взаимопроверка)

VII Выставление оценок.



 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн