Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Принципы и методы подготовки к ГИА и ЕГЭ по обществознанию и истории»

Submitted by Светлана Николаевна Лабунская on Fri, 21/02/2014 - 09:55
Данные об авторе
Место работы, должность: 

Самарская область,волжский район,ГБОУ СОШ №1 "ОЦ",п.г.т. Стройкерамика

Регион: 
Самарская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Обществознание
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p>В материале изложены основные принципы и методы,которые я использую в своей работе при&nbsp; подготовке к экзаменам учащихся 10-11 классов на уроках истории и обществознания</p>

XI территориальная ярмарка образовательных ресурсов

«Новое образование Поволжскому округу»

 

 

 

 

 

Тема: Принципы и методы подготовки к ГИА и ЕГЭ по обществознанию и истории

 

 

Учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»

п.г.т. Стройкерамика:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 2013 г.

 

Подготовка к ГИА и ЕГЭ очень сложная и кропотливая работа и для учителя и для учащихся. Передо мной как учителем стоит важная задача: с чего начинать и как организовать подготовку к экзаменам? Практика показывает, что при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену, при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдаче ГИА, а позднее ЕГЭ, результат не будет высоким, если у ребёнка отсутствует интерес к предмету. Успешно освоить предмет обществознание и пройти единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 11 класс. Я хочу предложить некоторые советы, как вести такую подготовку с наибольшим эффектом. Организацию  подготовки  учащихся  к   ЕГЭ и ГИА начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ, изучаем все содержащиеся в них инструкции, чтобы хорошо понимать, сколько времени отведено на работу, в каком порядке выполнять задания, как записывать ответы. Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика. Обязательно изучаю анализ результатов прошлогоднего экзамена. На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников. В VI-VII кл. учащиеся обучаются технологии работы с тестами, проблемными и творческими заданиями. Для учащихся разработаны памятки, определяющие последовательность действий при выполнении различного рода заданий. В VШ-IХ кл. происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы. Ученики знакомятся с типологией заданий всех трех частей, изучают алгоритмы их выполнения. В Х-ХI кл. осуществляется постоянная и целенаправленная подготовка к ЕГЭ. По стандарту в 10-11 классах 40 процентов учебного времени отводится к резервным урокам . Эти уроки я планирую как уроки -практикумы. На практикуме происходит осмысление материала и применение знаний на практике. Как правило, практикумы проходят с использованием раздаточного дидактического материала, включающего задания ЕГЭ частей В и С. На практикумы выносятся задания повышенного и высокого уровней сложности. Анализ выполнения заданий ЕГЭ показывает, что наибольшее затруднение у учащихся вызывают следующие виды заданий: анализ двух суждений; классификация понятий, явлений, социальных объектов; выбор позиций из предложенных; дифференциация оценочных факторов и суждений; решение проблемных задач.

В связи с этим на практикумах происходит постоянная и целенаправленная работа по приобретению навыков работы с подобными видами заданий.

Большие проблемы возникают у учащихся по выполнению заданий к тексту. При работе с текстом затруднение вызывают задания на интерпретацию текста, установление связи материала текста с обществоведческими знаниями, формулировку оценочных суждений. Выпускники недостаточно владеют умениями осуществлять поиск социальной информации по определенной теме из фрагментов предложенного текста. На практикумах осуществляется постоянная работа с текстами.

Значительные проблемы возникают у учащихся при написании эссе. Частым недостатком эссе является неумение раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию. Умения и навыки написания эссе закладываются в основной школе в VШ-IХ кл., когда происходит обучение развернутому ответу с элементами аргументации, введение понятий . В Х-ХI кл. учащиеся знакомятся со структурой эссе, требованиями к его написанию, отрабатывают навык написания эссе.

Таким образом, работа на практикумах направлена на устранение, типичных ошибок и недостатков, развитие навыков деятельности с заданиями повышенного и высокого уровней сложности. Использую также форму семинаров. На семинарах происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков. На семинары выносятся проблемные вопросы, в ходе самостоятельной подготовки к семинару учащиеся приобретают навыки работы с научной литературой. Принимая участие в обсуждении вопросов в ходе самого семинара, учащиеся совершенствуют навыки решения проблемных заданий, коммуникативные навыки. После каждой темы проводим тематические зачеты. На зачетах происходит обобщение и систематизация знаний по теме. Все задания тематического зачета даются в формате ЕГЭ.

Системность в работе по подготовке к ЕГЭ предполагает соблюдение следующих принципов:

работа на высоком уровне сложности;

работа над пониманием формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос;

работа в соответствии с разработанными алгоритмами выполнения заданий;

анализ заданий, вызывающих наибольшие затруднения;

постоянный тренинг в решении заданий;

тренинг в заполнении бланков ЕГЭ.

Следующий этап подготовки к ГИА и ЕГЭ–это организация консультаций. Такая работа начинается с сентября.  Первое полугодие набираем и систематизируем фактический материал. Для этого нужна большая тетрадь формата А-4, разноцветные ручки, карандаши. Из учебной литературы по истории я бы предложила учебники А.А Данилова, Л.Г. Косулиной "История России" за 6, 7 ,8, 9 классы. По обществознанию используем учебники А.Н.Боголюбова. Подойдут и другие учебные пособия. Систематизированный материал заносим в таблицу. Например по истории:

- Таблица № 1. (для этого и нужна большая тетрадь). Разворачиваем ее так, чтобы горизонтальная часть была более широкой, чем вертикальная. Расчерчиваем колонки: 1 -период (правитель), 2 - внутренняя политика, 3 - экономика, 4 - внешняя политика, 5 - разное (сюда заносим важный материал, не относящийся к колонкам). Можно добавить и материалы по культуре. Здесь и далее примеры буду приводить из учебника "История России с древнейших времен" за 6 класс.

Период Внутренняя политика Экономика Внешняя политика Разное

Древнерусское государство

Киевская Русь

Олег 879 - правление в Новгороде

882-912г.(в Киеве)

великий князь, дружина, воевода. полюдье 907 г. поход на Царьград (Константинополь)

Таблица 2.Тема "Культура" достаточно обширна и сложна для запоминания. Поэтому выносим ее в отдельную таблицу№2 . Принцип тот же, колонки следующие - период, архитектура (произведение - автор- в этой и следующей колонках), литература, живопись (до 17 века - иконопись), театр и кино.

Пример:

Период Литература Живопись, ремесло Архитектура (зодчество) Театр

Древнерусское государство

Киевская Русь Былины Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Кирилл и Мефодий (славянская письменность)

Устав - строгое правило письма. Береста

Жития, Нестор "Повесть временных лет" 12 век. Миниатюры, Фрески

Зернь, скань, эмаль Десятинная церковь,

Софийский собор, мозаика Скоморохи, гусляры

Таблица № 3. Наука. Колонки - период, направление науки, открытия, автор (авторы).

Таблица№4. Особо тяжелыми обычно бывают вопросы по внешней политике, мирным договорам. Разумно составить еще одну таблицу - внешняя политика. Колонки - век, направления внешней политики, войны, сражения, полководцы и герои, итоги. Вопросы в части "С" могут звучать следующим образом - "назовите 3 направления внешней политики 18 века и ее итоги". Поэтому анализируем таблицу, сравниваем века, войны, итоги.

К концу 1 полугодия все должно быть готово. Для чего нужно такое трудоемкое занятие? Вспомним мудрое выражение "Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я вспомню, дай мне сделать - и я пойму". Конфуций (по иным источникам - китайская пословица). Если человек сам прочитывает, записывает, отбирает материал, то и в памяти он остается надежнее. Для чего цветные ручки? Чтобы текст не сливался, выделяем красной даты, зеленой подчеркиваем исторические личности. Допустимы при работе и значки (это элементы стратегии инсерт) - плюс и минус (положительные результаты и негативные), восклицательный знак - важно! и т.д.

Программа 10 и 11 класса, подразумевает изучение всего курса истории, в том числе истории России. Поэтому обратите внимание, чтобы подготовка к урокам по данному курсу была постоянной и качественной. Второе полугодие мы посвящаем решению тестовых заданий по истории. Как должны проходить эти занятия? Сначала, естественно, простое решение тестов, при этом возможно два способа:

Первый - решение с учебником, то есть нахождение ответов в книгах. Это приемлемо на 1 этапе подготовки.

Второй способ - попытка самостоятельно выполнять задания, затем сверяя с ответами, которые обычно приводятся в материалах.

Тесты должны быть именно решены, а не проставлены ответы наугад. Для этого после сверки делаем работу над ошибками, то есть еще раз решаем тест (не обязательно в этот же день). Уменьшение количества ошибок и будет означать наличие положительного результата.

И еще один положительный результат решения пробных тестов, особенно демоверсий ЕГЭ. Он заключается в том, что у ученика вырабатывается навык распределения времени на экзамене. Он видит, сколько остается в запасе, как распределить время на все части работы. Кроме того, исчезает негативный эффект новизны, работа с тестами становится привычной. Можно скачать даже бланк ответов, и тренироваться заполнять и его.

Чтобы занятия по подготовке не превратились в рутинное решение тестов, разнообразим формы работы.

Карточки. Обычно их делают разноцветными, заполняют с обеих сторон. Например - карточки военных сражений - красные, морских - синие, реформ - желтые и т.д. Выбор цветов должен идти на эмоциональном уровне. На карточке с одной стороны пишем крупно дату, к примеру, 1812, с другой - событие - Отечественная война. На втором этапе подготовки на карточках можно будет писать наиболее тяжелые для запоминания даты.

Также можно сделать и такие карточки: исторические деятели и их свершения, ученые и открытия и т.д.

Составим наборы карточек. На одном яркой пастой - исторический период (застой, перестройка, советская Россия, Великая Отечественная и т.д.), на 2 наборе - ключевые слова. К примеру, для "Застоя" такие - ввод войск в Афганистан, неосталинизм, Конституция 1977, геронтократия, Брежнев, Косыгин и т.д. Все карточки с эпохой составляем в одну сторону, с ключевыми словами (а их достаточно много) - в другую. Ребенок достаем карточку с названием и выбирает все опоры к данному периоду. Проверить возможно по тем же таблицам.

Перестройка Ввод войск в Афганистан

"Застой" Вывод войск с Афганистана

"Оттепель" Первый полет человека в космос

"Апогей сталинизма" Индустриализация

Советская Россия ГКЧП

Что это дает? Одна из самых больших проблем в изучении истории - знаниевая перегрузка, когда вроде бы факты заучил, на связи между ними нет, все события перемешиваются в голове, а они должны выстроиться в ровную линию. Вот такие задания и помогают это сделать. С карточками работаем как индивидуально, так и группами. Это вносит несколько игровой настрой, но достаточно эффективен для повторения. Возможные варианты - Индивидуально - каждый работает самостоятельно, либо 2-3 у доски. Групповой - группа работает, передает для проверки 2 группе, сама проверяет у следующей(активный метод "карусель")

Следующий вид тренировки - кластер. Кластер - это вид схемы, который обычно применяется на уроках истории.

Реформы Избранной Рады

1549 г. Первый Земский Собор 1550 Судебник

1556 реформа местного управления

Приказы - центральные органы управления

После составления кластера, на следующих занятиях используем такой способ повторения.

Берем карточку с периодом. (1 набор) Задание: необходимо составить как можно больше опор - дат, событий, имен, явлений к данному периоду (по памяти). Пусть сначала вспоминается немного, делаем работу над ошибками - смотрим, что еще не вспомнили.

Следующий способ запоминания периода и событий - ключевые даты к каждому веку. (Вот их и надо выучить в первую очередь). Они могут быть выбраны индивидуально, я же могу посоветовать следующие 9 век - 862 г, 10 - 088 г., 11 - 1019, 12 - 1113(или 11470) гг., 13 - 1240 или 1242, 14 век - 1380, 15 - 1480, 16 - 1533, 17 - 1612 (или 1645), 18 (петровский период) ?1721, 18 (Екатерининский) - 1778, 19 - 1812 ,1853, 20 - (до революционный) - 1905, 20 (советский) - 1941, 1953, 1977, 1985, 1991. Остальные даты при заучивании мы привязываем к ключевой дате, и при вспоминании отталкиваемся от нее же.

Повторение на уроках необходимо проводить систематически. Я на уроках проводила по датам и терминам разминку на 5-7 минут. Называю классу дату, а ребята называют вам событие, или наоборот. Так активизируется и слуховая, и зрительная память. На уроках обществознания такие разминки проводим по терминам. Позднее подготовка такого задания дается одному из учеников, он же и проводит разминку.

На уроках по обществознанию в 10-11 классе даю индивидуальное задание - политминутка - подготовить сообщение о событиях недели во внутренный политике и внешней. Задаем вопросы - например, какие сферы жизни общества задействованы, какие полномочия органов власти осуществлены, дайте правовую оценку данной ситуации. Таким образов вырабатывается умение применять знания в практической ситуации.

Эти занятия, в общем, направлены на освоение знаниевой части экзаменов. Но крайне необходимо подготовиться к самой сложной части - части "С". Эта часть предусматривает работу с документом, умение сравнивать события, процессы истории (находить общее и особенное), анализировать ситуацию. Здесь возможности "угадать" нет абсолютно. Как можно подготовиться к таким заданиям? Я бы посоветовала обратить внимание на документы, приведенные в учебниках, и вопросы к ним.

На уроках обществознания в 9 классе домашнее задание определяю по 3 группам ( рядам) 1 - проанализировать ситуацию (вопросы и задания к параграфу), 2 - написать небольшое рассуждение на тему ("Мудрые мысли"), 3 - опережающее задание - составить сложный план следующего параграфа. Этот план записывается на уроке на доске. После работы над темой анализируем составленный план.

Постоянная и целенаправленная работа учителя и следование вышеуказанным принципам позволит выпускникам успеш_но сдать Единый государственный экзамен по обществознанию.

 

Литература:

 

1. Алексашкина Л.Н. История. ЕГЭ: методическое пособие для полготовки -- М.: Издательство «Экзамен», 2006

2. История России. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2004.

3. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 2. - М., 1995

4. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Обществознание/ Редактор-составитель Е.Л.Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2003.

5. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов - М., 2004

7. Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2006. История России. М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2005.

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
презентация.ppt 1.61 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн