Официальный сайт 70rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Материалы по теме "Развитие социально - нравственных представлений у детей дошкольного возраста"

Фото пользователя Янина Борисовна Тиунова
Submitted by Янина Борисовна Тиунова on Wed, 23/04/2014 - 23:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
групповое портфолио слушателей курсов ГМР 2014 год, составитель Тиунова Я.Б.
Место работы, должность: 

МБДОУ "Детский сад№8 комбинированного вида"воспитатель

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>Подборка материалов, включающая в себя: методическую литературу, художественную литературу, пословицы и поговорки, стихи по социально нравственному воспитанию</p>

 

Методическая литература

Абраменкова В.В. Духовно нравственное развитие современного ребенка в различных общностях и социальных группах. М., 2001

Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005.

Алябьева Е. А.  «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». – М., 2003.

Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. - М. : Вече, 1999. - 139 с.

Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. Как научить детей любить Родину – М. 2005

Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Игры-занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2012.

Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании. Педагогика. – 2-е изд. М.: Академия, 2005

Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» М. :Мозиака-Синт

Балаховская И. С., Книги - маленьким. рекомендательный указатель книг для дошкольников. в помощь воспитателям детских садов и родителям - Москва : Детская литература , 1968

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. -М. : Просвещение, 1991.

Буре Р. С., М. В. Воробьева и др. – Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М., - 2004.

Буре Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение , 1989.

Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 5. - С. 16-17.

Варнаков С. В. Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании ребенка дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук / Варнаков С. В. – Н. Новгород, [2000].

Варюхина, С.И. Истоки доброты: пособие для педагогов /С. И. Варюхина. - Минск: Полымя,1987.

Валеева, Г.X. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Г. X. Валеева; Челябинский гос. пед. ун-т. - Магнитогорск, 2006.

Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры  : метод. пособие - М.: Просвещение, 2008.

Вахрушева Л. Н. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие - М. :ТЦ Сфера, 2011.-80 с.

Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.

Голицына Н. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью 3-7 лет: Мозаика-Синтез, 2004 г.

Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2005.

Голубова Ю. А. Социально-культурные условия нравственного воспитания дошкольников средствами сказкотерапии [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Голубова Ю. А. – Тамбов, [2006]

Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Кабушко А. Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром. - М.: ТЦ Сфера, 2012

Губанова Н. В. «Игровая деятельность в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.

Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности». Система работы в I младшей группе» М. : Мозаика-Синтез, 2008 г.

Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы во 2 младшей группе детского сада» М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада» М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально личностного развития дошкольников 3 - 7 лет: Учитель, 2012г.

Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

Дмитриева И. Г. Целостный подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольника // Начальная школа плюс До и После. – 2005. - № 7. – С. 50-54.

Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации.под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.– М.: Мозаика – Синтез, 2006.

Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. Дошкольное воспитание 2007 № 6.

Жариков, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / А.Д. Жариков. - М.: Просвещение,1980.

Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980

Жукова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.: «Издательство ГНОМ иД», 2001

Жуковская  Р.И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1985.

Зябкина В. В. Роль художественной литературы в формировании нравственно-эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 5. - С. 59-62.

Запорожец  А.В. Психология личности и деятельности дошкольников / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1965.

Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986.

Зацепина М. Б. «Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет» М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. – М.: 2001 г.

Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа / В. И. Зимин, А. С. Спирин. - М. : «Сюита», 1996.

Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008.

Каргин А.С. Народная художественная культура. - М., 1997.

Карлаш С. Театр нравов // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 1. - С. 22-29.

исследования регионов. - 2010. - № 2. - С. 92-106.

Князева  О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева.- СПб. : Детство-Пресс, 1999.

Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников– М.: Мозайка – синтез, 2005

Князева О.Л. Я, ты, мы: Социал. – эмоцион. развитие детей от 3 до 6 лет: Учеб. – метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений /О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2005.

Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 2004.

Козлова С.А. "Мой мир" ( при общение ребенка социальному миру). Линка - Пресс, Москва 2000.

Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. «Трудовое воспитание в детском саду» М.: Мозаика-Синтез, 2007 г.

Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006.

Комратова  Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет / Н. Г. Комратова, Грибова Л. Ф. - М.: Вече, 2007.

Кондрашова Н. В. Устное народное творчество в воспитании старших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - N 2. - С. 113-117.

Конкевич С., Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете, Детство-Пресс, 2013 г.

Коневская Е. М. Формирование морально-ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы // Педагогическое образование и наука. - 2009. - N 6. - С. 31-34.

Куликовская И. Э. Духовно-нравственное воспитание ребенка // Экономические и гуманитарные

Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.

Короткова  Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л. Д. Короткова. - М. : 2006.

Крюкова С.В., Слободяник Н.П.  Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М. : «Генезис», 2006 г.

Кузина Т.О., Батурина И. Занимательная педагогика народов России. - М., 1998.

Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992.

Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2001.

Куцакова Л. В. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» М. : Мозаика-Синтез, 2007 г.

Ломбина Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников // Психолог в детском саду. - 2010. - N 2. - С. 68-88.

Лунина  Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры / Г. В. Лунина. - М. : Просвещение, 2005.

Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. - Ярославль: Академия Холдинг, 2002

Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 2005

Мирилова, Т. Л. Воспитание хороших манер  : учеб-метод. пособие / Т. Л. Мирилова. - М. : Корифей, 2009.

Миронов В.А. Месяцеслов. Народный календарь. - М., 1998.

Миронова Т. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. - М.. 1994.

Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. - М., 1994.

Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2004

Недоспасова В. А. Растём играя: Сред. И ст. дошк. возраст : Пособие для воспитателей и родителей/ В. А. Недоспасова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003

Новицкая М.Ю. Наследие (патриотическое воспитание в детском саду). – М., 2003

Остапца А., Абросимовой Г.Н "Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристической деятельности". Москва ( Арк) 2003.

Парамонова Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. – М,- 1987.

Паршукова Г. В сказочной стране цикл занятий по нравственному развитию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 71-78.

Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

Петрова И.А. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. – М.- 1990.

Петрова В. И. Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду» М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.

Петракова Т.И. Духовность и нравственность базовые характеристики личности. // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие - М.: Импэто, 2004

Покровский Е.А. Детские игры. - СПб., 1994. (Историческое наследие).

Ривина Е. К. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» -М. : Мозаика-Синтез, 2008 г

Рочев С. Г. Об относительной значимости моральных норм // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 5. - С. 18-20.

Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.- 1972.

Семанака С.И. « Уроки добра»-М.,2004г.

Склярова Т.В. Духовно-нравственное воспитание. Сборник статей / Составление и общая редакция - М.Н. Лазутова, Т.И.Петракова. - М.: Импэто, 2004., с.37)

Соболева И. Любить малую родину // Дошкольное воспитание 2005.

Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей: материалы для специалиста образовательного учреждения .О.А. Соколова. – СПб.: Каро, 2003.

Соловьева Е. В. Наследие : и быль, и сказка... : пособие по нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиционной отечественной культуры. – М. : Обруч , 2011.

Тарабарина Т.И. Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославь: ( Академия развития ) 1997.

Татаренкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

Татаренкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

Ушакова Л. П. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с  

Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Мир психологии. 2009. № 1.

Хорунженио К. М.. Педагогический словарь, М., 1997

Харчевникова А.Н.,Деркунская.В.А «Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет», Москва, изд-во « Аркти», 2010г.

Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение?. –М.- 1986.

Черных Т. В. Роль этических переживаний старшего дошкольника в процессе нравственного воспитания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Педагогика. - 2010. - № 2

 Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек.- М., 1986.

 

Художественная литература

Младший дошкольный возраст

 

А Александрова З. «Нас много, ребята!»

Я. Аким «Моя родня»

Б Барто А. "Девочка чумазая"; "Медвежонок- невежда"

В. Берестов "Честное гусеничное"

Т. Белозерова  Майский праздник…

Е Бехлерова. «Капустный лист»

С. Богомазов «Мир нужен всем!»

Е. Благинина «Подарок»

Л Воронкова."Маша- растеряша"

В. Викторов «Дружат дети всей земли»

Г Виеру. «Девятое мая»

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

Б Житков. "Храбрый утенок"

М. Зощенко "Глупая история"

В. Зайцев «Я одеться сам могу…»

Н. Колпакова «Родина любимая»

Т. Кочиев «Дружба»

А. Кушнер «Кто разбил большую вазу?»

Л. Кудлачева «Важные слова»

Н. Красильников «Доброе утро»

С. Маршак "Сказка об глупом мышонке"; "Сказка об умном мышонке"

В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо?"

Д. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

Э. Мошковская "Жадина"

И. Мазнин «Давайте дружить»

С. Михалков «Андрюшка»

Мордовская сказка «Как собака друга искала»

А Митяев. «Вечный цветок»

Н. Носов "Ступеньки"

Н Найденова. «Наши полотенца»

В Осеева. "Волшебное слово", "Хороший гусь", "Строитель"; "Хорошее"

С Прокофьева."Сказка о невоспитанном мышонке"

А. Прокофьев  «На широком просторе…»

Е. Пермяк «Про нос и язык»

М. Пляцковский «Родина»

С. Прокофьева «Маша и Ойка» «Сказка о грубом слове УХОДИ»

В. Сутеев "Палочка- выручалочка"; "Раз, два - дружно"

В.Сухомлинский "Мальчик хотел приласкать снежинку"

Н. Сынгаевский «Помощница»

Л Толстой."Птичка"; "Котенок"

Я. Тайц «По ягоды»

К. Ушинский "Умей обождать"; "Петушок с семьей"

Узбекская сказка «Упрямые козы»

Хармс Д."Храбрый еж"

Г Цыферов "Жил на свете слоненок"

К."Чуковский Муха -цокотуха"; "Айболит"; "Краденое солнце"; "Так и не так"

В. Юсупов «Простите»

 

 

Художественная литература

Средний дошкольный возраст

 

З.Александрова «Письма с БАМа», «Песня о Чапаеве», «Дозор»

С Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»

А.Барто «Вовка – добрая душа», «На заставе»

А. Баруздин «Шел по улице солдат»

Г.Браиловская «Наши папа, наши мамы»

Н.Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»

А.Гайдар «Сказка о военной тайне», «О Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»

М.Глинская «Хлеб»

Л.Толстой «Прыжок»

Л. Кассиль «Твои защитники»

С.Маршак «Труд взрослых», «Рассказ о неизвестном герое»

С. Михалков «Дядя Степа»

В.Маяковский «Кем быть?»

А Некрасов «Маяк»

Н.Носов «Карасик», «На горке»

В.Осеева «Волшебное слово», «Почему»

Е.Пермяк «Чужая калитка», «Самое страшное», «Торопливые ножик»

Г. Снегирев «Скворец»

И.Туричин «Человек заболел»

 

 

Художественная литература

Старший дошкольный возраст

 

Е. Бехлерова «Капустный лист»

А. Барто  «Назаставе»

А. Барто «Вовка - добрая душа»

М. Болквадзе «Стакан воды»

Л. Воронкова «Маша — растеряшка»

З. Ёжикова «Крот и его друзья»

Б. Житков «Что я видел», глава «Красная площадь»

Б. Житков «Красный командир»

Б. Житков «На льдине»

С. Капутикян «Моя бабушка»

А. Кузнецов «Подружки»

Н. Кончаловская « Стихи о Москве»

Л. Кассиль  «Главное войско»

В.  Катаев «Цветик - Семицветик»

Б. Ласкин «Три танкиста»

С. Михалков «А что у вас?»

А. Митяев «Почему армия родная»

С. Маршак  «Рассказ о неизвестном герое»

С.Михалков «Как друзья познаются»

Н. Носов «На горке»

Н. Носов «Огурцы»

Н. Носов «Карасик»

В. Осеева «Волшебное слово»

В. Осеева «Просто старушка»

М. Пляцковский «Урок дружбы»

Е. Пермяк «Самое страшное»

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Г. Сапгир «Семья»

А. Сурков  «Песня сердца», «Песня смелых» Рассказы о великой отечественной войне

С. Сахарнови «Два радиста»

Е. Серова «Нехорошая история»

И. Смольников «Что принёс»

Л. Толстой «Косточка»

Я. Тайц «По грибы»

И. Турчин «Человек заболел»

 

 

Русские поговорки и пословицы о дружбе

 

Бедный знает и друга и недруга.

Без беды друга не узнаешь.

Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.

Будь друг, да не будь в убыток.

Будь друг, да не вдруг.

Был бы друг, найдется и досуг.

Был у друга, пил воду - показалась слаще меду.

Был Филя в силе - все други к нему валили, а пришла беда - все прочь со двора.

Верный друг лучше сотни слуг.

Вешний лед обманчив, а новый друг не надежен.

Вражда не делает добра.

Все за одного и один за всех.

Все любят добро, да не всех любит оно.

Все пройдет, одна правда останется.

В согласном стаде волк не страшен.

В тесноте, да не в обиде.

Дал слово, держи его.

Дальний путь, да ближний друг.

Два друга - мороз да вьюга.

Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

Держись друга старого, а дома нового

Доброе слово лечит, а злое убивает.

Добрый друг лучше ста родственников.

Доносчику первый кнут.

Для друга и семь верст не околица.

Для милого друга не искать досуга.

Для милого дружка и сережку из ушка.

Друг верен – во всем измерен.

Друг за друга держаться - ничего не бояться.

Друга иметь не убыток.

Друг познается при рате да при нужде.

Друг на друга глядючи, улыбнешься; на себя глядючи только всплачешься.

Друг познается в беде.

Друг сердечный - таракан запечный.

Дружба дороже денег.

Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

Дружба дружбой, а служба службой.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.

Дружба не гриб - в лесу не найдешь.

Дружбу помни, а зло забывай.

Дружить дружи, а за полу не держи.

Дружно за мир стоять — войне не бывать.

Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки и ястреба забьют.

Друзей много, а друга нет.

Жаль друга, да не как себя.

Жить было с другом, да помешал недруг.

Залез в богатство - забыл и братство.

Зовется другом, а обирает кругом.

И сват свату друг, да не вдруг.

И собака помнит, кто ее кормит.

Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце.

Кому мир недорог, тот нам и ворог.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Кто в нраве крут, тот никому не друг.

Кто друг себе, а кто и недруг.

Легко друзей найти, да трудно сохранить

Лжец - всегда неверный друг, оболжет тебя вокруг.

Лучше матери друга не сыщешь.

Лучше умереть возле друга, чем жить у своего врага.

Мил да люб, так и будет друг.

Мстят сильно иногда бессильные враги.

Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.

Назвался другом - помогай в беде.

На себя не наговаривай, а с друга сговаривай.

Недоверие убивает дружбу.

Не до дружка, до своего брюшка.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!

Не ставь недруга овцою, а ставь его волком.

Не та дружья рука, что только гладит, а и та, что за вихор таскает.

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

Нет такого дружка, как родная матушка.

Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Нужно много дней и ночей, чтобы узнать человека.

Один в поле не воин.

Один за всех и все за одного.

От теплого слова и лед тает.

Пеший конному не товарищ.

Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.

Плохой друг - что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.

По щедрости руки видно, какое сердце.

Правду говорить - друга не нажить.

Связанного веника не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь.

Сердечный друг не родится вдруг.

С волками жить – по-волчьи выть.

Сидят вместе, а глядят врозь.

С иным водиться - что в крапиву садиться.

С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

С медведем дружись - да за топор держись.

Соха не плуг, приятель не друг.

Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

У нашего свата ни друга, ни брата.

Умный себя винит, глупый - своего товарища.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Царю правда лучший друг.

 

 

Русские народные

пословицы и поговорки о семье и о взаимопонимании

 

В недружной семье добра не бывает.
Семья — опора счастья.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Где любовь и совет, там и горя нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Муж без жены — что гусь без воды.
Слепой щенок и тот к матери ползет.
Слава сына — отцу отрада.
На что и клад, когда в семье лад.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
Жениться — не воды напиться.
Не откладывай работу на субботу, а женитьбу на старость.
С плохой женой состаришься, с хорошей помолодеешь.
Лучше хлеб есть с водой, чем жить со злою женой.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Семья в куче, не страшна и туча.
Хоть тесно, да лучше вместе.
Намеки да попреки — семейные пороки.

 

 

 

Пословицы и поговорки о хлебе

 

Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.

Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.

У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру

И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.

У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.

Всяк на себя хлеб добывает.

Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлеб хлебу брат.

Худ обед, когда хлеба нет. 

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. 

Хлеб да вода – мужицкая еда.

Хлебушко – калач дедушка.

Хлеба нет – корочка в честь.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Человек хлебом живет, а не промыслом. 

Покуда есть хлеб да вода, все не беда. 

Без хлеба, без соли худая беседа. 

Палата бела, а без хлеба в ней беда.

Плевать на обед коли хлеба нет.

Хлеб – дар божий, отец, кормилец.

Хлеб да соль, и обед пошел.

Без хлеба, без соли никто не обедает.

Не в пору и обед, коли хлеба нет.

Хлеб черствый – обед честный.

Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.

Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

 

Пословицы и поговорки о войне

 

Больше пота на ученье, меньше крови на войне.
Воин воюет, а жена горюет.
Военная присяга — нерушимый закон.
Во время войны и стены имеют уши.
Один в поле не воин.
И я бы шел на войну, да жаль покинуть жену.
Жизнь дана на смелые дела.
Заповедь военного дела: двигайся скрытно и умело.
Один воин тысячи водит, а бог и тысячи и воина водит.
Бдительность — наше оружие, бдительность врага обнаруживает.
Береги командира в бою, защищай, как жизнь свою.
Болтун — находка для шпиона.
Болтуны и шептуны вредны.
Болтовня может стоить жизни.
Бояться смерти — так и победителем не быть.
Бой красен мужеством.
Бой отвагу любит.
Бой требует уменья.
В крепкой спайке фронта и тыла — непобедимая сила.
В наступлении храбрость помножь на умение.
Воля командира — большая сила.
Всюду примером служи, честью и славой полка дорожи.
Всякая пуля грозит, да не всякая разит.
Гвардейский миномёт везде врага найдёт.
Гвардейская слава — врагу отрава.
Где отвага, там и счастье.
Где смелость, там победа.
Герой не многих знает, а имя его вся страна повторяет.
Граната мала, да бойцу мила.
Дал присягу — назад ни шагу.
Для смелого солдата и рукавица — граната.
Для шпиона сущий клад, кто болтлив и простоват.
Друг друга поддерживать — победу одерживать.
Если по-русски скроен — и один в поле воин.
Жизнь на коленях позорнее смерти.
Закон бойца — стойкость до конца.
За край родной иди бесстрашно в бой.
Змея один раз в году шкуру меняет, а предатель — каждый день.
Зорки и бдительны Родины хранители.
Знает один — тайна, знают двое — не тайна.
Знамя части — святыня.
Командовать без умения — всё равно, что слепому грибы собирать.
Крепко верить — значит победить.
Кто без храбрости — тот без радости.
Кто в огонь ходит, того и смерть обходит.
Кто в полку людей веселит, за того весь полк стоит.
Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.
Кто идёт вперёд — того страх не берёт.
Не рисковать — так и сражение не выиграть.
Нет дружбы крепче, чем фронтовое братство.
Не теряй отвагу — назад ни шагу.
Опытному воину река не преграда.
Осторожность воину головной боли не причиняет.
Отвага бережёт воина.
От глупого риска до беды близко.
Победа — спутник смелых и умелых.
Победу не ожидают, а догоняют.
Побеждает тот, кто не даёт себя запугать.
Полковая песня дух бодрит.
Попусту стрелять — лишь порох терять.
Пошёл в разведку — бери всё на заметку.
Предвидение — половина победы.
Снайпер бьёт редко, да попадает метко.
Солдат солдату родной брат.
Солдатская дружба сильнее смерти.
Солдатскую походку издалека знают.
Счастье всегда на стороне отважных.
У солдата шинель — постель.
У штыка нос остёр.
Храбрость без ума не дорого стоит.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.
Храбрый — хозяин в бою.
Я тебе помогу, ты мне — это первый закон на войне.
Чтоб иметь удачу, крепко знай свою задачу.
Армейская молодёжь — веселее не найдёшь.
Бить врага — святое дело, надо бить его умело.
Бывалый солдат опытом богат.
Быть смелым — не быть битым.
Важна смелость, да нужна и умелость.
В бою вынослив тот солдат, кто силой и ловкостью богат.
В бою горько, зато потом сладко.
В бою нужна смекалка, отвага и закалка.
В бою побывать — цену жизни узнать.
В бою равнение только по передним.
В бою рождаются герои.
Верность присяге — закон победы.
Военный опыт перенимай, полезным советом не пренебрегай.
В обороне стой крепко, в наступлении иди скоро.
В осторожности превосходство богатыря.
Враг рыщет — в душу лазейку ищет.
Врага победишь — мир укрепишь.
Вражий танк тому лишь страшен, кто растерян, ошарашен.
Все за одного, один за всех, вот и обеспечен в бою успех.
Дело не в стуже, а в силе оружия.
Дерево в огне сгорает, а солдат от огня крепче бывает.
Держи порох сухим — будешь непобедим.
Дисциплина — душа армии.
Дисциплина — мать победы.
Друг за друга стой — выиграешь бой.
Друзья познаются в бою.
Если время трудное придёт, наш боец против семерых пойдёт.
Если дремать — языка не поймать.
Если Катя запоёт — враг и дня не проживёт.
Закаляй своё тело для военного дела.
Закрепляй свою победу, по пятам врага преследуй.
За победой вспять не ходи: она всегда впереди.
И военное дело мастера боится.
Испуган — наполовину разбит.
Как повоюешь, так и прославишься.
Каждое место на фронте важно, везде надо биться отважно.
Каждый воин знай свой маневр.
Каков полк, таков о нём и толк.
Каковы офицеры — таковы и войска.
Когда робость приходит, победа уходит.
Кто опасности не боится, того опасность избегает.
Кто смел, тот и цел.
Маскировка — это хитрость и сноровка.
На авось врага не одолеешь.
На винтовку нечего пенять, коли сам не умеешь стрелять.
На войне сон хуже врага.
На всякую пулю страха не напасёшься.
Народ и армия одна семья.
Находчивость в бою — великая сила.
Отступление — ещё не поражение.
Оттачивай слух и взор: тот победит, кто смел и хитёр.
Офицер — бойцам пример.
Победа даётся спокойному и отважному.
Победа — не снег, сама на голову не падает.
Разведка — глаза и уши армии.
Разведка — профессия умных и храбрых.
Разведчику нужна сноровка, увёртка, хитрость, маскировка.
Русское сердце крепче вражеской брони.
Рядом со смелым и бомба не ложиться.
Сам не окопаешься — пуля закопает.
Смекалка на войне помогает вдвойне.
Тайна — та же сеть: ниточка порвётся — вся расползётся.
Только того бьют, кто боится.
Тот герой, кто за родину стоит горой.
Умелому воину зима не помеха.
У разведчика глаз остёр, ум хитёр, отличный слух, охотничий нюх.
Честь на волоске висит, а потеряешь — так и канатом не привяжешь.
Честь солдата береги свято.
Чистые сапоги быстрее ходят.
Что не должен знать враг, не говори другу.

 

 

Песенки, потешки, заклички для детей

младшего дошкольного возраста

 

 

Пальчик-мальчик, где ты был?

Пальчик - мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

 

Как у нашего кота

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

 

Травка-муравка

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки – за капустку,

Мышки – за корку,

Ребятки – за молоко

 

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

(загибаем пальчики)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заяньке усатому,

Кому в зобок,

Кому в платок,

Кому в лапочку.

 

Ай качи качи качи

Ай качи качи качи

Глянь, баранки, калачи.

Глянь, баранки, калачи,

С пылу, с жару из печи.

В пылу с жару из печи,

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися бараночки

 

"Дождик -дождик пуще"

Дождик дождик пуще

Будет травка гуще,

Будут листья зеленей,

Будут ягодки красней.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка-колоколнышка.

Дождик дождик пуще

Дам тебе гущи,

Дадим тебе ложку,

Хлебай понемножку.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Дождик дождик веселей,

Капай капай не жалей,

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи.

Брызни в поле гпуще,

Станет травка гуще.

 

"Заинька попляши"

Заинька, походи, Серенький, походи.

Вот так-этак походи. Вот так-этак походи.

Заинька, покружись, Серенький, покружись.

Вот так-этак покружись. Вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой Серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой, Вот так-этак топни ножкой.Заинька, попляши,

Серенький, попляши.Серенький попляши

Вот так-этак попляши, Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись, Серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись, Вот так-этак поклонись.

 

"Чики чики чикалочки"

Чики чики чикалочки

Едет гусь на палочке,

Удочка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

Чики чики чикалочки

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке,

Щелкает орешки.

 

"Ночь пришла, темноту привела"

Ночь пришла, Темноту привела,

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставеньку.

Засыпай,

Баю-бай.

 

"Сорока, сорока..."

Сорока, сорока!

Где была? – Далёко!

Печку топила, кашу варила,

Гостей созывала.

Гости прилетели,

На крылечко сели.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала: он по воду

Не ходил, дрова не рубил,

Печку не топил, кашу не варил.

 

"Еду-еду к бабе, к деду"

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке, в красной шапке,

По ровной дороженьке,

На одной ноженьке,

В старом лапоточке,

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо,

А потом вдруг... в яму

Бух!

 

"Радуга-дуга"

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка-колоколнышка.

 

"Божья коровка"

Божья коровка,

Черная головка.

Полети на небо,

Принеси нам хлеба.

Черного и белого,

Только не горелого.

 

"На улице три курицы"

На улице три курицы

С петухом дерутся.

В окошко три девицы

Смотрят и смеются

«Кыш! Кыш! Ха-ха-ха!

Пожалейте петуха!»

"Тили - бом! Тили - бом!"

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливает кошкин дом,

А лошадка – с фонарем,

А собачка - с помелом,

Серый заюшка с листом

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь

Погас!

 

"Тень тень потетень"

Тень тень потетень, выше города плетень.

Сели звери под плетень, похвалялися весь день.

Похвалялася лиса, всему свету я краса.

Похвалялся зайка, поди догоняйка.

Похвалялися ежи, у нас шубы хороши.

Похвалялись блохи, и у нас неплохи

Похвалялся медведь, могу песни я петь.

Похвалялася коза, всем я выколю глаза.

 

"Курочка- рябушечка" 

- Курочка-рябушечка,

Куда пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка,

Зачем пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

- Цыпляточек поить.

- Курочка-рябушечка,

Как цыплята просят пить?

 

"Кисонька-мурысонька"

— Кисонька-мурысонька,

Ты где была?

— На мельнице.

— Кисонька мурысонька,

Что там делала?

— Муку молола.

— Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

— Прянички.

— Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

— Одна.

— Не ешь одна! Не ешь одна!

 

"Жили у бабуси"

Жили у бабуси

Два веселых гуся.

Один серый,

Другой белый –

Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки

В луже у канавки.

Один серый,

Другой белый –

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси!

Один серый,

Другой белый –

Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,

Кланялись бабусе.

Один серый,

Другой белый –

Кланялись бабусе.

 

Потешка «Заря – зарница»

Заря – заряница,

Солнцева сестрица,

День замыкает,

Месяц зажигает.

И лес – то спит,

И река – то спит,

Ходит сон

У окон,

Оле спать велит.

 

 

Стихи для детей младшего дошкольного возраста

 

 

Юла

Юла кружится на ножке,

Юла песенки поет,

мы похлопаем в ладошки,

встанем в дружный хоровод!

 

Кубики

Очень любит наш сынишка

В кубики играть с братишкой

Строит дом, гараж и дачу

И забор вокруг в придачу!

 

Мяч

Мяч катать туда-сюда,

Любят все детишки,

Это лучшая игра,

Пишут даже в книжке!

 

Паровоз

Паровоз гудит ту-ту,

Я гостей вам привезу,

Накрывайте стол скорей,

И встречайте их милей!

 

Машина

Большую машину мне папа принес.

Я сел вмиг в машину игрушки повез!

Кого на работу, кого в детский сад,

Кого в магазин, а я на парад!

Я буду в машине махать из окна,

пусть мама увидит и будет горда!

 

 

 

Паровоз

Чух-чух-чух вагоны едут,

Паровоз их все везет,

Много деток спят в постелях

и не слышат стук колес!!!

 

Скакалка

Любит наша Галочка,

Шуструю скакалочку,

Вдоль двора она скакала

И ни разу не упала.

Все кто видел девочку,

Вспоминал про белочку!

 

Пила

Пила-пила пела,

Дерево хотела,

На кусочки распилить,

Деткам парты подарить!

 

Отвертка

Отвертка-увертка,

Болтик закрутит,

Голову вскрутит,

Руку намозолит,

Ни звука не проронит!

 

Молоток

звонко, громко постучим,

молоточком мы моим,

мама скажет, — « мастера,

приходите к нам с утра!

Не стучите вечерком»,-

нас напоит молочком.

 

 

 

 

 

Стихи о хлебе

 

 

Хлеба пекутся.

Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.

***
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Автор: В. Орлов

***
Пшеница

Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь- зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.

Автор: Аким. Я.

***
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной...
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы –люди!
Научитесь хлеб беречь».

Автор: Н Тихонов

***
Пахнет хлебом

На пустых полях стерня
Жухнет и сереет.
Солнце только среди дня
Светит, но не греет.

По утрам седой туман
Бродит по болотам,
То ли что-то прячет там,
Толи ищет что-то.
После сумрачных ночей
Выцветает небо.....

А в деревне из печей
Тянет свежим хлебом....
Пахнет домом хлеб ржаной, 
Маминым буфетом,
Ветерком земли родной,
Солнышком и летом.

Нож поточен о брусочек.
-Папа, дай кусочек!

( Перевод И. Токмаковой)

***
Вновь взращено и обмолочено,
Вновь в закрома течёт оно.
Ладонь натруженную дочерна
Врачует, падая, зерно.

Мы им во сне коротком бредили.
И вот он, труд наш, на виду.
Забыто всё, что недоедено
И что не доспано в страду.

Автор: В. Буданов

***
Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку. 
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.

Автор: Г.Виеру. 
***
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. 
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Автор: Я.Аким. 

***
Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось. 
Набежала туча издали, промочила лес насквозь. 
Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели- 
Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!
Автор: Я. Дягутите. 

***
Вот он Хлебушек душистый, 
Вт он теплый, золотистый. 
В каждый дом, на каждый стол, 
он пожаловал, пришел. 
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. 
Сколько рук его растило, охраняло, берегло. 
В нем - земли родимой соки, 
Солнца свет веселый в нем... 
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Автор: С. Погореловский

***
Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли, 
Но сломить его за лето так они и не смогли. 
Вот какой я! - он хвалился - с ветром справился, с водой! 
До того он загордился, вырос кверху бородой.

Автор: С. Погореловский 



***
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки. 
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски. 
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край. 
Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай. 
Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало. 
Только село солнышко, опустело зернышко.

Автор: Воронько

***
Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора. 
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым. 
Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу. 
А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает! 
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

Автор: В. Воронько

***
О хлебе

Я видела однажды, по дороге. 
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой. 
И ловко били хлеб шальные ноги. 
Играл, как мячиком, мальчишка озорной. 

Тут подошла, старушка и, нагнувшись, 
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла 
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись. 
Решил, что это нищенка была. 

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом. 
Поднялся и к мальчишке подошел 
« Зачем - спросил он, голосом усталым – 
-Ты, мальчик поступил нехорошо» 

А утром, в день победы, ветераны. 
Все при параде, в школу, ту, пришли. 
Мальчишке показалось очень странным, 
Что ветераны хлеб, с собой, несли. 

Узнал мальчишка, в старом ветеране. 
Седого старика, на той скамье. 
Он замер, тишина стояла в зале. 
И хлеб душистый на большом столе. 

И та, старушка, что ушла с батоном. 
Сидела рядом, грудь вся в орденах. 
В глазах мальчишки голубых, бездонных. 
Вдруг, со слезами появился страх. 

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку. 
Мальчишке, нежно, в руки подала. 
И быль, рассказанная, той старушкой. 
Его в блокадный Ленинград перенесла. 

Вот перед ним возник холодный город. 
Во вражеском кольце, кругом бои. 
Свирепствует зима и лютый голод. 
И тот батон, что поднят был с земли. 

Прижав батон, он мчится по дороге. 
Он знает, мать его, больная, ждет. 
Торопится он к ней, замерзли ноги. 
Но счастлив он, он хлеб домой несет. 

А дома, бережно, батон он режет. 
Куски считая, чтоб хватило им. 
Пусть он сухой и пусть не очень свежий. 
Он был единственным и очень дорогим. 

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку. 
И матери, ее кусок, несет. 
В глазах ее он видит боль и муку. 
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок» 

Но, вспомнив, как он бил батон ногою. 
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук 
Мать закричала « Что, сынок, с тобою. 
Дай хлеба, я умру от этих мук» 

Он зарыдал и вновь перед глазами. 
Старушка, что батон с земли берет. 
Она стоит и нежными руками. 
Мальчишке, хлеб душистый, подает. 

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая. 
Бежит домой, там, мать больная, ждет. 
Боль матери всем сердцем понимает. 
И оправданий он себе не ждет. 

Он входит в дом, сидят в нем ветераны. 
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук. 
Все сном прошло, остались только раны 
От боли той, в глазах стоял испуг. 

Он понял цену, тем слезам и хлебу. 
Который, дерзко, превратил он в мяч. 
На землю, вновь его вернули с неба. 
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь» 

Стоит она и гладит по головке. 
В глаза глядит, так, как глядела мать. 
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко. 
« Простите» - только это смог сказать. 

Я видела, как тихо, по дороге. 
Идет мальчишка, голову склонив. 
И дед седой все курит на пороге. 
Всю боль души, молчаньем сохранив.

Автор: Нина Самкова

 

 

 





 

 

 

Загадки о хлебе

 

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)

Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)

Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб)

Круглобок и маслян он, 
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом, 
Пахнет знойным полем. (Хлеб)

Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)

Вот он –
Тёплый, золотистый. 
В каждый дом, 
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл. В нем – 
Здоровье, наша сила, 
В нем – 
Чудесное тепло. 
Сколько рук
Его растило, 
Охраняло, берегло! (Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)

В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. 
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. 
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно) 

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)

 

 

 

Стихи о добре, доброте для детей

 

 

Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
НО, а мы послушаем стихотворения о доброте.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.

И. Романов
***


Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья та сердитая речь
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
***


Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
А. Лесных
***


А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский
***
 

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты.
***


Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
***


Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
***


Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев

 

 

 

 

Стихи о войне

 

 

22 июня


Не танцуйте сегодня, не пойте.
В предвечерний задумчивый час
Молчаливо у окон постойте,
Вспомяните погибших за нас.

Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,
Средь весёлых и крепких ребят,
Чьи-то тени в пилотках зелёных
На окраины молча спешат.

Им нельзя задержаться, остаться –
Их берёт этот день навсегда,
На путях сортировочных станций
Им разлуку трубят поезда.

Окликать их и звать их – напрасно,
Не промолвят ни слова в ответ,
Но с улыбкою грустной и ясной
Поглядите им пристально вслед.

(В. Шефнер)

 

Верим в Победу

Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!

Только хочет он или не хочет,
А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны!

(В. Шефнер, 1941, 23 июня, Ленинград)

 

Мы врага отбросим


Сигнал тревоги
над страной.
Подкрался враг,
Как вор ночной.
Фашистов черная орда
Не вступит в наши города.
И мы врага отбросим так,
Как наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.
(А. Барто)

 

Тот самый длинный день в году...

 

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет...

(К. Симонов)

 

22 июня 1941 года

«Началась война…» –
В сердца вонзилось
Страшною отравленной стрелой.
И на свете
Всё переменилось.
И тревога
Встала
Над страной.

Эта весть
Собой закрыла солнце,
Словно туча чёрная в грозу.
Нивы
Вдруг пожухли,
Колокольцы
Вздрогнули
В разбуженном лесу.

Эта весть
Ударила, как бомба.
Гнев народа
Поднялся волной.
В этот день
Мы поклялись до гроба
Воевать
С проклятою войной.

В этот день
Ты верным стал солдатом,
И тебе,
Прошедший бой солдат,
Люди
За победу в сорок пятом
От души
Спасибо говорят.

(Миклай Казаков, перевод А. Аквилева)

 

Грохочет тринадцатый день войны

Грохочет тринадцатый день войны.
Ни ночью, ни днем передышки нету.
Вздымаются взрывы, слепят ракеты,
И нет ни секунды для тишины.

Как бьются ребята – представить страшно!
Кидаясь в двадцатый, тридцатый бой
За каждую хату, тропинку, пашню,
За каждый бугор, что до боли свой...

И нету ни фронта уже, ни тыла,
Стволов раскаленных не остудить!
Окопы – могилы... и вновь могилы...
Измучились вдрызг, на исходе силы,
И все-таки мужества не сломить.

О битвах мы пели не раз заранее,
Звучали слова и в самОм Кремле
О том, что коль завтра война нагрянет,
То вся наша мощь монолитом встанет
И грозно пойдет по чужой земле.

А как же действительно все случится?
Об этом – никто и нигде. Молчок!
Но хлопцы в том могут ли усомнится?
Они могут только бесстрашно биться,
Сражаясь за каждый родной клочок!

А вера звенит и в душе, и в теле,
Что главные силы уже идут!
И завтра, ну может, через неделю
Всю сволочь фашистскую разметут.

Грохочет тринадцатый день война
И, лязгая, рвется все дальше, дальше...
И тем она больше всего страшна,
Что прет не чужой землей, а нашей.

Не счесть ни смертей, ни числа атак,
Усталость пудами сковала ноги...
И, кажется, сделай еще хоть шаг,
И замертво свалишься у дороги...

Комвзвода пилоткою вытер лоб:
– Дели сухари! Не дрейфить, люди!
Неделя, не больше, еще пройдет,
И главная сила сюда прибудет.

На лес, будто сажа, свалилась мгла...
Ну где же победа и час расплаты?!
У каждого кустика и ствола
Уснули измученные солдаты...

Эх, знать бы бесстрашным бойцам страны,
Смертельно усталым солдатам взвода,
Что ждать ни подмоги, ни тишины
Не нужно. И что до конца войны
Не дни, а четыре огромных года.

(Э. Асадов)

 

22 июня

Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.

Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.

Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
(Д. Попов)

 

22 июня

Ликует утро… И ясны,
Прозрачны солнечные дали.
Сегодня – первый день войны...
Хоть мы о том ещё не знали.

Но скоро мир волшебных снов
Уйдёт в туман воспоминаний.
Уже приподнят тайный кров
Над бездной горя и страданий.

И мы пошли сквозь вихрь смертей,
Через огонь, разор и беды…
И много-много долгих дней
Нас отделяло от победы.

(Е. Груданов)

 

Той первой ночью


Ещё той ночью игры снились детям,
Но грозным рёвом, не пустой игрой,
Ночное небо взрезав на рассвете,
Шли самолёты на восток.
Их строй


Нёс, притаясь, начало новой ноты,
Что, дирижёрским замыслам верна,
Зловещим визгом первого полёта
Начнёт запев по имени — война.


Но дирижер не знал, что в этом звуке,
Где песнь Победы чудилась ему,
Звучат народа собственного муки,
Хрипит Берлин, поверженный в дыму.


Той первой ночью, в ранний час рассвета,
Спала земля в колосьях и цветах,
И столько было света,
Столько цвета,
Что снились разве только в детских снах.


Той ночью птицы еле начинали
Сквозь дрёму трогать флейты и смычки,
Не ведая, что клювы хищной стаи
Идут, уже совсем недалеки.


Там где-то стон растоптанной Европы,
А здесь заставы день и ночь не спят.
Притих в лазурной дымке Севастополь.
Притих под белой ночью Ленинград.


Штыки постов глядятся в воды Буга.
Ещё России даль объята сном…
Но первой бомбы вой коснулся слуха,
И первый гром — и первый рухнул дом.

 
И первый вопль из детской колыбели,
И материнский, первый, страшный крик,
И стук сердец, что сразу очерствели
И шли в огонь, на гибель, напрямик.


И встал в ту ночь великий щит народа
И принял в грудь ударов первый шквал,
Чтоб год за годом, все четыре года,
Не утихал сплошной девятый вал…


… Всё отошло. Заволоклось туманом.
И подняла Победа два крыла.
Но эта ночь, как штыковая рана,
Навек мне сердце болью обожгла.

(Н. Браун)
 

А. Суркову

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: – Господь вас спаси! –
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: – Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!» – говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» – говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

(К. Симонов, 1941 г.)

 

До свидания, мальчики!


Ах война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом – солдат…
До свидания мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад

Нет, не прячьтесь, вы будьте высокими
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите вы, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

Ах война что ж ты подлая сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

(Б. Окуджава)

 

Парад в сорок первом

Наверное, товарищи, не зря,
Любуясь шагом армии чеканным,
Всегда припоминают ветераны
Другой – суровый – праздник Октября.
Была Москва пургой заметена,
У Мавзолея ели коченели,
И шла по Красной площади Война –
Усталая, в простреленной шинели.
То батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты.
В тревожных небесах аэростаты
Качали удлиненной головой.
Терзали тело Подмосковья рвы,
Убитых хоронил снежок пушистый,
Сжимали горло фронтовой Москвы
Траншеи наступающих фашистов.
А батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты!
Недаром в небесах аэростаты
Качали удивленно головой!
Кто может может победить такой народ?..

Не забывайте сорок первый год!
(Ю. Друнина)

Перед атакой
 

Когда на смерть идут – поют,
А перед этим
можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв –
и умирает друг.
И, значит смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед.
За мной одним
идет охота.
Будь проклят сорок первый год
И вмерзшая в снега пехота…
(С. Гудзенко)

 

Война 41 года

Пропахшие порохом тучи неслись,
Пролившись свинцом с небосвода.
"Ни шагу назад... И ни пяди земли..."
– Касается каждого взвода.

Но Киев захвачен, в кольце Ленинград,
Бои – на пороге столицы:
Бессонные ночи, кровавый закат,
Суровые, скорбные лица.

Часы отступлений, как вы нелегки!
Ведь каждый считал – он виновен...
И только на Волге, у кромки реки,
Был враг, наконец, остановлен.

А дальше – сраженья и ночью, и днем
За каждую русскую хату.
Приказ был: – на Запад, под шквальным огнем,
Всё было под силу солдату.

Свобода тому лишь до гроба верна,
Кто предан идее народа.
Священная шла, мировая война, –
Война сорок первого года.

(В. Снегирев)

 

22 июня

В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.

Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.

Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!

В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.

Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…
Начало лета, жизнь вокруг кипит.
Жива любовь, зарубцевались раны,
Но этот день июня не забыт!

(Т. Лаврова)

 

 

 

Игры для детей дошкольного возраста, направленные на социально-личностное развитие ребенка

Игровое упражнение «Мама устала»

     Дети становятся в круг, в центре которого ставится стул. Выбирается ребенок на роль матери и садится или становится в круг. Все дети получают задание: представить, что «мама» пришла уставшая с работы. Вы хотите ей помочь. Как вы это сделаете? С какими словами вы обратитесь к «маме»? Ребенок, выбранный на роль матери, должен выразить ее состояние с помощью мимики и пантомимики. Если дети затрудняются, воспитатель предлагает возможные варианты помощи родителям: что-нибудь принести (тапочки, одежду), накрыть на стол, убрать со стола, помыть посуду и др.

 

Игра «Угадай настроение»

Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.). После определения каждой пиктограммы по виду настроения дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки.

При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения на строения.

 

Игра «КОЛДУН» (заколдовал речь). С помощью жестов и мимики дети извиняются - прощают. Потом меняются ролями. Игра «КОЛДУН» (заколдовал речь). С помощью жестов и мимики дети извиняются - прощают. Потом меняются ролями.

Игра «Море волнуется»

Цель: сделать фигуру, не похожую на других. Приз получает тот, кто выиграет подряд 3 раза.

Вывод-правило: учись думать и делать по-своему. Не хвастай, если ты лучше других делаешь что-то, другие лучше умеют делать то, что не умеешь ты.

 

Игровое упражнение «Мама устала»

Дети становятся в круг, в центре которого ставится стул. Выбирается ребенок на роль матери и садится или становится в круг. Все дети получают задание: представить, что «мама» пришла уставшая с работы. Вы хотите ей помочь. Как вы это сделаете? С какими словами вы обратитесь к «маме»? Ребенок, выбранный на роль матери, должен выразить ее состояние с помощью мимики и пантомимики. Если дети затрудняются, воспитатель предлагает возможные варианты помощи родителям: что-нибудь принести (тапочки, одежду), накрыть на стол, убрать со стола, помыть посуду и др.

 

«Отец и мать — священные слова».

Игровая ситуация: Светлячок дает в руки каждому волшебный фонарик, с помощью которого дети должны загадать желание для своих родителей.

Советы Светлячка:

Когда родители приходят уставшие с работы, будьте внимательны к ним: спросите, чем ты им можешь помочь.

Оберегайте отдых близких тебе людей.

Чтобы быть внимательными к близким и окружающим нас людям, нужно уметь правильно угадывать их настроение, и следующая игра поможет нам в этом.

 

Игра «Угадай настроение»

Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.). После определения каждой пиктограммы по виду настроения дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки.

 

Игра «Хорошо — плохо»

Хорошо, что у нас есть больная бабушка? А чем плохо?

Хорошо, что у нас есть (или будет) братик? А чем плохо?

Хорошо, что братик плачет? А чем плохо?

 

Упражнение «Сердце на память» (Н. Кряжева)

Детям предлагается найти свое сердце, положить на него руку и в тишине послушать, как оно бьется, почувствовать его тепло ладонью. Затем второй ладонью надо накрыть первую и, стараясь сохранить тепло в руке, сложить ладони в виде сердца. Дети подходят друг к другу и ведущему и прикасаются «сердцем» к груди друга, даря тепло своего сердца «на память».

Рисование на тему «Моя мама» (можно выполнять под музыку)

 


»  Tags for document:

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн