Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая разработка по теме «Содержание и приемы коррекционной работы по развитию фонемного анализа и синтеза у учащихся начальных классов».

Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов.

Под полным фонематическим анализом слова подразумевается умение расчленять

слышимое слово на составляющие его звуки, т.е. чётко представлять себе его

 звуковую структуру.

В частности, ребенок должен уметь определить следующее:

-какие именно звуки входят в состав слова;

-сколько всего звуков в слове;

-какова последовательность звуков в слове;

-каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.

Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово.

Несформированность  действия звукового анализа проявляется в письме в виде специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов. Это наиболее часто встречающиеся ошибки у учащихся начальной школы. Единственная возможность предупреждения ошибок такого характера состоит в том, чтобы сформировать у ребенка различные виды звукового анализа слова, которые необходимо включать в каждое занятие.

 

Детям предлагается:

-    определить количество слогов в заданных словах;

-   сгруппировать картинки в зависимости от количества слогов в их названиях;

-   придумать слова с заданным количеством слогов;

-   добавлять разные звуки, слоги к одному и тому же исходному слогу, чтобы каждый раз получались новые слова;

-   расчленить названные слова на слоги, слоги на звуки;

-    выделить заданный звук из ряда сначала резко контрастных, а позже близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков;

-   выделить заданный звук на фоне слова (сначала выделяются гласные звуки, стоящие в сильной позиции, т.е. в начале и середине слова под ударением, позже согласные - взрывные в конце, а щелевые - в начале слова);

-    найти общий звук в словах;

-   выделить из текста слова с заданным звуком;

-   придумать самостоятельно слова с заданным звуком (придумать любые слова, придумать слова - названия животных, мебели и

т.д.);

-   различать в словах звуки, близкие по звучанию или артикуляции;

-   определить в названном педагогом слове первый, последний звуки (с объяснением понятий «первый, последний» сначала на предметном материале, затем без него);

-   определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова с пояснением понятий);

-   определить и назвать последовательность звуков в слове, их количество, место каждого звука по отношению к другим (перед каким, после какого звука стоит заданный звук);

-   преобразовать слова, добавляя или изменяя один звук, переставляя звуки;

-   составить слова разной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки;

-   составить схемы слов и, наоборот, подобрать слова к предложенным учителем схемам;

-   установить соотношение между звуковым и знаковым составом
слов (соотнести слово и изображение предмета; вписать
знакомые буквы в схему слова; по отдельным буквам определить
какое слово) и т.д.         

 

Конспект занятия потеме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я».

Занятие разработано для учащихся первого класса, имеющих речевое заключение: ОНР III уровня

Цель: формирование у учеников умения выбирать ту или иную гласную букву, опираясь на твердость или мягкость впереди стоящего согласного. Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных в слогах, развитие  навыков звукобуквенного анализа и синтеза, слухоречевого внимания, развитие речевого ритма, зрительного внимания,  грамматического строя речи,  словаря.

 

 Оборудование: картины с изображением гномов, цветные кружки-символы звуков, рабочие тетради, ручки,  карточки с картинками, цепочки слогов на бумаге, ряд букв со словами на бумаге, звуковые схемыслов, мяч.

 

                                       План занятия:

  1. Орг. момент: Назовите мягкий согласный в слове хомяк, лямка, мясо, клякса, шляпа. Какие звуки вы называли?  - Согласные мягкие.

 

2.На нашем занятии сегодня будут гости гном НАК и гном НЯК.

   На доску помещаются  картинки с изображением гномов  в зеленой, и синей комнате. Приложение№1

         Назовите первые звуки в именах   наших   гостей. –н-, -нь- Эти звуки гласные или согласные? –Согласные.

        А звук -н- какой согласный? Твердый.  А -нь-? Мягкий.  А какие гласные    буквы есть в именах гномов? -а-,- я-.

    Перед какой буквой -а- или-я- ,  находится твердый   согласный -н-?  Перед -а-. Каким кружком мы его обозначим? – Синим.  А мягкий согласный? - Перед -я-. Каким кружком мы его обозначим. - Зеленым.

 

3.Сообщение темы занятия.  Сегодня на занятии мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные перед гласными буквами А-Я.

А гномы Нак и Няк приготовили вам различные задания. Как вы думаете, гном Нак любит играть с твердыми или мягкими согласными? – С твердыми.  А Няк? – С мягкими. Объясните свой выбор.

 

4.Игра:  «Твердый – мягкий». Если в слоге  вы услышите, перед гласным звуком, мягкий согласный выполняйте пальцами движения, словно вы мнёте мягкую вату, если твердый   сожмите с силой кулаки. Логопед произносит слоги - ма, дя, бя, та, ра, кля, кра  и т.д., дети выполняют соответствующие движения руками.

 

5. Гномы вам предлагают, поиграть в игру «Путаница». Я буду произносить слоги.  А на кого я покажу волшебной палочкой тот твердый  звук, перед гласным,  заменит на мягкий и наоборот.  За-зя, ва-вя, га-гя, ра-ря, ка-кя, ля-ла, ся-са, ня-на, пя-па, пла-пля, кра-кря, сна-сня, дла-для, кля-кла, вня-вна, стя-ста.

6.Наши гости  сочинили песенки из слогов, и очень просят  вас,  их  спеть.

А вместо музыки  хлопайте в ладоши. На доску помещаются цепочки слогов на бумаге. Приложение№2

 Дети читают слоги с изменением ритмического рисунка, хлопая в ладоши

 ЛА ЛА ЛА,  ЛА ЛА ЛА,   ЛА ЛА ЛА ;  ЛЯ ЛЯ ЛЯ,  ЛЯ ЛЯ ЛЯ, ЛЯ ЛЯ ЛЯ

Угадайте, кто из гномов  сочинил  песенку из слогов  первой строчки? Второй? Объясните свой выбор.

 

7. Для того чтобы узнать какие звуки использовали гномы нужно провести звуковой анализ слогов. На доске дети выкладывают схемы слогов ЛА и ЛЯ, дают характеристику каждому звуку, соотносят его с  буквой.  Находят  сходства и отличия   по звучанию, написанию. С помощью логопеда делают вывод - если после мягкого согласного слышно звук-а-, то нужно писать букву-я, буква  -а-  пишется после твердого согласного.

 

8.Работа в тетради. На странице тетради  нарисованы синий и зеленый  домики, на крыше зеленого домика точками  написана  буква-я- ,  синего  буква -а-  . Дается задание – вспомнить и рассказать из каких элементов состоят буквы -а-, -я- обвести их по точкам в тетрадях.  Вспомнить, чт о если после мягкого согласного слышно звук-а-, то нужно писать букву-я-, а после твердого согласного пишется буква  -а-. Задание - Запишите  слоги с буквой -а- в   синий  домик, с -я- в зеленый. Запись слогов – на-ня, за-зя, та-тя, пна-пня, кла-кля  под диктовку. Затем дети читают слоги  парами, по цепочке.

 -Из слогов, какого домика Нак будет сочинять песенки? А Няк? Объясните свой выбор.

 

9.Физминутка. Игра с мячом. Я вам называю цепочку звуков, а вы соберите из них слог.(д,а -да;  мь,а -мя;  п,ль,а -пля;  к,р,а -кра;  ть,а,п -тяп;  к,а,р-кар)

 

10. На доску помещается ряд букв со словами на бумаге. Приложение№3

Ребятам дается задание - найти среди букв два слова.    После нахождения слов ( -мал-,-мял-)  лишние буквы убираются. Затем логопед показывает  звуковые схемы слов. Приложение№4

Дети к схеме подбирают подходящее  слово. Объясняют свой выбор. Находят отличия, сходства по звучанию, написанию, значению. Логопед просит послушать и  добавить в предложение слово, подходящее по смыслу. Мальчик пластилин … Мой брат еще…  А если школьник в предложении, в слове мял, напишет букву -а-, что изменится?

- Нарушится  смысл в предложении.

 

11. У детей на столах карточки с картинками, в названии которых пропущены буквы  -а-  и -я-. Приложение№5

 -Гномы нарисовали картинки, а когда подписывали названия картинок забыли правило после каких согласных в слове пишется буква - я- и -а-. Вспомните правило, прочитайте название предметов,  вставьте пропущенные буквы -а- ,  -я-.

Затем дети  отвечают на вопросы. Что нарисовал Нак? Няк?

Дети отвечают полным предложением. Нак нарисовал марку и т.д.

13.Итог.

Приложение 1http://www.openclass.ru/sites/default/files/page/2014/05/_1_doc_18536.doc

Приложение 2.  http://www.openclass.ru/sites/default/files/page/2014/05/_2_doc_17148.doc

Приложение 3.  http://www.openclass.ru/sites/default/files/page/2014/05/_3_doc_13241.doc

Приложение 4.  http://www.openclass.ru/sites/default/files/page/2014/05/_4_doc_47483.doc

Приложение 5.  http://www.openclass.ru/sites/default/files/page/2014/05/_5_doc_12924.doc

Прикрепленный файл Size
Приложение №1.doc 260 KB
Приложение №2.doc 48.5 KB
Приложение №3.doc 25.5 KB
Приложение№4.doc 81.5 KB
Приложение №5.doc 1.16 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн