Официальный сайт synclub 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Как разработать модель семинара неформального образования?

1 ответ
Кирилл Владимирович Сапегин
Фото пользователя Кирилл Владимирович Сапегин
На сайте с: 19/02/2009
Баллы: 793
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 2 years 39 недель назад.

В этом форуме мы обсуждаем, в каком форме нам будет удобно представлять для понимающей экспертизы события, проекты и программы неформального образования. Во вложениях - вариант, так нызваемой, "Берлинской модели". Можно ли его взять за основу, что добавить, что изменить? Как вы видите структуру описания замысла события (проекта, программы) неформального образования?

Пример воплощения Берлинской модели

Разберем планирование семинара в соответствии с Берлинской моделью на примере концепции семинара «Гражданская ответственность, права и свободы», реализованного в рамках программы «Гражданская активность каждый день» в Пермском крае. Следующие шаги представляются возможными:

1. Модель накладывается на семинар в целом: сначала прописываются общие цели для всего семинара. Например, одна из общих целей семинара может быть сформулирована следующим образом: «Участники знают, что такое гражданское общество и какие условия должны в нем выполняться».

2. После этого составляются тематические блоки, работа с которыми способствовала бы достижению сформулированных целей. В данном случае могут быть следующие блоки: гражданин, права и обязанности гражданина, гражданская активность, гражданское мужество, права человека.

3. Далее можно сформулировать конкретные цели для каждого из выделенных блоков. Опираясь на эти цели, тренеры конкретизируют содержательные блоки. Например, в рамках блока «гражданское мужество» (ГМ) цель можно сформулировать как «Участники познакомились с понятием ГМ, участники осознали факторы, влияющие на проявление ГМ, участники апробировали возможные стратегии поведения в ситуациях, требующих ГМ».
4. С учетом целей и содержания блоков отбираются методики и необходимые материалы. Здесь тренеры задаются вопросом: какая из существующих методик наилучшим образом приблизит участников к цели и сможет донести до них необходимое содержание? Например, для блока «Гражданское мужество» с целью отработки стратегии по ведения в ситуациях, требующих гражданского мужества, был выбран «форум-театр». Соответственно тренерам нужно было быть готовыми поддержать участников в поиске реквизитов для сценок (материалы).

Опытным путем мы выделили ряд элементов, которые в большинстве случаев присутствуют в концепции семинара вне зависимости от того, какой теме он посвящен. Эти элементы составляют неизменную часть концепции семинара, остальное же складывается из тематической работы. Методическая реализация этих элементов на практике остается на усмотрение тренера, но цели этих элементов – неизменны. К таким элементам относятся: опрос ожиданий, разработка кодекса семинара, оценка дня и оценка семинара, представление принципов и философии работы и распределение обязанностей.

Опрос ожиданий проводится в один из первых дней семинара и предоставляет участникам возможность осмыслить, чему они хотят научиться на семинаре, что им необходимо для того, чтобы чувствовать себя комфортно, их опасения, открытые вопросы, сильные стороны и т.п.

Когда участники представляют свои ожидания группе, каждый оказывается в центре всеобщего внимания. Это непростая ситуация, если принять во внимание, что участникам пока свойственна определенная неуверенность относительно атмосферы в группе, стиля работы и т.п.

Откровенно говорить, например, о своих опасениях перед малознакомой группой требует мужества. Участникам необходима похвала тренера за их первое «выступление» и, главное, за выражение их мнения и позиции, даже если это будет простое «спасибо». Опрос ожиданий проводится не только для того, чтобы показать участникам, что их мнения ценятся и были услышаны, но и для того, чтобы скорректировать программу семинара в соответствии с ожиданиями и пожеланиями участников.

Поэтому после опроса должен последовать краткий комментарий тренера, какие из названных пунктов будут включены в программу, а какие не вписываются в рамки семинара и, скорее всего, не смогут быть учтены.

Рекомендуется возвращаться к ожиданиям участников в последующие дни
семинара, чтобы оценить, насколько пожелания выполняются, и поставленные цели достигнуты.

Кодекс семинара – это свод правил, сформулированных самими участниками для регламентации работы на семинаре. Негласные правила формируются в группе, как правило, достаточно быстро. Однако, если этот регламент неприемлем для всех членов команды и по этой причине возникает некоторое напряжение, то имеет смысл предложить группе сформулировать общие правила.

Инициатива создать кодекс семинара может исходить от самих участников, и тогда задача тренера – поддержать и создать условия для его принятия.
При этом тренер может взять модерацию на себя или же, если группе  необходимо осмыслить процесс принятия решения согласно демократическим принципам, отдать бразды правления группе и включиться для проведения последующей рефлексии на мета-уровне.

В данном процессе тренеру рекомендуется четко определить рамки, которые должны быть соблюдены для гарантии плодотворной работы на семинаре. Например, он может возразить правилу, согласно которому занятия начинаются в полдень. Неоспоримым достоинством кодекса семинара является и то, что участникам предоставляется возможность влияния на ход семинара. С этим нераздельно связана и ответственность за успешность семинара, которую они берут на себя.

Оценка  является одним из важнейших инструментов измерения качества семинара и осмысления участниками собственного роста. К основным критериям качества относятся достижение поставленных целей, а также эмоциональное состояние участников и тренеров.

Оценка проводится с группой участников, в команде тренеров или индивидуально в зависимости от того, достижение целей какого уровня необходимо проверить. Оценка способствует снятию эмоционального напряжения и помогает зафиксировать личные образовательные эффекты и открытия, а также сформулировать для себя траекторию дальнейшего развития.

Оценку можно проводить, акцентируя внимание на всех или нескольких позициях.

  • Позиция «Я» (тренер или участник): Что мне дал этот день или семинар? Достиг ли я чего хотел? Что у меня хорошо получается? В каком направлении мне нужно развиваться?
  • Позиция «Мы» (группа участников или команда тренеров): Что я думаю о нас как о группе участников или команде тренеров? Как я оцениваю нашу работу? Что можно улучшить?
  • Позиция «Тема» (тренер или участник): Где я сейчас нахожусь относительно темы семинара? Какие вопросы остались открыты, и что я могу сделать, чтобы ответить на них? Как я оцениваю тематическую работу на семинаре или в течение дня? Что было хорошо, что не удалось раскрыть и почему? Что нужно улучшить?
  • Позиция «Окружение» (тренер или участник): Как я оцениваю условия проведения семинара? Что способствовало работе, что мешало? Как в следующий раз избежать негативных факторов?

Ключевые вопросы:

  • Что для себя вынесет и чего достигнет участник по итогам семинара / блока семинара?
  • Откуда появились эти цели, чем они обоснованы? Достижимы ли цели в рамках семинара / блока? Каковы составляющие содержания? Какие тематические блоки оно включает?
  • Как выстроить, структурировать, подать содержание? Соответствует ли содержание целям и наоборот? На что стоит обратить внимание, чтобы содержание соответствовало интересам и особенностям аудитории?
  • Соответствует ли содержание временным рамкам семинара / блока? Имеются ли необходимые материалы или необходим их поиск / изменения в методике?
  • Соответствуют ли выбранные материалы особенностям участников, целям, содержанию и т.д.
  • Уместны ли цели в рамках данного семинара / блока? Соответствуют ли цели временным рамкам семинара /блока?
  • Какие методики целесообразно использовать?
  • Как данные методики сочетаются? Нет ли методических повторений?
  • Сколько времени необходимо для той или иной методики?
  • Какие идеи возникают для реализации данных целей и содержания?
  • Какие шаги требуются?
  • Что тренер может сделать, сказать, предложить?
Прикрепленный файл Size
Модель семинара.doc 44.5 KB
Концепция семинара НФО Берлинская модель.jpg 68.75 KB
Кирилл Владимирович Сапегин
Фото пользователя Кирилл Владимирович Сапегин
На сайте с: 19/02/2009
Баллы: 793
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 2 years 39 недель назад.
На: Как разработать модель семинара неформального образования?

Во вложении - вариант описания "лучшей практики", разработанный Б. Куприяновым (ВШЭ, д.п.н.).

ОПИСАНИЕ ЛУЧШЕЙ ПРАКТИКИ

Практика (греч. praktike, от praktikós — деятельный, активный), материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания (БСЭ). Под лучшими практиками в образовании понимаются наиболее оптимальные, современные практики, передовой опыт, инновации и традиции подтвердившие свои качества и эффективность.

Инновационные практики неформального образования в Ярославской области

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн