Submitted by Любовь Васильевна Лилева on пн, 03/03/2014 - 00:51
Классный час во 2 «Б» классеВыполнила: Лилева Любовь Васильевнаучитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» Гороховецкого района Владимирской области
Цель: • привлечь внимание детей к этому времени года; • познакомить детей с народными традициями, устным народным творчеством о зиме, с авторскими произведениями на зимнюю тематику; • развивать интерес к устному народному творчеству и народным традициям, умение логически мыслить, наблюдательность, творчество, расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас; • прививать любовь к родной природе и бережное отношение к ней, воспитывать активную жизненную позицию. Оборудование: Рисунки детей на зимнюю тему, сочинение о зиме, народные приметы, портрет П. И. Чайковского, репродукция картины И. И. Шишкина «Зима».
Ведущий: Ребята, сегодня мы пролистаем страницы устного журнала. Вы, конечно, хотите узнать, о чём расскажет нам этот журнал. Послушайте загадку: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.)
Наш журнал так и называется «Зимушка – зима».
1 страница. Народные приметы. Узнайте, о каком месяце идёт речь.
Ученик: Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год! (Декабрь.)
Ведущий: - Как народ в старину называл этот месяц? Студень, студёный, стужайло. - Почему так его называли? - А это что за месяц?
Ученик: Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету,
Что скажи за месяц это? (Январь.)
Ведущий: - Как народ в старину называл этот месяц? Просинец, перелом зимы, перезимье, сечень – время вырубки леса. - Почему? - А это какой месяц?
Ученик: Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
Ведущий: - А этот месяц как народ называет? Снежень, бокогрей, лютый. - Почему? - Какие народные приметы, пословицы, поговорки о зиме вы знаете? Дети называют пословицы, поговорки, народные приметы о зиме.
2 страница. «Календарь народных дат».
Ведущий: Пусть снег, пусть стужа, по деревням бывало гульба идёт, гармонь, песни, на конях лучшая сбруя, расписные санки вихрем летят. Открываем следующую страничку «Календарь народных дат».
В старину люди, закончив осенние работы, заготовив на зиму всё необходимое, могли немного отдохнуть. Особенно ждали в народе Святки. Эти праздненства продолжались две недели от Рождества до Крещения. А самым интересным было колядование или колядки. На колядки можно было переодеваться. Это переодевание называлось «ряженьем» или «окручиванием». Рядились обычно отчаянные парни и девушки. А что такое колядки и зачем их пели? Вы сейчас услышите, увидите и всё поймёте.
Дети исполняют колядки.
Вот и матушка-зима пришла,
Отворяй-ка ворота!
Пришли Святки!
Пришла коляда!
Коляда-моляда
Прикатила молода.
Мы нашли коляду
Во Ивановом двору!
Эй, дядька Иван,
Выноси добро во двор!
Как на улице мороз
Подмораживает нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать.
Или тёпленький пирог,
Или маслице, творог,
Или денежку копьём,
Или рубль серебром!
Хозяин: Здравствуйте, люди добрые!
Просим в избу.
Красному гостю – красное место!
Хозяйка: Вот вам угощенье –
Пироги да печенье,
Пряники, конфетки,
Кушайте детки!
Колядовщики:
1. Мы младёшеньки колядовщики,
Мы пришли прославлять,
Хозяев величать.
2. Иван – господин,
Светлый месяц!
3. Красное солнышко –
Его Варварушка!
4. Частые звёздочки –
Его детушки!
5. Иван Иванычу!
Житья – сто лет!
6. Его жёнушке –
Всегда здравьица!
7. И всем деточкам
Сыновьям, дочерям-барышням!
Все: Житья вам вместе
Лет до двести!
Хозяйка: Милости прошу,
Люди добрые, проходите!
Будем вечер коротать,
Будем петь да плясать!
Ведущий: Часто зимой парни и девушки собирались на посиделки, в какой-нибудь избе. Девушки пряли, вязали, водили хороводы и пели песни. Послушайте русскую народную песню «Как на тоненький ледок». (инсценировка песни)
1. Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Припев: Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была!
2. Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок.
Припев: Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была!
3. Ехал Ваня поспешал,
Со своего коня упал.
Припев: Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была!
4. Он упал и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Припев: Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была!
5. Две подружки увидали,
Быстро к Ване подбежали.
Припев: Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была!
6. Быстро к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали.
Припев: Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была!
7. На коня Ваню сажали,
В путь дорогу провожали.
Припев: Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была!
Ведущий: На таких посиделках парни и девушки играли в народные игры. Бывало крикнет хозяйка: «А не засиделись ли вы, добры молодцы, и вы, красны девицы. Не хотите ль поиграть, свою удаль показать?» И начинается игра.
Ученик проводит игру. Игра «Уголки» Четыре ученика стоят по углам квадрата, а пятый ученик – водящий «мышка» - в центре квадрата. Четверо должны поменяться местами, а «мышка» - занять свободный угол. Тот, кому не хватило угла, становится водящим – «мышкой». Проговорив слова: «Мышка, мышка, дай ключи! Пойди вон и постучи!» Начинается игра.
Игра «Гори-гори ясно» Играющие выстаиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит: «Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара беги! На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. Водящий тоже должен стремиться занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим. Вместо слов «Последняя пара беги!» водящий может крикнуть: «Вторая пара беги!» или «Четвёртая пара беги!». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счёту они стоят в колонне.
3 страница. Поэтическо-музыкальная. Композиторы по-своему изобразили зиму в своих произведениях. Послушайте отрывок музыкальной пьесы известного композитора П. И. Чайковского. «Святки» из альбома «Времена года». - Что вы представили, слушая эту музыку?
А вот музыкальное произведение современного автора А. Губина, которое называется «Зима – холода». Под такую музыку легко танцевать. Танец «Зима – холода». Послушайте, что говорят поэты о зиме.
Ученик: И. З. Суриков «Зима»
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
Ведущий: Послушайте, как видит зиму наш земляк – поэт В. Гончар.
Ученик: Снежинки медленно порхают,
Они, как бабочки, кружат
И сердце сладко замирает,
Когда я вижу их парад.
Январь продрог, замёрз от лени,
А за окном, представьте, сад!
На хрупких веточках сирени
Четыре яблока висят.
Горят анисовых четыре –
Сидят на ветках снегири,
В холодной, белой, снежной шири
Комочки утренней зари.
А это сочинения наших ребят о зиме. Послушайте, Саша прочитает своё сочинение.
4 страница. Картинная галерея.
Ведущий: Посмотрите, как видит зиму художник И. И. Шишкин. Современники называли И. И. Шишкина «царём леса». И действительно, никто ни до него, ни после не мог с такой поэтичной вдохновенностью изобразить лес во всём богатстве и разнообразии его форм. Он правдиво передаёт зимнее оцепенение природы, холод ясного, погожего дня, лес, спящий под пушистым снеговым покровом. Посмотрите на работы наших юных художников. Весело зимой, красиво, всё покрыто пушистым снегом. Ой, смотрите! На снегу чьи то следы?! Узнаёте ли вы их? ( лося, мышки) Тихо! Я слышу разговор! Послушайте, о чём говорят лось и мышонок.
Инсценировка сказки Э. Шима «Лось и мышонок»
Мышонок: Чего ты, лосище, запыхался?
Лось: Бежать мне тяжело, в снег проваливаюсь…
Мышонок: Фи, до чего же вы, лоси, неуклюжие! Такие большие выросли, а бегать как следует не можете.
Лось: Это почему?
Мышонок: Да сам посуди: ты бежишь налегке, пустой, и на каждом шагу проваливаешься. А я бегу с тяжестью, целый орех в зубах тащу, и ни одна лапка у меня не вязнет. Поучился бы!
А это чьи следы? (кабана и зайца) Послушайте их разговор.
Инсценировка сказки Э. Шима «Кабан и заяц»
Заяц: Ой, Кабан, ты на самого себя не похож! До чего тощий – одна щетина да косточки… Разве такие хрюшки бывают?
Кабан: Дикие хрю –хрюшки… и не такие бывают… Худо нам, Заяц… Земля корочкой ледяной покрылась, ни клык, ни пятачок её не берёт. Ничего не выроешь нынче, брюхо ни чем не набьёшь… Сам удивляюсь, как ещё ноги хо – ходят. Одно утешенье: на такого тощего да страшного даже волк не позарится…
Ведущий: - Почему в лесу нет следов медведя, барсука, ежа? Ответы детей. Наш журнал подходит к концу. Мы закрываем последнюю страницу журнала. Посмотрите, какая красивая обложка, здесь есть песенка.
Давайте споём песенку «Русская зима»
1. Мягкий беленький снежок тает на ладошке.
До чего же хорошо в новеньких сапожках
Пробежаться с ветерком и в сугроб свалиться
И в пушистый снежный ком взять и превратиться.
Припев: Зимушка-зимушка,
Ах, ты хороша!
Эх, радуйся, радуйся
Русская душа!
2. Снег как добрый чародей бродит в переулке.
Эй, ребята поскорей выйдем на прогулку.
Я спешу быстрее всех в шубку нарядиться,
Спрячу нос в пушистый мех, чем я не лисица.
Припев: Зимушка-зимушка,
Ах, ты хороша!
Эх, радуйся, радуйся
Русская душа!
3. Спят деревья крепким сном, позабыв метели,
А на горке ледяной целый день веселье.
Рассыпая звонкий смех, едут вниз ребята
И бегут опять наверх словно медвежата.
Припев: Зимушка-зимушка,
Ах, ты хороша!
Эх, радуйся, радуйся
Русская душа!
Используемая литература и интернет ресурсы:
1. И. З. Суриков «Зима»
2. В. П. Гончар «Снежинки медленно порхают»
3. Э. Шим «Лось и мышонок»
4. Э. Шим «Кабан изаяц» 5. В. Волина «Загадки от А до Я»