Интеллектуальная игра «Физическая эстафета для обучающихся 9 классов»
Submitted by Евгения Александровна Королькова on Wed, 14/05/2014 - 13:26
Интеллектуальная игра«Эстафета для обучающихся 9 классов»
Правила игры:
Каждый 9 класс выставляет на соревнование одну команду из 5 человек. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название команды. Все участники приходят на игру с эмблемами (название команды и имя игрока). На слайде написаны раунды игры и номера вопросов к этому раунду. Вопрос выбирает команда, правильно ответившая в предыдущем раунде. Ответ на вопрос обдумывается в течение 40 секунд, а затем выслушиваются ответы каждой команды. Выслушав ответы, ведущий снова зачитывает вопрос и говорит «Внимание, а теперь правильный ответ…».
Судейское жюри, состоящее из двух учителей, оценивает ответы команд, присуждая команде по 1 баллу за каждый правильный ответ. Счетная бригада ведет счет игры, вынося на доску результаты игры после каждого раунда. В перерывах музыкальная пауза.
Игра состоит из 7 раундов: «Кто быстрее?», «Занимательная физика», «Узнай меня», «Физическая мозаика», «Головоломки-Ребусы», «Блиц-опрос», «Найди ошибку», а также «Черного ящика» и «Музыкальной паузы».
Желательно, чтобы игра сопровождалась музыкальным оформлением (аплодисменты - за правильный ответ, временной сигнал продолжительностью 40 секунд (отсчёт времени), сигнал окончания обсуждения вопроса, сигнал - в случае неправильного ответа и т.д.) .
После проведения игры в случае равного счета, игра продолжается до первого неправильного ответа команд. Команде победителей торжественно вручаются медали с надписью «Мудрейшим».
Первый раунд «Кто быстрее?»
1. Космический корабль летит со скоростью 8км/час. Может ли скорость мухи, летающей в кабине космического корабля, быть больше скорости самого корабля?
(Да, если муха летит по направлению движения космического корабля, и за ней наблюдают с Земли).
2. Вы услышали эхо через 2с. На каком расстоянии оказалось препятствие. Принять скорость звука равной 340 м/с. (170 м).
3. Частота переменного тока равна 50 Гц. Каков период колебаний тока? (0,02с).
4. Расстояние от космического корабля до Земли равно 2,4*1010м. Сколько времени идет радиосигнал от Земли до корабля? (80 с).
Второй раунд «Занимательная физика»
1. Почему вода, замерзая в трещинах, разрушает горные породы? (замерзая вода увеличивается в объеме, это вызывает разрушение даже самых твердых пород)
2. Как легче закрутить гайку: ключом с короткой или с длиной ручкой? (с длиной, чем больше плечо силы, тем меньшую силу нужно приложить)
3. Почему кошка, из какого бы положения ни начинала падать, всегда приземляется на лапы? (в момент падения кошка начинает быстро вращать хвостом, т. е. создает вращательный момент, в результате чего ее тело поворачивается в противоположную сторону, пока лапки не окажутся внизу)
4. Почему опытная хозяйка, прежде чем разлить чай по стаканам, кладет в них металлические ложки? (металл обладает высокой теплопроводностью, тем самым снижает температуру жидкости и снижает опасность растрескивания стакана)
Третий раунд «Узнай меня»
(нужно назвать фамилию человека, о котором идет речь в этом вопросе)
1. Древнегреческий философ и ученый, учился в академии Платона в Афинах, у царя Македонии Филиппа был воспитателем его сына Александра (будущего полководца), в Афинах основал свою школу - перипатетиков, в своих трактатах изложил свои представления о природе и движении.
Ответ. Аристотель.
2. Английский ученый, создатель классической механики, сформулировавший ее четыре закона, разработал дифференциальное и интегральное исчисление, развил корпускулярную теорию света, сконструировал телескоп-рефлектор (зеркальный), исследовал интерференцию и дифракцию света, создал физическую картину мира, которая длительное время господствовал в науке.
Ответ: Исаак Ньютон.
4. Английский физик, химик, проводил исследования в области электричества, магнетизма, магнитооптики, электрохимии. Открыл явление электромагнитной индукции, открыл законы электролиза, ввел понятия: подвижность, катод, анод, ионы, электролиз, ввел представление об электрических и магнитных силовых линиях.
Ответ. М. Фарадей.
6. Английский физик, основоположник ядерной физики, исследования посвящены радиоактивности, атомной и ядерной физики, заложил основы современного учения о радиоактивности и теории строения атома, 1908г. Нобелевская премия по химии, осуществил первую искусственную ядерную реакцию, превратив азот в кислород, заложив тем самым основы современной физики ядра, открыл протон, создал большую школу физиков.
Ответ. Эрнест Резерфорд.
Четвертый раунд «Физическая мозаика»
(командам раздаются одинаковые карточки с буквами, нужно составить физические формулы, используя все буквы, буквы можно повторять в формулах),
m,a,F,r,υ,t, g
а также необходимо соединить физические величины с их единицами измерения.
F
s
υ
t
ρ
N
m
g
v
h
x
k
h
Ρ
M
S
l
<!--[endif]-->
м
Н
м/с
с
м
кг/м3
Н
м
Н/м
м3
м
м/с2
%
м2
Нм
Вт
кг
Пятый раунд «Головоломки-Ребусы»
Через несколько минут команды должны будут предоставить решение головоломок и ребусов.
а) Подсказка: Прочитайте изречение И. Ньютона, двигаясь по часовой стрелке, пропуская определенное количество кружков. Ответ: Гипотез не сочиняю
б) Подсказка: Вырежьте, затемнены клеточки в первом квадрате, наложите его на второй. Поворачивал его четыре раза, прочитаете слова Рене Декарта. Ответ: «Дайте мне материю и движение, и я построю мир»
(Головоломки и ребусы во вложенном файле)
Шестой раунд «Блиц-опрос»
(каждой команде задается по 5 вопросов, на них отвечают все по порядку или может отвечать только капитан команды)
1. Частицы, из которых состоят молекулы (Атомы)
3. Изобретатель лампы накаливания (Лодыгин)
4. Процесс перехода вещества из парообразного состояния в жидкое. (Конденсация)
2. Английский физик, предложивший ядерную модель атома (Резерфорд)
4. Катушка с железным сердечником внутри (Электромагнит)
5. Какая физическая величина измеряется в ваттах? (Мощность)
6. Как называется физическая величина, равная произведению массы на его скорость? (Импульс)
7. Что является мерой взаимодействия тел? (сила)
8. Кто считается основоположником физического эксперимента? (Галилей)
9. Английский ученый, установивший зависимость силы упругости от деформации? (Гук)
10. Кто открыл закон всемирного тяготения? (Ньютон)
11. Сколько весит тело, когда оно падает? (Р=0)
12. Верно ли, что снег «греет» землю? (да, благодаря своей низкой теплопроводности)
13. В каком море нельзя утонуть? (в Мертвом, оно сильно соленое. Вес человека меньше веса воды)
14. Почему летучие мыши, летая в полной темноте, не натыкаются на препятствия? (они
ориентируются с помощью ультразвука)
15. В какой обуви теплее зимой: тесной или просторной? (в просторной)
16. Как называется прозрачное тело, ограниченное с двух сторон сферическими поверхностями? (линза)
Седьмой раунд «Найди ошибку»
В предложенных литературных отрывках найти ошибки с физической точки зрения.
1. «КАПЛЯ»
Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг её морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
И в мире потому убавилось тепла.
2 . «ПОЛЁТ»
Я изобрёл шесть средств подняться в мир планет!
Сесть на железный круг и. взяв большой магнит,
Его забросить вверх высоко, докуда будет видеть око;
Он за собой железо приманит - вот средство верное!
А лишь он вас притянет, схватить его и бросить вверх опять -
Так поднимать он бесконечно станет.
3. «ПОХОД»
В яркий солнечный день ребята отправились в поход. Чтобы было не так жарко, они оделись в тёмные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок был сухим и чистым. Идти было легко. Дальше путешественники свернули на луг, и пришли сбавить шаг. На ночлег расположились на берегу реки. К вечеру стало свежо, но зато после купания ребятам сразу стало теплее. На дне реки лежал большой камень. Трое ребят с трудом подняли его в воде, но зато легко выбросили на берегу.
«Черный ящик»
(командам выносят набор предметов и задают вопрос, они должны дать ответ и продемонстрировать опыт)
- Как достать монету из воды, не намочив пальцев?
Положите монету на большую плоскую тарелку. Налейте столько воды, чтобы она покрыла монету. А теперь предложите знатокам достать монету, не намочив при этом пальцев. Для проведения опыта необходим стакан и несколько спичек, воткнутых в плавающую пробку.
Ответ:
Зажгите спички и быстро накройте плавающий горящий кораблик стаканом, не захватив при этом монетки. Когда спички погаснут, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним сама собой соберется вся вода из тарелки. Монета останется на месте, и вы можете взять ее, не намочив пальцев. Сила, вогнавшая воду под стакан и удерживающая ее там, на определенной высоте, - атмосферное давление. Горящие спички нагрели воздух в стакане, давление возросло, и часть газа вышла наружу. Когда спички погасли, воздух снова остыл. При охлаждении давление уменьшилось, и под стакан вошла вода, вгоняемая туда давлением наружного воздуха.