Урок-практическая работа "Наблюдения за горящей свечой" (8 класс)
Методическое обоснование темы урока.
Предмет - неорганическая химия
Класс- 8
Место в КТП – 4 урок в разделе «Изменения, происходящие с веществами»
УМК - учебник Габриеляна О.С. (8 класс)
Технологическая карта урока
Тема урока
Типы химических реакций
Форма работы
Фронтальная
индивидуальная
Методы
Словесный
Наглядный
Проблемно-поисковый
Пояснительно-иллюстративный
Оборудование
мультимедийный проектор с экраном
рисунки по теме «Физические и химические явления»
Цели урока
Основываясь на знаниях учащихся о классификации объектов, полученных в курсе различных наук, а также данных предыдущих уроков о признаках реакций, рассмотреть принципы классификации химических реакций, типы реакций по составу и сложности веществ. Закрепить умение составлять химические уравнения, расставлять коэффициенты, описывать признаки реакции.
Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение); умения рефлексии своей деятельности, диалога в общении, отстаивания своей позиции.
Воспитание толерантности, умения работать самостоятельно, коллективно.
Ход урока
Организационный момент (1мин)
Вхождение в тему (5 мин)
Цели и задачи урока
Девиз урока
Ассоциации со словом «реакция»
Входная диагностика
Повторение основных вопросов пройденных тем (10 мин)
Физические и химические явления ( работа по картинкам)
Формулы основных классов неорганических веществ
Написание уравнений химических реакций и расстановка коэффициентов в уравнениях.
Изучение новой темы (10 мин)
Типы химических реакций
Закрепление (12 мин)
Домашнее задание ( 1 мин)
Итог урока:
Выходная диагностика
Оценивание учащихся
Ход урока
Девиз урока:
«Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность».
(Б. Шоу).
1.Организационный момент
- девиз урока (слайд 1)
2. Вхождение в тему.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “реакция?”
(Слова должны начинаться с букв данного слова).
Составляется расшифровка слова «реакция» (слайд 2) Р - работа Е - единение А - активность К - красота Ц - цвет И - инициатива Я – явление
Вывод: сегодня мы должны с вами хорошо поработать, показать свое единение, быть активными, проявить инициативу на уроке. Урок должен пройти в ярком цвете ваших ответов, вы должны показать красоту химических знаков и объяснить все явления, о которых мы сегодня с вами будем говорить.
Представьте, что миллионы разнообразных веществ и тел, из них состоящих, не претерпевают изменения, тогда мир был бы скучным и застывшим, лишенный красоты, движения и развития. Но под воздействием внешних условий (света, температуры, давления и т. д.) вещества изменяются. Изменение веществ и тел делят на два типа: физические явления и химические явления (реакции).
В чем отличие физических явлений от химических?
Задание: определить, какие явления изображены на рисунках?
( работа по рисункам)
Превращение одних веществ в другие называют химическими превращениями или химическими реакциями. В химической реакции происходит перераспределение химических связей: одни - рвутся, другие - образуются. Такие явления знакомы каждому: ржавление железа, горение дерева, скисание молока. Химическая реакция — превращение одного или нескольких исходных веществ в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции).
Чтобы правильно написать уравнение химической реакции, вы должны хорошо знать знаки химических элементов и уметь писать формулы веществ.
Химические превращения записываются с помощью уравнений. Вещества расположенные слева от знака равенства, называют реагентами или исходными веществами, расположенные справа – продуктами химической реакции. Количество атомов каждого элемента в левой и правой части должно совпадать. Уравнивают их с помощью коэффициентов – цифр, которые показывают, сколько частиц вступает в реакцию.
Задание: (слайд 4)
Напишите уравнения реакций между веществами:
железо(II) и хлор
водород и сера
фосфор (V) и кислород
В схемах уравнений расставьте коэффициенты:
Mn(OH)2→ MnO + H2O
Si + CI2 → SiCI4
As2O5 + H2O → H3AsO4
P + CI2 →PCI3
Sn + HCI → SnCI2 + H2
FeSO4 + BaCI2 → BaSO4 + FeCI2
В чем отличие одних реакций от других?
( реакции отличаются по составу исходных веществ и продуктов реакции)
Простейшие химические реакции подразделяют на четыре типа: соединения, разложения, обмена, замещения. Посмотрим презентацию и разберем классификацию химических реакций.
(слайды 6-10)
К какому типу относятся данные реакции (устно) (слайды 7-10)
Закрепление.
Задание:
Выберите из предложенных реакций реакции соединения, разложения, замещения и обмена (слайд 11)
Напишите уравнения реакций по рисункам и определите тип реакции (слайды 12-14)
Разгадать кроссворд ( ключевое слово «молодцы»)
Итог урока:
Таблица самооценки (слайд 15)
в начале этого урока
в конце этого урока
хорошо получается
затрудняюсь
хорошо получается
затрудняюсь
Я умею записывать формулы веществ по валентности
Я умею записывать схемы химической реакции
Я умею расставлять коэффициенты в схемах реакций
Я умею определять типы химических реакций
Мы рассмотрели типы химических реакций, закрепили умения расписывать уравнения реакций, расставлять коэффициенты. У некоторых это хорошо получается, некоторые затрудняются. По вашим листам самооценки на следующем уроке мы разберем вопросы, которые вызывают затруднения.