Формирование компетентности учащихся в сфере познания своего родного края в частности села Золотое.
Определить масштабы экологического загрязнения села Золотое.
Задачи:
Рассказать историю своего села Золотое.
Выделить проблемы, которые создают неблагоприятные условия.
Найти способы решения проблем, улучшающих экологическую и социальную обстановку села.
Привлечь общественность на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение села.
Определить проблемы утилизации мусора.
Озеленение территории школьного двора, как большой частички своего села.
Проблема: экологические проблемы окрестностей села Золотое могут привести к ухудшению здоровья и жизни населения, а также к отрицательному влиянию на окружающую природу.
Признаки проблемы:
-отказ от идеи благоустройства села, мотивируя отсутствием финансирования;
-отсутствие экологической культуры у населения;
-недопонимание значимости и важности благоустройства села;
Актуальность: Актуальность этой проблемы для нашего села диктуется временем, в воспитании у жителей этического вкуса, формировании чувства ответственности за своё село и желании изменить его облик к лучшему.
Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. Тема актуальна еще и в связи с тем, что в настоящее время здоровье жителей села Золотое и окружающей среды зависит от экологического состояния населенного пункта.
Содержание проекта:
Благоустройство и озеленение жилой зоны села, прилежащей к территории школы; благоустройство и озеленение пришкольного участка; проведение акций с целью привлечения населения к природоохранной деятельности; пути решения ликвидации несанкционированных свалок.
Положительные предпосылки проекта:
1. Имеем опыт по благоустройству школьного двора силами учащихся и с наименьшими финансовыми затратами.
2.Ведение последовательной и целенаправленной работы по экологическому образованию и деятельности в стенах школы.
3. Добрые традиции сельчан: взаимопомощь, поддержка, взаимовыручка, дружелюбные отношения.
Ожидаемые результаты в перспективе проекта:
Будут разбиты клумбы и цветники возле школы и на пришкольном участке, посажены деревья и кустарники. Будут убраны несанкционированные свалки – очищена от мусора территория парка, благоустроена территория школьного двора. В результате агитации станет меньше несанкционированных свалок.
В итоге улучшится экологическое состояние села. Будет посажено 50 шт. зеленых насаждений, создано 10 цветников. Повысится уровень знаний населения о природоохранной деятельности.
Основополагающий вопрос: Возможно ли силами старшеклассников улучшить экологическую ситуацию в нашем селе?
В подготовке проекта участвуют учителя: биологии и экологии, географии, технологии.
Участники: учащиеся 10, 11 класса, волонтерская группа
Исследовательский этап проекта включает:
Сбор информации и её анализ;
Подготовку листовок, презентации, буклета.
ВВЕДЕНИЕ
Приоритетность экологического образования сегодня признано всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется благоустройству территории, где человек живет, трудится и отдыхает. Решение этой проблемы не требует больших финансовых затрат. Современное российское общество требует от школьников и молодежи умения выделять наиболее актуальные проблемы и активно их решать. Надо всегда помнить в каком бы возрасте не находился человек, он несет гражданскую ответственность за развитие общества в своем регионе, городе, районе, поселке, селе.
Любой населенный пункт - это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в которой только человек - может поддерживать чистоту и порядок. Проблема загрязнения улиц мусором существует в каждом селе. Большинство людей не радует вид брошенных бутылок, пивных банок, этикеток, пакетов и другого мусора. Заросли амброзии не только захламляют окружающее пространство, но и отрицательно влияют на людей, имеющих проблемы с аллергией. Многие относятся к этому равнодушно. Некоторые - с сочувствием, при случае выходят на уборку. Позиция, занимаемая официальными властями до последнего времени никак не меняет решение в положительную сторону, а ведь проблема становиться гораздо серьёзнее с каждым днем. Поэтому мы решили провести исследование и предложить пути решения этой проблемы.
Чтобы рассказать об экологических проблемах своего села, сначала надо узнать его историю.
ИСТОРИЯ СЕЛА ЗОЛОТОЕ
Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населенные пункты. Было это давно, и быльем поросло, много в Волге воды утекло с той поры, как возникло оно, Золотое - село на крутом берегу у лобастой горы... Эти строки написаны жителем Золотого В. Родионовым.
Золотовский край – один из немногих районов Саратовской области, который по праву может гордиться своей многовековой историей и богатой культурой. Золотое располагается на правом берегу Волги в 80 километрах к югу от Саратова. С областным и районным центрами село связано рейсовыми автобусами. Трасса федерального значения проходит в 25 километрах западнее Золотого. Село основанное беглыми крепостными крестьянами в 1563 году Золотое является одним из старейших поселений на территории Саратовской области. Своё название село получило от одноимённой горы, на восточном склоне которой обосновались его первые жители. Возле села у берега Волги также находился Золотой остров. В 1636 году голландский путешественник Адамус описал Золотое как одно из крупнейших поселений на Волге. Село, несмотря на свою историю и происхождение, в 1740-х годах после смягчения позиции правительства по отношению к самовольным сходцам и их поселениям стало владельческим, образовалась Золотовская волость, вошедшая в состав сначала Саратовского уезда Астраханской губернии, а затем Камышинского уезда Саратовской губернии. С 1941 по 1960 год существовал Золотовский район с центром в Золотом, который затем вошёл в состав Красноармейского района. В настоящее время Золотое является крупнейшим селом Красноармейского района, вместе с селом Дубовка образует Золотовское муниципальное объединение. Численность населения в селе Золотое составляет 2145 человек. В селе имеются больница, отделение связи, дом культуры, две библиотеки, открытая в 1974 году общеобразовательная школа и политехнический комплекс, детский сад, Дом детского творчества с краеведческим музеем, магазины. Традиции золотовских гончаров продолжают мастера художественного предприятия «ИП семьи Игнатовых "Керамика - Золотое"».
Приезжая в Золотое, одно из старейших сел нашего района, неизменно находишь в нем какие-то преображения. Причем, проявляются они как во внешних изменениях (благоустраиваются дома), так и в какой-то внутренней динамике, самом настрое людей, которые живут и работают на этом живописном волжском берегу.
Кажется, словно эта благодатная земля у величественной реки постоянно подпитывает людей природной силой и недюжинной творческой энергией. Наверное, поэтому многие и приезжают сюда из разных уголков страны, дальних краев, кто просто отдохнуть на лето, а кто-то задерживается здесь надолго, может быть, навсегда. Золотое заметно выделяется среди сёл Саратовского края большим количеством интересных историко-культурных памятников.
В 2013 году наше село отметило свой 450-летний юбилей.
ЭКОЛОГИЧЕКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛА
Экологическое состояние населенного пункта – это одна из главнейших проблем нашего муниципального объединения. Но как выяснилось, у нас существует еще одна проблема. Из беседы с гостями нашего села, мы выяснили, что доехать до этого живописного села не так просто. Разбитая большегрузным транспортом дорога, идущая от федеральной трассы, прямо до нашего села, стала почти невозможной для проезда. Наша дорога не рассчитана на загруженные щебнем сорокатонные КамАЗы, но, к сожалению, силами местных жителей эту проблему не решить. С этим вопросом мы обратились к главе Золотовского МО Рогову А.А. И вот, что он нам ответил:
« Уж куда только мы не обращались по поводу решения этого злободневного вопроса. Но мы руки не опускаем, стараемся находить взаимопонимание на районном и региональном уровне. Губернатор обещал помощь. Надеемся, дорога будет отремонтирована». Мы тоже будем на это надеяться.
Особенностью расположения нашей школы является то, что оно находится в центре села, поэтому состояние территории школы в поле зрения односельчан. Школа – культурный очаг села. Это налагает на коллектив большую ответственность по воспитанию учащихся, их родителей и жителей села бережного отношения к богатству края, эстетического вкуса и умению ценить прекрасное. Учащиеся проводят в школе больше половины своего дня. Школьный двор - это территория детства, и для ученика очень важно, в каком окружении пройдут такие важные периоды его жизни, как детство, отрочество, юность. Задача взрослых - сделать эту территорию безопасной, уютной, красивой. Чтобы вырастить детей хорошими людьми, надо сделать их детство счастливым.
Школьная территория занимает площадь 10 га. На ней расположены здание школы, постройки хозяйственного назначения, спортивная площадка, стадион, пришкольный участок (площадью 2 га) с фруктовым садом, огородом, цветники.
Для благоустройства школьного двора не требуется много средств. Объединив усилия учителей, учащихся, родителей, можно украсить территорию школы, и особенно пришкольного участка, превратить его в зону отдыха. Красота, созданная своими руками, станет основой в формировании личностных качеств учащихся, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.
Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам. Школа надолго остается в сердце каждого человека светлым этапом жизненного пути. Здесь мы общаемся, советуемся и взрослеем. Для многих школа - это что-то большее, чем просто образование. Недаром взрослые говорят, что школьные года - это лучшее время их жизни. И прожить их надо с достоинством.
А пока, вот что мы можем сделать и сделали своими силами.
Поскольку школа у нас сельская, средств на благоустройство школьного двора нам взять негде, поэтому мы использовали природные материалы вторичного сырья и минимальное привлечение финансовых средств. Своими руками из производственных и промышленных отходов мы сделали красивые и полезные вещи: клумбы, декоративные садовые фигурки. Посадили декоративные кусты, многолетние и однолетние цветы, отсыпали песочные дорожки, построили изгородь.
Наш школьный двор с ранней весны и до поздней осени будет радовать взгляды жителей села своей красотой, вызывать положительные эмоции, поднимать настроение. Таким образом, мы преобразили территорию школьного двора и пришкольного участка. Создание красиво оформленного участка на территории школы; создание атмосферы добра и дружелюбия, как во время трудовых дел, так и после них; - это гордость за хорошо выполненную работу.
Ежегодно в школе проходит неделя экологии и биологии, в течение которой мы принимаем активное участие. Также учащиеся нашей школы принимают активное участие в конкурсах рисунков, плакатов, научно – практических конференциях, пропагандирующих бережное отношение к окружающему нас миру. Мы школьники, также стараемся сделать свое село чище и красивее: регулярно выходим на субботники, занимаемся уборкой мусора, благодаря чему наше село немного преобразилось.
Традиционно весной и осенью на территории села Золотое проводится месячник по санитарной очистке, благоустройству и озеленению, который охватывает весь комплекс работ, включая подготовку ко Дню Знаний, Дню Пожилого человека, к празднованию Дня космонавтики, пасхальных и майских праздников.
Сохранить окружающий мир, частицей которого был и остался человек, невозможно без изучения природы и понимания её законов. Школа даёт подрастающему поколению не только точные знания, но и учит жить в гармонии с окружающим миром потому, что третье тысячелетие человечество встречает в условиях экологической опасности в глобальном масштабе.
В нашей школе действует отряд волонтёров, в состав которого входят 12 учащихся с 7 по 11 классы. Мы также являемся членами данного отряда. Руководителем является Ляхова Галина Михайловна, старшая вожатая.
В целях объединения усилий школы, семьи, учреждений, расположенных на территории Золотовского муниципального округа, жителей села в патриотическом, нравственном воспитании детей, формировании их экологической культуры и разрабатывается этот проект.
Наша школа расположена в уникальном месте. Зеленая зона вокруг школы, пришкольный участок (площадью 2 га), цветники – это те места, где ребята на практике имеют возможность обогатиться новыми знаниями о растительном и животном мире, вести наблюдения, приобрести навыки правильного природопользования.
Данную тему проекта мы выбрали в связи со сложной экологической обстановкой в нашем селе. На протяжении нескольких лет улицы и переулки, а также овраги нашего села превращаются в мусорные свалки, хотя по рассказам старожилов село было чистым, красивым и играло важную роль в жизни жителей. Зелённых насаждений в селе становится всё меньше и меньше.
Населенное место должно быть привлекательным благодаря чистоте, красоте архитектурных ансамблей, отличаться безопасностью транспорта, снабжаться чистой водой. Каждый житель населенного пункта должен проявлять заботу о создании эстетически привлекательной и гигиенически здоровой среды жизни.
Окружающая среда загрязнена отходами нашей жизнедеятельности.
В настоящее время все люди обеспокоены проблемой вывоза мусора. Свалки занимают огромные площади. Ядовитые вещества, оказывающиеся на свалках, проникают в подземные воды, которые часто используются в качестве источников питьевой воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде.
С целью выяснить насколько информированы жители об экологическом загрязнении, а также, какова нравственная позиция людей к данной проблеме мы провели социологический опрос. В опросе участвовали 65 человек, среди них: домохозяйки, учителя, жители окружающих улиц, пенсионеры и индивидуальные предприниматели. И вот, что у нас получилось.
Большинство опрошенных ( 80%) согласились с тем, что бытового мусора на улицах становится больше, хотя в черте населенного пункта установлены 30 мусорных контейнеров.
Ответы на вопрос «Как Вы относитесь к сложившейся ситуации?» получились такие: "не замечаю" - 40%, "помогаю" - 55%, "отрицательно" - 5%.
Какие методы сокращения количества бытового мусора Вы считаете наиболее приемлемыми ("вывоз - 57%, "переработка на вторсырье" - 40%, "ничего не делать" - 3% )
«Согласны ли Вы, что бытовые отходы могут быть опасны?» ("да" - 55%, "нет" - 35%, "затрудняюсь ответить" - 10%)
«Случалось ли, что Вы бросали мусор, где попало?» ("да" - 10%, "нет" - 90%)
«Я готовы ли Вы помочь в уборке от загрязнений» ("да" - 75%, "нет" - 10%, "затрудняюсь ответить" - 15%)
Таким образом, большинство населения отрицательно относится к загрязнению села, готово помочь привести его в порядок. Большинство людей считают самым приемлемым способом решения проблемы просто вывозить мусор за пределы населенного пункта.
Проанализировав источники информации, мы выяснили, что существуют пути решения проблем бытового мусора:
1.Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов (общая свалка должна находиться за пределами поселка, не в водоносной зоне.)
2.Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах населенного пункта.
3.Контроль со стороны Администрации села за процессом вывоза мусора населением в установленное место. Установка штрафов за нарушения.
4.Отчисление денежных средств предпринимателями за использование местной свалки.
Занимаясь подготовкой и сбором материалов для проекта, мы пошли на экскурсию по родному селу. И вот что увидели! Выявилось, что люди выбрасывают самые разные отходы. Наблюдения определили состав: одноразовая посуда (в большом количестве), полиэтиленовые пакеты, пластмассовые бутылки, игрушки мягкие и пластмассовые, консервные банки, кирпичи, автомобильные шины и многое другое. Из этого мы сделали вывод, что причинами увеличения мусора является:
- рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
- увеличение количества упаковки;
- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми. Главные составляющие бытового мусора, который мы увидели – это бумага, стекло, пластмассы, ткани, металлические предметы и пищевые отходы. Кроме этого, в твердые бытовые отходы входит крупногабаритный мусор: старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и многое другое.
Мусор не сортируется, место его расположения не огорожены, свалки не редко горят, на них отсутствует система сбора, очистки и фильтрации. А места захоронения бытового мусора стали питательной средой для грызунов и насекомых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Технический прогресс доказывает величие человека. Природа утверждает, что он всего лишь её часть, надеясь на то, что благоразумная.
Человек в ответе за чистоту на этой прекрасной планете.
Проект «Сделаем село чистым и красивым» рассчитан на 1 год. Учащиеся выбирают нужную часть информации в её большом потоке.
Практическая значимость проекта состоит в знании истории и исследовании своего родного края.
Данный проект способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы; позволяет развивать творческое мышление школьников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения.
Нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде.
Действующий отряд волонтёров осуществил рейд по селу, и распространил экологические листовки. (Приложение 1)
Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить наше село. Поэтому активная жизненная позиция жителей сейчас важна для будущего нашего села.
В ходе исследования определили масштабы экологического загрязнения села Золотое, они грандиозны и угрожающи.
Выяснили, что данная проблема не знает границ, она общенациональна.
Убедились в необходимости срочных действий за чистоту окружающей среды нашего села. Вспомните об этом, прежде чем выбросить мусор.
Если бы каждый человек на клочке земли своей
сделал все, что он может,
как прекрасна была бы Земля наша.
Список используемой литературы:
1. Архив ДДТ с. Золотое.
2. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. – 2006
3. Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы Просвещение,2001.
4. Источник:
5. Сайты интернета
Приложение
Уважаемые жители села Золотое!
Давайте сделаем свое село немного чище!
Мусор – это грязно!
Мусор – это зло!
Мусор – это плохо!
Уберём его!
Мы просим вас всегда поддерживать порядок на территории около вашего дома!
Ученики МБОУ «СОШ № № 11 с. Золотое»
Уважаемые жители села Золотое!
Давайте сделаем свое село немного чище!
Посмотрите, вокруг так много мусора! Не оставайтесь равнодушными – уберите мусор с улиц. Если каждый из нас подберет хотя бы одну бумажку с дороги, наше село станет чуть–чуть чище!
Если поднимешь бутылку, бросишь её в урну,
То будешь хорошим, добрым и умным!
Ученики МБОУ «СОШ № № 11 с. Золотое»
Уважаемые жители села Золотое!
Чистота нашего села – залог здоровья его жителей!
Знаете ли вы, что бумага в естественных условиях разлагается до 5 лет, консервные банки – до 100 лет, а стекло не разлагается более 1000 лет.
Не бросай ты мусор на землю, это не поможет пищеварению!
Берегите свое здоровье – следите за чистотой на своих улицах, не бросайте мусор вокруг и просите об этом других!